Боб Тьеле-младший и базовая сериальная группа The Forest Rangers не побоялись в эпизоде «The Separation of Crows» представить свою версию ставшей классической песни Боба Дилана «All Along The Watchtower ». Уже давно авторство композиции пишут через слэш – Дилан/Джимми Хендрикс. А всё потому, что Джимми в свое время сыграл ее, по признанию самого Дилана, гораздо лучше самого автора. И Боб Дилан с тех пор играл ее на концертах в манере великого гитариста.
Хендрикс всегда был высокого мнения о творчестве Дилана, и ничего зазорного в том, что исполнит песню певца, творящего в другом музыкальном направлении, не видел.
Вот что Джимми сам сказал об этом:
«Всем людям, которым не нравятся песни Боба Дилана, следует почитать его стихи. Они полны радости и печали жизни. Я похож на Дилана, потому что мы оба не умеем нормально петь. Иногда я играю песни Дилана, и они так похожи на мои, что мне кажется, будто это я их написал. Думаю, «Watchtower» - это песня, которую я мог бы сочинить, но уверен, что никогда бы не завершил ее. Думая о Дилане, я часто прихожу к выводу, что никогда не смог бы написать слова, которые удается находить ему, но я хотел бы, чтобы он мне помог, ведь у меня куча песен, которые я не могу закончить.Я просто записываю на бумагу несколько слов и не могу продвинуться дальше».
«All Along The Watchtower» от The Jimi Hendrix Experience вошла в альбом «Electric Ladyland» и была издана синглом, который поднялся на пятую строчку Чартов в Британии и на 20-е место в Billboard Hot 100. В исполнении того же Хендрикса, как, возможно, говорилось выше, «На сторожевой башне» вошла в список журнала «Rolling Stone». Кроме того соло из нее занимает 5-е место в рейтинге 100 лучших соло, составленном журналом «Guitar World». А британское издание «Total Guitar» назвало вариант Хендрикса лучшей кавер-версией всех времен.
В аннотации к своему альбому «Biograph» Дилан писал: «Мне понравилась запись Джимми Хендрикса, и с тех пор, как он умер, я играю ее именно так… Странно, однако, каждый раз, когда я пою эту песню, мне кажется, что это в какой-то степени трибьют ему».
Дилан сочинил эту песню быстро, «слова становились мелодией, а мелодия – словами». Записано творение автором было 5 ноября 1967 года в Columbia Studio A и вошло в выпущенный в конце декабря того же года альбом «John Wesley Harding».
Толкований смысла песни существует великое множество. Кто-то из критиков, любящих во всем искать пресловутое «двойное дно», назвал «Сторожевую Башню» «шедевром недосказанности». Кто-то видел в песне беседу Дьявола с Богом (а, может, беседу белоголового рыцаря в черных латах с Дьяволом за шахматной доской?), кто-то узрел наркотическую тему (типа – описание галлюцинаций) или же полную противоречий жизнь в современном мире. Пользователи многих наших музыкальных сайтов, ознакомившись бы с текстом, обвинили бы Дилана в том, что «всё, старик исписался, и сочинил какой-то бред». А вот серьезные специалисты, отягощенные великим грузом знаний, видят в песне аллюзию на библейскую Книгу Пророка Исайи. Но в такие дебри босиком и без мачете залезать страшновато! Хотя…
НА СТОРОЖЕВОЙ БАШНЕ
- «Должен же быть отсюда какой-то выход?-
Спросил шут вора. -
Слишком уж все запутано-перепутано, тяжело на душе,
Ох, уж эти дельцы! Они пьют мое вино.
Пахари вспахивают мою землю.
А ведь никто из них толком и не знает их истинную ценность!»
- «Да не стоит так волноваться! - приветливо ответил вор, -
Среди нас много так, кто воспринимает жизнь всего лишь как
шутку,
Но мы-то с тобой прошли через все это, пережили,
И у нас совсем другая Судьба,
Так давай же оставим эти притворные, лживые разговоры,
Время уже позднее!»
Князья не смыкали глаз на сторожевой башне,
А тем временем приходили и уходили женщины,
Следом – босоногие слуги,
В холодной дали, за стенами замка рычали дикие кошки,
Приближались два всадника, и принялся выть ветер…
Если речь идет о Дьяволе и Боге, то кто из них вор, а кто шут? Почему они, шут и вор, названы Диланом в последнем куплете «princes» - князьями?
Если действительно песня – аллюзия на библейскую Книгу Пророка Исайи, тогда речь может идти о князьях Содомских, вино и виноградники упоминаются по всему тексту Книги… Однако, особо не углубляясь в Книгу Пророка Исайи (для этого есть специальные люди), можно выделить следующее, подходящее к тексту:
[2:12] «Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на всё превознесенное, и оно будет уничтожено, [2;:13] и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, [2:14] и на все горы высокие, и на все возвышающиеся холмы, [2:15] и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену … И падет величие человеческое, и высокое людское унизится, и один Господь будет высок в тот день [2:18] и идолы совсем исчезнут.»
Что касается женщин, которые уходили и приходили, то речь, по-видимому, идет о дочерях Сиона, которые «[3:16] надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавой поступью и гремят цепочками на ногах».
А в «Пророчестве о пустыне приморской» [21]читаем: «»Вставайте, князья, мажьте щиты» [21:6]. Ибо так сказал мне Господь: пойди, поставь сторожа, пусть он сказывает, что увидит [21:7]. И увидел он едущих попарно (у Дилана – два всадники – М.П.) всадников на конях, всадников на ослах, всадников на верблюдах»…
Так что вор и шут у Дилана, возможно, ждали известия о падении Вавилона и о том, что все вавилонские идолы лежат на земле разбитые [21:9].
Упоминаются в Книге Пророка Исайи и дикие кошки «wildcats». В главе 34, где речь идет о гневе Господа, уничтожающего все живое и даже «небесное воинство», т.е. звезды. «И небеса свернутся как свиток книжный, и все «воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы»… [34:14].
«И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим…».
«Но мы-то с тобой прошли через все это, - говорит в песне вор, - и наша с тобой Судьба совсем другая»… Хотелось бы верить в то, что ждет шута и вора (или князей) совсем другая участь, нежели то, о чем говорилось выше. И надежда есть! (Хотя бы пока Джекс Теллер начинает читать записи своего отца).
«[35:6]… пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки [35:7] И превратится призрак вод в озеро и жаждущие земли – в источники вод. [35:8] И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже неопытные, не заблудятся.[35:9] Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные. [35:10] И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их, они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся».
Дальше, правда у Пророка опять речь идет о всяких ужасах и наказаниях. И – никаких искупленных…
Кровавое дело «Сынов» не дремлет – войны за передел территории, а, может, и рынков сбыта оружия и наркотиков продолжаются, то затихают, то вспыхивают вновь.
В американском городе Вака, штат Техас, сердце outlaw country, 5 враждующих группировок байкеров 17 мая 2015 года устроили одну из самых мощных разборок за последние годы. 9 человек убито, 18 доставлены в больницы.
Запоминающийся факт – байкеры собрались в ресторанчике с очень кинематографичным названием «Твин Пикс». И, видимо, события на сходке стали развиваться, как в байкеровских сериалах…
Сержант полиции Патрик Суонтон не сдерживает эмоций: «Чудовищная жестокость. Там текли прямо-таки реки крови. Всюду были раненые люди, которые пытались как-то спастись из этого места. Наверное, это одно из самых жестоких, ужасающих преступлений, которые я увидел за все 35 лет, что я работаю в полиции».
Полиция утверждает, что схватка на ножах завязалась именно там — в самом «Твин Пиксе» находилось в этот момент около 200 человек, — использовали не только ножи, но дубинки, пистолеты и даже винтовки. Свидетели описывают увиденное как побоище.
Говорят, Курт Саттер собирается снимать приквел «Сынов Анархии», продолжение же пока снимается без него…С участием мото-клуба «Banditоs», в свое время начавшим одну из байкеровских войн в Европе с применением огнеметов.
Так что Пророк Исайя прав – покоя не будет!
Но вернемся к песне о «Сторожевой башне».
Если отсылка к Книге Пророка верна, то всё получается замысловато, конечно, но кто поймет этих поэтов!
Сам Дилан к 1 октября 2013 года исполнил песню более 2150 раз. Кроме Хендрикса, дилановское творение звучало в исполнении Карлоса Сантаны, Нила Янга, Боно, Grateful Dead, даже вальяжного Брайана Ферри.
В «сынах Анархии» музыканты The Forest Rangers дали волю ударным, психоделическим эффектам «вау-вау», столь любимым Джимми Хендриксом и не сдерживали своего вокалиста Билли Валентайна.
«Эта уникальная песня Боба Дилана в определенной степени как бы подводит итог. Именно так обстоят дела в 8-м эпизоде 7 сезона, - говорит Боб Тьеле, - мы замедлили темп, сделали мощный драматический акцент на темпе и эмоциях».
Музыкальный сюпервайзер сериала в совершеннейшем восторге от вокала Валентайна и не скрывает этого. Он считает Билли одним из своих самых любимых певцов на Земле. Ни больше, ни меньше.
«Он – певец певцов!» - заключает Бобби. Так и хочется сказать ему: «Выдыхай, бобер!»
«Билли и я вот уже 25 лет упорно продираемся сквозь джунгли музыкального бизнеса, - откровенничает Бобби, - наверное, я не одинок в своих дифирамбах. Он певец от Бога! Слай Стоун, Бонни Райт, даже Марвин Гэй – все были очарованы его голосом».
«Даже Марвин Гэй!» - конечно, ссылка на такой авторитет заслуживает уважения. Жаль, что стоявший у истоков современного ритм-н-блюза Марвин не успел услышать Билли Валентайна в «SOA» - скончался 1 апреля 1984 года в результате ссоры с собственным отцом, который свалил сына оглушительным ударом с ног. Обычная бытовая драка. 2 апреля «Князю Мотауна» исполнилось бы 45 лет. Вот тебе еще одна материализация содержания песни «Daddy Gonna Kill You», звучащей в сериале.
Однако история с песнями Боба Дилана на включении «All Along The Watchtower» в шоу, не заканчивается.
В 4-м сезоне звучит хрестоматийная «The Times They Are A-Changing» - «Времена меняются». В новом виде песню не узнать, куда девался традиционный Дилан? Называется она по-испански «Los Tiempos Van Cambiando» (без потери изначального смысла), а исполняющая ее группа The Forest Rangers элегантно переименовывается в Los Guardianes del Bosque.
«Курт прописал это в своем сценарии, - делится воспоминаниями Боб-Тьеле, - для наших парней вновь наступает время перемен или «времена меняются» (выражаясь по-дилановски). Тот факт, что песня исполняется на испанском языке, говорит о том, что мы отошли от «лобового» использования музыки. Большинство, кажется, и не догадывалось, что эта песня каким-то образом связана с Бобом Диланом. Звучала она как нечто, странным образом знакомое, успокаивающее. И, конечно же, использование национальных мексиканских инструментов добавляет новые краски в картину всего происходящего на экране».
THE AGE OF AQUARIUS
Пожалуй, самой неожиданной песней в сериале (5-й эпизод, 7-й сезон) является звучание знаменитого хита «The Age Of Aquarius» - «Эра Водолея» из мьюзикла «The Hair» - «Волосы». Оригинальное название песни, сочиненной Galta McDermot”ом и поэтическим тандемом James Ralto&Gerome Ragui – «Aquarius/Let The Sun Shine In/The Flesh Failures». Название обычно сокращают до «Age of Aquarius» или «Let The Sun Shine In».
Жизнерадостная группа «The 5th Dimension» - «Пятое измерение» выпустила в далекие годы «Эру Водолея» на своем сингле, а потом и на альбоме, который пользовался ошеломляющей популярностью. Еще бы – то был светлый, жизнеутверждающий гимн поколению хиппи.
Лирика песни была основана на астрологии, которой тогда увлекались многие из хиппового племени. Главная мысль – осуществление предсказания о том, что мир скоро вступит в Эру Водолея, эру братства, любви. Света и человечности. Все темное останется в ушедшей эпохе Рыб.
В тексте содержится точное указание на время свершения чуда: Луна должна оказаться в седьмом доме, а Юпитер – должен встать в один ряд с Марсом. Одни оптимисты считали, что этот переход в Эпоху Всеобщей Гармонии произойдет в конце ХХ столетия. Другие думали иначе. Серьезные астрологи считают, что славные даты придутся на период с 2062 года по 2680 год. Так что живущим сейчас и мечтать о том, чтобы увидеть всеобщее счастье и беспечальную жизнь, не стоит. Как там у Некрасова? «Жаль, только в эту пору прекрасную жить не придется ни мне, ни тебе».
Являясь ярыми поклонниками музыки 60-х, команда Саттера придает этим, казалось бы, проверенным временем хитам совершенно иное звучание и иной смысл. «Эра Водолея» в «Сынах» выглядит как темная сторона Луны. Той, яркой и романтической, которая сияла героям мьюзикла «Волосы». Или неким отражением в таинственном зеркале, где левое становится правым, правое – левым, алое – черным, зеленое – желтым. А белого цвета просто нет. Он исключен из палитры реальности, в которой мчат на своих байках «Сыны Анархии».
От триумфального исполнения «Эры Водолея» молодыми, кудрявыми и темнокожими ребятами из «Пятого Измерения» The Forest Rangers не оставляют и следа. Драматизм в первой части, драматизм в многократно повторяющемся «Let The Sun Shine In» - «Пускай Солнце светит», звучат вокализы как в госпелах. Молитвы? Всхлипы? Отчаяние?
Мечта Джона Теллера, вспыхнувшая там, в 60-х, терпит окончательное крушение. Это уже не лучи солнца освещают лица участников драмы. Это свет фар байков, автомобилей, отблески пожаров и взрывов.
ЭРА ВОДОЛЕЯ
Когда Луна окажется в 7-м доме,
А Юпитер станет в один ряд с Марсом,
Тогда Мир начнет главенствовать в жизни планет,
А Любовь - повелевать звездами,
Это она, Эпоха Водолея,
Эра Водолея,
Водолей, Водолей!
Гармония и всеобщее понимание,
Сочувствие и океан взаимного доверия,
Никакой фальши или насмешки,
Золотой век мечтаний о предвидении,
Откровение мистического кристалла,
И подлинное освобождение разума.
Водолей, Водолей,
Когда Луна окажется в 7-м доме,
А Юпитер станет в один ряд с Марсом…
Так пусть сияет Солнце,
Так пусть сияет Солнце,
Так пусть Сияет Солнце…
Если повторять последние строки песни как мантру, и при этом еще кружиться, кружиться, кружиться… Когда в изнеможении упадешь на траву, закроешь глаза, то тысячи маленьких светил будут вспыхивать и гаснуть. Вспыхивать и гаснуть. И волна счастья накроет тебя с головой.
Но такая волна не обрушится на героев «Сынов Анархии». У трагедии свои законы. Гамлет в черной жилетке с Мрачным Жнецом на спине счастливым быть не может.A priori. Для него Эпоха Водолея навсегда осталась за горизонтом. Нон-стопом – Эра Призраков, тюрем, убийств, похищений, смертей, матери, собственноручно застреленной в розовом cаду бабушки …