Плательщики НДС
В соответствии с главой 21, части 2 налогового кодекса РФ: Плательщиками налога на добавленную стоимость можно признать:
1. Юридических лиц;
2. Индивидуальных предпринимателей;
3. Лиц, признаваемых налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Необходимо учитывать, что организации на законном основании может получить освобождение от выполнения обязанностей налогоплательщика, которые связанны с исчислением и уплатой НДС.
Согласно статье 145 налогового кодекса РФ: право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость имеют организации при условии, что за 3 предыдущих последовательно следующих календарных месяца, величина выручки от реализации продукции, без учёта налога на добавленную стоимость и налога с продаж, не превышает в общей сумме 2 миллиона рублей. При этом сам размер выручки от реализации продукции должен определяться исходя из всех оборотов по реализации продукции, как облагаемой, так и не облагаемой НДС.
Обратим внимание, что не могут быть освобождены от уплаты НДС, в случае если она реализует подакцизный товар и подакцизное минеральное сырье.
Для использования права на освобождение от уплаты НДС необходимо предварительно уведомить об этом налоговые органы. Так налогоплательщик, который использует право на освобождение от уплаты налога, представляет в налоговые органы по месту учета организации, письменное уведомление и документы, которые подтверждают право использование освобождения. Все необходимые документы должны быть предоставлены не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого плательщик налога планирует использовать право на освобождение.
Освобождение от уплаты НДС предоставляется на срок в 12 месяцев и может быть продлено, в случае соблюдения налогоплательщиком условий предоставления. При оформлении права на освобождение от уплаты налога заполняется форма уведомления для информирования налоговой службы, утвержденная Приказом МНС России от 04.07.2002г. № БГ-3-03/342 «О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». В качестве документов, подтверждающих право на освобождение, относят:
— выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);
— выписку из книги продаж,
— выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели)
— копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Необходимо учитывать, что освобождения от обязанности уплаты налогоплательщиком платежей, которые связанны с исчислением и уплатой НДС, не освобождают от обязанностей:
— выписки счет-фактур на цену реализованных товаров (работ, услуг) в общепринятом порядке. При этом в выписанных счет-фактурах, величина НДС не должна выделяться отдельной строкой, а на счете должна быть надпись «Без налога (НДС)» (п.5 ст.168 НК РФ);
— ежемесячно представлять налоговые декларации в целях контроля за показателями выручки от реализации товаров (работ, услуг);
— исполнять обязанности налогового агента в соответствии со ст.161 НК РФ.
В случае, если в период использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, в части уплаты НДС (включая периоды продления права на освобождение), выручка от реализации продукции, без учета налога на добавленную стоимость, за 3 предыдущих последовательно следующих календарных месяца превысит 2 миллиона рублей, а также если плательщик осуществлял деятельность по реализации подакцизных товаров или подакцизного минерального сырья, то налогоплательщик, начиная с 1-го числа месяца, в котором произошло данное превышение суммы выручки или осуществлялась реализация вышеуказанных товаров, и до окончания периода освобождения, утрачивают право на освобождение. Иными словами, начиная с 1-го числа месяца, в котором плательщик утратил право на освобождение, необходимо в общепринятом порядке исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость
Объект налогообложения.
Согласно статье 146 налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения НДС признаются следующие операции:
1) Операция по реализации товара (работы, услуги) на территории РФ, в том числе включая и реализацию залоговых прав, прав на передачу товара по соглашению о предоставлении отступных, а также передача имущественного права;
2) Операция по безвозмездной передаче прав собственности на товары;
3) Операция по передаче на территории РФ товара (работы, услуги) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;
4) Операции по выполнению строительно-монтажной работы для собственных нужд;
5) Операции по ввозу товара на таможенную территорию РФ.
В той же статье налогового кодекса Российской Федерации, но уже в пункте 2, не признаются объектами налогообложения НДС:
1) Операции по обращению российской и иностранной валютой;
2) При реорганизации - Операции по передаче правопреемнику имущества в виде основных средств, нематериальных активов и иного имущества;
3) Операции по передаче имущества некоммерческой организации с целью осуществления последней уставной деятельности, которая не связанна с предпринимательской;
4) Операции по инвестированию имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ, вклады по договору простого товарищества, паевые взносы в фонды кооперативов;
5) Операции по передаче прав на имущество в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товариществу, при выходе из общества или в случае выдела его доли из общей собственности;
6) Операции по передаче жилого помещения физическому лицу в домах государственных или муниципальных жилищных фондов при проведении приватизации;
7) Операции по безвозмездной передаче объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, газовых и электрических сетей и прочих подобных объектов органами государственной власти и органами местного самоуправления.
8) Операции по передаче имущества государственного и муниципального предприятия, выкупаемого по приватизации;
9) Операции по выполнению работы (оказанию услугу) органами государственной власти и местного самоуправления, в рамках исполнения возложенных на них полномочий в определенной сфере деятельности;
10) Операции по безвозмездной передаче в использование основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления;
11) Операции, связанные с реализацией земельных участков или долей от них;
12) Операции по передаче имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
13) Операции по передаче денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации;
14) Операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;
И т.д.
Для верного определения объекта налогообложения возникает необходимость ясно определять место реализации товаров (работ, услуг).
Руководствуясь статьёй 147 Налогового кодекса РФ, в качестве места реализации товара можно признать территорию Российской Федерации, если существует хотя бы одно из следующих условий:
1) При реализации товар находился на территории РФ, при этом не отгружался и не транспортировался;
2) Во время начала отгрузки или транспортировки товар находился на территории РФ.
Как определенно в статье 148 Налогового кодекса Российской Федерации, место реализации работ (услуг) можно признать территорию РФ, если:
1) Работы или услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), которое находится на территории РФ. В том числе к этим работам можно отнести строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;
2) Работы (услуги) связаны с движимым имуществом, которое находиться на территории РФ;
3) Работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными или морскими судами, а также судами внутреннего плавания, которые находятся на территории Р Ф. В том числе к этим работам можно отнести монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание;
4) Услуги, которые по факту оказаны на территории РФ и относятся к сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры или туризма и спорта;
5) Покупатель работ (услуг) производит свою деятельность на территории РФ;
6) Деятельность предприятий или индивидуальных предпринимателей в части выполнения других видов работ, услуг, осуществляемых в границах территории РФ. В качестве места осуществления деятельности предприятий или индивидуальных предпринимателей, принято считать территорию РФ, в случае присутствия этого предприятия или индивидуальных предпринимателей по факту на территории Российской Федерации, на основании государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основе места, которое указанно в учредительных документах предприятия, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа предприятия, места нахождения постоянного представительства предприятия в Российской Федерации либо места жительства индивидуальных предпринимателей.
В случае вспомогательного характера реализации работы (услуги), в отношении к реализации основного характера, местом реализации вспомогательного характера принято признавать место реализации основного характера. Иными словами местом, в котором реализуется вспомогательная реализация, можно считать то место, в котором происходит основная реализация.
В качестве документов, которые подтверждают место выполнения работ (оказания услуг), признаются:
1) Контракт, который заключен с иностранными или российскими лицами;
2) Документ, который подтверждает факт выполнения работ (оказания услуг).
При этом налоговой базой при реализации товара (работы, услуги) считается база, самостоятельно определенная налогоплательщиками в соответствии со статьями 153-162 Налогового кодекса Российской Федерации, в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Налоговые ставки с соответствующими налоговыми базами определяются раздельно, в случае если при реализации продукции налогоплательщиком используются различные ставки, определенные законодательством для разных видов продукции, а затем суммируется.
При применении одинаковых ставок налога, налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.