Избирательная комиссия Великобритании ищет молодежь в Facebook. С помощью социальной сети проводится официальная регистрация граждан для участия в парламентских выборах в начале мая. В течение нескольких дней на главных страницах профилей пользователей Facebook в Великобритании демонстрируются сообщения с вопросом о том, зарегистрировался ли пользователь на выборах, чтобы выполнить свой гражданский долг.
В случаях, когда пользователи захотят зарегистрироваться, их будут перенаправлять на сайт избирательной комиссии. Регистрация закончится 20 апреля, и без неё британцы не смогут принять участие в выборах. С помощью сообщений в Facebook сотрудники избирательной комиссии хотят привлечь к голосованию молодежь, которая, как правило, проводит много времени в социальных сетях, а вот голосовать - ленится.
В ряде районов Великобритании на предстоящих в этом году выборах в местные органы управления будет разрешено онлайновое и даже мобильное голосование. Как заявил британский министр по делам местных администраций Ник Рейнсфорд, эта мера в основном направлена на привлечение к голосованию молодежи, которая в последние годы все реже и реже ходит на выборы.
Как сообщает Ananova, с просьбой опробовать новую систему голосования правительство обратилось к 30 местным администрациям, на территориях которых в мае этого года пройдут выборы. Более половины из них согласились использовать для голосования новые технологии, включая мобильные текстовые сообщения и онлайновое голосование с домашнего компьютера.
Высокотехнологичные онлайновые выборы в местные органы управления станут испытательной площадкой для возможности применения высоких технологий уже на следующих национальных выборах.
|
Рейнсфорд убежден в том, что новые методы голосования способны привлечь молодежь к выборам, которые пока теряют популярность. На национальных выборах 2001 года в голосовании приняло участие 60 процентов избирателей, что лишь немногим выше минимальной активности, которая была зафиксирована в 1918 году.
На местных выборах активность избирателей еще меньше. Ссылаясь на опыт предварительных выборов, которые были проведены демократической партией США в 2000 году в Аризоне, британские власти заявляют о том, что использование новых технологий даст значительный рост популярности. В 2000 году в Аризоне активность пользователей на "праймериз" выросла более чем в шесть раз.
Тем не менее, у онлайновых выборов остается множество противников. Основной и едва ли не единственный их аргумент - ненадежность систем дистанционного голосования и как следствие - слишком большая вероятность мошенничества.
Как сообщает BBC, во вторник британское Общество реформы голосования (Electoral Reform Society) опубликовало отчет своей специализированной комиссии, в котором предлагается вводить новые технологии в систему голосования продуманно и постепенно, тщательно отслеживая все негативные последствия их применения.
По заявлению председателя комиссии, главное в новых методах - это доверие общества к подобным выборам, а для этого нужна прозрачная схема проведения высокотехнологичных голосований и мощная техническая защита от мошенничества.
Официальное введение Интернет - голосования в избирательную практику зарубежных стран, как правило, сопровождалось масштабными предварительными социологическими исследованиями, направленными на выяснение готовности различных групп населения использовать Интернет в качестве канала для голосования.
|
Наиболее показательные результаты были получены в Эстонии в результате социологического исследования, проведенного в ходе муниципальных выборов 2005 года и выборов в парламент в марте 2007 года. В Эстонии впервые в мировой практике было разрешено голосовать через Интернет на выборах в национальный парламент. В качестве основного канала для голосования Интернет предпочли 30275 избирателей, что составило 5,4% от общего количества граждан, принявших участие в выборах.
Социологов интересовали мотивы выбора гражданами Интернета в качестве канала для голосования, факторы, определившие данный выбор. Основные результаты исследований были изложены в соответствующих докладах.
Так, исследованиями установлено, что Интернет в качестве канала для голосования наиболее активно используется молодежью. Исследователи объясняют подобную зависимость структурой Интернет - аудитории, предполагая, что она будет уменьшаться с увеличением возраста пользователей. Именно молодежь и люди в возрасте до 40 лет используют Интернет в качестве постоянного коммуникационного средства - для них Интернет не является технологической новинкой, используется активно и повсеместно как для учебных (служебных) целей, так и в повседневной жизни. Среди людей старше 40 лет и по мере увеличения возраста число пользователей Интернета снижается - для большинства из них компьютер является диковинкой, а уж о возможностях Интернета они просто не имеют представления.
|
Еще одной важной закономерностью, зафиксированной исследователями, является тот факт, что лица, имеющие более высокий образовательный уровень, используют Интернет в качестве канала для голосования чаще, чем те, чей образовательный уровень ниже. Объясняется подобная зависимость тем, что у лиц, имеющих (или получающих) высшее образование больше опыта использования Интернет - технологий в повседневной жизни. Задачи учебного процесса, различные аспекты профессиональной деятельности, возможность упростить финансовую и бытовую сферы своей жизни - эффективно решаются с помощью Интернета.
К важным показателям исследователи относят и то, что предпочтение Интернет - голосования традиционным способам голосования на избирательных участках при помощи бюллетеня не зависит от пола, уровня дохода, политических пристрастий и типа поселения, в котором проживает респондент. Подчеркивается, что наблюдаемая зависимость предпочтений от уровня образования и возраста респондента лишь отражает структуру пользователей Интернета и по мере того, как Интернет - технологии будут входить в повседневную жизнь граждан, эта зависимость будет снижаться.
Основным достоинством Интернет - голосования, которое предопределило их решение голосовать при помощи Интернет, эстонские избиратели назвали удобство, легкость, новизну.
Основная масса избирателей, проголосовавших через Интернет, голосовала дома - 68,3% или же на работе (по месту учебы) - 28,4%. Результаты социологического опроса эстонских избирателей корреспондируются с данными опроса, проведенного в Великобритании в 2002 году по окончании пилотного проекта по введению в электоральную практику Интернет - голосования. Среди опрошенных 94,2% считают Интернет-голосование наиболее удобным по той причине, что нет необходимости ходить на избирательный участок, 95,2% считают голосование через Интернет более простым в сравнении с голосованием при помощи бюллетеня.
Среди причин, которыми избиратели объясняют свой отказ от участия в электронном голосовании, указываются, прежде всего, технические - отсутствие устройств для чтения ID-карт, отсутствие компьютера, отсутствие доступа к сети Интернет. Лишь 13,1% опрошенных сослались на то, что процедура такого голосования слишком сложна для них.
Независимо от того, голосовал ли человек на избирательном участке или же предпочел голосование через Интернет, около 90% опрошенных позитивно относятся к введению Интерне - голосования в качестве дополнительной формы волеизъявления.
Введение Интернет - голосования способствовало, пусть и незначительно, повышению явки на выборах в представительные органы власти. В Эстонии такой рост составил 7%, в Великобритании явка увеличилась на 4%. Наибольший всплеск активности наблюдается в ходе проведения пилотных проектов, когда избиратели, привлеченные новизной, стремятся опробовать Интернет-голосование в качестве одного из альтернативных способов. Так, в 2005 году на муниципальных выборах в Эстонии, когда впервые было разрешено голосовать через Интернет, рост явки в сравнении с аналогичными выборами составил около 16%, а разрешение австралийским военнослужащим, находящимся за рубежом, голосовать через Интернет осенью 2007 года привело к росту электоральной активности среди указанной категории на 55%.
В России также был проведен масштабный всероссийский опрос, который со всей очевидностью подтвердил идентичность отношения российских избирателей к введению Интернет - голосования с преобладающими настроениями в других странах. Так, согласно инициативному опросу, проведенному ВЦИОМ в сентябре-октябре 2008 года по федеральной выборке, треть россиян (34%) в целом положительно относятся к идее Интернет - голосования (из них 24% - «скорее положительно», 10% - «безусловно положительно»). Половина сограждан (48%) - негативно относятся к такому нововведению: 23% заявляют «скорее нет», 25% - «безусловно, нет». Подобные данные совпадают с результатами опроса, проведенного в 2007 году в Австрии (стране, которая также как и Россия не практиковала электронное голосование даже в тестовом режиме). Здесь в ходе опроса 35% респондентов заявили о том, что готовы голосовать по Интернету, а 58%, что не собираются голосовать через Интернет.
Еще один социологический опрос избирателей в России был проведен непосредственно среди избирателей, принимавших участие в эксперименте по проведению электронного опроса избирателей во время выборов в городе Новомосковске Тульской области. По его итогам среди опрошенных избирателей городе Новомосковска, положительно относящихся к введению Интернет - голосования насчитывалось 71%, а негативно относящихся к нововведению - менее 10%. Однако, стоит отметить, что эти результаты были получены после проведения комплекса информационно-разъяснительных мероприятий среди избирателей.
Таким образом, данные зарубежных и отечественных социологических опросов позволяют утверждать, что использование Интернет - голосования в качестве дополнительного способа волеизъявления граждан не вызывает резкой негативной реакции граждан. Более того, использование Интернета в качестве дополнительного канала голосования на выборах, даже в режиме эксперимента, способствует росту доверия граждан к выборам и росту электоральной активности.
Заключение
выбор молодежь электоральный
В настоящее время сложилась безрадостная картина электоральной реактивности и безынициативности. Особенно в среде молодых людей. Это происходит в связи с тремя основными негативными факторами, выявленными нами в процессе опросов населения:
Ø Правовой нигилизм
Ø Недоверие к власти
Ø Негативная социальная адаптация
Приложение
Анкетное социологическое исследование среди 8-10 классов на тему «Молодежь и выборы»
1. С какого возраста можно избираться в Президенты?
Варианты ответа | Количество ответивших |
а) 18 | |
б) 25 | |
в) 35 | |
г) 45 |
2. Назовите имена известных Вам политиков.
Политические деятели | Количество голосов за них |
Путин | |
Медведев | |
Жириновский | |
Мишарин | |
Набоких | |
Зюганов | |
Калугин |
3. Ваши предложения по привлечению молодежи к выборам.
Предложения | Количество ответивших |
Поощрения | |
Агитации | |
Платить деньги за участие | |
Сделать выборы более интересными | |
Не надо привлекать молодёжь | |
Воздержались |
4. Будите ли Вы в дальнейшем участвовать в выборах? Свой ответ аргументируйте.
ДА | НЕТ | Аргументы | |
Я буду принимать активное участие в выборах. | |||
Помимо нас много, кто голосует, поэтому не буду. | |||
Не хочу | |||
Не люблю политику | |||
Не хочу, но НАДО | |||
Воздержались |