Мне не приснилось не небо Лондона 9 глава




- Это сближает активистов. У нас не принято стеснятся собственного тела.

- Вы как чешские гуситы, те то же бегали голышом.

Пьер поморщился:

- Зато по тебе сразу видно, что ты приехал из сталинистского общества, где процветает лживая мораль.

Я не стал развивать перепалку. Вечером мы уехали в Париж. И Пьер почему-то не попросил меня завязать глаза шарфом. То ли забыл, то ли решил, что все позади и больше не нужно больше напускать на LO ореол таинственности.

- Знаешь, что бросается в глаза, когда общаешься с вашими активистами? – спросил я.

- Что?

- Вы все очень неспортивные люди, много курите, сразу видно, что вы – дети 60-х.

- И это все, что ты мне хочешь сказать после стажировки? То, что мы неспортивные?

- Не только это… Но вы не сможете убежать от полиции, если потребуется, - у меня возникло желание разозлить Пьера.

- Да что ты знаешь о наших активистах! А?! – я уже привык, что Пьер в перепалке переходит на фальцет. – Ты познакомился со средним поколением активистов, а с молодыми ты почти не общался.

- Общался. В Руане. Все курят! И девушки, и юноши.

Я боялся, что Пьер разойдется, и мы во что-нибудь врежемся.

- Нет! – кричал он. – Наши дружины самообороны занимаются спортом, летом они приезжают в замок, чтобы тренироваться, по утрам все бегают в парке, ты не видел.

- Тогда я спокоен за Lutte Ouvriere!

- Ты знаешь, я не совсем понимаю, что ты хочешь от нас получить, - сказал Пьер. – Иногда ты говоришь так, как будто ты из человек из другого лагеря. Ты - не революционер! Ты - бунтарь. Ты бунтуешь против этого мира, потому что он не нравится тебе лично, а не потому, что любишь человечество…

- Наверное, из-за огромной любви к человечеству большевики подавили кронштадтское восстание! – ввернул я.

- Вот! – Пьер как будто бы ждал от меня этого пассажа. – Ты остался анархистом, ты не принял Троцкого сердцем! Ты бунтуешь, все эти разговоры о свободе личности… ты презираешь рабочих…

- И поэтому едва не каждое утро распространяю у заводов газеты и листовки.

- Этого недостаточно.

Минут пять мы ехали молча.

- Ты научился пользоваться этой деревянной штукой для печатания листовок, - спросил меня Пьер.

- Да.

Приобретенным в замке умением я воспользовался через полгода, печатая тираж листовок для рабочих «Картонажника».

 

 

- Я тоже была в шоке! - поделилась со мной Лоранс, когда я сказал ей, что в замке меня удивили совместные туалет и душ. – Я нЬе стеснительная тИоже, но привИкла совершать интимнИе процЬедуры в одиночЬествЬе.

Потом я понял, что внутри Lutte Ouvriere братский дух воспитывается не только с помощью нудизма. Я заметил, что почти у каждого активиста средних лет внутри организации было по десять, если не больше бывших любовников. То есть внутри организации происходил обмен половыми партнерами.

- Три года я жил с этой, два года с той, - хвастался Пьер, пребывая в хорошем расположении духа.

Она жила с этим, затем с этим… - доверял он мне подробности чужой интимной жизни.

Если сюда добавить запрет на рождение детей – получается тоталитарная троцкистская секта. Я все больше понимал, почему «провинциальная мелкая буржуа» Лоранс предпочла быть просто «сочувствующей» LO.

 

Незадолго до моего отъезда в Ленинград мы съездили с Пьером в Лилль (север Франции, на границе с Бельгией) на местный праздник Lutte Ouvriere. Для этой цели был арендован большой спортивный зал в каком-то старинном заведении вблизи с Лилльским собором.

- Мы устраиваем эти праздники для рабочих, которые сочувствуют Lutte Ouvriere, для их семей. Люди приходят целыми семьями, с детьми, со стариками. За обычные развлечения им платить не по карману, а у нас они отдыхают, общаются.

