Лекция № 5. Психодиагностический процесс.
Диагностическая деятельность психолога может быть представлена в виде разных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию решения, — диагнозу и прогнозу. Основные этапы диагностического процесса сводятся к сбору данных в соответствии с задачей исследования, их переработке, интерпретации и, наконец, вынесению решения (диагноз и прогноз).
Этапы психодиагностического процесса по Л.Ф. Бурлачуку.
Этап сбора данных. Сбору данных с помощью диагностических методик предшествует период ознакомления с некоторым комплексом объективных и субъективных показателей (беседа, история болезни, заключения других специалистов и т. д.) об обследуемом, в ходе которого формируется исследовательская задача. Авторы всех известных диагностических методик обращают особое внимание на тщательное предварительное изучение испытуемого, необходимость учета его прошлого и настоящего. Этим создается основной фон исследования, намечаются элементы рабочей картины личности, необходимой для диагноза и прогноза.
Значительное внимание должно быть уделено установлению раппорта с испытуемым. Термин «раппорт» относится к попыткам проводящего тест специалиста вызвать у испытуемых интерес к тесту, добиться от них сотрудничества и содействовать тому, чтобы их реакции соответствовали целям теста. Психолог, начиная работу с тестом, должен быть уверен в том, что он обеспечил, насколько это возможно, полное сосредоточение обследуемого на предъявляемых задачах и приложение всех сил для того, чтобы их решить искренно и честно.
Далее делается выбор соответствующих методик на основе учета их валидности, надежности, широты охвата личности, проводится обследование. При выборе методик следует руководствоваться и тем, что можно обозначить как широту охвата ими личностных особенностей. От этого зависит и точность диагностического решения, прогноза. Л. Кронбах и Г. Глесер рекомендуют ступенчатую стратегию, при которой первоначально используются методики недостаточно стандартизированные, позволяющие получить наиболее общие представления о личности (например, проективные методики). Они «могут нанести вред только в том случае, когда основанные на таких методиках гипотезы и предположения об испытуемом рассматриваются как окончательные заключения». Диагноз и прогноз осуществляются на основе проверки гипотез с помощью методик, позволяющих получить более локальные данные.
|
После формулирования диагностической задачи, выбора соответствующих методик и проведения исследования полученные результаты должны быть представлены в том виде, который определяется особенностями используемых методик. «Сырые» оценки преобразуются в стандартные величины, рассчитывается коэффициент интеллекта, строятся «профили личности» и т. д.
Существуют 3 разных источника и вида сбора данных о личности:
I. «L»- данные (Life – жизнь) – данные, полученные путем регистрации поведения человека в повседневной жизни. Их получают путем формализованных оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемого в определенных ситуациях в течение некоторого длительного отрезка времени, на 1 испытуемого – 10 экспертов. Недостатки (искажения):
|
а) из-за субъективности оценок экспертов
б)из-за отношения экспериментатора к (клиентам) испытуемым
в)инструментальные искажения из-за способа измерения
II. «Q» - данные (Quest-поиск-вопрос), которые получают из опросников, репертуарные решетки. Искажения:
1) познавательного характера
а) низкий культурный и интеллектуальный уровень испытуемых
б) отсутствие навыков интроспекции
в) использование неверных эталонов
2) искажения мотивационного характера
а) в сторону социальной желательности – диссимуляция
(подчеркивание, выпячивание достоинств)
б) симуляция (аггравация) - подчеркивание своих недостатков и дефектов
III. «Т» - данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией. Их получают в результате объективного измерения поведения (вербального, невербального, социального и индивидуального) без самооценки и без экспериментальной оценки, методом создания микроситуаций.
Объективность данных обеспечивается путем:
Маскировки истинных целей исследования путем подмены ее ложной целью
Нечеткостью целей тестирования – говорят, что делать, но не говорят как делать
Путем отвлечения внимания (растворение существенных заданий среди несущественных)
Путем создания эмоциональной напряженности при проведении тестирования
Путем создания временнОй напряженности при проведении тестирования