Роль и функции тестирования в преподавании иностранных языков





Начиная с 70-х годов, в отечественной практике преподавания иностранных языков роль тестирования постоянно растет. Проверка и оценка знаний, умений и навыков является важной частью учебного процесса. От ее правильной постановки зависит во многом успех всего процесса обучения. Овладение методикой проверки знаний и выставления оценок является одной из важнейших и труднейших задач, стоящих перед преподавателем.

В языковом тестировании преследуют цель, прежде всего научного исследования и тесты в этом отношении являются средством и методом исследования. По результатам языкового тестирования можно судить не только о положительном или отрицательном языковом опыте учащихся, но и о методе преподавания языка в данном учебном заведении, о недостатках в читаемых теоретических и практических курсах, о качестве учебного материала, о характере учебного планирования по данному предмету. Изучение результатов тестов дает возможность вносить соответствующие коррективы в отдельные разделы программы и учебного плана, видоизменять методическую систему преподавания данного предмета и своевременно организовать работу по профилактике типичных языковых ошибок. Второй не менее важной целью языкового тестирования является оценочная проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися на данном этапе обучения.

Тестирование это не просто новая линия в образовательной политике, а свидетельство более серьезных тенденций последних лет (процессы интернационализации, глобализации и международной интеграции), которые во все большей мере затрагивают не только экономику, но и образовательную сферу. Факты неумолимо говорят о том, что образование выходит за государственные границы, перестает считаться внутренним делом одной страны. Активизируются международные исследования, дающие информацию о подготовке учащихся отдельных стран в сравнении с общепринятыми стандартами. [2]

Основная роль тестирования в преподавании иностранных языков заключается в обратной связи (в широком смысле) и в контроле (в узком смысле) и чем теснее взаимосвязаны тестирование и учебный процесс, тем эффективнее учебный процесс и качественное тестирование. [8, c. 41]

Тесты имеют ряд функций, которые не существуют изолированно, а, пересекаясь, дополняют друг друга. Функции можно разбить на следующие общие группы:

1) общедидактические функции обучения (собственно обучающая, повторительно-закрепляющая и развивающая) и функции воспитания (познавательная, дисциплинирующая и т. д.).

К общедидактическим можно отнести следующие функции:

- функции прогноза успешности обучения;

- функция определения готовности к учебе;

- функция диагноза пробелов;

- функция определения общего владения иностранным языком.

2) информационные функции результатов лингводидактических тестов (контрольная, исследовательская и учебно-информационная).

Информационные функции результатов лингводидактических тестов это:

- функции определения

а) текущей и промежуточной успеваемости;

б) итоговой успеваемости;

в) эффективности обучения (приема, метода);

- функции самоконтроля (взаимоконтроля).

Эти функции частично перекрываются, например важнейшая функция лингводидактических тестов - контрольная - относится традиционно и к группе общедидактических тестов. Кроме того, среди исследовательских функций тестов имеются функции развития памяти, внимания и личностных качеств (добросовестности, целеустремленности и т. п.), последние из которых относятся к воспитательной функции тестов. Общедидактические функции обучения проявляются уже в ходе подготовки к тесту. Обучаемые систематизируют свои знания, ликвидируют пробелы. В ходе выполнения теста происходит определенное повторение и закрепление материала. Активизируется мыслительная деятельность, развивается память, то есть достигается определенный обучающий эффект. [6, c.190]

Но все же основной функцией тестирования является функция контроля. Тест как средство контроля имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами контроля: одновременно тестируется большое количество опрашиваемых, результаты тестирования устанавливаются быстро, результаты используются для диагностики трудностей языкового материала, в учебном процессе можно применять как тренировочное упражнение. Контроль на уроках иностранного языка преследует разные цели, носит обучающий характер, позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, создавать более благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения языком.

Важной функцией является воспитательная, которая выполняется на этапе подготовки к тесту и в ходе работы над заданиями теста через преодоление различных психолингвистических, мыслительных и других трудностей, то есть путем воспитания силы воли, целеустремленности, добросовестности и других качеств личности, а также путем изменения отношения к учебе, к иностранному языку. Тесты обладают обучающей функцией, так как выполнение заданий теста требует знания материала, умения анализировать и сравнивать. [15] В методе тестов обучающая функция проявляется с наибольшей силой, так как выполнение тестовых заданий, тщательно продуманных и отобранных на основе их предварительного тестирования, систематизирует усвоенные умения, знания, закрепляет приобретенные навыки.

Для максимально эффективной реализации вышеуказанных функций лингводидактических тестов, составителям тестов следует соблюдать следующие основные принципы:

1) составление только таких лингводидактических тестов, которые достаточно качественны, достаточно надежны, валидны с точки зрения целей и задач тестирования и учебно-воспитательной работы;

2) соблюдение обычных процедур разработки, проведения и обработки результатов лингводидактических тестов;

3) использование лингводидактических тестов только тогда, когда это оправдано;

4) соблюдение общедидактических принципов контроля - регулярности, систематичности, активности, сознательности и др. при организации тестового контроля. [15]





Читайте также:
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.036 с.