Этапы психодиагностического процесса по Л.Ф. Бурлачуку.




Лекция № 5. Психодиагностический процесс.

Диагностическая деятельность психолога может быть представлена в виде разных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию решения, — диагнозу и прогнозу. Основные этапы диагностического процесса сводятся к сбору данных в соответствии с задачей исследования, их переработке, интерпретации и, наконец, вынесению решения (диагноз и прогноз).

Этапы психодиагностического процесса по Л.Ф. Бурлачуку.

Этап сбора данных. Сбору данных с помощью диагностических методик предшествует период ознакомления с некоторым комплексом объективных и субъективных показателей (беседа, история болезни, заключения других специалистов и т. д.) об обследуемом, в ходе которого формируется исследовательская задача. Авторы всех известных диагностических методик обращают особое внимание на тщательное предварительное изучение испытуемого, необходимость учета его прошлого и настоящего. Этим создается основной фон исследования, намечаются элементы рабочей картины личности, необходимой для диагноза и прогноза.

Значительное внимание должно быть уделено установлению раппорта с испытуемым. Термин «раппорт» относится к попыткам проводящего тест специалиста вызвать у испытуемых интерес к тесту, добиться от них сотрудниче­ства и содействовать тому, чтобы их реакции соответствовали целям теста. Психолог, начиная работу с тестом, должен быть уверен в том, что он обеспечил, насколько это возможно, полное сосредоточение обследуемого на предъявляемых задачах и приложение всех сил для того, чтобы их решить искрен­но и честно.

Далее делается выбор соответствующих методик на основе учета их валидности, надежности, широты охвата личности, прово­дится обследование. При выборе методик следует руководствоваться и тем, что можно обозначить как широту охвата ими личностных особенностей. От этого зависит и точность диагностического решения, прогноза. Л. Кронбах и Г. Глесер рекомендуют ступен­чатую стратегию, при которой первоначально используются методики недостаточ­но стандартизированные, позволяющие получить наиболее общие представления о личности (например, проективные методики). Они «могут нанести вред только в том случае, когда основанные на таких методиках гипотезы и предположения об испытуемом рассматриваются как окончательные заключения». Диагноз и прогноз осуществляются на основе проверки ги­потез с помощью методик, позволяющих получить более локальные данные.

После формулирования диагностической задачи, выбора соответствующих методик и проведения исследования полученные результаты должны быть пред­ставлены в том виде, который определяется особенностями используемых мето­дик. «Сырые» оценки преобразуются в стандартные величины, рассчитывается коэффициент интеллекта, строятся «профили личности» и т. д.

 

Существуют 3 разных источника и вида сбора данных о личности:

I. «L»- данные (Life – жизнь) – данные, полученные путем регистрации поведения человека в повседневной жизни. Их получают путем формализованных оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемого в определенных ситуациях в течение некоторого длительного отрезка времени, на 1 испытуемого – 10 экспертов. Недостатки (искажения):

а) из-за субъективности оценок экспертов

б)из-за отношения экспериментатора к (клиентам) испытуемым

в)инструментальные искажения из-за способа измерения

 

II. «Q» - данные (Quest-поиск-вопрос), которые получают из опросников, репертуарные решетки. Искажения:

1) познавательного характера

а) низкий культурный и интеллектуальный уровень испытуемых

б) отсутствие навыков интроспекции

в) использование неверных эталонов

2) искажения мотивационного характера

а) в сторону социальной желательности – диссимуляция

(подчеркивание, выпячивание достоинств)

б) симуляция (аггравация) - подчеркивание своих недостатков и дефектов

 

III. «Т» - данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией. Их получают в результате объективного измерения поведения (вербального, невербального, социального и индивидуального) без самооценки и без экспериментальной оценки, методом создания микроситуаций.

Объективность данных обеспечивается путем:

Маскировки истинных целей исследования путем подмены ее ложной целью

Нечеткостью целей тестирования – говорят, что делать, но не говорят как делать

Путем отвлечения внимания (растворение существенных заданий среди несущественных)

Путем создания эмоциональной напряженности при проведении тестирования

Путем создания временнОй напряженности при проведении тестирования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: