Вопрос 18. Государство как социальный институт. Сущность, происхождение, функции.




Центральным политическим институтом явл. институт государства. Госуд-во – это подструктура общества, к-рая осуществляет публичную власть на основе концентрации силы. Публичная власть – власть открытая. На основе концентрации силы означает, что любое общество h внутри себя какие-либо силовые механизмы. Государство представляет собой результат обособления силы, концентрацию этого силового начала внутри обособленного социального института. Гос-во – явление историческое. Существовали догосударственные механизмы социальной регуляции, к-рые были эффективны до поры до времени. Это были: 1) традиции – это слово может быть недостаточно для раскрытия этих механизмов, т.к. за традицией всегда стояло ее освящение, сокрализация: Бог, боги или потусторонние силы, к-рые из того мира контролируют поведение людей здесь, в этом мире. Вера в тот мир была непререкаема. (В 18в. на территории южного Зауралья существовала традиция: если совершена кража, и на ч-ка падает подозрение, то он держит над головой икону и говорит: “Да покарай меня, Божья матерь”. Если ч-к виновен, он даже не будет это делать).

2) механизм авторитета ч-ка (вождей, старейшин). Традиции, исходящие от богов – это некий аналог законодательной ветви власти. А авторитет вождей – это аналог исполнительной власти. До поры до времени этих механизмов было достаточно.

Затем возникает государство. Выделяют 3 концепции происхождения гос-ва:

  1. Классовая концепция связывает возникновение гос-ва с имущественной дифференциацией. Возникает частная собственность, и у разных людей оказывается разный объем собственности. Появляется класс имущих и неимущих. Когда сущ-ет класс имущих, обязательно должен быть некто Шариков, к-рый захочет все забрать и перераспределить. Поэтому класс имущих должен обеспечить сохранность своего имущества; стихийно возникает специализированный институт, защищающий их права – государство. С д. точки зрения гос-во есть выражение воли экономически господствующего класса. Эта концепция идет в русле экономического детерминизма.

1. Связывает возникновение гос-ва с необходимостью выполнения ряда экономических функций. Опирается на историю Др.Востока (ирригационные сооружения). Это очень специфическая логика, к-рая обусловлена географической спецификой.

2. В рамках примитивных обществ м/д различными единицами социальной организации (племенами) h место конкуренция, к-рая доходила до силовых столкновений. Когда 1 племя побеждало, оно концентрировало силу в своих руках и оружие и не позволяло пользоваться этим побежденным племенам.

Все эти концепции имели место в реальном историческом процессе. При всем многообразии позиций по поводу происхождения гос-ва можно сформулировать более общие положения: когда общество достигает некоторой ступени развития, прежние механизмы регуляции оказываются недостаточными. Система начинает давать сбои по мере усложнения общества, по мере увеличения его масштабов, роста социальной дифференциации общества.

Что такое исполнительная власть, базирующаяся на авторитете? Авторитет – это некий конкретный ч-к. Это межличностное отношение. Я могу прислушиваться к др. ч-ку как к авторитету, если я его лично знаю. А в масштабах общества кто он такой? Институт авторитета не может регулировать общество.

Возникает социальная дифференциация, разделение труда. А что касается сокрального, то каждый интерпретирует богов в своих интересах. Боги находятся там. Следоват-но, данный механизм регуляции оказывается недостаточно эффективным.

Механизм государственного регулирования общественных отношений, госуд-ой организации общественной жизни возникает не как альтернатива, а как дополнение к прежним механизмам регуляции.

Любое государство характеризуется целым рядом признаков. Часть из них отличает гос-во от организации власти в первобытном обществе. К ним относятся следующие признаки:

1. Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним;

2. Государственная власть осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия), к-рый состоит из людей, специально для данной цели организованных и располагающих материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций;

3. Территориальная организация власти и населения. Если при родовом строе люди были объединены кровнородственными связями и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному признаку. Государственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи. Население, проживающее на территории того или иного гос-ва, разделяется по административно-территориальным единицам, по к-рым и осуществляется управление обществом;

4. Налоги. Ни одно гос-во не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие какие-то доходы, получаемые на территории гос-ва. Налоги необходимы гос-ву для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

Вторая группа признаков отличает гос-во от иных политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.).

1. Суверенитет – верховенство госуд-ой власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет характеризуется двумя сторонами: верховенством и независимостью. Верховенство означает способность гос-ва самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность гос-ва на международной арене.

2. Монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право гос-ва издавать законы и иные нормативные акты, общеобязательные для населения всей страны.

Сущность и назначение гос-ва проявляется в его функциях. Функциями гос-ва называются основные направления его деятельности, выражающие сущность гос-ва и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции гос-ва могут быть разделены на внутренние и внешние. Внутренние функции – это основные направления деятельности гос-ва внутри страны:

1. функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан гос-ва;

2. функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;

3. экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием госуд-го бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т.д.);

4. социальная функция (система социальной защиты населения, здравоохранение и образование, пенсионное обеспечение);

5. экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей);

6. идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения).

Внешние функции – это основные направления деятельности гос-ва, проявляющиеся преимущественно вне гос-ва и общества, во взаимоотношениях с другими государствами. К внешним функциям относятся:

1. защита общества, гос-ва от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность пограничных войск и т.д.);

2. функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в различных международных организациях, в военно-политических блоках, союзах и т.д.).

Вторым основанием для классификации функций гос-ва явл. характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные. Охранительные функции –это деятельность гос-ва, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита гос-ва от внешней угрозы). Регулятивные функции – это деятельность гос-ва, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).

Третьим основанием классификации служит продолжительность их существования. В соответствии с этим функции могут быть постоянными и временными. И, наконец, по важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (подфункции). К последним относится, н-р, организация статистического учета.

В настоящее время в России весьма остро стоит вопрос о совершенствовании деятельности органов гос-ой власти. Требуется повысить уровень компетентности и профессионализма работников гос-го аппарата, преодолеть бюрократические методы руководства и управления делами общества на всех его уровнях. Стоит задача – совершенствовать взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей, демократизировать, т.е.подчинить интересам народа, деятельность СМИ. Н/о постоянно улучшать работу правоохранительных органов. Все это направлено на развитие правового гос-ва, в к-ром высшая власть принадлежит Закону.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: