Скважины, оборудованные УШГН передаются в ремонт по заключению технологической службы нефтепромысла и на основании мероприятий о необходимости проведения подземного ремонта.
· Необходимый порядок и объем работ на скважинах оборудованных УШГН формируется при составлении план-графика движения бригад подземного ремонта скважин НГДУ, на котором присутствуют представители служб и цехов НГДУ (ЦИТС, ПТО, ЦДНГ, ЦНИПР, ЦПРС).
· План-график движения бригад ПРС (КРС) утверждается главным инженером НГДУ.
· По скважинам из часторемонтируемого фонда (3 и более отказов УШГН за скользящий год) составляется отдельный план работ, который согласовывается нефтепромыслом, ЦПРС, ЛТТНД и при рассмотрении план-графика эти скважины включаются в движение бригад.
· Объем работ определяется на основании изучения режима эксплуатации отказавшей УШГН, причин отказов предыдущих установок, характеристики скважин, вида работ (смена УШГН, ввод после бурения, перевод на ШГН) при этом рекомендуются следующие виды работ:
· шаблонирование эксплуатационной колонны (при наличии затяжек, посадок в процессе СПО оборудования УШГН), спускать шаблон рекомендуется до глубины на 150м выше интервала перфорации, диаметр шаблона 120мм и длина 9м;
· скреперование эксплуатационной колонны (при затяжках и не прохождении шаблона при СПО, гидравлическим или механическим скрепером до глубины спуска шаблона см. главу УЭЦН), с последующей промывкой ствола скважины (проводится не реже одного раза в три года или при вводе из бездействия - более 3х лет;
Определение текущего забоя скважины производится по заявке нефтепромысла:
· после очистки забоя желонкой, промывки;
|
· после аварии, «полетов» УШГН на забой скважины;
· при частых отказах УШГН связанных с попаданием в насос песка, мехпримесей, АСПО;
· после работ по освоению пласта или работ по очистке призабойной зоны пласта;
Очистка забоя, промывка скважины:
· после проведения соляно-кислотных обработок, других обработок призабойной зоны;
· по результатам измерения текущего забоя скважины;
Технология ремонта скважин оборудованных УШГН.
· Глушение скважин производится в соответствии с Планом работ (наряд-заказом) согласно инструкции по глушению скважин оборудованных УШГН.
· Нефтепромысел несет ответственность за достоверность информации о наличии циркуляции и подготовленности скважины к глушению.
· Результаты глушения оформляются актом с указанием типа жидкости глушения, ее объема, удельного веса, давления и циклов при глушении. Акт подписывается мастером по глушению, передается в бригаду ПРС и хранится вместе с пусковой документацией на ремонт скважины.
· Бригада приступает к ремонту скважины только при наличии плана работ (наряд-заказа), утвержденного и согласованного ЦДНГ и ЦПРС, а также полностью заполненного эксплуатационного паспорта на УШГН. Ответственным за качество заполнения паспорта является технолог нефтепромысла.
Непосредственно перед ремонтом скважины нефтепромыслу необходимо провести следующие подготовительные работы:
· закрепить специальным зажимом полированный шток;
· демонтировать канатную подвеску;
· откинуть головку балансира;
Подъем и демонтаж УШГН.
o Убедится в отсутствии избыточного давления в затрубном и трубном пространстве, установить подъемный агрегат на скважину, демонтировать СУСГ и произвести подъем плунжера на штангах (для вставных насосов - подъем насоса на штангах).
|
o Демонтировать фонтанную арматуру, установить противовыбросовое оборудование, произвести подъем УШГН на НКТ, для вставных насосов при необходимости (устранения утечки в НКТ, смены замковой опоры, установки дополнительного оборудования, очистки от парафиноотложений или промывки забоя)- поднять НКТ. Для не вставных насосов - перед подъемом ШГН сбросить сбивное устройство в НКТ и открыть сливной клапан (для подъема НКТ без жидкости).
o При подъеме НКТ и штанг тщательно осматривать НКТ, штанги и их соединительные муфты. Имеющие такие повреждения как
o изгибы,
o зазубрины,
o коррозионный и
o механический износ, отбраковываются и не допускаются к повторному спуску.
o После подъема УШГН сделать запись в эксплуатационном паспорте о
o состоянии штанг
o состояние резьб,
o износ муфт,
o тела штанг и
o изгиб),
o состояние центраторов,
o состояние НКТ
o состояние резьб,
o коррозионный
o механический износ,
o отложение парафина и солей,
o состояние поверхности плунжера.
Поднятый из скважины насос (в комплекте с плунжером, фильтром, ГПЯ и т.п.) с заполненным эксплуатационным паспортом отправляется в ООО «НПР» на дефектацию.
Разбирать УШГН на устье скважины запрещается.
Монтаж и спуск УШГН.
o Для спуска в скважину завозится отревизированный (отремонтированный) ШГН с эксплуатационным паспортом. Разборка насоса на скважине запрещается.
|
o Насос подвергается визуальному осмотру
§ проверяется ход плунжера в цилиндре.
§ Сверяется маркировка насоса с данными паспорта
§ Проверяется ход плунжера,
§ состояние резьбовых соединений, патрубка удлинителя,
§ фильтра или ГПЯ.
§
Перед проведением СПО рабочая площадка и приемные мостки должны быть очищены от грязи.
o Спуск ШГН в скважину производится согласно компоновке, указанной в плане работ (заказ- наряде).
o Перед спуском производится замер длины труб и штанг, оформляется мера.
o При спуске трубного насоса сначала нужно спустить защитное приспособление (ГПЯ, фильтр и т.п.) затем цилиндр с всасывающим клапаном, с патрубком и муфтой под элеватор и насосно-компрессорные трубы до необходимой глубины.
o НКТ, спускаемые в скважину на внутренней поверхности не должны иметь отложений солей, парафина, окалины и грязи. Для проверки состояния внутренней поверхности, а также для подтверждения проходного сечения (особенно при спуске НН2Б -57и вставных ШГН всех типоразмеров) НКТ шаблонируются шаблоном:
Диаметр НКТ,мм. Диаметр шаблона,мм. Длина шаблона,мм.
60,3 48,2 1250
73 59,7 1250
89 72,9 1250
o После спуска НКТ проверить и при необходимости заменить на планшайбе подвесной патрубок, а после отработки ШГН более одного года подвесной патрубок меняется в обязательном порядке.
o После посадки планшайбы на фланец колонной головки, на штангах спускают плунжер. Не допуская 3х последних штанг, произвести промывку насоса жидкостью глушения в объеме не менее 16м3, для очистки насоса от возможных мехпримесей, окалины и т.п. При комплектовании компоновки автосцепом, плунжер спускается в цилиндре, предварительно навернув узел автосцепа (пику или захват) и затем спустить колонну штанг.
o Вставной насос спускается в следующей последовательности:
§ защитное приспособление (газовый якорь, песчаный якорь, фильтр и т.п.)
§ замковая опора.
§ После посадки планшайбы на фланец колонной головки, в колонну НКТ на насосных штангах производится спуск вставного насоса.
§ Насосные штанги спускаемые в скважину должны быть прямолинейными и чистыми (без каких- либо отложений и повреждений внешней поверхности тела штанг, их резьбовых соединений и муфт).
§ Спуск последних трех штанг производить на малой скорости во избежании резкой посадки плунжера в насос или вставного насоса в замковую опору, иначе это может привести к задиру плунжера или повреждению посадочной поверхности замковой опоры.
§ При СПО штанг со скребками-центраторами необходимо обязательное использование направляющей конусообразной воронки для предоотвращения сколов скребков - центраторов. Скорость спуска штанг - 0,25м/сек, при этом производить визуальный контроль за целостностью всех скребков - центраторов.