Личность во всей своей деятельности и в первую очередь в труде проявляет себя и формируется, когда она ощущает, воспринимает, запоминает, мыслит, воображает, чувствует, желает. Одни и те же закономерности психических процессов и функций присущи каждой личности, но эти закономерности по-разному проявляются у разных людей.
Но что такое психика человека?
Становление и развитие научных взглядов на сущность психики связано с решением основного вопроса философии — вопроса о соотношении материи и сознания человека. Материалистическая психология рассматривает психику как явление вторичное, производное от материи.
Психика — свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность в виде идеальных образов. Естественнонаучным подтверждением философской теории отражения является рефлекторная деятельность мозга — деятельность чрезвычайно многообразная: от элементарных защитных рефлексов типа мигания до сложнейших рефлекторных систем речевого общения.
Основные функции психики человека:
1) отражение мира в идеальных образах;
2) регуляция поведения и деятельности человека.
Психика человека — это не просто сумма познавательных, эмоциональных и волевых процессов и функций. Психика представляет собой некоторое единство сознательных, подсознательных или бессознательных свойств личности, наследованных от рождения и формирующихся под влиянием социальной практики, т. е. обучения, воспитания, труда и жизненного опыта.
Уровни психического отражения: сознательный (сознание), подсознательный, сверхсознательный.
Сознание — высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку (личности), идеальная сторона его деятельности.
|
Ключ к уяснению природы сознания содержится в его названии. Сознание предполагает сознание (сравни с сочувствием, состраданием, сопереживанием, сотрудничеством и т.п.), т.е. такое знание, которое может быть передано, может стать достоянием других членов сообщества.
Осознать — значит приобрести потенциальную возможность научить, передать свое знание другому. Сознание носит изначально социальный характер. Нейрофизиологической основой сознания является сложнейшая система мозговых «центров», объединяющая управление действием как средством удовлетворения потребности и речь.
Сознание — такое знание о мире, закрепленное в «нервных моделях» мозга, которое может быть:
использовано человеком для организации действий, направленных на удовлетворение имеющихся у него потребностей;
передано другим членам сообщества посредством второй (речевой) сигнальной системы.
Сознание включает в себя сферу самосознания — это осознание, оценка человеком своего значения, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего, мыслящего существа.
Но вне сферы сознания (контроля и управления человеком своего субъективного опыта) оказывается большая совокупность психических процессов и состояний, которые называются бессознательными.
Бессознательное — в наиболее распространенных значениях:
1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов;
|
2) самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т.д.) психики человека;
3) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.
В современной психологии обычно выделяют несколько форм проявления бессознательного:
неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки), механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер (стереотипы автоматизированного поведения);
познавательные процессы, когда они протекают вне фокуса сознания, сознательного регулирования и контроля;
неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы и т.д.);
механизмы творчества, формирование идей, гипотез, догадок, предположений.
Известный физиолог И.П. Павлов дал образное сравнение сознательного со «"светлым пятном" максимальной работоспособности, оптимальной возбудимости нервных клеток», которое непрерывно перемещается по коре больших полушарий. Сигналы и ответные реакции, оказавшиеся в зоне «светлого пятна», осознаются человеком. Впечатления и следы ранее полученных впечатлений, воспринятые или хранящиеся в «тени», относятся к сфере бессознательного до тех пор, пока прожектор «светлого пятна» не сделает их очевидными для сознания.
Человеческий мозг несет в себе напластования миллионов лет биологической эволюции и тысячелетий общественного развития в виде генетической и социальной наследственности. Но не все элементы этого «багажа» представляют социальную ценность для современного человека, заслуживают передачи современникам. Вот почему они не подлежат осознанию, не включаются в организацию общественного поведения, обнаруживаясь чаще всего в случаях патологии, болезненных расстройств деятельности мозга. Они относятся к подсознанию.
|
В психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания бессознательного (а также диагностики и терапии) используются: анализ свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т.д.
Но многие исследователи бессознательного считали недопустимым объединять под термином «бессознательное» все, что не осознается: от деятельности внутренних органов до творческих озарений. Поэтому они выделяли в бессознательном подсознательное и сверхсознателъное.
Сверхсознателъное — основанное на знании, опыте и манипулировании образами, интуитивное, играющее большую роль в творчестве, создании новых идей, гипотез, предположений. Все основные формы проявления психики взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Психические процессы — способы отражения действительности. Они обеспечивают: связь человека с внешним миром, познание реальности, формирование через них других элементов психики, сознания человека, развитие его способностей и интеллекта и др. К ним относятся: познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление, речь), эмоциональные процессы (чувства, в которых переживается отношение человека к тому, что он ощущает, воспринимает, о чем думает, говорит), волевые процессы (проявления сознательной активности человека в ходе обдумывания, припоминания, восприятия).
Психические свойства — базовые, фундаментальные элементы психики, определяющие содержание внутреннего мира и индивидуальное своеобразие жизни, деятельности и поведения человека. К ним относятся: характер, темперамент, способности.
Психические состояния — это функциональный настрой психики в определенный момент жизни и деятельности человека.
Психические образования — формируемые в процессе деятельности элементы, которые отражают особенности этой деятельности и обеспечивают ее успешное выполнение. К ним относятся: знания, умения, навыки, качества личности, ценности, установки и др.
Психические свойства личности
Рассмотрим более подробно некоторые элементы структуры психики личности.
Что такое темперамент? Темперамент — это индивидуально-психологическая особенность личности, которая проявляется:
в общей психологической активности (в скорости и энергии протекания психических процессов);
моторике (в скорости и выразительности движений, мимики и жестов);
эмоциональности (в степени эмоциональной возбудимости, также в особенностях смены настроений).
Учение о темпераменте было создано впервые древнегреческим врачом Гиппократом. По учению Гиппократа, различие людей по темпераментам объясняется различным соотношением соков (жидкостей) в организме человека. Различают четыре вида жидкостей: желчь, кровь, слизь и черную желчь. В зависимости от того, какой вид жидкости преобладает в этом смешении, люди различаются по типам темперамента.
По учению физиолога И.П. Павлова различные типы высшей нервной деятельности характеризуются такими тремя основными свойствами, как сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. В соответствии с этим различают четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический.
Психолог К. Юнг считает, что есть два акта приспособления человека к окружающему миру — экстраверсия и интроверсия. Названные понятия впоследствии стали считаться основными характеристиками темперамента. Экстраверсия проявляется в направленности личности на внешний мир: общительность, активность, оптимизм, самоуверенное и импульсивное поведение. Для интровертов характерна направленность на внутренний мир человека: поведение необщительное, пассивное, спокойное, вдумчивое, рассудительное. Кроме того, в темпераменте проявляется устойчивость или неустойчивость нервной системы.
Холерический тип темперамента (холерик) — сильный, неуравновешенный, подвижный тип. Холерик отличается большой работоспособностью, активностью, бьющей через край энергией. Люди этого типа темперамента могут работать «запоем», быстро переключаться с одной работы на другую; схватывают информацию на лету, быстро запоминают, даже не успев осознать. Холерик инициативен, нетерпелив и если увлечется, то его трудно остановить (в критические моменты может работать долго и неудержимо, с большим подъемом, преодолевая любые затруднения).
Холерик обладает быстрой возбудимостью и большой силой чувств, которые всегда глубоки и захватывают его целиком. Имеет высокую склонность к лидерству, приспосабливает окружающий мир) к себе, перестраивает его.
Наряду с этим холерику присущи большое количество характерных черт, которые мешают ему в жизни, в установлении хороших деловых отношений с коллегами и партнерами:
отличается быстрой сменой настроений;
быстр, порывист, вспыльчив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным;
неустойчивый тип: быстро переходит от радости к печали, от смеха к гневу; часто принимает опрометчивые решения. В работе холерику мешает излишняя поспешность;
стараясь как можно скорее получить результат, начинает опережать события, суетиться. Не может дочитать интересный детектив, не заглянув в конец, чтобы узнать, чем все кончится;
излишняя самоуверенность холерика приводит зачастую к тому, что его идеи, подчас интересные, недодуманы до конца;
непостоянство (то он чересчур разговорчив — не остановить, то слова из него не вытянешь);
ожидание и неудачи способны вывести его из себя (он или лихорадочно действует, или впадает в апатию);
неуживчивость, обидчивость (обычно долго помнит причиненные обиды и старается отомстить за них).
Но он может научиться держать себя в руках и в некоторых пределах действовать по типу других сильных темпераментов. Однако нервные затраты в данном случае чересчур велики. Невроз, неврастения — вот характерные для холерика болезни.
В работе с холериком рекомендуется без нужды не задевать его самолюбия, избегать резкости, небрежности, не поручать однообразные, монотонные работы, быть точным.
Сангвинический тип темперамента (сангвиник) — сильный, уравновешенный, подвижный тип. Жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой. Легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Сравнительно легко переживает неудачи и неприятности. К нему подходит выражение «как с гуся вода».
В работе очень продуктивен, быстр и ловок, вынослив, утомление незаметно, обычно спокоен и бодр, энергичен. Способен выполнять ответственные работы и поручения, может делать одновременно несколько дел. Работает гораздо быстрее флегматика и меланхолика.
Хорошо владеет собой. Производит впечатление человека решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах. Часто предлагает какие-то идеи и добивается их осуществления. В трудных ситуациях становится более собранным и целеустремленным, не теряя при этом чувства юмора. Больше склонен к решению тактических задач, что, однако, не исключает и способностей стратега.
Со временем достоинства сангвиника могут обернуться своей противоположностью. Оптимизм, жизнерадостность порой превращаются в зубоскальство и безудержную тягу к развлечениям. Стремление к лидерству грозит перерасти в потребность подчинять себе более слабых в психологическом отношении людей. Но у сангвиника есть хорошее подспорье в борьбе с собственными недостатками — уравновешенность.
Отрицательные проявления:
имеет привычку оставлять дела незаконченными, зачастую принимает необдуманные решения;
отсутствует терпение, внимание неустойчиво, склонен «скользить по поверхности», обходить трудности;
если работа его не увлекает, он становится пассивным, вялым, скучным, сонливым;
часто обещает, но не держит своего слова, так как до этого недостаточно глубоко обдумал, в состоянии ли сдержать его;
достаточно добродушен, чтобы оказать помощь другому, но плохой должник и всегда требует отсрочки;
при неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника может проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учебе, к труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.
Сангвинику необходимы строгость, требовательность, контроль за качеством его работы. Рекомендуется поручать ему работы, требующие активности, связанные с изменением условий, впечатлений, позволяющие проявить самые разные способности. Лучше всего у сангвиника получается организаторская работа. Строгое замечание, повышенный тон часто оказывают на него дисциплинирующее воздействие.
Флегматический тип темперамента (флегматик) — сильный, уравновешенный, малоподвижный тип. Флегматик в работе отличается деловитостью, ровным настроением, вдумчивостью, проявляется основательность. В деловом общении — ровен, спокоен, в меру общителен, сдержан.
Настойчивый и упорный работник, предпочитает выполнять работы, требующие длительного напряжения сил. Он стратег и постоянно сверяет свои действия с перспективой. Флегматику не чужда предприимчивость, однако новую идею может поддержать только после долгого обдумывания, взвешивания всех «за» и «против», обдумывания помех и противодействий. Умеет ждать. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством.
Дисциплину нарушает редко, не склонен менять работу, не любит мелких поручений. Невозмутим, вывести его из равновесия могут только очень сильные воздействия. Говорит в основном по делу, не любит пустословия.
Отрицательные проявления:
к новой обстановке приспосабливается медленно, нередко долго колеблется, принимая решение, испытывает затруднения там, где нужно быстро принимать решение. Но в отличие от меланхолика обходится без посторонней помощи;
склонен к пассивности, безразличию, замкнутости. Может быть вялым, инертным. Трудно переключается с одного вида деятельности на другой;
обладает невозмутимостью, которая похожа на безразличие;
при правильном воспитании у него легко формируются такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость, но в неблагоприятных обстоятельствах у него могут развиться такие отрицательные качества, как вялость, инертность, пассивность, лень.
Диапазон характера флегматика довольно широк. В зависимости от среды и воспитания из него может вырасти и большой лентяй, и целеустремленный борец.
Рекомендуется поручать работы, где требуется выдержка и хладнокровие, привлекать к аналитическим, учетным, контрольно-ревизионным работам.
Меланхолический тип темперамента (меланхолик) — слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип. Меланхолик в привычной и спокойной обстановке работает продуктивно, чувствует себя уверенно; отзывчив, всегда готов прийти на помощь другу, постоянен в дружбе, верен чувству долга, настроен на сопереживание, глубоко впечатлителен. Предпочитает подчиняться правилам и авторитетам.
В благоприятных условиях, при правильном воспитании обнаруживаются ценнейшие качества меланхолика. Благодаря большой чувствительности нервной системы, острой восприимчивости окружающего мира меланхолики сильны в литературе и искусстве. Они часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью. Кроме того, преимущества этого темперамента проявляются в профессиях, требующих большого внимания в условиях принудительного ритма деятельности, — переводчик-синхронист, авиадиспетчер и т.п.
Отрицательные проявления:
низкий уровень психической активности, замедленность движений, быстрая утомляемость;
нерешительность, склонность к робости, замкнутости;
трудно привыкает к новой обстановке, тяжело переживает трудности жизни; теряется, опускает руки, и в такие моменты ему очень нужны сочувствие и поддержка окружающих;
может выдерживать лишь небольшие и кратковременные напряжения, как правило, болезненно реагирует на критические замечания;
с большим трудом овладевает новыми знаниями, быстро их забывает;
часто смущается, в новой обстановке проявляет большую неловкость, тревожность, неуверенность в своих силах;
пассивен, обидчив.
Но склонность к тревоге имеет и положительную сторону: меланхолик запаслив и предусмотрителен.
Меланхолик застенчивый, нерешительный, впечатлительный, склонный к робости, замкнутости, отчужденности, уединению, повышенной эмоциональной ранимости. Накануне каких-либо перемен в жизни волнуется, нередко понапрасну. Он не боец и предпочитает плыть по воле житейских волн. Если оказывается в трудных условиях, то ему нелегко справиться с новыми задачами. Меланхолик склонен к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступает в контакты с незнакомыми людьми.
То, что сметет с пути холерик, не заметит флегматик, обойдет сангвиник, как правило, становится препятствием для меланхолика.
Меланхолику неплохо знать бы возможные опасности в связи с собственным темпераментом и уметь их избегать. Ему противопоказаны сильные или долго действующие раздражители. Но такой недостаток окупается важным преимуществом — большой чувствительностью нервной системы.
В неблагоприятных условиях жизни и деятельности на основе меланхолического темперамента могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, скрытность, пессимизм.
Меланхолика довольно трудно расшевелить, зато потом ему плохо удается контролировать свои эмоции и поведение. Поэтому он больше других нуждается в навыках психологической защиты от перегрузок не только физических, но и интеллектуальных, эмоциональных.
Меланхолику желательно поручать однообразные работы. Отношение к нему должно быть доброжелательное, полностью исключается резкость, замечания следует делать в мягкой форме, желательно наедине. Рекомендуется чаще ободрять, поддерживать их авторитет в коллективе и вместе с тем приучать к работе.
Прежде всего нам необходимо уточнить понятие личности. Понятия «человек», «индивид», «личность» часто употребляются как однозначные. Действительно, человек является индивидом, обладает индивидуальностью или неповторимыми, единичными чертами. Считается, что родовой сущностью человека является его способность создавать новое (от примитивных орудий труда до шедевров искусства), творить. Но не всякий человек может рассматриваться как творец, созидатель. Не всякий индивид является личностью.
Если сравнивать вышеуказанные понятия, то самое широкое по объему понятие — «человек» (любой живой организм, принадлежащий к человеческому роду, который роднит его со всем человечеством, с определенными историческими общностями, социальными группами и т.п.), в него как вид входит понятие «человеческий индивид» (человек, наделенный специфическими, уникальными отличиями), в последнее понятие входит понятие «личность».
В философии и психологии есть множество определений личности и разные подходы к ее изучению. Наиболее общие определения:
Личность — человеческий индивид, наделенный развитым самосознанием.
Личность — человек, выступающий в качестве субъекта сознательной деятельности в сфере общественных отношений.
Личность — дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем.
Личность — устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.
Личность — субъект и объект общественных отношений.
Личность — человеческий индивид, обладающий высоким уровнем развития индивидуальных и социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. В данном контексте понятие личности употребляется в аксиологическом (оценочном) смысле (неслучайно о достойном человеке говорят: «Это личность!», оценочный смысл вкладывал в свои слова М. Горький: «Человек — это звучит гордо!»).
В отличие от индивида (каковым является от рождения каждый человек, наделенный определенным генетическим кодом, набором инстинктов и способностей) личность зарождается и образуется в системе общественных отношений и характеризуется наличием самосознания, свободы воли, самостоятельности, критического мышления, готовности нести ответственность за свободу действий.
В психологии принят структурный подход к изучению личности, хотя многие исследователи расходятся в трактовке элементов, составляющих эту структуру. Так, психологи С.Л.Рубинштейн и Б. Г.Ананьев выделяют три уровня в структуре личности:
1. Направленность личности, или статус личности в обществе. Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, в мировоззрении.
2. Знания, умения, навыки. Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.
3. Индивидуально-типологические особенности. Проявляются в темпераменте, характере, способностях.
В структуре личности как субъекта деятельности автор выделяет способности, талант, сознание, деятельность, знания, умения1.
Наиболее общепризнанной является структура личности, предложенная психологом К. К. Платоновым. Он рассматривает личность как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нем, и выделяет четыре подструктуры личности:
1. Направленность. Объединяет социально обусловленные черты личности: мировоззрение личности, индивидуальную картину мира, кругозор, отношения, влечения, желания, интересы, склонности, убеждения.
2. Социальный опыт. Включает знания, навыки, умения, привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения.
3. Психологические формы отражения. Охватывают индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни, воспитания и образования, но в некоторой мере детерминируются биологическими свойствами человека, в частности способностями.
4. Биологически обусловленные свойства личности. Объединяют индивидуальные свойства личности, психофизиологические особенности, обусловленные высшей нервной деятельностью (темперамент, половые, возрастные, индивидуальные психические процессы личности — память, эмоции, ощущения, восприятия, мышление, воля). Эта подструктура зависит во многом от биологических факторов ее развития.
Эти четыре подструктуры взаимосвязаны между собой и определяют способности человека и его характер. Психологическую структуру личности можно изобразить на следующей схеме:
Если говорить о нравственных началах деятельности человека и условий их формирования, то наиболее важным и ценным является анализ социально-обусловленных черт (1-я подструктура). Направленность личности — система побуждений, определяющая избирательное отношение личности к окружающему: мировоззрение, убеждения, идеалы, интересы, ценностные ориентации, цели, мотивы, потребности.
Мировоззрение — система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе.
Убеждения — определенные положения, суждения, мнения, принципы и идеалы, знания о природе и обществе, которые поняты, осмыслены, прочувствованы и пережиты, в которые человек верит и руководствуется ими в жизни.
Убежденность — особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и выступающее регулятором ее сознания и поведения. Убежденность выражается в глубокой и обоснованной уверенности в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми руководствуется человек, составляет содержание мотивов деятельности, формирует установки личности. Она может выступать как глубокое понимание личностью социально-исторических процессов и своего предназначения, но может носить и отрицательный характер, когда личность некритически усваивает определенные представления, догматически воспринимает непререкаемость каких-либо принципов, чьего-либо авторитета.
Идеал — это образец, которому следует человек в деятельности и поведении.
Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
Ценностные ориентации — система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества.
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
Потребности — это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности. Потребности, которые отражают нужды нашего организма, называют органическими, или материальными; потребности, связанные с развитием личности, — духовными. Духовные потребности помогают личности развить свой внутренний мир, получить удовольствие от работы собственной души. Это потребность в самореализации, стремление к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства, потребность в общении, в признании другими людьми, в статусе (определенному положению в обществе), в безопасности.
В психологии различают следующие виды направленности:
1) направленность на себя — формирует стремление к личному первенству и престижу, часто при безразличном отношении к коллегам и своим обязанностям, а следовательно, возможно проявление таких черт характера, как эгоизм, эгоцентризм, зазнайство, склонность к соперничеству, ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение своих потребностей, раздражительность, тревожность, интравертированность и др.;
2) направленность на общение — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Отсюда и развитие таких черт характера, как общительность, сопереживание, терпимость к недостаткам других людей, уважительность и др.;
3) направленность на дело — заинтересованность в решении деловых проблем, ориентация на деловое сотрудничество;
4) направленность на карьеру, семью и т.п.
Конечно, все подструктуры личности можно выделять только в познании. В реальности все взаимосвязано и составляет единую цельную личность. Так, мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, стойкость и твердость — оно сказывается на всем облике человека (в коллективе у него возникают психологические особенности, не свойственные человеку вне коллектива). В то же время включенность человека в те или иные общественные отношения (те или иные коллективы, неформальные или формальные, профессиональные группы) способна воздействовать на его направленность, формировать определенные убеждения, мотивы деятельности, мировоззрение. Формы психического отражения действительности в познавательных процессах способны влиять на всю деятельность человека, побуждая его (в том числе и юриста в его профессиональной деятельности) совершенствовать свой профессионализм, развивая положительные наклонности и свойства, подавляя негативные. Даже психофизиологические свойства (темперамент), которые изменить невозможно, могут быть использованы для необходимой коррекции своего поведения, своих профессиональных действий, в межличностных отношениях.
В современной философской, социологической и психологической литературе часто употребляются понятия: «развитая индивидуальность», «творческая личность», в которых подчеркивается гармоничность, многосторонность, целостность развития различных подструктур личности.
Развитие личности — постоянное расширение и обогащение человеческой личности, связанное с совершенствованием способностей, развитием потребностей, общественных отношений, техническим и духовным прогрессом. Рассмотрим основные факторы становления и развития личности.