Вопрос 23. Этнос как единица социальной организации.




Этнос, или этническая общность, есть совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке, обладают общим самоназванием и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп, причем эта общность чаще всего осознается как общность происхождения.

В формировании этноса сказываются культурные, географические (природная среда), социальные (подобие социальных структур), социобиологические (антропологический тип) и хозяйственные факторы. Под влиянием этих факторов и природной среды, к которой адаптируются люди и к-рую они активно используют в производственной деятельности, складывается некоторая общность языка, нравов, обычаев, быта и психических характеристик. Однако эта общность остаётся неопределенной и непроявленной, если не вырабатывается этническое самосознание, чувство принадлежности к своему этносу.

Этносу присуща постоянная социокультурная антитеза «мы – они», «свои – чужие». Поэтому этнос – только та культурная общность людей, к-рая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей. Т.о., самосознание выступает не т-о как отражение реально существующей общности, но и как определение реально существующих различий. Самосознание обычно опирается на представления об общности происхождения и исторических судеб, участие в исторических событиях, на связь с языком и «почвой».

Всякие принудительные официальные меры переоформить этническую принадлежность (сделать таджиков узбеками, а этнических мусульман в Болгарии болгарами) наталкивается на упорное сопротивление, т.к. убежденность ч-ка в принадлежности к своему народу является стержнем его идентичности, его самоощущения как личности. В условиях локальной ограниченности общения в этническом самосознании постоянно срабатывают двойственные тенденции. С 1 стороны, факторы единства обеспечивают выживание этих коллективов, а с другой – они противопоставляют один коллектив другому по какому-либо признаку. В сознании членов коллектива возникают устойчивые стереотипы принадлежности к незыблемой первооснове, получающей выражение в языке, самосознании и т.д. Это приводит к абсолютизации тех признаков этноса, к-рые в действительности h относительный характер, в то время как многие второстепенные свойства остаются не фиксированными. Признаки – фетиши выражают и принадлежность к данной группе, и противопоставляя ее другим общностям. Чем менее развита общность, чем менее дифференцированы в ней отношения, тем естественнее (менее окультурено) содержание ее сознания. По мере усиления социальной дифференциации повышается значимость культивированных особенностей поведения. Так, для племенной среды степень влияния таких естественных признаков, как родство, общность происхождения, обычаи, кухня, несомненно больше, чем для этноса с развитым делением на город – деревню. В этнических обществах тесная связь хозяйственных отношений с обрядово-религиозными приводит к синкретизму культуры, в к-рой еще нет устойчивого деления на субъективные и объективные факторы, на «я» и «мы». В ней соединяются живущие и прошлые поколения, а социальные отношения переплетены с отношениями ч-ка к природе. Культура этноса обеспечивает не т-о его интеграцию и стабильность как системы. Элементы этой культуры имеют и «вторую жизнь», т.к. выполняют и этнодифференцирующие функции, становятся основой для различения «мы» и «они».

Потребности дифференциации приводят к тому, что один из компонентов (язык, религия, культурно-политические структуры или же художественные особенности) выделяются в качестве системообразующего фактора, чтобы оформить данную общность по отношению к другим. Но значение тех или иных компонентов культуры всегда соотносительно. Какая-то черта культуры одного этноса становится дифференцирующей по отношению к другому этносу, ее не имеющему. Она оказывается нейтральной в сфере контактов с этносом, ею обладающим. Дифференцирующая функция этнической культуры постоянно проявляется в утверждении устойчивого «мы» и «они», что приводит к отчуждению и конфликтам м/д разными народами.

Этнос может иметь сложную структуру. Здесь можно выявить (1) этническое ядро - компактно живущую на определенной территории основную часть этноса, (2) этническую периферию - компактные группы представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части, и, наконец, (3) этническую диаспору - отдельные члены этноса, рассеянные по территориям, занятым другими этническими общностями.

Основными условиями возникновения этноса явл. общность территории и языка. Если этнос складывается из разноязычных групп, то общность языка вырабатывается в процессе этногенеза. В ходе этногенеза складываются общие черты материальной и духовной культуры. Важнейшим признаком этноса явл. также этническое самосознание, к-рое выражается в употреблении общего самоназвания. Этнос может выступать как разновидность популяции и в таком случае характеризуется общими антропологическими признаками. Сформировавшийся этнос рассматривается как социальный организм, к-рый самовоспроизводится путем этнически однородных браков. Для него характерна также передача новому поколению этнического самосознания и культуры. Кроме того, этнос h тенденцию к созданию территориально-политической организаций, хотя наличие ее для этноса не обязательно. С течением времени культура, географическое расселение, политические и социально-экономические условия существования этноса могут существенно меняться, но при сохранении этнического самосознания.

Многие ученые отстаивали взгляды, что этнос явл. наиболее универсальной формой жизни людей (Гумилёв). Однако, существует др. мнение, из к-рого следует, что социально-культурная ориентация людей может определяться принадлежностью к др. крупным общностям, н-р, государственной или религиозной. Разработка теории этноса и, в частности, его типологизация и классификация в настоящее время являются не завершенными, поэтому существует много точек зрения на проблему формирования этноса, т.е. этногенеза. Этногенез (из двух слов: этнос – народ и генезис - возникновение) – процесс возникновения этноса, происходит в результате трансформации этнических процессов, и его важнейшим признаком явл. возникновение нового этнического самосознания. Этногенез следует рассматривать как начальный период истории этноса. Выделяется 3 исторических типа этногенеза: - палеоэтногенез – формирование этносов разного таксономического уровня, в том числе этнолингвистических общностей (в основном – в первобытном обществе); - мезоэтногенез – возникновение этносов типа народностей. Важнейшая роль принадлежала миграциям и смешению народов. Большая роль в формировании типа принадлежит образованию раннеклассовых государств. На этом этапе сформировалось большинство современных этносов; - неоэтногенез – происходил в Новое и новейшее время, в основном на тех территориях, к-рые не были затронуты предыдущим типом мезоэтногенеза (Африка, Америка, Океания). В неоэтногенезе принимали участие как представители раннесложившихся этносов (переселенцы из Европы), так и местных этносов, к-рые находились на разных ступенях этногенеза.

Этнос может быть весь подразделен на субэтносы - группы людей, отличающиеся своеобразием культуры, языка и определенным самосознанием. В таком случае каждый из членов этноса входит в какой-либо из составляющих его субэтносов. Так, грузины делятся на картлийцев, кахетинцев, имеретин, гурийцев, мохевцев, мтиулов, рачинцев, тушин, пшавов, хевсуров и т.п. У членов такого этноса существует двойное этническое самосознание: сознание принадлежности к этносу и сознание принадлежности к субэтносу.

Основная часть русского этноса не подразделена на субэтносы. Северные великорусы и южные великорусы таковыми никогда не были, несмотря на культурные и языковые различия. Ни те, ни другие никогда не обладали собственным самосознанием. Это не субэтносы, а всего лишь этнографические группы. Несколько субэтносов существовало и в какой-то мере продолжает существовать в основном на периферии русского этноса. Это - поморы, донские, терские, уральские казаки, колымчане, русско-устьинцы на Индигирке и т.п. Но подавляющее большинство русских сейчас прямо входит в свой этнос, минуя и этнографические группы, и субэтносы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: