Глава I. Теоретические аспекты обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий




Оглавление

Введение …………..……………………………………………………………....2-4

Глава I. Теоретические аспекты обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий ……………………………………….5-13

1.1. Содержание понятия «компьютерные технологии»………..………..5-8

1.2. Виды компьютерных технологий в обучении английскому языку..9-13

Глава I I. Использование компьютерных технологий в обучении английскому языку на среднем этапе обучения…………………………………...14-27

2.1. Критерии отбора учебных компьютерных программ и особенности применения учебных компьютерных программ на уроке английского языка.................................................................................................................…14-20

2.2. Методические рекомендации по применению компьютерных программ в обучении иностранному языку на среднем этапе обучения…………………………………………………..……………………......20-22

Заключение…………………………………………………………….………......23

Список литературы………………………………………………………...…24-26

Приложение 1 Применение средств ИКТ

Приложение 2 Примеры упражнений обучающей программы “Reward”.

Приложение 3 Технологическая карта урока английского языка в рамках темы «Holidays» с применением компьютерных технологий

Введение

Иностранный язык - один из общеобразовательных предметов, который преследует комплексную реализацию практической, общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей. Владение иностранным языком способствует формированию всесторонне развитой, социально активной личности; открывает доступ к культурным и научным ценностям других народов; обеспечивает установление с ними деловых и культурных связей.

Характер преподавания иностранных языков в мире определяется социальными запросами государства, исходя из характера экономических, политических и международных связей. Сегодня интерес к иностранным языкам довольно велик. С вступлением общества в век компьютерных технологий появилась возможность более эффективной её обработки и представления. Это позволило эффективно хранить и обрабатывать большие потоки информации.

В настоящее время вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе является одним из наиболее актуальных. В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта формирование и развитие информационной культуры средствами иностранного языка предполагает усилить внимание на развитие коммуникативно-когнитивных умений в процессе изучения этого предмета.

Внедрение современной техники меняет характер урока иностранного языка. Повышается самостоятельность учащихся, более активным становится их участие в речевой деятельности, открываются новые возможности для стимулирования индивидуальных способностей каждого школьника.

Данной проблемой занимались и занимаются следующие ученые-методисты: Андреев А.А., Бешенков С.А., Бубнов В.А., Григорьев С.Г., С.А.Жданов С.А., Козлов О.А., Пак Н.И., Полат Е.С., Роберт И.В и др.

Однако в образовательной практике нередко возникают противоречия между практической значимостью использования компьютерных технологий и их систематическим внедрением в процесс обучения английскому языку.

Данные противоречия определяют проблему исследования: поиск эффективных путей внедрения компьютерных технологий в процесс обучения английскому языку.

Актуальность и теоретическая значимость проблемы обусловили выбор темы исследования: «Использование компьютерных технологий в обучении английскому языку на средней ступени обучения»

Объект исследования: процесс обучения английскому языку на среднем этапе обучения.

Предмет исследования: компьютерные технологии на уроке английского языка.

Цель исследования: теоретически обосновать эффективность применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку на среднем этапе.

Цель определила следующие задачи исследования:

1. Раскрыть понятие «компьютерные технологии», их цели и задачи.

2. Охарактеризовать критерии отбора учебных компьютерных программ на уроке английского языка на среднем этапе обучения.

3. Рассмотреть особенности применения компьютерных программ на уроке английского языка и обобщить методические рекомендации по внедрению компьютерных технологий в преподавание иностранного языка.

4.Разработать конспект урока с применением компьютерных технологий.

Методы исследования: теоретический анализ учебно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, анкетирование, наблюдение, анализ, синтез, моделирование.

Практическая значимость исследования:

- проанализированы возможности использования разнообразных учебных компьютерных программ для уроков английского языка на среднем этапе обучения;

- подготовлены методические рекомендации по теме исследования.

 

Глава I. Теоретические аспекты обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий

Содержание понятия «компьютерные технологии»

Новые образовательные технологии сопровождают результаты значительных научных исследований. Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.

В самом общем виде технология - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в конкретный вид продукции или её составную часть.

Другое определение технологий представлено в толковом словаре русского языка: «Технология - совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства» [15].

Вот некоторые варианты определения технологии из научной и методической литературы:

- это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы;

- это набор методов организации человеческой деятельности [11].

На смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения, в частности. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым [9].

Идеянепрерывного образования может быть реализована в современных условиях, если общеобразовательная школа сможет эффективно решить задачи по передаче накопленного опыта молодому поколению: обучить методам работы с информацией, методам создания новых знаний, а самое важное - методам поддержания необходимого уровня знаний о развивающемся мире. Поэтому, по мнению И.Л. Колесниковой, каждому преподавателю и учащемуся для овладения процессами «преподавания» и «учения» «желательно владеть тремя языками: родным языком, языком науки, языком технологии», рассматривая их как основы профессиональной деятельности.

Новые технологии в обучении уже стали неотъемлемой частью учебного процесса во всем мире, и в нашей стране уже сделаны определённые шаги в данном направлении. Новые образовательные стандарты второго поколения также предусматривают использование информационных технологий в учебном процессе.

Компьютерные технологии - совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых мы выполняем разнообразные операции по обработке информации во всех сферах нашей жизни и деятельности [20].

Компьютерные технологии представляют собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов: символьные объекты (знаки, символы, тексты); образные объекты (фото, рисунки); аудиоинформация (устные тексты, диалоги, музыка); видеобъекты (анимации, видеосюжеты); объекты «виртуальной реальности» (тренажёры, конструкторы).

Компьютерные технологии обеспечивают возможность интенсификации школьного обучения и повышение мотивации школьников к учению за счёт применения современных способов обработки аудиовизуальной информации. Они способствуют стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации; активизации познавательной деятельности учащихся [15].

К основным успехам компьютеров в образовании можно отнести следующее:

- повышение информационной обеспеченности школьников (за счёт компьютерных технологий расширяется возможность для учащихся и учителей осуществлять оперативный доступ к различной информации);

- использование компьютеров влияет на мотивацию, привлекательность обучения. Это связано с необычностью и престижностью работы с компьютером. Существование игровых компьютерных программ и игровых компонентов в обучающих программах повышает притягательность для детей;

- компьютер даёт возможность повысить самостоятельность обучения, возможность обучения без непосредственного участия педагога путем выполнения домашних заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения.

Е.В. Муковникова выделяет следующие цели внедрения компьютерных технологий в обучение иностранному языку:

- улучшить эффективность и качество образования;

- ориентироваться на современные цели обучения;

- повысить мотивацию учащихся к обучению;

- повысить качество наглядности [14].

Среди образовательных задач внедрения компьютерных технологий следует отметить: обеспечение индивидуализации учебного процесса; расширение знаний учащихся о стране изучаемого языка; поиск информации из самых широких источников; моделирование изучаемых процессов или явлений.

Воспитательные задачи предусматривают развитие способностей к коллективной работе, воспитание чувства ответственности за совместную работу, формирование уважения к истории и культуре другого народа, воспитание толерантности посредством внедрения компьютерных технологий.

К развивающим задачам можно отнести следующее:

- развитие языковой догадки, связанной речи, слуховой и зрительной памяти, внимания, логического мышления.

Определяя цели, задачи и возможности использования компьютерных технологий на уроке, преподаватель может, прежде всего, иметь в виду следующие принципиальные позиции:

а) сохранение психического и физического здоровья учащихся;

б) формирование у обучаемых элементарных пользовательских умений и навыков;

в) помощь обучаемым в усвоении учебного материала на основе специально созданных компьютерных программ по изучению иностранного языка.

Итак, перечисленные задачи, если преподаватель собирается следовать таковым, полностью исключают такую структуру процесса обучения, как стопроцентное сидение учащихся у компьютера. Нужны разнообразные формы учебной деятельности: это и фронтальная работа по актуализации знаний, и групповая или парная работа обучаемых по овладению конкретными учебными умениями, и дидактические игры, и интересные устные и письменные задания. Все они должны быть скомпонованы таким образом, чтобы компьютер становился не самоцелью, а лишь логическим и очень эффективным дополнением к учебному процессу.

Итак, можно утверждать, что внедрение новых информационных технологий в обучение иностранному языку способствует:

- индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учётом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых;

- изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону её большей самостоятельности и поискового характера;

- стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению;

- изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности обучающихся и организации их досуга.

Таким образом, грамотное использование ИКТ позволяет осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся, который предоставляет возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка, реалиями современной жизни в англоязычных странах, стимулирует развитие гуманитарного образования, способствует приобретению навыков пользования компьютерной техникой и технологией.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: