Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.
Для этихигр необходимо изготовить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10x10 см. Символы рисуются красным фломастером, так как пока мы будем знакомить детей только с гласными звуками. Впоследствии при обучении грамоте дети познакомятся с делением звуков на гласные и согласные. Таким образом, наши занятия будут иметь пропедевтическую направленность. Цвет звуков отложится у детей, и они без труда смогут отличать гласные звуки от согласных.
Рекомендуется познакомить детей со звуками а, у, о, и в той последовательности, как они перечислены. Звук а обозначается большим полым кругом, звук у – маленьким полым кругом, звук о – полым овалом и звук и – узким красным прямоугольником. Знакомьте детей со звуками постепенно. Не переходите к следующему звуку, пока не убедитесь, что усвоен предыдущий.
При показе детям символа называйте звук, четко артикулируя. Дети должны хорошо видеть ваши губы. Демонстрируя символ, можно соотнести его с действиями людей, животных, предметов (девочка плачет «ааа»; паровоз гудит «ууу»; девочка охает «ооо»; лошадка кричит «иии»). Затем произнесите звук вместе с детьми перед зеркалом, обращая его внимание на движение губ. При произношении звука а рот широко открыт, при артикуляции у губы вытянуты в трубочку. Когда мы произносим звук о губы выглядят, как овал, при воспроизведении и – они вытянуты в улыбку, зубы обнажены.
Вот как примерно должно звучать ваше пояснение к самому первому символу а: Человека повсюду окружают звуки. Шумит за окном ветер, скрипит дверь, поют птицы. Но самыми важными для человека являются звуки, при помощи которых он говорит. Сегодня мы познакомимся со звуком а. Давай произнесем этот звук вместе перед зеркалом (произносят звук длительно). Этот звук похож на тот, который издают люди, когда плачут. Девочка упала, она плачет: «А-а-а». Давай еще раз вместе произнесем этот звук (длительно произносят перед зеркалом). Посмотри, как широко открыт рот, когда мы произносим а. Произнесите звук и посмотрите на себя в зеркало дети самостоятельно произносят звук а). Звук а мы будем обозначать большим красным кружком (демонстрирует символ), таким же большим, как и наш ротик при произнесении этого звука. Давай еще раз вместе пропоем звук, который нарисован у нас на карточке. (Смотрят на символ звука и длительно произносят его).
|
Аналогично строится пояснение к другим звукам. После знакомства с первым звуком можно познакомить детей с игрой «Кто внимательный?».
Кто внимательный?
Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.
На столеодин символ звука или несколько. Педагог называет ряд гласных звуков. Дети должны поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более по мере усвоения детьми навыков звукового анализа и синтеза.
Звуковые песенки»
Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.
Перед детьмизвуковые символы. Педагог предлагает детям составить звуковые песенки типа АУ, как дети кричат в лесу, или как кричит ослик ИА, как плачет ребенок УА, как мы удивляемся ОО и другие. Сначала дети определяют первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем – второй. Потом дети с помощью педагога выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» составленную им схему.
|
Кто первый?
Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.
Перед детьмисимволы звуков, предметные картинки утка, ослик, аист, иволга. Педагог показывает детям картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного а, о, у, или и. Дети четко называют то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: “У-у-удочка”. Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.
Сломанный телевизор
Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.
На столесимволы звуков, перед педагогом плоский картонный экран телевизора с вырезанным окошком. Педагогобъясняет детям, что телевизор сломался, у него пропал звук, осталось только изображение. Затем логопед беззвучно артикулирует гласные звуки в окошечке телевизора, а дети поднимают соответствующий символ. Затем дети могут сами «поработать в качестве диктора» в сломанном телевизоре.