МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.А.КОСТЫЧЕВА»
Технологический факультет
Кафедра лесного дела, агрохимии и экологии
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
По дисциплине «БОТАНИКА»
Уровень профессионального образования_______________ бакалавриат ___________
(бакалавриат, специалитет, магистратура)
Направление(я) подготовки (специальность)______________
(полное наименование направления подготовки)
Квалификация выпускника ___________________________ бакалавр ______________
Форма обучения____________________ заочная ___________________
(очная, заочная)
Курс _________ 1 ______________
ФИО студента _____________________________________________
Цитология и гистология растительных организмов
• Дать определение «ботаника» ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Раскрыть значение начального этапа становления ботаники как науки – Познание растений в первобытном обществе_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Пояснить роль Тефраста, Гука, Швана и Шлейдена, Линнея, Дарвина, Тимирязева ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Зарисовать растительную клетку под световым микроскопом
Обозначения: 1 – ядро 2 – цитоплазма 3 – клеточная стенка |
• Перечислить фазы онтогенеза ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Раскрыть роль органелл растительной клетки и отметить их на рисунке
Ядро__________________________________________________________________________________________________________________________________________Вакуоль_______________________________________________________________________________________________________________________________________Пластиды______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Строение растительной клетки под электронным микроскопом
Обозначения:
- ядро
- пластиды
- вакуоль
• Дать определение «ткань» и выписать основоположников учения о тканях________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Зарисовать апикальную меристему стебля и корня с обозначением апекса
Апикальная меристема стебля | Апикальная меристема корня |
Обозначение: 1 – апекс
• Выписать покровные ткани
Первичные (пояснить термин, указать живые или мертвые)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
вторичные _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
третичные
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Дать определение восходящему и нисходящему току проводящей ткани, указать ученого, введшего термины. Зарисовать два сосуда и подписать виды сосудов
Ксилема – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Флоэма – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды сосудов:_____________________________________________________________________
Органография растительного организма
• Роль растений по Тимирязеву ___________________________________________
2.Основоположник учения о метаморфозах ________________________________
3.Основоположник селекции растений ____________________________________
4.Зарисовать три типа полового процесса
Изогамия | Гетерогамия | Оогамия |
5.Зарисовать 3 жизненные формы растений
Фанерофиты | Хамефиты | Гемикриптофиты |
6.Записать 3 способа размножения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Заполнить таблицу
Название органа | Функции | Метаморфозы |
Вегетативные органы | ||
Корень – это | ||
Стебель – это | ||
Лист – это | ||
Генеративные органы | ||
Цветок – | Зарисовать генеративные органы растения (на выбор обучающегося) | |
Семя – это | ||
Плод – это |
8. Зарисовать зоны молодого корня, сделать обозначения
9.Записать формулу и зарисовать диаграмму цветка одного растения (на выбор обучающегося)
____________________________________________________________________
Формула цветка Обозначения: Са – чашечка Со – венчик А – андроцей G - гинецей | Диаграмма цветка
Обозначения:
![]() ![]() ![]() ![]() |
10.Соцветие – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Записать тип соцветия с выраженной главной осью ___________________________
12.Зарисовать соцветия Простое моноподиальное _________________________ | Сложное моноподиальное ________________________ | Симподиальное ______________________ |
13. Дать определение «жизненная форма»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.Зарисовать плоды
Коробочковидный плод _______________ | Ореховидный плод _______________ | Ягодовидный Плод _______________ | Костянковидный Плод _______________ |
Систематика растений
• Роль Карла Линнея
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Перечислить таксономические категории
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Основоположник учения о виде _______________________________________
• Вид – это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Охарактеризовать низшие растения
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Охарактеризовать высшие споровые растения, указав отличительные особенности
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Пользуясь гербарным материалом, выписать по 1 виду растений на русском и латинском языках
лекарственное_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
вредное_______________________________________________________________________________________________________________________________________
ядовитое_______________________________________________________________________________________________________________________________________кормовое______________________________________________________________________________________________________________________________________
• Заполнить таблицу
Центр происхождения культурных растений по Вавилову | Название растений |
• Отличительные особенности растений классов Одно- и Двудольные
Особенности растений кл. Однодольные | Особенности растений кл. Двудольные |
Экология и география растений
• Пояснить названия групп (привести примеры растений)
Название группы растений или взаимоотношения | Отношение растений к фактору среды |
Гелиофиты | |
Сциофиты | |
Мегатрофы | |
Олиготрофы | |
Индифферентные виды | |
Конкуренция | |
Мутуализм | |
Комменсализм | |
Паразитизм |
• Творческое задание по теме «Роль растений в моей жизни»
• Основоположник географии растений____________________________________
• Основоположник учения о биосфере ____________________________________
• Основоположник учения о биогеоценозе _________________________________
• Основоположник учения о ареалах _____________________________________
• Ареал – это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Фамилия ученого-систематика, по которому вы изучаете растения______________
• Раскрыть понятия «флора» и «растительность»
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Фитоценоз – это
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Дать характеристику флористических областей
Европейско-Сибирская кустарниковая (лесотундровая) область
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Евразиатская хвойно-лесная область_______________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Акклиматизация – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Натурализация – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Записать группы растений по назначению и дать латинские их названия
![]() | ![]() | ![]() |
До экзамена сдать два определение – ботаника, вид (по Комарову), латинские названия растений и заполненную рабочую тетрадь