Глава II. Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку на среднем этапе обучения




Критерии отбора учебных компьютерных программ и методические рекомендации по применению компьютерных программ в преподавании английского языка

Мир новейших информационных технологий занимает всё большее место в нашей жизни. Использование их на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Применение компьютерной техники делает и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения и правильный выбор вида программ (обучающие, игровые, развивающие) для конкретного урока.

Ударения в функциях современного урока можно расставить следующим образом: вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями; обучение учащихся самостоятельной деятельности по овладению знаниями; формирование прочных мотивов учения, самосовершенствования, самообучения, самовоспитания; формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности и т. д.

Компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный потенциал. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации.

Эффективное использование информационных технологий в обучении языку зависит от таких факторов как: обеспеченность компьютерной техникой и доступом в Интернет; наличие компьютерных учебных материалов и необходимого комплекса программ различных типов; образовательное качество использующихся компьютерных средств обучения; оправданное соотношение цены и качества коммерческих образовательных продуктов; достаточный уровень общей компьютерной грамотности учащихся и преподавателей; специальная подготовка преподавателей в области компьютерной линводидактики; наличие квалифицированного инженерно-вспомогательного персонала;эффективная организация учебного процесса.

Требования к преподавателю языка в области использования компьютерных технологий намного выше, чем требования к преподавателям других предметных дисциплин, поскольку программное обеспечение обучения языку включает очень широкий диапазон программных средств и учебных материалов, ориентированных на разные уровни, этапы, аспекты и профили обучения.

Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием компьютерных программ, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами". Обучая подлинному языку, компьютерные технологии помогают в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создаёт реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.

Не менее важное требование к компьютерным программам – доступность и простота установки, что невозможно без наличия материально- технической базы. В кабинете для проведения уроков английского языка необходимо современное оборудование: телевизор, DVD, музыкальный центр, интерактивная доска, проектор, компьютеры, колонки, наушники, подключение к сети Интернет, принтер, сканер. Именно полный набор даёт наиболее значительные результаты.

Следующим требованием для педагога является комбинирование компьютерных программ, то есть использование компьютерных технологий для работы над разными видами речевой деятельности. Они позволяют осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся и сочетают в себе обучающий и игровой аспекты. Не менее важно учителю соблюдать логичность использования программ в соответствии с темой и целью данного урока.

Кроме того, при использовании компьютера на уроках иностранного языка учитель должен учитывать индивидуальные особенности учеников, для организации самостоятельных действий каждого ученика.

Итак, следует сказать что, для достижения наилучшего результата при работе с компьютерными программами при изучении английского языка учителю следует соблюдать ряд требований, выполнение которых будет способствовать повышению уровня знаний учащихся. Правильно организованная работа учащихся с компьютерными программами может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком.

Использование компьютерных программ ннаиболее эффективно. Оно способствует:

- повышению качества обучения по английскому языку;

- развитию творческих способностей учащихся;

- повышению уровня наглядности на уроке;

- повышению производительности урока;

- установлению межпредметных связей;

- развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.

То, как можно организовать работу на уроках английского языка с применением ИКТ представлено в таблице (см. Приложение 1).

Важным средством восприятия всегда были иллюстрации. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать её на фоне музыки. Вообще это процесс творческий. Но когда урок готов, то работа на нём становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность.
Л. С. Выготский считает что, именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием.
Основные виды работы с персональным компьютером на уроках английского языка можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала или при его отработке и проверке.

Использование обучающих и познавательных программ на СD - наиболее доступный способ использования компьютера как на уроках, так и во вне урочное время. Учитель может проводить групповую и индивидуальную работу с детьми, используя обучающие программы с игровыми элементами:Triple Play Plus", "Euro Talk. Elementary", "Euro Talk. Intermediate", "Learn to Speak English”, “Bridge to English”, “Английский - путь к совершенству”. Овладение языком через игру- один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.

Е.В. Муковникова предлагает следующие формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка на среднем этапе:

1. При введении и отработке тематической лексики используются следующие программы: «Английский путь к совершенству»- курс содержит около 1200 слов и выражений. Позволяет увидеть перевод и предложение, показывающее правильное использование слов. «Английский из Англии»- содержит разнообразные задания с новой лексикой.

2. Программа «Профессор Хиггинс» рассчитана на индивидуальную отработку фонетических навыков учащихся с микрофоном; постановку произношения с помощью чтения пословиц и скороговорок.

3. При обучении диалогической речи. (Интерактивный курс “Английский. Путь к совершенству” состоит 6 дисков 3-х уровней. В содержание курса включены видеофрагменты, “озвученный” словарь, диалоги. (I этап - знакомство с диалогом; II этап - разучивание диалога; III этап - инсценирование диалога)).

4. При обучении письму. (Новый компонент курса “New Opportunities: Russian Edition”- разработан для каждого уровня УМК. Он предоставляет большие возможности для письменного контроля знаний и навыков. Данная программа легка в пользовании, необходимы минимальные навыки работы с компьютером, что очень важно при работе с группой учащихся).

5. В интерактивном курсе “Round-up” №3,4,5 упражнения расположены по грамматическим темам. Достоинствами курса являются возможность проверки своих ответов и компьютерное подведение результатов выполнения заданий. Интерактивные курсы отличаются уровнем сложности по возрастным этапам.

Компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный потенциал. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации.

Большой интерес представляет компьютерная программа Reward Inter@tive (издательство оксфордского Университета). Программа Reward разработана таким образом, чтобы провести обучающего через все стадии изучения языка: от начального знакомства до профессионального владения. Reward равномерно развивает основные фонетические, лексические и грамматические навыки (см. Приложение 2).

Все эти операции с лексическими единицами выполняются в строгой последовательности. Компьютер не пропускает учащегося к следующей операции, пока предыдущая операция со всеми лексическими единицами не будет полностью выполнена правильно. Многократное выполнение этих операций способствует более простому закреплению каждой лексической единицы. Кроме того, благодаря компьютеру такие упражнения не отнимают много времени.

Следующей познавательной и полезной программой является «In and around London». Эта программа содержит страноведческую информацию по основным достопримечательностям Лондона, около 100 красочных фотографий, интерактивную карту, тестирование, список веб-сайтов, содержащих дополнительную информацию по Лондону. Она развивает навыки чтения, аудирования.

Большую помощь в изучении и закреплении грамматики предоставляет интерактивный курс “Round-up (издательство Pearson Education Limited. Longman), состоящий из нескольких дисков разных уровней. Упражнения расположены по грамматическим темам. Достоинствами курса являются возможность проверки своих ответов и компьютерное подведение результатов выполнения заданий. Данный курс эффективен для проведения контроля в компьютерной форме.

В настоящее время интерактивный курс “Grammar Practice” Third Edition with CD-ROM (Pearson Education Limited. Longman) представлен тремя уровнями: Elementary, Pre-intermediate, Intermediate. Учебное пособие построено следующим образом: в конце каждого раздела даётся проверка усвоения грамматического материала в учебнике, затем проверка на диске (каждое упражнение соответствует определённому уроку). Компьютерная программа построена таким образом, что выполнив задание, его можно проверить в автоматическом режиме и затем просмотреть правильные варианты выполнения задания.

Шесть уровней интерактивного курса “Way Ahead” (издательство Macmillan) включают в себя игры, кроссворды, увлекательные упражнения на закрепление грамматического и лексического материала в игровой форме. Интересно и увлекательно звуковое и графическое оформление программы.

Итак, использование компьютерных программ при формировании определённых навыков учащихся на уроках показывает, что компьютерные технологии обучения полностью отвечают целям, поставленным при обучении иностранному языку, и имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: