Музыкальный сьюпервайзер «Сынов» Боб Тьеле-младший




СЫНЫАНАРХИИ. SONS OF ANARCHY.

САУНДТРЕК

Для любителей грохота, скрежета и металлического галопа в сериале на удивление многовато медляков… Даже избыток. Однако с возрастом и пониманием основ музыкальной философии «Сынов» неприятие предложенных треков пройдет, ибо байкеровская эпопея не обязательно должна сопровождаться ураганным вихрем гитарных звуков и барабанной дробью, смахивающей на пулеметные очереди засевших в джунглях вьетнамских партизан.

«Больше хэви или грайндкора!» «Не саунтрек,а сплошные сопли!» - вот такие высказывания, наряду с восторженными постами «въехавших» в смысл такого саундтрека людей, приходилось читать в Инете.

На мой взгляд, 483 песни к 7 сезонам сериала (иногда я бралась пересчитывать песни, и количество получалось то меньше, то больше) подходят идеально, максимально соответствуя развитию гамлето-саттеровского сюжета. В таком эпике должны были звучать песни именно роковой, но не оголтелой, направленности, кантри, ритм-н-блюзовые, просто блюзовые, госпелы, старая добрая музыка «золотых» лет рока. Ведь сериал совсем не о бесконечной, но обычной дороге, кулаках, торговле оружием, любви, верности и наркоте. Не шумом колес единым живы его герои…

Да, и что важно – саундтрек рассчитан на аудиторию, которая в ладах с английским языком и неплохо знает американскую и английскую музыку. Содержание каждого трека имеет непосредственное отношение к истории, рассказываемой в каждом сезоне, дополняя своим содержанием действие серий.

В интервью представителю портала EW создатель и «мозг» сериала Курт Саттер сказал: «Я знаю наверняка, какая песня потребуется для определенных сцен, ведь песни – часть сюжета, а музыка только усиливает впечатление от происходящего… За саундтреки у нас отвечает Боб Тьеле. Он находит нужного исполнителя, обрабатывает по-своему музыку, с большим пиететом относясь к хитам, но при этом подбирает такую аранжировку, которая соответствовала бы духу сериала. Ему можно просто подкинуть идею, и он сделает все, как надо!»

Свой собственный вывод о значимости той или иной песни или версии хорошо известного хита я сделала еще до того, как наткнулась на это высказывание Саттера.

И все-таки сам «родитель» «Сынов» Курт Саттер выступает главным музыкальным «архитектором» сериала То ли подчиняясь указаниям внутреннего голоса, то ли заточенной на музыку 60-70-х годов интуиции, этот невротического склада человек умело руководил всем музыкальным процессом. Благодаря именно ему, музыка стала реальным действующим лицом сезонов, а тщательно отобранные исполнители приравнивались к актерам. Саттер не просто руководил процессом, по ходу дела он успевал и сочинять тексты для новых, не достающих по сюжету, песен. Но не будем зацикливаться на дифирамбах Курту – все, кто мог, это уже сделал. Обратим свой взор на, так называемого, музыкального «сьюпервайзера» сериала, уже упомянутого выше. Разумеется, ни один находящийся в здравом уме человек не справился бы в одиночку с такой колоссальной работой – найти, аранжировать или сочинить набело требуемый трек. Боб Тьеле работал в паре с Мишелем Сильвермэном (Michelle Silverman) и с базовой группой The Forest Rangers.

Первоначально в состав группы The Forest Rangers входили:

· Мэтт Чэмбэрлэн – барабаны (Matt Chamberlain)

· Дэйви Фэрэгэр – бас-гитара (Davey Faragher)

· Фил Шинейл – клавишные (Phil Shenale)

· Грэй Лиз – стил-гитара (Grey Leisz)

Неизменным вокалистом на протяжении 7-ми сезонов оставался Билли Валентайн, который спел не во всех треках, но, несомненно, заслуживает всяческих похвал и реверансов.

О втором сьюпервайзере сведений не особо много, зато о Бобе Тьеле можно сочинить целый нехитрый роман о похождениях маленького мальчика в мире современной и старой американской музыкальной сцены.


Музыкальный сьюпервайзер «Сынов» Боб Тьеле-младший

Похожий на новомодного хипстера Боб-Тьеле-младший (или на цыгана?) не такой уж и простой парень, как может показаться на первый взгляд. (Один скептик вдогонку моей мысли бросил свою: «В шоу-бизнесе простые чуваки не выживают!»).

Боб – вполне состоявшийся продюсер и автор множества песен, за свои альбомы получал премии GRAMMY, написанные им хиты входили в ТОР-40. Тьеле-младший многое сделал для киномузыки и телесериалов. В 2006 году он был номинирован на премию EMMY за песню «Just The Way I Am», cочиненную для диснеевского фильма «The Buzz On Maggy». В 2008 году Тьеле сочинил, спродюсировал и записал джазовые композиции для фильма «Bernard and Doris» и был номинирован каналом НВО на EMMY. Он внес свой вклад в разработку музыкального материала и для таких сериалов как The Office, The O.C., Boondock, The West Wing, American Dreams, Dawson’s Creek, Buffy The Vampire Slayer, Boston Public. Как говорится, ищи свой любимый и слушайJ)

Успех музыкальной стороны сериала «Сыны Анархии» вполне понятен, если не пожалеть драгоценного времени, познакомиться с жизнью Боба и вспомнить шекспировскую фразу «Из ничего и выйдет ничего!», или же, что проще, известную поговорку «яблоко от яблони недалеко падает ». В данном случае роль яблони исполнял Боб Тьеле-старший, роль яблока – Боб Тьеле-младший.

Тьеле-отец (извините, яблоня) бОльшую часть славных 60-х годов выступал в качестве музыкального продюсера и главы компании с непритязательным названием «Impulse!Records». Был соавтором ставшей классикой песни «What A Wonderful World», позже попавшей, образно говор, под колеса байка Джекса Теллера (о чем речь впереди, если доживете до этого славного момента). С Тьеле-отцом любили работать такие звезды джаза как Дьюк Эллингтон и Джон Колтрейн. Именно Тьеле-старший записывал Колтрейну важные для творчества знаменитого саксофониста альбомы «Above Supreme». «Ballads» и «Crescent». А Боб-младший, как любой любопытный ребенок, с юных лет варился в этом адском музыкальном вареве и наверняка слышал старые легенды о том, как музыканты продают свои души самому Дьяволу на перекрестке, где растет засохшее дерево, не занесенное ни в одну «Красную книгу» мира. Продают, стало быть, душу и становятся знаменитыми. (Хочется нехорошо пошутить, но, боюсь, не все эту шутку поймут: амплуа Хозяина такого старого высохшего чудо-дерева пришлось по вкусу Курту Саттеру, и он с удовольствием выступил в этой роли, подсунув в один прекрасный день соответствующий контракт Бобби-хипстеру).

«Пожалуй, Колтрейн был самым значимым исполнителем, оказавшим на меня влияние, - вспоминает сегодня Тьеле-младший, - но, скорее, не в музыкальном, а в творческом, духовном отношении».

С годами Бобби-младший начинал понимать, что творческий процесс Колтрейна или Джиля Скотта Херона (Gil Scott Heron) был не столько «безумным, сумасшедшим», сколько проникающим в душу и сильно влияющим на него, как на музыканта. И, обуреваемый такими чувствами, Бобби не превратился в чиновника от музыки, а вступил на трудную стезю сочинительства.

Да, способность Тьеле-младшего к восприятию всего классического в старом и новом ключе впечатляет. Тот же Джиль Скот Херон известен в США главным образом как исполнитель художественной декламации в 70-80-х годах. Его совместная работа с музыкантом Брайаном Джексоном представляла собой слияние джаза, блюза и соула. Тексты, полные социальной тематики, исполнялись Скоттом Хероном в форме речитатива и в мелизматическом вокальном стиле.

Его альбом первой половины 70-х способствовали зарождению таких жанров, как хип-хоп и соул. Особенно, отмечает критика, на каждое новое поколение исполнителей хип-хопа оказывает влияние поэтический стиль Скотта Херона. Одним из самых известных его произведений считается композиция с замечательным названием «The Revolution Will Not Be Televised» (хотя, возможно, мнение музыканта-декламатора в наше время может показаться ошибочным).

Это я к тому рассказываю, чтобы было ясно – Бобби – увлекающаяся натура и ему не чужды различные экспериментальные жанры…

Но вернемся еще на какое-то время в яблоневый сад. Т.е. к той самой яблоне, от которой не так далеко укатился Бобби-яблоко. Т.е. - к Бобу Тьеле-старшему. Думаю, информация будет интересна тем, кто увлекается или увлекался битниками, в частности, битнической литературой.

В 1959 году мистер Тьеле записывал альбом Джека Керуака, читавшего свои стихи, на фирме Dot Records. Но глава компании посчитал творчество Керуака возмутительным и непристойным и решил запись аннулировать. Тогда Тьеле просто-напросто уволился и основал новую фирму вместе со Стивом Алленом (Steve Allen). На этом лейбле они и выпустили записи Джека Керуака, автора известных у нас в различных переводах романов «На дороге» и «Бродяги дхармы».

Пребывая в самом эпицентре записывающей индустрии и сочинительства, мальчик Бобби научился играть на гитаре и принялся творить. Получалось неплохо – треки, записанные Тьелем-младшим, начали исполнять Bonnie Raitt, Рэй Чарльз и Pop&Mavis Staples.

Так Бобби становится известным в музыкальных кругах и начинает сотрудничать в качестве штатного композитора с известными компаниями WARNER и UNIVERSAL.

«Я начинал понимать, - вспоминает Боб-младший, - что зарабатывать на жизнь в качестве сочинителя песен – это означает всего лишь придумывание песен для наших идолов или что-то в этом роде».

«Вступаешь в новое тысячелетие, и для того, чтобы продолжать зарабатывать на хлеб в качестве автора, ты должен обращать внимание на все происходящее с более молодыми исполнителями. Поп-музыка здорово изменилась – мальчуковые группы, подростковые звезды и т.п. – вот те люди, которые действительно успешно продают альбомы».

Боб-младший в какой-то момент почувствовал, что у него нет тесного контакта с исполнителями, и он сам и его музыкальные герои тусуются на задворках «сладкой» попсы начала 2000-х.

«Внезапно я увидел себя сидящим в студии с молодым исполнителем и сочиняющим с ним вроде бы песню, и подумал:”Какого черта я здесь делаю? Между нами нет ничего общего, я просто напросто не чувствую их”. Существовал чисто формальный подход к сочинению песен, который на все сто процентов шел вразрез с моим собственным опытом. Откровенно говоря, я чувствовал себя несчастным. И решил выйти из игры».

Знакомая ситуация! Временами теряешь всякое ощущение какой-либо связи с окружающим миром, ощущаешь себя немощным кукушонком, выпавшим из привычного гнезда. Ты готов (или готова) поставить на всем уже сделанном или только еще задуманном жирнейший крест. Обычно в самый драматический момент, в миг апофеоза отчаяния и полной уверенности в собственной ненужности в этой жизни, луч света начинает свою жизнеутверждающую пляску на стенах комнаты, собственной или съемной. Подобное случилось и с Тьелем-младшим (судя по всему, без визита к психоаналитику, хотя кто знает). Да, какое-то время он чувствовал себя униженным, оскорбленным, растертым в порошок. И был готов окончательно забросить музыкальную карьеру. И – вот оно! – заиграл на стене спасительный луч солнца: поступило предложение написать джазовые композиции для фильма «Bernard and Doris», а там последовала и номинации на EMMY.

Боб-младший решил – перед ним открывались новые пути-дороги, дали-горизонты. Он считал, что для креативного человека работа над музыкой к телефильмам и полнометражным лентам именно то, что ему нужно. Боб смело шагнул за порог звукозаписывающего бизнеса, решив заняться сочинительством и контролем за саундтреками.

Круг друзей и коллег Боба-яблока становится в мире телевизионной и киномузыки все шире и шире. И вот в конце 90-х эти две стороны сложного музыкального бизнеса сошлись в одной точке – на том самом проекте, который в конечном результате станет, по выражению самого Тьеле, «идеальной работой». Да-да, Боб-младший прогремит в соответствующих кругах как музыкальный сьюпервайзер сериала «Сыны Анархии».

Было ли это простой случайностью, простым совпадением, но в 90-е годы Боб-младший начинает сотрудничать с актрисой и певицей Кэти Сэгэл, в те времена известной как Пеги Банди из сериала «Married…with Children». В 1994 году они выпускают альбом «Well», на котором Боб выступает в качестве музыканта и продюсера.

«Когда мы только встретились, - вспоминает Боб, - мы сочинили песню, которая стала для Кэти чем-то вроде стержня, основы. Мы поняли, как сделать из этой песни хит, и очень сблизились после этого».

После этого Кэти выходит замуж за парня по имени Курт Саттер, который и превращает ее в почти инфернальную Джемму, мать байкерского принца Джекса Теллера.

«Когда началась работа над «Сынами», Курт, к тому времени уже ставший моим другом, сказал: “Послушай, я занимаюсь этим сериалом, не хочешь ли стать музыкальным сьюпервайзером?” Ну, я в ответ типа: “Да не знаю я, что это такое вообще”… - рассказывает журналистам Тьеле-яблоко и улыбается.

Саттер для себя решил однозначно – никакого одного композитора, сочиняющего музыку для нового сериала, как это было в «Щите» («Shield»). Автор «Сынов» подписал Тьеле на решение весьма трудной задачи – создать с помощью музыки уникальную атмосферу для действия, сделать примерно то же, что Бобби видел в детстве в Сан-Франциско, когда вместе с отцом искал новые таланты.

«Это было чертовски интересно, т.к. возвращало к моему раннему глубокому опыту, а мне было всего 12 лет, и я находился [ в зале] The Fillmore в 1967 году, - продолжает свое повествование Боб, попутно заметив, что в те времена вокруг было полным-полно членов Ангелов Ада, - получилось, что задолго до того, как Курт сказал мне, о чем будет сюжет, я уже был очарован этой культурой. И, конечно же, музыкой – The Grateful Dead, Jefferson Airplane, Quicksilver Messenger Service, Steve Miller Band».Реплика в сторону: совсем недавно один пользователь Facebook утверждал, то прошлое – пыль. Стряхнуть и забыть. Оно ничего не дает для будущего. То ли шутил, то ли провоцировал. А что делала бы сегодняшняя музыка без музыки прошлых лет ХХ века? Без прошлого продолжение не возможно).


Поговорим о THE FILLMORE…

«Ох, уж эти Филлморы!» - можно было бы вздохнуть с укоризной, если бы под этой фамилией фигурировало какое-нибудь развеселое семейство мутантов, запросто отправляющих перцовые пары и соляные бури в окна соседских кухонь, или умеющих перекрашивать синие в белый горох чайные чашки в красные бокалы. Но в зеленый горох. (По ходу возникает вопрос исключительно из-за незнания реалий повседневной американской жизни – а из какой посуды пьют чай современные американцы? Из чашек тонкого фарфора? Из грубых кружек? Из бумажных стаканчиков? Джемма, кажется, наливала кофе своему королю в кружку).

Fillmore – гораздо серьезнее, чем просто чья-то фамилия. И немудрено, что он оказал мощное влияние на мировосприятие Боба-младшего (как, впрочем, тысяч других подростков, живших в ту пору и слушавших «правильную» музыку)

Вот ведь как бывает! Посидишь в детстве на отполированной десятками задов честных прихожан скамейке в каком-нибудь католическом соборе, пытаясь разглядеть высоко-высоко под сводами случайно залетевшую птицу; несколько раз заглянешь во вроде бы пустые глазницы каменных рыцарей на старинных надгробиях и поймешь, что глазницы-то совсем не пустые, и… И неотвратимо превращаешься в любителя всего таинственного, хорально-торжественного, готического. И никакие луковкообразные купола, крытые золотом, не переманят тебя своим блеском у резных шпилей, за которые так просто зацепиться воздушному шару, дьявольской утехе.

Или попадешь первый раз в жизни в огромный рок-клуб и… Пиши – пропало. На всю жизнь.

Судя по всему, делясь своими откровениями с журналистами, Боб Тьеле-младший говорит об исторической концертной сцене Fillmore в Сан-Франциско, открытой известным человеком Биллом Грэмом (Billy Graham). Изначально это место называлось очень помпезно – Majestic Hall и было переименовано в Fillmore Auditorium в 1954 году. Расцвет площадки приходится, конечно же, на 60-е годы (а мы в ту пору в полнейшем андеграунде, подпольные концерты, менты винтят длинноволосых, везут на Петровку организаторов сейшенов). Эта площадка считалась лучшей во всей Америке. The Doors в 1967 году выступали там всего за 350 долларов – минимальный гонорар! Но престижность Fillmore восполняла все финансовые недостатки концерта…

В этом эпицентре психоделической музыки и контркультуры и оказался младший Тьеле.

Попадание в водоворот, где мелькали руки-ноги-струны-барабаны-головы The Greatful Dead, Jefferson Airplane, Quicksilver Messenger Service, Jimi Hendrix Experience, The Byrds, Big Brother & The Holding Company, Santana, Frank Zappa&Mothers of Invention, The Allman Brothers Band, Creedence Clearwater Revival, The Who, Led Zeppelin, Pink Floyd и др., было чревато сильнейшим эмоциональным сдвигом. Знаю по собственному опыту, хотя никогда в Калифорнии не бывала, кто хоть раз погружался в такой бурлящий поток призрачной свободы, выходил оттуда человеком другого измерения (вспоминая русские народные сказки, думаю, за пример такого превращения можно взять Ивашку, искупавшегося в кипящем молоке в знаменитом «Коньке-Горбунке». Да и сам Горбунок был лошадкой фриковой!).

И дело было не только в концертной площадке, куда Боба-младшего приводил Боб-старший.

Хотя, конечно, световые шоу, мигание стробоскопов, сменяющие друг друга слайды и проекции разнообразных кинокадров на огромных экранах оказывали воздействие на психику присутствующих. Добавьте к этому еще необузданные, свободные танцы и самой публики, и тех, кто был на сцене. Не обошел своим саркастическим вниманием филлморовские Содом с Гоморрой и писатель Хантер С. Томпсон в знаменитой книге «Страх и отвращение в Лас-Вегасе», описывая контркультуру 60-х (для справки: сначала была книга, потом – фильм, а не наоборот. Это я на всякий случай).

Именно в те дни, помимо бурной концертной деятельности, в США происходили и другие мозговзрывательные события.

И мне очень хотелось бы, чтобы Бобби Тьеле-младший видел своими глазами то, что имело место в субботу, 14 января 1967 года в парке Золотых Ворот, в славном городе Сан-Франциско… (На самом деле может и видел, но информацию об этом я не нашла). Действительно, почему бы парнишке не отправиться с таким замечательным папой на Великий Съезд Племен (Gathering of Tribes) во имя Human Be In, где должен был быть исполнен Танец Мира с самыми выдающимися деятелями Контркультуры. Говорят, что это было как бы прелюдией к эпохе «Лета Любви», расцвета времен хиппи. Кое-кто поговаривает, что масштабная сходка была созвана в преддверии признания ЛСД вне закона в Калифорнии. Конечно же, играли Папа Медведь и The Grateful Dead. Собралось около 20.000 человек – себя показать и посмотреть на «лидеров» в лице Джерри Рубина, Тимоти Лири, Гари Снайдера и поэта Алена Гинзберга. Позже «лидеры» встретились с мистиком, писателем и духовным гуру для многих Аланом Уоттсом (Allan Watts) для длительной дискуссии по поводу будущего культуры…

Представляю худенького нервного мальчишку по имени Бобби Джуниор, внимающего хитроумному Тимоти Лири, «наркотическому гуру», слова которого многие интерпретировали по-своему. Да, он создал «Международный Фонд Вечной свободы» (IFIF – International Foundation for Internal Freedom). Да, он сформулировал известную формулу «настраивайся, включайся, выпадай» - «turn on, turn in, drop out ».Но, как показало время, его основным желанием было «настраивать» людей, давать им нужные волны и частоты для общения с космосом… Понимал ли это Бобби Джуниор? Если, конечно, он был у Золотых Ворот 14 января 1967 года… Несколько жизней назад!

Как бы то ни было, его «подключили» (шутка), как и множество разных людей, находящихся далеко за тысячи миль от Калифорнии. Настройки со временем перестают работать, люди «выпадают» совсем в другом смысле, нежели думал Тимоти Лири. Выпадают в вечность, где все безымянно, и никто не спрашивает, знаешь ли ты 7 языков Бога (для справки: так называется одна из книг Тимоти Лири, которая чудесным робразом была переведена на русский язык, продавалась, но потом была изъята из обращения).

Без подобных настроек Боб Тьеле-младший не стал бы музыкальным сьюпервайзером такого специфического сериала, не создал бы вместе с таким же по-тимотилиривски настроенным Куртом Саттером удививший многих саундтрек. Не написал бы для SOA инструментальные, очень атмосферные, композиции… Что за странные цветы расцветают порой под лучами вроде бы закатившегося за горизонт эпохи психоделического солнца?

«К концу первого сезона сериала, - возвращаемся к рассуждениями уже состоявшегося соучастника «анархического» беспредела, - всё выглядело типа “ну что же, мы действительно используем музыку как средство повествования”. Музыка – действующее лицо шоу. Музыка – еще одна сторона рассказа… Если бы я сел спокойненько и послушал бы все главные смонтированные с музыкой фрагменты, пять или шесть из них я просто выкинул бы…Мы намонтировали их чертову уйму!»

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: