Эскапизм общая характеристика (уход от современного реального мира)




Эскапизм

 

Энгр, Жан Огюст Доминик, 1811—1813

Эскапи́зм (англ. escape — убежать, спастись) — индивидуалистическо-примиренческое стремление человека уйти от мрачной действительности в мир иллюзий.

Описание

Стремление бежать от реальности может возникать в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряжённой работой, неспособностью создать адекватные мнимому цензу отношения с окружающими субъектами представления, не занятыми «напряженной работой».[ стиль! ] Часто возникает в кризисных ситуациях саморефлексии.

Любая активная деятельность (карьера, искусство, спорт, мода, ролевые игры, секс и т. д.) может стать способом эскапизма, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем. Способом эскапизма может стать и пассивная деятельность (просмотр фильмов, чтение книг, алкогольное или наркотическое опьянение, медитация и т. д.). Эскапизм может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, труднодоступные регионы), так и без этого — когда при отсутствии изоляции от общества, человек перестаёт проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грёз.

Короля Людвига Баварского считали безумным за то, что он «сбегал» в волшебный мир опер Вагнера. Карикатура изображает его в роли Лоэнгрина

Эскапизм не является болезнью и не занесен ни в какие медицинские справочники, хотя, будучи доведен до крайности сторонними причинами, может стать навязчивой манией. (Например, крайний эскапизм короля Людвига II Баварского был признан следствием психического расстройства, а у основателя группы Pink Floyd Сида Баррета вызван злоупотреблением ЛСД). С другой стороны, в умеренной форме эскапизм является родом рекреации, и может помогать пережить стресс.

Писатель и литературовед Джон Р. Р. Толкин в своих трудах рассматривал бегство от реальности во «вторичные миры», порождённые воображением и литературой, как явление сугубо положительное, дающее утешение и удовлетворение. Он считал, что «побегу» в литературе служат счастливые финалы инеожиданные спасения героев[1]. В своих книгах он воплощал эти идеи, и по сей день многие поклонники Толкина (толкинисты) «переселяются» в вымышленный им мир, отождествляя себя с персонажами. Друг Толкина Клайв Льюис, соглашаясь с ним, добавлял, что «сбегают» обычно из тюрьмы, каковой для людей творческих является обыденность.

В современном мире новые технологии и массовая культура дают огромное множество способов бегства от реальности: компьютерные игры, интернет, виртуальная реальность, кино, телевидение. Особый интерес психологов и социологов вызывает феномен онлайновых ролевых игр, в которых игроки полностью погружаются в вымышленный мир.

Эскапизм в искусстве

Побег от реальности часто изображается в искусстве. Иногда эскаписты служат примером духовности и способности мечтать, иногда, напротив, бегство от реальности осуждается и даже сравнивается с наркотическим дурманом.

§ Яркое описание бегства от реальности дано в романе французского писателя Жориса Гюисманса «Наоборот» (фр. Au rebours). Однако, главный герой достаточно богат, поэтому он вполне может физически создать особый мир внутри обыденного.

§ В романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» главный герой, Жан-Батист Гренуй, длительное время живёт в тёмной пещере, погрузившись в мир своих иллюзий.

§ В романе английского писателя Артура Мейчена «Холм грёз» (англ. Hill of dreams) герой, не имея на обустройство своего мира финансовых возможностей, просто предаётся мечтаниям.

§ В рассказе Говарда Лавкрафта «Селефаис» главный герой отходит от реальной жизни, предпочитая ей жизнь во сне.

§ В произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Хищные вещи века» подробно рассмотрена тема эскапизма в обществе людей, полностью обеспеченных материально. В другом романе Стругацких «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» одна из сюжетных линий построена вокруг сообщества эскапистов под названием Флора.

§ В трилогии Эдмонда Гамильтона «Звёздный волк» герои находят устройство, позволяющее душам людей путешествовать вне тел, и людей, болезненно пристрастившихся к таким путешествиям.

§ В рассказе Роберта Э. Говарда «Ползучая тень» главный герой Конан обнаруживает целый город, погруженный в грёзы и не отличающий реальность от иллюзий из-за злоупотребления галлюциногенами.

§ С 2004 года тему эскапизма развивает в своих произведениях петербургская писательница Виктория Платова.

§ Исследуется тема эскапизма и в кинематографе. Например, в фильме «Мост в Терабитию» главный герой — подросток, фактически сбегает в выдуманную волшебную страну, что позволяет ему подавить в себе чувство вины за гибель близкого человека. В Фильме М. Найта Шьямалана «Таинственный лес» действие разворачивается в поселении, созданном эскапистами. В фильме Нила Геймана и Дэйва Маккина «Зеркальная маска» главная героиня Хелена на фоне сложной ситуации с попаданием матери в больницу, обнаруживает, что грань между реальным миром и выдуманным сошла на нет. Также в надежде на спасение от мрачной и жестокой франкистской Испании двенадцатилетняя героиня фильма «Лабиринт Фавна» Офелия попадает в мир, который, как оказывается, не уступает реальности.

§ В репертуаре финской метал-группы Nightwish есть композиция Escapist.

§ Песни с названием Escapism есть у групп An Cafe (Япония) и Dernier Martyr (Россия)

§ Ярким примером эскапизма и его развенчания является повесть Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Главные герои — братья Лева и Ося — выдумывают себе страну, в которой создают историю, географию и эпос, пока их не возвращает к жизни суровая действительность гражданской войны.

§ Илья Ильич Обломов, герой одномённого романа Ивана Гончарова, предпочитал погружаться в мечты о том, как он хотел бы жить, вместо того, чтобы устраивать свою жизнь наяву.

§ Одним из лейтмотивов произведения "Белые ночи" Ф.М. Достоевского является эскапизм. Главный герой живёт мечтами, до наступления развязки, в которой возникает драма конфликта оторванности и поддельности мечтаний в отношении к действительности.

 

ЭСКАПИЗМ

Большая актуальная политическая энциклопедия/ Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева.

 

ЭСКАПИЗМ (от англ. escape — бегство, побег; уход от действительности) — социальное явление, заключающееся в стремлении индивида или части социальной группы уйти от общепринятых стандартов общественной жизни.

В основе эскапизма лежит сомнение в целесообразности и, как следствие, попытка критического переосмысления общепринятых норм, заключенных в тех или иных общественных представлениях.

Необходимым условием зарождения эскапизма является высокий уровень общественного развития, при котором асоциализация уже не ведет к неизбежной гибели, как в доисторические времена, когда частым наказанием за тяжкие преступления служили остракизм и изгнание из общества.

Хрестоматийными примерами эскапизма служат биографии древнегреческих философов Гераклита (ок. 540–480 до н.э), Диогена (ок. 412–323 до н. э.), Эпикура (342–270 до н. э.) и др. Гераклит в презрении к жителям Эфеса покинул город и жил в горах, кормясь травами. Диоген жил среди людей, однако всячески демонстрировал независимость от жизненных благ — ночевал в бочке, не имел собственности. Эпикур создал целую школу на основе идеи стремления к чувственным удовольствием и отказа от страданий, в т. ч. вызываемых трудом. Некоторые идеи Эпикура об умеренности и гармонии созвучны доктрине Лао-цзы, основоположника даосизма с его принципом «недеяния».

Склонность к эскапизму нередко была присуща даже правителям государств. Римский император Диоклетиан (284–305), оставив Рим, переселился в Сплит (совр. Хорватия) и занялся философией и огородничеством. Когда империя под управлением цезаря Дазы начала разваливаться, римляне стали умолять Диоклетиана вернуться. Свой отказ бывший тиран объяснял… успехами в выращивании капусты.

На протяжении веков эскапизм имел негативную коннотацию в общественном сознании, расцениваясь как малодушный побег от действительности. Характерно, что греческое слово «идиот» изначально означало индивида, не принимающего участия в общественной жизни. Однако развитие эскапистских по сути монотеистических религий (христианство, буддизм), привело к тому, что эскапизм, по крайней мере, в форме отказа от мирской жизни, стал массовым и даже приемлемым явлением. Монашество не только принимается, но и считается привилегированной формой спасения.

Различные еретические секты в Средние века целиком предавались эскапизму, т. е. жизни по своим, отличным от всех, законам (ходили голыми, не имели собственности и проч.).

Мощным движением такого рода было движение гуситов, табаритов и адомитов в Богемии, отсюда позже название для эскапистов — «богема».

Новый эволюционный импульс эскапизм получил уже в XX в., благодаря бурному развитию промышленности, которое, с одной стороны, привело к резкому обогащению общества, с другой — содействовало возникновению новых форм и возможностей эскапизма, от самых радикальных, таких как психотропные вещества, алкоголь, до самых безобидных, к числу которых можно отнести всевозможные хобби.

В начале XX в. «богемную жизнь» во Франции пропагандировало целое поколение будущих великих художников, режиссеров, музыкантов, философов, поэтов. Мощнейшим эскапистским движением было движение хиппи, использовавшее в качестве способов бегства от реальности легкие наркотики и жизнь общинами в гетто и пригородах. Стремительное распространение алкоголизма, уход в многодневные запои, отказ от социально приемлемых норм существования в СССР также можно назвать видом эскапизма. Отдельного внимания заслуживают т. н. «виртуальные реальности», возникшие изначально в виде фантазийных бытописаний выдуманных государств, с придуманными народами и их историческими хронологиями. Автор «Властелина Колец» Дж. Толкиен называл себя первым эскапистом.

К концу XX в. эскапизм нашел наибольшее распространение уже в виде компьютерных игр, позволяющих быть не только наблюдателем или персонажем, но и создателем того или иного мира. Своеобразным эскапизмом является и присоединение к сетевым сообществам — своего рода «племенам», субкультурам с узкой идентичностью, живущим по своим правилам.

Еще одно яркое проявление эскапизма в наши дни — дауншифтинг (от англ. downshifting, «движение вниз»), при котором человек отказывается от высокооплачиваемой, но отбирающей все свободное время работы в пользу более спокойной, хотя и менее оплачиваемой.

В СССР выросло целое поколение «дворников и сторожей» — богемной культурной элиты, пассивно протестующей против стандартов социализма. Аналогично в США заговорили о поколении «иксеров», бродяг, рассказывающих друг другу истории, выбирающих для своего времяпровождения тихие курортные городки.

В 1950–60-е гг. некоторые западные ученые и политики, в частности советник президента Дж. Кеннеди А. Шлезингер-мл., предрекали наступление «эры праздности», объясняя это тем, что для поддержания достаточного уровня жизни требуется все меньше усилий. Однако развитие общества потребления диктовало все новые жизненные стандарты, и в своей массе западные потребители стали работать только больше. И дауншифтинг как отказ от карьеры, от бесконечного потребления, от демонстрации своего высокого статуса, уровня и стиля жизни, навязываемых рекламой и СМИ, не смог стать по-настоящему массовым явлением.

Распространенной формой дауншифтинга является географический эскапизм, предполагающий переселение в экономически неразвитые страны (например, Индию), позволяющий существовать на небольшой по западным меркам доход.

В современной России эскапизм также принимает форму уходов в леса христианскими или сектантскими общинами. С. Горфинкель в книге «Все под контролем» видит источник эскапизма в стремлении сохранить свое личное пространство, в бегстве от навязчивой рекламы, от тотальных маркетинговых стратегий ТНК, которые преследуют потребителя, и требует законодательного урегулирования вопросов вмешательства в частную жизнь.

Сами эскаписты зачастую рассматривают себя как альтернативу глобализации. Но существует точка зрения, что эскапизм в любой форме — это бегство от свободы, желание отдать другому ответственность за принятие решений.

Возможно, эскапизм — это не альтернатива глобализации как тотальному контролю, а, наоборот, основа для тоталитаризма, который, используя пассивность эскапистов, может делать все что угодно.

 

Об эскапизме.

Слыхали про такую штуку, как эскапизм? Нет? Ну, тогда я немного расскажу про то, что я понимаю под этим словом.


Вот справка из словаря:


ЭСКАПИЗМ (или эскейпизм) (происходит от англ. слова escape - убежать - спастись), стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения.

Вообще если вы не поленитесь и поищите в интернете информацию об эскапизме, то чего вы только не прочитаете. Прежде всего всяких отрицательных мнений. Почему-то люди часто считают, что уход в мир фантазии - это непременно побег от реальности, который приводит человека к непониманию и полному отрицанию мира реального. Меж тем толика эскапизма есть в любом человеке. Просто мы всё-таки называем в данном случае эскапистами людей, для которых мечта - это очень значительная часть их жизни и выражается она не в примитивных формах, а в моделировании второй довольно яркой реальности, которая дополняет повседневную жизнь.

Понятие "эскапизм" тесно переплелось с представлением о толкинистах (поклонниках книг Толкина), любителях ролевых игр. Безусловно среди этих людей эскапизм представлен в очень яркой форме. Люди не просто мечтают о сказочных мирах или романтических эпохах, но пытаются играть в свои "воздушные замки", обставляя это действо соответствующими костюмами и атрибутами. Казалось бы, совершенно замечательное увлечение и отдых, но многие обыватели тоже скептически на это смотрят и даже побаиваются этих странных людей в необычных нарядах, несмотря на то, что они совершенно безобидны. В глазах людей, совершенно не понимающих, что такое эскапизм, любые мечтатели, которые стремятся перемешать свои мечты с реальностью - это люди, вызывающие подозрение, что это или сумасшедшие, или какая-то страшная секта. Меж тем, так называемые "ролевики" - это такие же люди, как и все прочие, они точно также ходят на работу и учатся, заводят семьи. Наоборот, очень многие из них по жизни куда успешнее обычных граждан, которые проводят свободное время дома на диване или в вульгарных дискотеках. Ведь для того, чтобы играть в такие игры, надо читать книги, изучать историю, да и обладать артистическими наклонностями. Может, вас это удивит, но самыми первыми "толкинистами" в нашей стране были студенты и выпускники университетов, которые были не только классными специалистами в своих профессиях, но и играли в "Что? Где? Когда?", занимались различной творческой деятельностью, добились успеха во многих областях жизни. Настоящий ролевой эскапизм - это удел интеллектуальных, эрудированных и творческих людей.

Но оставим в покое ролевое движение и тому подобные вещи. Собственно я сама, несмотря на свою дружбу с ролевиками, не езжу на игры и, увы, не имею на это времени. Поговорим об обычном мечтателе. О девушках, которые ждут своих "принцев", о фантазёрах, витающих в облаках в тот момент, когда надо бы сосредоточиться на чём-то более серьёзном. Ведь именно с этого начинается любой эскапизм, и только затем он может вылиться в какую-то деятельность. Можно сто раз говорить, что витать в облаках глупо. Но я сама эскапистка. И убеждения мои таковы: в мечтательности можно найти только один недостаток - в невозможности или нежелании свои мечты воплотить. Любая мечта - это позитив, это идея, искра! И грустно лишь, когда искра сразу затухает, так и не породив ни света, ни тепла.

Я за мечтательность! Человек без фантазии скучен, а жизнь его сводится лишь к одной реальности, в то время, как у эскаписта этих реальностей несколько, они переплетаются между собой и порождают целый новый мир вокруг как одного человека, так и его друзей. С эскапизма начинается переход через грань невозможного. Потому что мечта и вера в свою мечту - это чудесная сила, которая меняет и нас самих, и то, что вокруг нас.

Мне смешно, когда говорят, что эскаписты не понимают реальности. Истинный эскапист, который верит в свои мечты, отлично знает, что такое реальность и знает как с ней уживаться. От реальности бежит спивающийся алкоголик, а мечтатель стремится эту реальность перебороть, наполнить её новым смыслом, воплотить свои идеи. Эскапизм - это явление креативное, созидающее, а не направленное на разрушение себя или чужой жизни.

Что касается того идеализма, в котором обвиняют всех эскапистов-мечтателей, то это довольно однобокий взгляд на вещи. Да, если некая девушка влюблена в придуманный образ, то ей сложно снизойти до обычных людей с кучей недостатков. Но так ли конструктивно стремиться любить только то, что реально? Это, конечно, поможет приспособиться к окружающей действительности, принять её такой, как есть. Однако вместе с этим уходит и стремление к чему-то лучшему. Исчезает как бы понятие роста, движения вверх, всё мировосприятие в итоге вертится лишь в одной предлагаемой обстоятельствами плоскости. В таком случае и людям, претендующим на сердце такой девушки, уже нет необходимости стараться стать лучше, раскрывать в себе новое.

Эскапизм - это наличие у человека нескольких реальностей. Бегство в мечты никого не избавляет от необходимости жить в нашем общем, так называемом реальном мире. Это расширяет возможности и восприятие человека, хотя и может создавать некоторые сложности и конфликты с окружающими. Но любые дополнительные способности могут создавать человеку дополнительные сложности. Человеку с творческим воображением всегда труднее, нежели тому, кто этого воображения лишён.

Можно бесконечно рассуждать, что лучше: мечтательность или прагматизм. И безусловно трудно прийти в этом вопросе к единому мнению. Однако это вопрос личного восприятия и выбора.

Я однозначно выбираю сложный путь мечты. Даже многократно теряя веру, чувствуя бессилие перед обстоятельствами, я не соглашусь принять мнение, что мечтать - бессмысленно.

 

Эскапизм

« Пусть неровен и петлист Путь до сказочного мира: Я не просто эскапист — Я прикончил конвоира. »
— Евгений Лукин

Эскапизм (от англ. escape — сбежать, исчезнуть) — мировоззрение или стиль жизни, подменяющий реальные отношения с миром на воображаемые, часто почерпнутые из научной фантастики или фэнтези, или религиозных установок большими и маленькими человечками, зачастую зелеными от скуки.

В 95% принимает форму унылого неприятия системы. Так как сил и решимости не хватает, ЧСВ падает, то неизбежно появляется желание схватиться за голову, или в крайнем случае хотя бы забиться в дальний уголок, забыть о всем происходящем вокруг и заниматься каким-нибудь узкоспециальным дрочевом, интересным только себе самому и тесному кругу таких же психов.

Ярчайшим примером эскапизма, подкрепленного общим неизлечимым задротством больного, является увлечение компьютерными играми, среди которых главным образом RPG, в том числе и сетевые. Также к эскапистам можно отнести толчков и прочих ролевиков (да и вообще субкультуры, см. список ниже).

Эскапизм и сублимация

Объяснение для не читавшей Фрейда школоты на понятных примерах: есть два задрота, первый, будучи убежден что «все бабы дуры», общается посредством компа с идеальной девушкой из японской игры; второй же подсознательно хочет перетрахать весь колхоз вместе с очевидным населением коровника, но вместо этого в силу психологических приблуд с женским полом контактировать не может, а заменяет общение остервенелой поклейкой танчиков.

Так вот: первый случай — это эскапизм, а второй — сублимация.

Эскапизм в Империи Зла

« Слева молот, справа серп, Это наш советский герб. Хочешь жни, а хочешь куй, Все равно получишь ХУЙ! »
— Немецкая листовка времен ВОВ

Как демонстрирует это известное стихотворение неизвестного автора при совке подобный подход был очень распространён.

Так же известны лозунги: «работай, не работай — все едино, так лучше пойдем в лес или подвал, песни попоем, водку побухаем», накануне перестройки — «денег нет и не будет, в жопу работу и учебу, пойдем рок попоем», уже сейчас: «все равно уже все украли и нам не досталось — пошел ты нах, начальник, сегодня пятница, все идем в кабак!»

Всё это как бы объясняет причины дауншифтинга в этой конкретной стране.

И классиков процитируем

— Я знаю, тебя покорил Владимир Сергеевич. Что ж, это понятно. С одной стороны Юрковский, который считает, что жизнь — это довольно скучная возня с довольно скучными делами и нужно пользоваться всяким случаем, чтобы разрядиться в великолепной вспышке. С другой стороны, Быков, который полагает истинную жизнь в непрерывном напряжении, не признает никаких случаев, потому что он готов к любому случаю, и никакой случай не будет для него неожиданностью… Но есть еще и третья сторона. Представь себе, Юра, — Жилин положил ладони на стол и откинулся в кресле, — огромное здание человеческой культуры: все, что человек создал сам, вырвал у природы, переосмыслил и сделал заново так, как природе было бы не под силу. Величественное такое здание! Строят его люди, которые отлично знают свое дело и очень любят свое дело. Например, Юрковский, Быков… Таких людей меньше пока, чем других. А другие — это те, на ком стоит это здание. Так называемые маленькие люди. Просто честные люди, которые, может быть, и не знают, что они любят, а что нет. Не знают, не имели случая узнать, что они могут, а что нет. Просто честно работают там, где поставила их жизнь. И вот они-то в основном и держат на своих плечах дворец мысли и духа. С девяти до пятнадцати держат, а потом едут по грибы… — Жилин помолчал. — Конечно, хочется, чтобы каждый и держал и строил. Очень, брат, хочется. И так обязательно будет когда-нибудь. Но на это нужно время. И силы. Такое положение вещей тоже ведь надо создать.
А., Б. Стругацкие, «Стажёры»

С другой стороны

« Я бог нового мира! »

Но с таким опуханием воображения сразу же прямая дорога на чаепитие к Кэрроллу.

Запущенные случаи

§ Яроврат — клинически запущенный случай;

§ Шмуклер — немногим менее фееричный, но зато по-прежнему в ЖЖ;

§ Хикки;

§ Митьки;

§ КСП;

§ Толчки;

§ Фурри;

§ да и вообще любая субкультура.

 

Эскапизм общая характеристика (уход от современного реального мира)

Поделиться…

Эскапизм это уход от современного реального мира, который полностью поглощает сознание человека. Иллюзии и утопические мечты позволяют человеку освободиться от проблем и нужд настоящего. Многие люди, у которых в профессиограмме творчские наклонности, страдают от этого расстройства. Среди рядовых граждан эскаписты тоже встречаются. Что же стимулирует развитие эскапизма?

Желание отстраниться от действительности может быть защитной реакцией человека на усталость, от постоянных раздражений, сильного и стабильного дистресса, которые могут быть вызваны моральными и физическими нагрузками, агрессией со стороны окружающих людей, неудовлетворенностью своими внешними или внутренними данными, все это стимулирует эскапизм.

Как метод отключения от реальной жизни и перехода в мир фантазий человек может использовать все, что ему доступно: телевиденье, виртуальный мир, умственную и физическую работу, искусство, любовь, секс, наркотики (основатель группы Pink Floyd Сид Баррет пережил эскапизм после злоупотребления наркотическими средствами, в частности ЛСД), алкоголь, спорт, танцы, литературу… Каждый выбирает увлечение индивидуально, но при этом все эскаписты как один посвящают свою жизнь этому увлечению и с его помощью отвлекаются от своей ежедневной действительности. В отдельных случаях эскапизама человек выбирает для релаксации отчуждение от социума и изоляцию в безлюдной местности.

Официальная медицина не признает эскапизм психической болезнью, но доказано, что он может стать основой для развития мании, депрессии и прочих расстройств личности. В отдельных случаях эскапиз становится способом рекреации личности после тяжелого стресса и обеспечивает защиту от негативного влияния и восстановление психики человека после болезни или негативного воздействия из вне. Эскапим – состояние знакомое многим.

В последнее время среди молодых людей возрастом от 13 до 25 лет очень распространенным способом эскапизма становятся виртуальные игры, которые делают их не просто участниками вымышленного героического сюжета, но и зависимыми от происходящего людьми. Компьютерные ролевые игры и он-лайн жизнь становятся бичом нашего общества, ведь многие люди не могут контролировать свои желания и проводят у мониторов значительную часть времени, эскапизм в википедии описывают именно так. Зависимость чревата последствиями для физического и психического здоровья человека.

Организм Интернет-зависимого человека может получить следующие недостатки:

  1. Расстройство сна.
  2. Головные боли, мигрени.
  3. Заболевания желудочно-кишечного тракта.
  4. Нарушения развития опорно-двигательной системы организма.
  5. Нарушение зрения.
  6. Нарушение слуха.

В психологическом плане эскапизм от увлечения виртуальным миром способствует развитию:

1. Замкнутости, вследствие чего, теряется контакт с близкими и родными.

2. Неблагополучия в других жизненных делах – в учебе, карьере, семье и т.д.

3. Моральной слабости и неустойчивости к влияниям и стрессам.

4. Различных расстройств личности – это и невроз, и депрессия, и мания, и нарциссизм, и шизоидное расстройство, и социопатия, и психопатия, и прочие.

По этому важно чувствовать грань между тем, когда увлечение Интернетом (или иной сферой жизни) становится не просто развлечением, а ежедневным и единственным способом избавиться от проблем и тяжелых мыслей. Ведь перейдя ее, можно очень пострадать и на долго попасть в ловушку утопического мира эскапизма.

 

 

Человек - единственное в мире существо, способное творить и создавать нечто новое, частично или полностью отличающееся от материальной реальности. Анна Куновская об особенностях экскопизма и его тайных ловушках.

Человек - единственное в мире существо, способное творить и создавать нечто новое, частично или полностью отличающееся от материальной реальности. Наш постоянный автор Анна Куновская об особенностях экскопизма и его тайных ловушках.

Львиная доля творчества всегда была направлена на создание иллюзорного мира, альтернативного нашему, начиная с древних мифов и заканчивая современными видеоиграми. Стремление переделать или изменить окружающую реальность выливается в мечты, фантазии, сны, игру воображения и даже эскапизм - крайнюю форму углубления в виртуальный, придуманный мир. Но что самое интересное, чем стремительнее развивается наша цивилизация, чем больше человек отрывается от природы, тем чаще начинает проявляться эта экстремальная форма ухода в альтернативный мир грез. Многие ученые связывают такую печальную статистику с развитием компьютерной индустрии, в особенности видеоигр, другие же находят причину в неестественном для человека способе существования. Так или иначе, но факт потребности в частичном или полном эскапизме налицо, а значит, необходимо рассмотреть его причины и следствия.

Истоки явления

По словам известного американского ученого и психолога Эриха Фромма, ключ к разгадке феномена эскапизма заключается в несоответствии бесконечности и вечности вселенной и ограниченной во времени и пространстве человеческой жизни. Чем глубже мы осознаем эту парадоксальную разницу, тем активнее стараемся «продлить» или «увеличить» себя самыми различными способами. Влиться в коллектив и стать частью чего-то большего; подчинить себе других людей, природу, ее отдельные явления и распространить, таким образом, свое влияние за рамки собственного тела; увековечить себя в истории за счет великих открытий и достижений или разрушений. По своей сути мечты и игра фантазии - не что иное, как попытка найти убежище от гнетущего несоответствия «человек – вселенная» в альтернативном мире, где действуют законы нашего воображения, а значит, мы имеем реальное влияние и вес. Одно из первых проявлений такого стремления - мифологизация окружающей среды, создание религий и культов, отводящих человеку особое место и роль, объясняющих цель его существования и делающих нас частью чего-то великого и сакрального. Нечто подобное происходит и в процессе созидательного творчества и даже простого мечтания. С той лишь разницей, что фантазер не настолько убежден в реальности выдуманных им же образов, как приверженец культа.

Но эта причина, скорее, философского характера, то есть общечеловеческая, а кроме нее в каждом отдельном случае играют роль и другие, более конкретные поводы. Мечтает каждый, и все той или иной мерой приобщаются к миру искусств, а вот эскапизмом страдают единицы. Толчком к переходу от кратковременного пребывания (фантазии) до полного (эскапизм) переселения в альтернативную реальность могут послужить как психологические травмы, так и злоупотребление воображением без конкретного вектора его практического применения.

Подобные казусы наблюдаются у заядлых поклонников фэнтези, компьютерных игр, киноманов - словом, у людей, которые, раз увлекшись прелестями выдуманного мира, с трудом возвращаются в реальный. Но даже среди таких личностей можно выделить эскапистов патологических - когда уход от реальности грозит умственными и психическими отклонениями, и эскапистов умеренных, умеющих вовремя уходить и возвращаться, используя фантазии на благо себе и окружающим. Например, известна история с Максимом Горьким, когда он, описывая наказания, которым подверглась молодая мусульманка, настолько увлекся, что потерял сознания от фантомной боли. Случай разовый, и вреда писателю принес немного, зато его произведение было написано красочно и реалистично.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: