ПОЛОЖЕНИЕ
о Республиканском этапе Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности»среди обучающихся 8-11 классов образовательных организаций,реализующих образовательные программы основного общего, среднегообщего образования и обучающихся образовательных организаций,реализующих образовательные программы среднего профессиональногообразования, в 2021-2022 учебном году
I. Общие положения
1.1Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности» среди обучающихся 8-11 классов образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего образования и обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в 2021–2022 учебном году (далее – Конкурс).
1.2. Учредителем Конкурса выступает Министерство просвещения Российской Федерации.
Конкурс проводится Министерством просвещения Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
1.3. Федеральным оператором Конкурса является федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (далее - Оператор).
1.4. Информационно-методическое сопровождение организации и проведения Конкурса осуществляется на официальном сайте образовательно-просветительских мероприятий проекта «Без срока давности» https://ec.memory45.suв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сайт Конкурса).
|
И. Цели и задачи Конкурса
2.1. Конкурс проводится в целях формирования и (или) развития у обучающихся исследовательских навыков посредством изучения источников исторической памяти о драматических событиях в жизни мирного населения на территории РСФСР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а также умений представлять результаты проектной деятельности.
2.2. Задачами Конкурса являются:
формирование навыков поисковой работы и источниковедческого анализа архивных документов и периодической печати;
повышение культуры изучения источников личного происхождения(мемуаров, дневников, писем);
обучение выявлению в произведениях искусства военного времени объективной исторической информации;
развитие критического мышления в оценке содержания послевоенной массовой культуры;
формирование навыков анализа мемориальных комплексов и (или) памятников (памятных знаков, досок и т. п.);
обучение методике историко-социологических исследований (через проведение интервью и анкетирования сверстников);
формирование и (или) развитие у обучающихся умений представлять результаты проектной деятельности.расширение представлений подростков и молодежи о жизни мирного населения СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
возможная грантовая поддержка победителей, призеров и педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих общее руководство и сопровождение работы над проектом (далее - кураторы проекта), в целях изучения нового комплекса источников на основе предложенной технологии их анализа.
|
III. Участники Конкурса
3.1. Участие в Конкурсе добровольное.
3.2. Конкурс проводится среди следующих категорий обучающихся при участии куратора проекта:
обучающиеся 8-11 классов образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования[1];
обучающиеся образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.
3.3. Количество участников каждого исследовательского проекта - не более 3 обучающихся и 1 куратор проекта.
IV. Тематика исследовательских проектов
4.1. Участникам Конкурса предлагается реализовать исследовательские проекты в рамках следующих подпрограмм:
1) архивные документы и периодическая печать: подготовка видеороликов на основе анализа не менее 3 архивных документов[2]и (или) публикаций в периодической печати;источники личного происхождения: подготовка видеороликов на основе анализа не менее 3 мемуаров, дневников и (или) писем;
2) произведения искусства военных лет: подготовка видеороликов на основе анализа не менее 3 произведений одного или нескольких видов искусства (литературы, живописи, графики, скульптуры, массовой песни, театра и кино) периода войны;
3) военная хроника и отечественный кинематограф послевоенных лет: подготовка видеороликов на основе анализа не менее 3 произведений советских и (или) постсоветских художественных и документальных фильмов;
4) памятные объекты: подготовка видеороликов на основе анализа не менее 3 мемориальных комплексов и (или) памятников (памятных знаков, досок и т. п.);
|
5) результаты опросов граждан: подготовка видеороликов на основе интервью или анкетирования нескольких сверстников, родственников и (или) очевидцев изучаемых событий на тему изучения семейных историй, оценки тех или иных событий, произведений, памятников и т. п.
4.2. Выбор подпрограммы осуществляется обучающимися и куратором проекта самостоятельно.
V. Реализация исследовательских проектов
5.1. Методические рекомендации членам жюри Конкурса и координаторам проекта «Без срока давности» в субъектах Российской Федерации - представителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, утвержденным учредителем Конкурса, ответственным за проведение просветительско-образовательных мероприятий проекта «Без срока давности» в субъектах Российской Федерации, включая Конкурс (далее - Координаторы), размещаются на сайте Конкурса. Исследовательские проекты реализуются по следующему алгоритму:
1) распределение куратором проекта конкретных этапов работ между обучающимися[3][4] данной образовательной организации - участниками Конкурса;
2) подбор источников для сравнительного анализа (не менее 3 источников, соответствующих выбранной подпрограмме и посвященных одним и тем же событиям, произведениям, памятникам, либо проведение интервью или анкетирования не менее 10 человек; в каждой из подпрограмм участники Конкурса могут использовать в качестве вспомогательных источников артефакты материальной культуры из музейных или частных коллекций);
3) осуществление внутренней критики (изучение содержания) источников;
4) установление происхождения источников (авторство, время, место и цель создания);
5) определение степени привязанности источников к их происхождению (мировоззренческой позиции их авторов);
6) выявление допущенных искажений исторической действительности (фальсификаций, заблуждений или пропущенной информации);
7) сравнение содержания источников;
8) описание куратором проекта при участии обучающихся используемой технологии анализа группы однородных источников (например, песен, карикатур или памятных знаков) с выявлением их специфики по сравнению с другими видами источников;
9) съемка видеоролика (с последовательным отражением в нем выполнения перечисленных выше работ).