1 Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина.
Литература:
1 Мэнкью, Н.Г. Принципы микроэкономики: Учебник для вузов. 4-е изд./ Пер.с англ.-СПб.: 2007. – С.428-433.
2 Пахомова, Н.В. Экономика отраслевых рынков и политика государства: Учебник / Н.В.Пахомова, К.К.Рихтер. – М.: 2009. – С.418-431.
3 Тарануха, Ю.В. Микроэкономика; учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям \ Ю,В.Тарануха; Под общ.ред.проф.А.В.Сидоровича. – М.: 2006. – С.383-386.
4 Чемберлин, Э. Теория монополистической конкуренции: реориентация теории стоимости: Пер.с англ. \Э.Чемберлин; Под ред.Ю.Я.Ольсевича. – М.: Экономика, 1996.- 351 С.
Ключевые понятия и термины
Монополистическая конкуренция, избыточные производственные мощности, неценовая конкуренция, усовершенствование продукции, реклама, издержки монополистической конкуренции, дифференциация продукта.
Вопросы для повторения
1 Назовите отличительные черты монополистической конкуренции. Чем монополистическая конкуренция отличается от чистой конкуренции и чистой монополии?
2 Почему в условиях монополистической конкуренции практически невозможен тайный сговор о ценах и объемах производства?
3 Чем обусловлена независимость действия фирм в условиях монополистической конкуренции, свобода входа и выхода их из отрасли?
4 Охарактеризуйте кривую спроса на продукцию фирмы в условиях монополистической конкуренции.
Тесты и задачи
1 На рынке монополистической конкуренции источником рыночной власти является:
а) высокие барьеры проникновения в отрасль;
б) дифференциация продукции;
в) отсутствие конкуренции;
г) наличие избыточных производственных мощностей.
|
2 По мере вхождения на рынок монополистической конкуренции все большего числа фирм кривая предельного дохода каждой из фирм, действующих на этом рынке:
а) смещается вниз;
б) не меняется;
в) смещается вверх;
г) неизвестно, изменяется или нет, ввиду нехватки информации.
3 По мере вхождения на рынок монополистической конкуренции все большего числа фирм кривая спроса каждой из фирм, действующих на этом рынке:
а) смещается вниз, причем спрос становится более эластичным;
б) смещается вниз, причем спрос становится более эластичным;
в) смещается вниз, причем эластичность спроса не меняется;
г) смещается вверх, причем спрос становится более эластичным.
4 Фирма производит продукцию (тыС.штук) в условиях монополистической конкуренции. Ее предельный доход описывается формулой МR = 20 - 2Q, предельные издержки в долгосрочном периоде (на возрастающем участке) – формулой МС = 3 Q – 10. Если минимальное значение долгосрочных средних издержек (АС) составляет 11 ден.ед., то каким будет избыток производственных мощностей у этой фирмы.
5 Совершенная и монополистическая конкуренция имеют общую черту:
а) производители выпускают дифференцированные товары;
б) каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт;
в) производители выпускают однородные товары;
г)на рынке оперирует множество покупателей и продавцов.
6 Долгосрочное равновесие фирмы – монополистического конкурента характеризуется тем, что:
а) она имеет прибыль выше нормальной;
б) она получает нормальную прибыль;
в) Р > МС;
г) верно б) и в).
|
7 Фирма действует в условиях монополистической конкуренции. Функция её предельного дохода выражается формулой МR=25-2Q, а функция возрастающей части кривой долгосрочных предельных издержек – формулой МС=2Q-15. Минимальные долгосрочные средние издержки равны 15 ден.ед. Избыточные производственные мощности фирмы:
а) равны 0;
б) нельзя определить из-за нехватки информации;
в) равны 5 ед.продукции;
г) равны 10 ед.продукции.
.
8 В долгосрочном периоде монополистическая конкуренция:
а) использует все имеющиеся мощности;
б) ведет ценовую войну;
в) имеет барьеры для вхождения в отрасль;
г) в своей ценовой политике не учитывает ответной реакции конкурентов.
9 Фирма «Рога и копыта» производит бижутерию (тыС.штук в год) и действует на рынке монополистической конкуренции. Предельный доход фирмы описывается формулой МR= 20-2Q, её предельные издержки в долгосрочном периоде (на возрастающем участке – формулой МС=3Q-10. Минимальные долгосрочные издержки равны 11 ден.ед. Избыточные производственные мощности фирмы:
а) отсутствуют;
б) равны 1 тыС.штук годового выпуска;
в) равны 5 тыС.штук годового выпуска;
г) нельзя определить из-за нехватки информации.
Литература
[9, С.356-360; 10, С.232-248; 11, С.206-212; 14, С.370-392; 15, С.98-113; 16, С.115-142; 27, С.586-597; 52, С.43-60]
Тема 6 ОЛИГОПОЛИЯ – 2 часа
1 Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.
2 Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса.
3 Модель олигополии, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля).
4 Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии с последовательным принятием решений (модель лидерства в ценах, модель лидерства по объему выпуска).
5 Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии с одновременным принятием решений. (Модель Курно, Модель Бертрана).
6 Олигополия и экономическая эффективность.
7 Рыночная власть, её источники и показатели.