Что представляет собой идея истории?
В обыденном смысле история – это движение общества во времени. Но в гуманистической науке понятие истории имеет более узкий смысл – это количественные изменения общ-ва во времени, т.е. развитие. Идея истории, Т.О., это идея того, что с обществом во времени происходят существенные изменения. Идея истории, по крайней мере, в своем развитом виде не так уж стара. Даже в Античности идея истории общ-ву была чужда. Но тем не менее доминирующим был взгляд, согласно которому соц процесс – это вращение белки в колесе, меняются люди, ничего нового не появляется. Считается, что идея истории появляется вместе с укоренением христианства, и впервые излагается Аврелием Августином, который выделяет несколько этапов исторического процесса. От сотворения мира, грехопадения до второго пришествия (уже конец истории) – это по Августину уже есть логика.
Идея исторической закономерности опирается на идею истории и выступает ее предпосылкой. Суть этой идеи в том, что исторический процесс подчинен нескольким законам. Проблема исторической закономерности заключается в вопросе-, а подчинен ли истор процесс закономерности, и если да, то какова она историческая закономерность?
Очень долго людям представлялось, что соц события в основном зависят от воли и желаний людей, которые стоят во главе общества (например, вершили историю А. Невский и т.д.).
Впервые подходы к идее о том, что история подчинена закономерности появляются во время эпохи Возрождения. Но настоящая закономерность появляется только у Гегеля в 19 веке. И настолько мощно эта идея прорабатывается у Гегеля, что становится естественной для всего общества. Гегель попытался представить историю как единый закономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи неповторимо своеобразной, представляет собой в то же время закономерную ступень в общем развитии человечества. Однако исторический процесс для Гегеля является, прежде всего, «развитием духа во времени» (имеется в виду «мировой дух», определяющий движение «мировой истории»). Отсюда абстрактность гегелевской социально-философской концепции и ее несостоятельность в объяснении конкретного хода истории.
|
Огромным событием в сфере философской мысли второй половины XIXв. стало возникновение материалистического понимания истории (К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов и др.). Успех марксистской философии истории, занимавшей ведущее положение в социально-философской мысли целого столетия, был предопределен системным подходом к пониманию общества и правильным выбором его системообразующего компонента. Этим компонентом К.Маркс считал сферу материального производства, которая определяет все другие сферы жизнедеятельности общества: социальную, политическую, духовную (а с позиций современных представлений – и экологическую). Общество не может существовать без производства необходимых для жизни материальных благ. В этом - исходный пункт человеческой истории. Поэтому ключевым при изучении жизнедеятельности общества стал для Маркса анализ материального производства. Опираясь на эту основополагающую идею, Маркс начал разрабатывать еще в 1850-е годы свою теорию общественно-экономических формаций. Человечество, считал он, поступательно развивается и в своем развитии проходит определенные, закономерные, исторически длительные этапы. Эти этапы восходящего, прогрессивного развития человечества Маркс и назвал формациями. С его точки зрения, формация есть «… общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером».[i]
|
Маркс выделил в истории общества четыре формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую (буржуазную). Исходя из важной идеи о естественноисторической смене формаций[ii] и специфического, социально-классового видения истории, Маркс дополнил указанную формационную схему развития человечества прогнозом, в котором предсказывал появление в недалеком будущем принципиально новой, коммунистической формации. Специфика марксистского видения истории состояла в том, что развитие человечества представлялось как движение от доклассового (первобытного) общества к классово-антагонистическому (рабовладельческому, затем – феодальному и далее - капиталистическому) с последующим обязательным переходом к бесклассовому (коммунистическому) обществу.
Свойства исторического закона в отличие от законов природы:
1) историческая закономерность не действует помимо людей, она развертывается через деятельность людей, о чем они могут и не подразумевать. Каждый субъект в своей жизни ставит свою определенные цели. Цели сталкиваются друг с другом, в результате возникает некая равнодействующая закономерность.
2) Истор. закономерность не носит характер лаплассовского детерминизма, она не предопределяет каждое состояние общества во всей его конкретике. Истор. закономерность развертывается как тенденция. Также как в виде тенденции развертывается потепление от зимы к лету.Поппер подверг критике идею истор закономерности. Идея истор закономерности после Гегеля стала идеей обыденного сознания. Поппер рассматривает соотношение трех категорий: категории движения, функционирования, развития.
|
Движение – это изменение вообще. Когда мы говорим о движущихся системах, самовоспроизводящих себя, то возникает необходимость в конкретизации понятия движения. Эта конкретизация осуществляется через две категории:
Функционирование – это такое движение, которое обеспечивает самовоспроизводство системы, благодаря ему система сохраняет свои основные параметры.
Развитие – это движение (Д.), которое носит направленный характер, это движение, в процессе которого имеют место необратимые изменения, это движение в процессе которого происходят качественные изменения, возникает нечто принципиально новое.
Направленность является следствием необратимости. Когда необратимые изменения накапливаются, происходит возникновение качественно нового. Развитие есть там, где имеет место появление нового. История – это такое Д, в ходе которого возникает принципиально новое, т.е недетерминированное, непредсказуемое.
Идея истор закономерности заключается в том, что есть какая-то объективная логика. Если мы сумеем ее познать, то мы сумеем предсказать будущее. Предсказать согласно закону можно то, что детерминировано (движение планет, солнечн. затмения). А история – это взрыв. Ее нельзя предсказать, т.к. этой закономерности нет. Нельзя предсказать истор процесс, нет истор. закономерности. Идею закономерности Поппер назвал историцизмом – это получило название критика историцизма.
Но все-таки идея истор закономерности живет. История имеет стадиальный характер. Есть некий этап, когда общ-во существует стабильно, затем имеет место разрыв в ходе истор развития. Этот разрыв характеризуется хаотичностью, нарушением существующих структур. Затем – стабилизация. Пока существует период относительной стабильности здесь имеет место воспроизводство обществом самого себя, имеет место соц функционирование. И категория функционирования, и категория развития – это категории, которые высвечивают определенные стороны единого процесса движения. На разных этапах движение систем может доминировать функционирование, а может функционировать развитие. Внутри функционирования есть более или менее четко видимая логика. Применительно к стабильному периоду можно говорить о наличии закономерностей его существования и тенденций его изменения. Напр., период капитализма. Маркс предвидел появление кризиса перепроизводства. Эти кризисы были заложены в самих основаниях капит общества. Это то будущее, которое изначально предопределено. Потом наступает новый этап, когда общ-во стабилизируется, обозначаются нов тенденции, опираясь на них можно делать предсказания в плане развития общества.
Человечество, несмотря на свое вариативность, на принципиальные изменения происходящие в ходе времени, оно несет некие инварианты (нечто неименное, неизменяемое). Эта та совокупность характеристик, которая делает любую вариацию человечества вариацией челов-ва.
Возможно, что из совокупности конституирующих общество характеристик вытекает тенденция его изменения во времени. Если тенденции эти есть, то их можно назвать истор закономерностями, т.е такими закономерностями, которые действует на протяжении всего истор процесса, на любых его отрезках. Не все, что есть в обществе находится во власти этих закономерностей, но возможно что-то и находится. Напр., человек – можно ли предсказать каким будет тот или иной индивид в системе ценностей – нет. Но что-то можно сказать, напр., на стадии психического развития, в определенном возрасте, индивид научиться осознавать свои действия и т.д.
Это предсказуемо. Следовательно, если таким образом понимать истор закономерность, то ее идея не является внутренне противоречивой.