Вопрос № 18. Понятие о личности в психологии. Свойства личности. Психологическая структура личности. Личность и индивидуальность




 

Личность во всей своей деятельности и в первую очередь в труде проявляет себя и формируется, когда она ощущает, воспринимает, запоминает, мыслит, воображает, чувствует, желает. Одни и те же закономерности психических процессов и функций присущи каж­дой личности, но эти закономерности по-разному проявляются у разных людей.

Но что такое психика человека?

Становление и развитие научных взглядов на сущность психики связано с решением основного вопроса философии — вопроса о соотношении материи и сознания человека. Материалистическая пси­хология рассматривает психику как явление вторичное, производ­ное от материи.

Психика — свойство высокоорганизованной материи (мозга) от­ражать объективную реальность в виде идеальных образов. Есте­ственнонаучным подтверждением философской теории отражения является рефлекторная деятельность мозга — деятельность чрез­вычайно многообразная: от элементарных защитных рефлексов типа мигания до сложнейших рефлекторных систем речевого общения.

Основные функции психики человека:

1) отражение мира в идеальных образах;

2) регуляция поведения и деятельности человека.

Психика человека — это не просто сумма познавательных, эмоциональных и волевых процессов и функций. Психика представля­ет собой некоторое единство сознательных, подсознательных или бессознательных свойств личности, наследованных от рождения и формирующихся под влиянием социальной практики, т. е. обучения, воспитания, труда и жизненного опыта.

Уровни психического отражения: сознательный (сознание), подсознательный, сверхсознательный.

Сознание — высшая форма психического отражения, свойствен­ная общественно развитому человеку (личности), идеальная сторо­на его деятельности.

Ключ к уяснению природы сознания содержится в его названии. Сознание предполагает сознание (сравни с сочувствием, состраданием, сопереживанием, сотрудничеством и т.п.), т.е. такое зна­ние, которое может быть передано, может стать достоянием других членов сообщества.

Осознать — значит приобрести потенциальную возможность на­учить, передать свое знание другому. Сознание носит изначально социальный характер. Нейрофизиологической основой сознания яв­ляется сложнейшая система мозговых «центров», объединяющая управление действием как средством удовлетворения потребности и речь.

Сознание — такое знание о мире, закрепленное в «нервных мо­делях» мозга, которое может быть:

использовано человеком для организации действий, направлен­ных на удовлетворение имеющихся у него потребностей;

передано другим членам сообщества посредством второй (рече­вой) сигнальной системы.

Сознание включает в себя сферу самосознания — это осознание, оценка человеком своего значения, нравственного облика и инте­ресов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего, мыслящего существа.

Но вне сферы сознания (контроля и управления человеком сво­его субъективного опыта) оказывается большая совокупность пси­хических процессов и состояний, которые называются бессознатель­ными.

Бессознательное — в наиболее распространенных значениях:

1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознава­емых им без применения специальных методов;

2) самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т.д.) психики человека;

3) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.

В современной психологии обычно выделяют несколько форм проявления бессознательного:

неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мо­тивы и установки), механизмы и регуляторы деятельности, обеспе­чивающие ее автоматический характер (стереотипы автоматизиро­ванного поведения);

познавательные процессы, когда они протекают вне фокуса со­знания, сознательного регулирования и контроля;

неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы и т.д.);

механизмы творчества, формирование идей, гипотез, догадок, предположений.

Известный физиолог И.П. Павлов дал образное сравнение созна­тельного со «"светлым пятном" максимальной работоспособности, оптимальной возбудимости нервных клеток», которое непрерывно перемещается по коре больших полушарий. Сигналы и ответные ре­акции, оказавшиеся в зоне «светлого пятна», осознаются человеком. Впечатления и следы ранее полученных впечатлений, воспринятые или хранящиеся в «тени», относятся к сфере бессознательного до тех пор, пока прожектор «светлого пятна» не сделает их очевидны­ми для сознания.

Человеческий мозг несет в себе напластования миллионов лет биологической эволюции и тысячелетий общественного развития в виде генетической и социальной наследственности. Но не все эле­менты этого «багажа» представляют социальную ценность для со­временного человека, заслуживают передачи современникам. Вот почему они не подлежат осознанию, не включаются в организацию общественного поведения, обнаруживаясь чаще всего в случаях па­тологии, болезненных расстройств деятельности мозга. Они отно­сятся к подсознанию.

В психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания бессознательного (а также диагностики и терапии) исполь­зуются: анализ свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных дей­ствий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т.д.

Но многие исследователи бессознательного считали недопусти­мым объединять под термином «бессознательное» все, что не осо­знается: от деятельности внутренних органов до творческих озаре­ний. Поэтому они выделяли в бессознательном подсознательное и сверхсознателъное.

Сверхсознателъное — основанное на знании, опыте и манипули­ровании образами, интуитивное, играющее большую роль в творче­стве, создании новых идей, гипотез, предположений. Все основные формы проявления психики взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Психические процессы — способы отражения действительности. Они обеспечивают: связь человека с внешним миром, познание ре­альности, формирование через них других элементов психики, созна­ния человека, развитие его способностей и интеллекта и др. К ним относятся: познавательные процессы (ощущение, восприятие, пред­ставление, внимание, воображение, память, мышление, речь), эмоциональные процессы (чувства, в которых переживается отноше­ние человека к тому, что он ощущает, воспринимает, о чем думает, говорит), волевые процессы (проявления сознательной активно­сти человека в ходе обдумывания, припоминания, восприятия).

Психические свойства — базовые, фундаментальные элементы психики, определяющие содержание внутреннего мира и индиви­дуальное своеобразие жизни, деятельности и поведения человека. К ним относятся: характер, темперамент, способности.

Психические состояния — это функциональный настрой пси­хики в определенный момент жизни и деятельности человека.

Психические образования — формируемые в процессе деятель­ности элементы, которые отражают особенности этой деятельности и обеспечивают ее успешное выполнение. К ним относятся: знания, умения, навыки, качества личности, ценности, установки и др.

Психические свойства личности

Рассмотрим более подробно некоторые элементы структуры пси­хики личности.

Что такое темперамент? Темпера­мент — это индивидуально-психологическая особенность личности, которая проявляется:

в общей психологической активности (в скорости и энергии про­текания психических процессов);

моторике (в скорости и выразительности движений, мимики и жестов);

эмоциональности (в степени эмоциональной возбудимости, так­же в особенностях смены настроений).

Учение о темпераменте было создано впервые древнегреческим вра­чом Гиппократом. По учению Гиппократа, различие людей по темпера­ментам объясняется различным соотношением соков (жидкостей) в орга­низме человека. Различают четыре вида жидкостей: желчь, кровь, слизь и черную желчь. В зависимости от того, какой вид жидкости преобладает в этом смешении, люди различаются по типам темперамента.

По учению физиолога И.П. Павлова различные типы высшей нервной деятельности характеризуются такими тремя основны­ми свойствами, как сила, уравновешенность и подвижность про­цессов возбуждения и торможения. В соответствии с этим раз­личают четыре типа темперамента: сангвинический, холеричес­кий, меланхолический, флегматический.

Психолог К. Юнг считает, что есть два акта приспособления че­ловека к окружающему миру — экстраверсия и интроверсия. На­званные понятия впоследствии стали считаться основными харак­теристиками темперамента. Экстраверсия проявляется в направлен­ности личности на внешний мир: общительность, активность, оптимизм, самоуверенное и импульсивное поведение. Для интровертов характерна направленность на внутренний мир человека: поведе­ние необщительное, пассивное, спокойное, вдумчивое, рассудитель­ное. Кроме того, в темпераменте проявляется устойчивость или не­устойчивость нервной системы.

Холерический тип темперамента (холерик) — сильный, не­уравновешенный, подвижный тип. Холерик отличается большой ра­ботоспособностью, активностью, бьющей через край энергией. Люди этого типа темперамента могут работать «запоем», быстро переклю­чаться с одной работы на другую; схватывают информацию на лету, быстро запоминают, даже не успев осознать. Холерик инициативен, нетерпелив и если увлечется, то его трудно остановить (в критиче­ские моменты может работать долго и неудержимо, с большим подъемом, преодолевая любые затруднения).

Холерик обладает быстрой возбудимостью и большой силой чувств, которые всегда глубоки и захватывают его целиком. Имеет высокую склонность к лидерству, приспосабливает окружающий мир) к себе, перестраивает его.

Наряду с этим холерику присущи большое количество характер­ных черт, которые мешают ему в жизни, в установлении хороших деловых отношений с коллегами и партнерами:

отличается быстрой сменой настроений;

быстр, порывист, вспыльчив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным;

неустойчивый тип: быстро переходит от радости к печали, от сме­ха к гневу; часто принимает опрометчивые решения. В работе холерику ме­шает излишняя поспешность;

стараясь как можно скорее получить результат, начинает опере­жать события, суетиться. Не может дочитать интересный детектив, не заглянув в конец, чтобы узнать, чем все кончится;

излишняя самоуверенность холерика приводит зачастую к тому, что его идеи, подчас интересные, недодуманы до конца;

непостоянство (то он чересчур разговорчив — не остановить, то слова из него не вытянешь);

ожидание и неудачи способны вывести его из себя (он или лихо­радочно действует, или впадает в апатию);

неуживчивость, обидчивость (обычно долго помнит причинен­ные обиды и старается отомстить за них).

Но он может научиться держать себя в руках и в некоторых пре­делах действовать по типу других сильных темпераментов. Одна­ко нервные затраты в данном случае чересчур велики. Невроз, не­врастения — вот характерные для холерика болезни.

В работе с холериком рекомендуется без нужды не задевать его самолюбия, избегать резкости, небрежности, не поручать однооб­разные, монотонные работы, быть точным.

Сангвинический тип темперамента (сангвиник) — сильный, уравновешенный, подвижный тип. Жизнерадостен, легко переклю­чается с одного вида деятельности на другой. Легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно всту­пает в контакты с людьми. Сравнительно легко переживает неуда­чи и неприятности. К нему подходит выражение «как с гуся вода».

В работе очень продуктивен, быстр и ловок, вынослив, утомление незаметно, обычно спокоен и бодр, энергичен. Способен выполнять ответственные работы и поручения, может делать одновременно не­сколько дел. Работает гораздо быстрее флегматика и меланхолика.

Хорошо владеет собой. Производит впечатление человека решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах. Часто пред­лагает какие-то идеи и добивается их осуществления. В трудных си­туациях становится более собранным и целеустремленным, не те­ряя при этом чувства юмора. Больше склонен к решению тактиче­ских задач, что, однако, не исключает и способностей стратега.

Со временем достоинства сангвиника могут обернуться своей противоположностью. Оптимизм, жизнерадостность порой превра­щаются в зубоскальство и безудержную тягу к развлечениям. Стрем­ление к лидерству грозит перерасти в потребность подчинять себе более слабых в психологическом отношении людей. Но у сангвини­ка есть хорошее подспорье в борьбе с собственными недостатками — уравновешенность.

Отрицательные проявления:

имеет привычку оставлять дела незаконченными, зачастую при­нимает необдуманные решения;

отсутствует терпение, внимание неустойчиво, склонен «сколь­зить по поверхности», обходить трудности;

если работа его не увлекает, он становится пассивным, вялым, скучным, сонливым;

часто обещает, но не держит своего слова, так как до этого недостаточно глубоко обдумал, в состоянии ли сдержать его;

достаточно добродушен, чтобы оказать помощь другому, но пло­хой должник и всегда требует отсрочки;

при неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематиче­ское, целенаправленное воспитание, у сангвиника может проявлять­ся легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, раз­бросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, не­серьезное отношение к учебе, к труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.

Сангвинику необходимы строгость, требовательность, контроль за качеством его работы. Рекомендуется поручать ему работы, тре­бующие активности, связанные с изменением условий, впечатлений, позволяющие проявить самые разные способности. Лучше всего у сангвиника получается организаторская работа. Строгое замечание, повышенный тон часто оказывают на него дисциплинирующее воз­действие.

Флегматический тип темперамента (флегматик) — силь­ный, уравновешенный, малоподвижный тип. Флегматик в работе отличается деловитостью, ровным настроением, вдумчивостью, про­является основательность. В деловом общении — ровен, спокоен, в меру общителен, сдержан.

Настойчивый и упорный работник, предпочитает выполнять ра­боты, требующие длительного напряжения сил. Он стратег и посто­янно сверяет свои действия с перспективой. Флегматику не чужда предприимчивость, однако новую идею может поддержать только после долгого обдумывания, взвешивания всех «за» и «против», об­думывания помех и противодействий. Умеет ждать. Чувства и на­строения обычно отличаются постоянством.

Дисциплину нарушает редко, не склонен менять работу, не лю­бит мелких поручений. Невозмутим, вывести его из равновесия могут только очень сильные воздействия. Говорит в основном по делу, не любит пустословия.

Отрицательные проявления:

к новой обстановке приспосабливается медленно, нередко долго колеблется, принимая решение, испытывает затруднения там, где нужно быстро принимать решение. Но в отличие от меланхолика обходится без посторонней помощи;

склонен к пассивности, безразличию, замкнутости. Может быть вялым, инертным. Трудно переключается с одного вида деятельно­сти на другой;

обладает невозмутимостью, которая похожа на безразличие;

при правильном воспитании у него легко формируются такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость, но в не­благоприятных обстоятельствах у него могут развиться такие отри­цательные качества, как вялость, инертность, пассивность, лень.

Диапазон характера флегматика довольно широк. В зависимо­сти от среды и воспитания из него может вырасти и большой лен­тяй, и целеустремленный борец.

Рекомендуется поручать работы, где требуется выдержка и хлад­нокровие, привлекать к аналитическим, учетным, контрольно-ре­визионным работам.

Меланхолический тип темперамента (меланхолик) — слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип. Меланхолик в привычной и спокойной обстановке работает продуктивно, чувствует себя уве­ренно; отзывчив, всегда готов прийти на помощь другу, постоянен в дружбе, верен чувству долга, настроен на сопереживание, глубоко впечатлителен. Предпочитает подчиняться правилам и авторитетам.

В благоприятных условиях, при правильном воспитании обна­руживаются ценнейшие качества меланхолика. Благодаря большой чувствительности нервной системы, острой восприимчивости ок­ружающего мира меланхолики сильны в литературе и искусстве. Они часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью. Кроме того, преимущества этого тем­перамента проявляются в профессиях, требующих большого вни­мания в условиях принудительного ритма деятельности, — переводчик-синхронист, авиадиспетчер и т.п.

Отрицательные проявления:

низкий уровень психической активности, замедленность движе­ний, быстрая утомляемость;

нерешительность, склонность к робости, замкнутости;

трудно привыкает к новой обстановке, тяжело переживает труд­ности жизни; теряется, опускает руки, и в такие моменты ему очень нужны сочувствие и поддержка окружающих;

может выдерживать лишь небольшие и кратковременные напря­жения, как правило, болезненно реагирует на критические замечания;

с большим трудом овладевает новыми знаниями, быстро их за­бывает;

часто смущается, в новой обстановке проявляет большую нелов­кость, тревожность, неуверенность в своих силах;

пассивен, обидчив.

Но склонность к тревоге имеет и положительную сторону: ме­ланхолик запаслив и предусмотрителен.

Меланхолик застенчивый, нерешительный, впечатлительный, склонный к робости, замкнутости, отчужденности, уединению, по­вышенной эмоциональной ранимости. Накануне каких-либо пе­ремен в жизни волнуется, нередко понапрасну. Он не боец и пред­почитает плыть по воле житейских волн. Если оказывается в трудных условиях, то ему нелегко справиться с новыми задачами. Ме­ланхолик склонен к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступает в контакты с незнакомыми людьми.

То, что сметет с пути холерик, не заметит флегматик, обойдет сан­гвиник, как правило, становится препятствием для меланхолика.

Меланхолику неплохо знать бы возможные опасности в связи с собственным темпераментом и уметь их избегать. Ему противопо­казаны сильные или долго действующие раздражители. Но такой недостаток окупается важным преимуществом — большой чувстви­тельностью нервной системы.

В неблагоприятных условиях жизни и деятельности на основе меланхолического темперамента могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, скрытность, пессимизм.

Меланхолика довольно трудно расшевелить, зато потом ему плохо удается контролировать свои эмоции и поведение. Поэтому он больше других нуждается в навыках психологической защиты от перегрузок не только физических, но и интеллектуальных, эмо­циональных.

Меланхолику желательно поручать однообразные работы. От­ношение к нему должно быть доброжелательное, полностью исклю­чается резкость, замечания следует делать в мягкой форме, жела­тельно наедине. Рекомендуется чаще ободрять, поддерживать их авторитет в коллективе и вместе с тем приучать к работе.

Прежде всего нам необходимо уточнить понятие личности. По­нятия «человек», «индивид», «личность» часто употребляются как однозначные. Действительно, человек является индивидом, обла­дает индивидуальностью или неповторимыми, единичными черта­ми. Считается, что родовой сущностью человека является его спо­собность создавать новое (от примитивных орудий труда до шедев­ров искусства), творить. Но не всякий человек может рассматриваться как творец, созидатель. Не всякий индивид является личностью.

Если сравнивать вышеуказанные понятия, то самое широкое по объему понятие — «человек» (любой живой организм, принадлежа­щий к человеческому роду, который роднит его со всем человече­ством, с определенными историческими общностями, социальны­ми группами и т.п.), в него как вид входит понятие «человеческий индивид» (человек, наделенный специфическими, уникальными отличиями), в последнее понятие входит понятие «личность».

В философии и психологии есть множество определений лично­сти и разные подходы к ее изучению. Наиболее общие определения:

Личность — человеческий индивид, наделенный развитым са­мосознанием.

Личность — человек, выступающий в качестве субъекта созна­тельной деятельности в сфере общественных отношений.

Личность — дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем.

Личность — устойчивая система социально-значимых черт, ха­рактеризующих индивида как члена общества или общности.

Личность — субъект и объект общественных отношений.

Личность — человеческий индивид, обладающий высоким уров­нем развития индивидуальных и социальных качеств, формирую­щихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. В данном контексте понятие личности употребляется в аксиологическом (оценочном) смысле (неслучай­но о достойном человеке говорят: «Это личность!», оценочный смысл вкладывал в свои слова М. Горький: «Человек — это звучит гордо!»).

В отличие от индивида (каковым является от рождения каждый человек, наделенный определенным генетическим кодом, набором инстинктов и способностей) личность зарождается и образуется в системе общественных отношений и характеризуется наличием са­мосознания, свободы воли, самостоятельности, критического мыш­ления, готовности нести ответственность за свободу действий.

В психологии принят структурный подход к изучению лично­сти, хотя многие исследователи расходятся в трактовке элементов, составляющих эту структуру. Так, психологи С.Л.Рубинштейн и Б. Г.Ананьев выделяют три уровня в структуре личности:

1. Направленность личности, или статус личности в обществе. Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, до­минирующих мотивах деятельности и поведения, в мировоззрении.

2. Знания, умения, навыки. Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.

3. Индивидуально-типологические особенности. Проявляются в темпераменте, характере, способностях.

В структуре личности как субъекта деятельности автор выделя­ет способности, талант, сознание, деятельность, знания, умения1.

Наиболее общепризнанной является структура личности, пред­ложенная психологом К. К. Платоновым. Он рассматривает лич­ность как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нем, и выделяет четыре подструктуры личности:

1. Направленность. Объединяет социально обусловленные чер­ты личности: мировоззрение личности, индивидуальную картину мира, кругозор, отношения, влечения, желания, интересы, склон­ности, убеждения.

2. Социальный опыт. Включает знания, навыки, умения, привыч­ки, приобретенные в личном опыте, путем обучения.

3. Психологические формы отражения. Охватывают индивиду­альные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни, воспитания и образо­вания, но в некоторой мере детерминируются биологическими свой­ствами человека, в частности способностями.

4. Биологически обусловленные свойства личности. Объединяют индивидуальные свойства личности, психофизиологические особен­ности, обусловленные высшей нервной деятельностью (темпера­мент, половые, возрастные, индивидуальные психические процес­сы личности — память, эмоции, ощущения, восприятия, мышление, воля). Эта подструктура зависит во многом от биологических фак­торов ее развития.

Эти четыре подструктуры взаимосвязаны между собой и опре­деляют способности человека и его характер. Психологическую структуру личности можно изобразить на следующей схеме:

Если говорить о нравственных началах деятельности человека и условий их формирования, то наиболее важным и ценным явля­ется анализ социально-обусловленных черт (1-я подструктура). Направленность личности — система побуждений, определяющая избирательное отношение личности к окружающему: мировоззре­ние, убеждения, идеалы, интересы, ценностные ориентации, цели, мотивы, потребности.

Мировоззрение — система взглядов на мир и место в нем челове­ка, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе.

Убеждения — определенные положения, суждения, мнения, прин­ципы и идеалы, знания о природе и обществе, которые поняты, осмыслены, прочувствованы и пережиты, в которые человек верит и руководствуется ими в жизни.

Убежденность — особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и выступающее регулятором ее сознания и поведения. Убежденность выражается в глубокой и обоснованной уверенности в истинности знаний, принципов и иде­алов, которыми руководствуется человек, составляет содержание мотивов деятельности, формирует установки личности. Она может выступать как глубокое понимание личностью социально-истори­ческих процессов и своего предназначения, но может носить и от­рицательный характер, когда личность некритически усваивает определенные представления, догматически воспринимает непре­рекаемость каких-либо принципов, чьего-либо авторитета.

Идеал — это образец, которому следует человек в деятельности и поведении.

Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.

Ценностные ориентации — система отношений личности к со­циально-политическим и нравственным нормам общества.

Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на до­стижение которого направлено действие человека.

Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворе­нием определенной потребности.

Потребности — это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития лично­сти. Потребности, которые отражают нужды нашего организма, на­зывают органическими, или материальными; потребности, связан­ные с развитием личности, — духовными. Духовные потребности помогают личности развить свой внутренний мир, получить удо­вольствие от работы собственной души. Это потребность в саморе­ализации, стремление к знаниям, творчеству, восприятию произве­дений искусства, потребность в общении, в признании другими людьми, в статусе (определенному положению в обществе), в без­опасности.

В психологии различают следующие виды направленности:

1) направленность на себя — формирует стремление к личному первенству и престижу, часто при безразличном отношении к кол­легам и своим обязанностям, а следовательно, возможно проявле­ние таких черт характера, как эгоизм, эгоцентризм, зазнайство, склонность к соперничеству, ориентация на прямое вознагражде­ние и удовлетворение своих потребностей, раздражительность, тре­вожность, интравертированность и др.;

2) направленность на общение — стремление при любых усло­виях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совмест­ную деятельность, ориентация на социальное одобрение, зависи­мость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Отсюда и развитие таких черт характера, как общительность, сопереживание, терпимость к недостаткам других людей, уважительность и др.;

3) направленность на дело — заинтересованность в решении де­ловых проблем, ориентация на деловое сотрудничество;

4) направленность на карьеру, семью и т.п.

Конечно, все подструктуры личности можно выделять только в познании. В реальности все взаимосвязано и составляет единую цель­ную личность. Так, мировоззрение не только определяет общую на­правленность личности, ее целеустремленность, стойкость и твер­дость — оно сказывается на всем облике человека (в коллективе у него возникают психологические особенности, не свойственные че­ловеку вне коллектива). В то же время включенность человека в те или иные общественные отношения (те или иные коллективы, не­формальные или формальные, профессиональные группы) способ­на воздействовать на его направленность, формировать определен­ные убеждения, мотивы деятельности, мировоззрение. Формы пси­хического отражения действительности в познавательных процес­сах способны влиять на всю деятельность человека, побуждая его (в том числе и юриста в его профессиональной деятельности) со­вершенствовать свой профессионализм, развивая положительные наклонности и свойства, подавляя негативные. Даже психофизио­логические свойства (темперамент), которые изменить невозмож­но, могут быть использованы для необходимой коррекции своего поведения, своих профессиональных действий, в межличностных отношениях.

В современной философской, социологической и психологичес­кой литературе часто употребляются понятия: «развитая индивидуальность», «творческая личность», в которых подчеркивается гармоничность, многосторонность, целостность развития различных подструктур личности.

Развитие личности — постоянное расширение и обогащение человеческой личности, связанное с совершенствованием способностей, развитием потребностей, общественных отношений, техниче­ским и духовным прогрессом. Рассмотрим основные факторы ста­новления и развития личности.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: