Применение универсального дизайна на пассажирском транспорте имеет высокую значимость вследствие массовости его использования населением. Он важен при обеспечении условий доступности на прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры территорий, на пешеходных коммуникациях и подъездных дорогах, на пассажирских терминалах, станциях, остановочных пунктах, перронах и причалах, на мультимодальных транспортных пересадочных узлах, при осуществлении пассажирских перевозок и в местах предоставления услуг пассажирам, на транспортных средствах, при выборе ассистивного оборудования и технологий для оказания ситуационной помощи и обслуживания пассажирских перевозок, на web-сайтах и иных средствах информации для пассажиров, в системах навигации для определения доступных маршрутов и направлений передвижения, при взаимодействия между перевозчиком и пассажиром, в том числе при оформлении перевозочных документов, при разработке правил, норм и стандартов, технологий обеспечения условий доступности объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых на них услуг.
Примерами универсального дизайна на транспорте являются:
– комплексное применение низкопольных автобусов с функцией наклона пола, посадочных площадок нормативной высоты и профессиональной подготовки водителей, что в совокупности обеспечивает на остановочных пунктах возможность пассажирам на кресле-коляске осуществить посадку в транспортное средство самостоятельно (рисунок 7.2.1, а), пешеходные пути к остановочному пункту на всем протяжении также должны быть доступными;
– на железнодорожном транспорте – выполнение высоких платформ, позволяющих с учетом минимального дооборудования вагонов, обеспечить беспрепятственную самостоятельную посадку и высадку пассажиров любых категорий: инвалидов, родителей с детскими колясками, пассажиров с багажом на колесах и др. (рисунок 7.2.1, б), при этом доступ на платформу и пути движения на всей территории вокзального комплекса также должны быть доступными;
– на воздушном транспорте – осуществление посадки по телетрапу (рисунок 7.2.1, в), при этом доступ к телетрапу должен быть обеспечен самостоятельно посредством использования лифтов и удобных коммуникационных путей;
– на водном транспорте – осуществление беспрепятственной посадки по трапу пассажиров всех категорий, в том числе МГН (рисунок 7.2.1, г), при этом доступ на посадочную платформу и пути движения на всей территории морского вокзального комплекса также должны быть доступными.
Другими успешными примерами универсального дизайна на транспорте являются: пологие пандусы, приподнятые пешеходные переходы, предоставление информации на объектах транспорта и в транспортных средствах одновременно в речевом и визуальном форматах, размещение электрических розеток и выключателей на объектах транспорта и в транспортных средствах на уровне, доступном для людей различного роста, в том числе передвигающихся на кресле-коляске и др.
а) пандус в автобусе | б) пандус для посадки в поезд |
![]() | ![]() |
в) телетрап в самолет | г) трап для посадки на корабль |
![]() | ![]() |
Рис. 7.2.1 Примеры универсального дизайна на различных видах транспорта
На пути создания транспортной системы, учитывающей философию универсального дизайна, существует целый ряд барьеров.
Одни из них связаны с недостатком информационного обеспечения, другие – с недостатком образования транспортных специалистов, проектировщиков и строителей в сфере доступной среды, третьи – вызваны реальными ограничениями региональных, местных или частных ресурсов.
Любой подход, который недооценивает интеграцию видов транспорта, необходимость улучшения условий пешеходной и транспортной доступности, а также способов и средств передвижения людей, значительно сокращает успех реализации проектов в области универсального дизайна.
В отличие от обычного дизайна, учитывающего антропометрические данные среднестатистического человека, универсальный дизайн одновременно учитывает характеристики, присущие каждой нозологической группе людей с инвалидностью и другим МГН.
ОДНОЙ ИЗ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И УСЛУГ НА НИХ ЯВЛЯЮТСЯ ГАБАРИТЫЛЮДЕЙ РАЗЛИЧНЫХ НОЗОЛОГИЙ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫДОСЯГАЕМОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. |
Рассмотрим последовательно эти характеристики.
Параметры пространства, занимаемого человеком на кресле-коляске, представлены на рис.7.2.2. Предпочтительно увеличение габаритов доступного пространства как на улице, так и внутри помещений.
Рис. 7.2.2 Основные параметры человека на кресле-коляске
Для определения габаритов основных функциональных зон, коридоров, площадок лестничных маршей, ширины тамбура и т.д. необходимо учитывать размеры зон разворота кресла-коляски (рисунок 7.2.3).
Рис.7.2.3. Основные параметры пространства, необходимые при различных положениях кресла-коляски
При проектировании и размещении мебели и оборудования с учетом потребностей инвалидов необходимо также руководствоваться эргонометрическими параметрами, обеспечивающими доступность для людей, пользующихся креслом-коляской (рисунок 7.2.4).
Рис.7.2.4. Эргономические параметры человека на кресле-коляске:
А – вид спереди; Б – вид сбоку; В – вид сверху;
1 – при неподвижном положении;
2 – при наклоне; -- – для женщин; - - - – для мужчин.
Незрячие люди могут передвигаться с помощью собаки-проводника или белой трости. В первом случае, человек занимает пространство 0,8 × 1,3 м. во втором – наконечник белой трости выходит за габариты туловища идущего человека по бокам на 0,2 м. и впереди – на 0,8 м. (рисунок 7.2.5).
Рис.7.2.5. Эргономические параметры для незрячих и людей,
использующих трости
Человек с инвалидностью, использующий опору в положениях «стоя» и «сидя», занимает площадь, несколько большую, по сравнению с габаритами среднестатистического человека без инвалидности (рисунок 7.2.6).
Рис. 7.2.6 Основные эргономические параметры среднестатистического взрослого человека, не отнесенного к категории МГН:
А – вид спереди, Б – вид сбоку, В – вид сверху.
1 – общие габариты человека в положении «стоя»; 2 – зона досягаемости; 3 – зона оптимальной видимости; 4 – общие габариты в положении «сидя»; оптимальное рабочее пространство, зона удобного размещения оборудования (в скобках даны размеры для мужчин).
Пространства для движения инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют следующие параметры. Ширина зон прохода человека, использующего при передвижении опорные средства реабилитации (трости, палки, костыли, ходунки и т.п.), колеблется от 0,7 до 0,95 м. в зависимости от вида опорных приспособлений (рисунок 7.2.7.). В случае использования мест отдыха или мест размещения таких людей, их параметры обустройства, с учетом необходимых проходов, не должны противоречить значениям, представленным на рис. 7.2.8.
Рис. 7.2.7 Эргономические параметры инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата
Рис. 7.2.8. Эргономические параметры пространства, занимаемого инвалидом в местах отдыха:
А – вид сбоку; Б – вид сверху;
1 – при размещении инвалида в ряду зрительских мест;
2 – при размещении инвалида в проходе у стола и инвалида, сидящего за столом;
3 – при проходе инвалида мимо сидящего человека.
Нижним пределом удобства (комфортности) следует считать такой уровень условий организации среды, при котором передвижение и получение необходимой информации может быть реализовано инвалидами любой категории. При этом любое незначительное ухудшение параметров приводит к невозможности самостоятельного, безопасного и без чрезмерных усилий пользования объектом или услугой хотя бы одной определенной категорией инвалидов.
ПОВЫШЕНИЕ УДОБСТВА (КОМФОРТНОСТИ) СРЕДЫРЕКОМЕНДУЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПУТЕМ: СОКРАЩЕНИЯ ДЛИНЫПУТИ; ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ УСЛУГ В ОДНОМ МЕСТЕ; СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ ПОЛУЧЕНИЯ УСЛУГ; УВЕЛИЧЕНИЯ ЧИСЛА МЕСТ ОТДЫХА; ЗАБЛАГОВРЕМЕННОГО ПОЛУЧЕНИЯ НУЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ; ПРИМЕНЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО ЭРГОНОМИЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ДР. |