1. Показатели рыночной власти, проблема их измерения.
2. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.
Литература:
1 Пахомова, Н.В. Экономика отраслевых рынков политика государства: Учебник/ Н.В.Пахомова, К.К.Рихтер. – М.: 2009. – 266-280, 603-671.
2 Кравец, Л. М.Антимонопольное регулирование: анализ зарубежного опыта / Л. М. Кравец // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2008. - N 6. - С. 17-25.
3 Филипенок, А.Г. Проблемы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь и пути их решения в контексте зарубежного опыта / А. Г. Филипенок // Белорусский экономический журнал. - 2011. - N 1. - С. 83-88.
4 Борисов, Н.В.О порядке регулирование цен на товары (работы, услуги) монополистов / Николай Владиленович Борисов // Экономика. Финансы. Управление. - 2011. - N 11. - С. 32-35.
5 Розанова, Н.М.Экономический анализ фирмы и рынка / Н. М. Розанова, И. В. Зороастрова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 278, [1] С.
6 Суровцев, В.Об измерении рыночной власти (на примере рынка молока)/ В. Суровцев, Е. Щедрин, Е. Частикова // Экономист. - 2010. - N 12. - С. 66-72.
Вопросы для обсуждения:
1 По какому критерию можно отличить рынок олигополии от рынка с монополистической конкуренцией?
2 Какие предположения относительно реакции конкурентов на изменение цен данной фирмой лежат в основе модели ломаной кривой спроса?
3 Почему у олигополистических фирм есть стимулы для сговора? Каковы условия для успешного создания картеля?
4 Всегда ли картельные образования являются устойчивыми, каковы причины распада картелей?
5 Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики? Получают ли в этом случае фирмы экономическую прибыль и каковы ее источники?
|
6 Какие методы ценообразования применяют олигополисты? При каких условиях возможно лидерство в ценах и ценовая дискриминации при олигополии?
7 Как можно оценить эффективность олигополии? Всегда ли издержки олигополии превышают выгоды от нее?
Ключевые понятия и термины
Олигополия, дуополия, олигополистическая взаимозависимость, кооперативная стратегия, картель, некооперативная стратегия, фирма-лидер, ведомая фирма, ценовая война, ломаная кривая спроса, жесткость цен, ценовое лидерство, принцип «издержки-плюс», индекс Аббы Лернера, коэффициент концентрации, индекс Херфендаля-Хиршмана.
Тесты и задачи
1 На рынке функционируют две фирмы, производящие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. В таблице приведены данные по спросу на товар и издержкам для отдельной фирмы.
Цена товара, P ден. ед. | Объем спроса, Qd Шт | Объем выпуска Q1, ед. | Общие издержки ТС1, ден. ед. |
а) какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма определяет цену на свой товар, предполагая, что ее конкурент выбирает такую же цену?
б) какой объем производства выберет фирма, предполагая, что ее конкурент выберет такой же объем?
в) могут ли появиться на рынке новые фирмы в долгосрочной перспективе?
2 На олигополистическом рынке действует фирма-лидер, которая имеет функцию затрат ТС = Q2 + 3Q. Функция рыночного спроса: Р = 90 - Q. Остальные фирмы могут поставить по цене лидера количество продукции 45. Определите выпуск и цену лидера.
|
3 В модели дуополии Курно функция спроса имеет вид Р = 120 - Q. Предельные издержки обеих фирм одинаковы и равны 9. Определить:
а) выпуск каждой фирмы, отрасли в целом и рыночную цену на продукцию фирм, а также прибыль, если они действуют самостоятельно (отсутствует сговор);
б) как изменятся эти величины, если предположить, что фирмам удалось договориться о сотрудничестве;
в) как изменятся параметры равновесия на рынке в условиях совершенной конкуренции.
4 На рынке действуют два продавца с идентичными производственными функциями. Они заключают соглашение о разделе рынка. Если обе фирмы будут следовать соглашению, их прибыль будет составлять по 80 млн. руб. ежегодно. Если обе фирмы нарушат соглашение, они получает прибыль по 30 млн. руб. Если одна фирма нарушит соглашение, а вторая нет, то нарушитель получает 150 млн. руб. прибыли, а соблюдавшая соглашение сторона -10 млн. руб. Какие стратегии фирм формируют Парето-равновесие? Что будет служить равновесием по Нэшу в неповторяющейся игре?
5 В отрасли действуют пять фирм с объемами выпуска 2, 3, 5, 10 и 20% от общего выпуска отрасли. Остальной выпуск производится мелкими фирмами, каждая из которых имеет не более 1% продаж. Рассчитайте индекс Херфендаля и коэффициент концентрации. Какова степень монополизации данного рынка?
6 Предположим, что в отрасли А четыре фирмы имеют ежегодные продажи, составляющие 70%, 15%. 13% и 2% всех продаж по отрасли. Для четырех фирмы в отрасли В эти цифры равны 30%, 30%, 25% и 15%. Расчет индекса Херфиндаля – Хирршлана показывает, что:
|
а) обе отрасли конкурентны;
б) отрасль А более конкурентна, чем отрасль В;
в) отрасль В более конкурентна, чем отрасль А;
г) отрасли имеют одинаковый уровень концентрации производства.
7 Если при снижении цены какой-то фирмой её конкуренты тоже снизят цены, но если эта фирма повысит цену, но ни одна фирма не последует её примеру, то это означает, что данная фирма:
а) сталкивается с конкуренцией «не на жизнь, а на смерть»;
б) имеет «ломаную» кривую спроса;
в) является ценовым лидером на олигополистическом рынке;
г) одна из конкурентных фирм в отрасли.
8 Равновесие Курно соответствует:
а) точке касания кривой функции реакции фирмы ведомого и максимально низкой изопрофитной кривой фирмы-лидера;
б) точке пересечения кривых функций реакции, в которой объем прибыли каждой из фирм максимален при данном ожидаемом объеме продаж фирмы-конкурента;
в) точке пересечения кривых МС и МR фирмы-лидера;
г) точке, находящейся на биссектрисе, проведенной из начала координат.
9 Картельное соглашение окажется нестабильным, если:
а) члены картеля имеют одинаковые издержки;
б) картель регулирует производство одного продукта;
в) фирмы не в состоянии определить поручителя;
г) фирмы, входящие в картель, достаточно «терпеливы».
10 Какие из перечисленных факторов не способствуют рыночной власти:
а) небольшое количество фирм в отрасли;
б) эластичный спрос на продукцию фирмы;
в) неэластичность рыночного спроса на продукцию;
г) согласованное поведение фирма отрасли.
Литература
[9, С.360-363; 10, С.249-278; 11, С.212-235; 14, С.396-431; 15, С.114-145; 16, С.143-181; 27, С.616-695; 52, т.2 С.60-124]
Тема 7 Рынок труда – 3 часа
1 Рынки ресурсов. Спрос на ресурсы. Предельная доходность и предельные издержки ресурса. Кривая спроса фирмы на ресурС.
2 Отраслевой и рыночный спрос на ресурС. Эластичность спроса на ресурС. Неценовые факторы спроса на ресурС.
3 Спрос на труд. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Равновесие конкурентного рынка труда.
4 Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Модель монопсонии. Модель с учетом профсоюзов. Двусторонняя монополия.
5 Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной паты. Дифференциация заработной платы.