Пьер не преувеличивал. Все было так, как он сказал. В зале продавалась, конечно, политическая литература, но основной упор был сделан на концерт и ужин. На сцене танцевали мулаты и мулатки с острова Маврикия…

 

Поездка в Париж произвела на меня двоякое впечатление. С одной стороны, я увидел, что на Западе развивается революционное движение, приобрел полезные навыки; с другой – я ожидал увидеть настоящих подпольщиков, а не людей, которые занимаются конспирацией неизвестно зачем. Я не мог взять в толк: зачем нужна конспирация, если ставка делается на развитие массового движения, на участие в выборах? Я не против массового движения, но зачем играть в заговорщиков?

И все же я благодарен активистам Lutte Ouvriere. Пьер и Сандра терпели меня два месяца, Мокки опекала меня. Миша Максимович, видя, что меня мучает аллергия, отвел меня к дорогому врачу-кожнику (румынского происхождения) в центре Парижа, а потом купил мне лекарства, которые прописал врач, и эти лекарства мне сильно помогли, фактически вылечили меня. Я все это помню и никогда не забуду добро товарищей. Теплые воспоминания у меня остались о рядовых активистах, рабочих и студентах. Это прекрасные, искренние люди.

 

Я обронил, что Париж изменил меня внешне. Да, я прибарахлился. Купил хорошие джинсы, джинсовую куртку, куртку французских ВВС, ботинки американских десантников и, конечно, арабский платок. Когда я в Ленинграде сошел на перрон Варшавского вокзала, мама не узнала меня. Я изменился.

 

Пьер проводил меня на Северный вокзал, в Париже похолодало, выпал снег. Я купил в Париже огромный чемодан, чтобы увезти все вещи, которые приобрел во Франции. Мне хотели еще дать ротатор для печатания листовок, но я сказал, что все не увезу.

- Это очевидно! – согласился Пьер. И мы решили, что ротатор привезет в Москву активист LO, а его там встречу. Бедняга собирался лететь в Союз на самолете, но организация приказала ему ехать на поезде.

Нас представили друг другу в кафе. Помню, это был худощавый, носатый парень лет 35.

- Но ты и так узнаешь его, - сказал Пьер. – Человек с ротатором – это сразу заметно.

Если учесть, что ротатор сохранился со времен Сопротивления, то Пьер был совершенно прав.

 

Перед самым отправлением поезда в купе вошел мужик. По нему сразу было видно, что он мой соотечественник. В меховой шапке, в нелепом пальто, вроде моего. Но главное – лицо. Лицо нашего человека, оказавшегося на Западе. Растерянное, какое-то. Его провожал чернобородый парень в косухе. Они попрощались, парень говорил на хорошем русском.

Мужик мне стал показывать какие-то жесты. Я признался, что я тоже из Советского Союза. Мужик сразу расслабился. Выяснилось, что он возвращается из Испании, из Барселоны, с какого-то конгресса свободных профсоюзов, на который его пригласила анархистская конфедерация – CNT.

- Я из Днепропетровска, мы с мужиками профсоюз создали, наши местные анархисты (как я потом выяснил – наш товарищ Дубровский) дали нам адрес испанцев, мы написали им, вот они меня и пригласили. А чего не съездить, если приглашают! – объяснял мужик.

- Выпить не хочешь? У меня коньяк есть, испанский…

Я отказался.

- А я выпью, мужик достал из сумки бутылку и показал мне:

- Чего написано-то? Торрес! Хоро-о-оший коньяк! Я пробовал. Купил пять бутылок: домой, если гости придут – на стол поставить, и мужикам две бутылки.

Профсоюзник налил себе полстакана бренди и залпом выпил.

- Фу, перенервничал! Хорошо тебя встретил. Ты по-французски-то понимаешь, а то я ни бум-бум.

Я признался, что не французским не владею.

- А по-немецки?

- Немного.

- О, поможешь мне тогда продать в Берлине палехские игрушки, яйца палехские. Они на Западе-то в цене, верно?

Я понял, что встрял. Не сказал ни да, ни нет. Ходить по берлинским магазинам с палехскими яйцами я, конечно, не собирался.

Утром мы приехали в Берлин. Я сдал вещи в камеру хранения, помню, заплатил 10 марок, зарезервировал место в поезде до Ленинграда. Днепропетровец попросил купить ему билет куда поближе, чтобы меньше заплатить, до советской границы. И мы с моим новым знакомым пошли гулять по Берлину. Побывали у Рейхстага, у Бранденбургских ворот.

На обратной дороге мы оказались в центре Западного Берлина.

- Ты глянь, какое изобилие, а! Глянь! Живут же люди, - причитал мой спутник.

И вот началось то, чего я опасался - он стал просить меня помочь в продаже яиц. Я отказывался, он умолял:

- Дим, ну ты же знаешь по-ихнему.

Я сдался. Он затащил меня в бутик, я на ломаном немецком кое-как объяснил его хозяевам, что «майн фройнд» хочет продать русские сувениры.

- Вот, вот, пожалуйста, смотрите – па-лех-ские яй-ца. Па-лех! Понимаешь? – кричал он. Управляющий или хозяин посмотрел на яйца и покачал головой: нет, не нужно.

Я готов был провалиться сквозь землю от стыда.

Выйдя из магазина, так и сказал: хочешь – продавай сам, я больше не буду тебе помогать, мне стыдно, я не хочу позориться.

- Ну мы деньги-то поделим!

- Я же сказал – нет!

Он заходил в магазины, его везде отшивали, мы зашли в крупнейший европейский универмаг – он и там стал приставать к продавщицам со своими яйцами, их естественно, не купили.

Подошел час отправления. Меня пустили в вагон, а профсоюзника нет. Оказалось, что он купил билет не на скорый поезд, а на электричку, которая шла до Бреста.

- Прости, я не могу тебе помочь. Доедешь до Бреста, а там уже до Украины рукой подать, - сказал я на прощание.

Меня мучила мысль: «Наверняка этот мужик также вел себя в Барселоне, если не хуже. Что теперь будут думать о нас, о советских активистах, испанские анархи?».

На советской границе мой чемодан привлек внимание таможенников, но проверить его они не успели. В Латвии в купе сел какой-то лысоватый субъект. Узнав, что я возвращаюсь из Франции, он стал смотреть на меня как на небожителя.

- Расскажи, как там?

-Безработица, клошары на каждом шагу, студенты и рабочие устраивают антивоенные демонстрации.

- Шутишь?

- Чистая правда!

- А это что у тебя, плеер? Дай посмотреть.

Я дал. Он взял в руки плеер, как отец берет на руки новорожденного сына.

- Я готов делать, что угодно: сортиры мыть – пожалуйста, только бы уехать из совка.

Он был жалок. Я возвращался в Ленинград с радостью, я устал от Франции, я хотел домой, к товарищам, я знал, что впереди нас ждет новый этап.

 

 

Глава 5

Придурки из ячеек

 

 

Пока я стажировался в Париже, товарищи в Питере продолжали действовать. Они распространили в ВУЗах и на заводах Питера декларацию, в которой осуждались силовые действия власти в Риге и Вильнюсе: «С помощью танков нельзя решить национальный вопрос, даже если на броне танков нарисованы красные звезды», - писали ребята. Декларацию написал Янек.

Приближалось время горбачевского референдума о судьбе Союза. Как на него реагировать? Ратовать за сохранение Союза, значит – поддерживать власть, на совести которой кровь, пролитая в Тбилиси, Баку, Риги, Вильнюсе… Оказаться в одной компании с теми, кто за развал Союза, то есть быть заодно с демшизой и националистами-сепаратистами, тоже нельзя…

 

Летом 1990 года я ездил отдыхать в Грузию и застал расцвет местного национализма, который помножался на извечное грузинское чванство. Все вдруг из коммунистов превратились в потомков князей! Но при этом у каждого тбилисского «князя» в деревне была родня, люди явно не княжеского происхождения, обычные «глехэби» (крестьяне).

Я до этого несколько много раз бывал в Тбилиси, и до армии и после, а служил в Гардабани, что в 50 километрах от грузинской столицы. И никогда до лета 90-го года с национализмом не сталкивался. Особенно трепетно грузины относились к солдатам: мороженное, сигареты, продукты в магазине, как правило, отдавали бесплатно. Помню, наш грузовик по дороге из Тбилиси остановился у арбузного рынка - водитель попросил закурить. Шофер получил блок сигарет. А мы по два арбуза:

- Сами поешьте и ребят в части угостите.

У грузин есть такая традиция – помогать тем, кого власть лишила свободы.

Несмотря на грузинские корни, я почти не говорю по-грузински. И в Грузии никто никогда не отказывался разговаривать со мной по-русски. Иногда, меня, конечно, журили, мол, ты же Жвания - грузин, надо бы тебе выучить язык предков.

Все изменилось в апреле 1989 года, когда армейские части, разгоняя националистический митинг, рубили людей саперными лопатками. Мне говорили: не могли наши солдаты так поступить, не способны они на такое. Я служил в армии и уверен, что даже тогда, задолго до войны Чечне, наши солдаты были на такое способны. Я сам мечтал во время несения караульной службы застрелить нарушителя, чтобы заслужить право на внеочередной отпуск.

Наша часть находилась в Гардабанской низменности, куда при царе ссылали на каторжные работы. Когда мои грузинские родственники узнали, куда я попал, они позвонили моим родителям в Ленинград, чтобы выразить возмущение:

- Как вы могли допустить, чтобы вашего мальчика отправили в гиблое место?!

Они не знали, что я сам попросился на Кавказ, полагая, что попаду в хорошие климатические условия. А попал в болото! Комары размером с мух не давали покоя с апреля по ноябрь! Жабы были настолько наглыми, что залезали в казармы. Вокруг нашей части находились села, населенные курдами и азербайджанцами. И вот я ждал, что, когда буду охранять склад с боеприпасами, какой-нибудь пьяный местный житель попытается проникнуть на объект, чтобы спереть автомат или ящик с гранатами. Ни окрик «Стой! Кто идет?!», ни предупредительный выстрел не произведут на него, пьяного, никакого эффекта, и тогда я не промахнусь! Ба-бах! И на 10 дней поеду на берега Невы. Вот об этом я мечтал - я мечтал убить человека, чтобы всего 10 дней побыть на свободе.

В армии что-то происходит с мозгами. Вроде ты такой же, как на «гражданке», но только «вроде», на самом деле – не такой же. Муштра, несвобода, стычки с сослуживцами, брутальная атмосфера делают свое дело. И ты совсем иначе, чем на «гражданке, начинаешь отвечать на вопросы: «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?». И это в мирное время. Может, тем парням, что разгоняли демонстрантов, тоже был обещан отпуск?

 

Летом 1990-го в Тбилиси на вопросы, заданные на русском, либо не отвечали, делая вид, что не слышат, либо пожимали плечами. Националисты воспользовались случаем, чтобы указать на русского, на Россию, как на врага. Генералы и обитатели Кремля подарили им козыри. На месте разгона митинга, на проспекте Руставели, у Дома правительства, постоянно кто-то голодал, сидели женщины в черном, наверное, родственницы убитых.

Почти каждый тбилисец состоял в какой-нибудь партии, а партий было больше сотни. Родственники нашли мне несколько номеров самиздатовской газеты «Натли свети» (что в приблизительном переводе – «Луч») Союза коммунистического возрождения Грузии. Я обрадовался тому, что в Грузии, несмотря на разгул национализма, есть неформальные коммунисты, позвонил по указанным в газете телефонам и договорился о встрече с одним из ее издателей. Им оказался мужчина лет 50, типичный городской грузин. Мой облик его немного смутил, он спросил меня:

- А вот ты в черной футболке, в черных штанах, платок черный на шее – у вас форма такая, что ли? Вы все так ходите?

- Нет, конечно, - улыбнулся я. – Я сюда в голубых джинсах приехал, а черные брюки здесь купил. А черный платок на шее - это да, это в честь анархии.

Кстати, те черные брюки, что я купил в Тбилиси, через день носки становились зелено-болотного цвета, но после стирки – опять черными. Мои грузинские родственники уговаривали меня, не показывать окружающим свою косицу («не поймут»), и поэтому я в жару разгуливал с черным платком на шее.

Мы с человеком из грузинского «Коммунистического возрождения» друг друга не поняли. Он не знал даже такого направления – анархо-коммунизм, говорил, что необходимо оправдать Сталина, ведь он построил великое государство… и одновременно сказал, что их организацию уже нельзя назвать коммунистической, поэтому он ее покинул. Я все же рассказал ему, чем мы занимаемся в Питере, подарил несколько номеров «Черного знамени». Мы вежливо попрощались, он дал мне телефонный человека, который, как он сказал, сейчас руководит их Союзом.

Я позвонил, представился, и человек, которого звали Леван, пригласил меня к себе в гости. Мне пришлось ехать в район новостроек, я с трудом нашел нашел нужный дом. Мне открыла худая женщина лет 45, явно не грузинка: волосы и черты лица светлые, веснушки. Появился и хозяин, худощавый грузин невысокого роста, лет 45-50. Он даже больше походил на турка или азербайджанца, чем на грузина – очень темный.

Леван познакомил меня с женой, запамятовал ее имя.

Мы сели за стол. Жена, Левана за стол не села.

- Она немка, мы 20 лет вместе живем, она выучила все наши традиции, - сказал Леван с довольной улыбкой. Потом он положил в рот баклажан, пожевал немного и продолжил:

- Вот ты, Дмитрий батоно, говоришь, что вы – анархо-коммунисты, - он взял в руки «Черное знамя», которое я ему преподнес в начале нашего общения. – Вот перепечатываете Кропоткина. А зачем Кропоткин, Дмитрий батоно?

- Затем, что он теоретик анархического коммунизма…

- А зачем тебе анархический коммунизм? – он старался, похоже, выстраивать разговор в стиле восточного мудреца, загоняя собеседника вопросами в угол.

- Затем, что он показывает, как людям добиться свободы…

- Вообще, зачем коммунизм, когда есть Илиа Чавчавадзе?

- Чавчавадзе – конечно, великий грузинский просветитель, но его идеи имеют слабое отношение к борьбе против капитализма… - меня почти не удивил поворот разговора, я уже понял, что передо мной – тщеславный тип, который решил заняться политикой потому, что тогда это было модно.

- Меня вот все уважают. Обычно я везде хожу с телохранителями… но сегодня я их отпустил… И люди говорили мне: «Батоно Леван! Зачем ты, человек княжеского происхождения, назвал свою партию «Коммунистическое возрождение»? Но тогда, помнишь, Горбачев говорил о возвращении к ленинским нормам, вот мы и назвали… А сейчас отказались от этого названия, сейчас мы называемся Национал-демократический союз Грузии. Газете мы оставили старое название. Вот смотри.

Леван показал мне свежий номер, где на первой полосе был нарисован медведь в буденовке, он стоял на задних лапах за кавказским хребтом и рычал на контуры Грузии.

- Вот пока этот мишка будет, ничего хорошего не будет, гайге (понимаешь)? Мишкой знаешь, кого зовут, - сказал он и подмигнул мне.

В этот момент в комнату вошла жена Левана, которая, видимо, слышала наш разговор.

- Вот вы, Дмитрий - молодой, вам нечего терять, а этот старый хрыч куда лезет? - бросила она. Называть мужа старым хрычом, да еще при госте – совсем не грузинская традиция. Леван до того покраснел, что его голова буквально раздулась, лоб покрылся потом, он бросал злющие взгляды на жену, он просто стрелял этими взглядами. Но немка продолжала:

- Ведь если вас посадят, Дмитрий, вы отсидите, и у вас вся жизнь впереди останется, а этот сгниет же в тюрьме… Ладно, извините, у нас дочь взрослая, студентка, а он черт знает чем занимается…

- Выйди, мы разговариваем! – попытался урезонить жену Леван.

- Да ладно… Извините, - обратилась ко мне немка. – Просто я переживаю. У вас-то, наверное, нет ни жены, ни ребенка.

- Есть жена и маленький сынишка, ему годик.

Немка изогнула брови.

- И что жена? Он не против того, чем вы занимаетесь?

- Когда он познакомилась со мной, я уже был анархистом.

Я ей немного рассказал о семье, об учебе, и она вышла, Леван все это время молчал.

Когда его жена вышла, он снисходительно улыбнулся:

- У нас европейская семья, нет такого, что жена на кухне, я даже иногда готовлю… Леван оправдывался за то, что жена его назвала старым хрычом. Я давно понял, что теряю время, поблагодарил за прием, за угощения и раскланялся. Леван проводил меня до автобусной остановки, в тот день он отпустил не только телохранителей, но, как выяснилось, и водителя тоже. Я смотрел на этого небольшого человека, пожилого уже, и думал, зачем он ведет себя как ребенок, сочиняет про телохранителей, водителя…

 

На тбилисских улицах висели самодельные растяжки с какими-то политическими лозунгами на грузинском языке. На проспекте Плеханова я прочел на одной такой растяжке: «Сакартвелос шаверденис» («Грузинские соколы»).

- Это боевики, - объяснил мне сосед родственников.

- Чем они вооружены?

- А сейчас автоматы везде продают! Заплатил ментам – и держи его дома.

В киосках продавали портреты Ноя Жордания, главы независимой демократической Грузии в 1918-1921 годах. Но он был социал-демократом и не мог служить иконой для националистов, и тем менее… Газеты на русском языке из киосков почти исчезли. Прибалтийские националисты, чтобы объяснить русским и другим национальностям свои цели и задачи, печатали пропагандистские материалы на русском. Грузинские националисты считали, что это лишнее, о чем потом горько жалели, но было уже поздно, их никто не хотел понимать.

Проведя в Тбилиси неделю, я решил поехать к родственникам в Сухуми. Услугами железной дороги я воспользоваться не мог, потому что грузинские железнодорожники бастовали, выдвигали они лишь одно требование – предоставление Грузии независимости.

Я ехал на автобусе через перевал. В Сухуми обстановке была тоже весьма не спокойная. Весной 1990 года в столице Абхазии произошли стычки между грузинами и абхазами, были погибшие и с той и с другой стороны.

- Если тебя остановят и спросят, какой ты национальности, что ты ответишь? – задал мне вопрос дядя Андро, он был писателем.

- Грузин…

- Не нужно. Мало ли кто остановит… Скажи, что ты русский.

Я бы так и ответил, только кто бы мне поверил? Но меня никто не останавливал. Я общался как с грузинами, так и с абхазами. Но это самое предчувствие гражданской войны у меня было, и, конечно, не только у меня. А купил несколько номеров газет Конфедерации горских народов Кавказа и газеты абхазских сепаратистов «Апсны». Они выходил на русском языке. Абхазцы давили на то, что если грузины выйдут из состава СССР, Абхазия отделится от Грузии и останется в составе Союза. Абхазы клялись в верности заветам Ильича, естественно, в пафосной кавказской манере.

«В то время, как грузины, ослепленные национализмом, сжигают партийные билеты, мы крепче прижимаем дорогие красные книжечки к сердцу» - прочел я в абхазской газете. Словом, В Тбилиси и в Сухуми я получил хороший заряд против национализма и сепаратизма.

 

Вопрос о судьбе Союза был для нас непростым. С одной стороны, мы были против сохранения Союза бюрократическими и, тем более, военными методами; с другой – против разгула национализма, против натравливания одного народа на другой, свидетелем чего я был на Кавказе. И мы решили призывать бойкотировать референдум. К счастью, французы, наши кураторы из Lutte Ouvriere, считали, что сохранить Советский Союз может только интернациональный рабочий класс. Если он не остановит развал «рабочего государства», пусть и обюрокраченного, то никакие референдумы развал этого государства не остановят. Недавние синхронные забастовки шахтеров Кузбасса и Донбасса настраивали нас на оптимистический лад. Правда, забастовка шахтеров помогла как раз тем, кто собирался Союз развалить. Но мы надеялись, что успеем привнести в рабочий класс революционное сознание.

Мы вознамерились провести кампанию за бойкот: распространить огромный тираж листовок на заводах, в ВУЗах и просто раздавать их людям у метро, раскидывать в почтовые ящики. Теперь у нас был ротатор, француз довез его до Москвы, а мы с Рыбачуком доставили ротатор в Питер. Вот только где взять столько бумаги – в продаже писчей бумаги почти не было, дефицит. Несколько пачек я прихватил из Парижа, но этого было мало. Наконец мы нашли выход – напечатали листовки на листах для рисования. Несколько пачек бумаги, желтой, очень плохого качества, мне дала секретарша кафедры Всеобщей истории.

Привожу текст листовки полностью:

 

«За Союз рабочих и всех трудящихся!

Против Союза угнетателей-бюрократов!

Товарищи рабочие!

Власти готовят очередной политический спектакль – референдум 17 марта, который «решит» судьбу Союзы. Ни один рабочий не может быть равнодушным свидетелем разрушения страны. Оно приведет к ухудшению положения всех трудящихся независимо от их языка, национальности и места жительства.

Главными виновниками развала СССР являются правящие кремлевские паразиты. Их хамство, их шовинизм, их политика угнетения привели к тому, что народы предпочитают выходить из состава Союза. Народы борются за независимость даже тогда, когда им ясно, что национальные вожди – Ландсбергис, Гамсахурдиа и другие - не более демократические, чем те, кто несет ответственность за кровавые «мясорубки» в Тбилиси, Баку, Вильнюсе, Риге и т.д. Националистические лидеры хотят независимости для того, чтобы эксплуатировать «своих» рабочих без процентных отчислений Кремлю.

Самой РСФСР действуют социальные силы, которые стремятся пустить Союз в распыл ради ускоренного перехода к рынку. Их глашатаи – Ельцин, Попов, Собчак и Ко – реставраторы капитализма.

РАБОЧИЕ И ТРУДЯЩИЕСЯ СТРАНЫНЕЗАВИСОМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ НЕ ДОЛЖНЫПРИСОЕДИНЯТЬСЯ К ЭТИМ КЛИКАМ!

Второй вариант – вариант поддержки Горбачева также неприемлем. Горбачев положил начало курсу на реставрацию капитализма и несет огромную ответственность за глубокий кризис, за который расплачивается прежде всего рабочий класс.

ПРОГОЛОСОВАТЬ «ДА» НА РЕФЕРЕНДУМЕ – ЗНАЧИТ, ПОДДЕРЖАТЬ БЮРОКРАТИЧЕСКУЮ СВОРУ, КОТОРАЯ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ ГРАБИЛА ТРУДЯЩИХСЯ И СОБИРАЕТСЯ ГРАБИТЬ ДАЛЬШЕ.

РАБОЧИЕ НЕ ДОЛЖНЫОДОБРЯТЬ НИ ГОРБАЧЕВА, НИ ЕЛЬЦИНА, НИ ЛАНДСБЕРГИСА, НИ ГАМСАХУРДИА - НИ ОДНОГО ИЗ ЭТИХ ГРЯЗНЫХ ПОЛИТИКАНОВ. Независимо от разногласий, они едины в антипролетарской политике: заставить рабочих молчать и работать для того, чтобы сохранить и упрочит свои привилегии.

РАБОЧИЕ НЕ ДОЛЖНЫБЫТЬ СОЛИДАРНЫСО СВОИМИ УГНЕТАЛЯМИ И ЭКСПЛУАТАТОРАМИ! ПРОЛЕТАРИАТУ НАПЛЕВАТЬ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫВЕРХОВ!

БОЙКОТ РЕФЕРЕНДУМА – ВОТ НАША ПОЛИТИКА!»

 

У читателей наверняка складывалось ощущение, что автор листовки: иностранец, который хорошо выучил русский. Да, так оно и было: текст написал Пьер, а я лишь немного его выправил и добавил «экспрессивные» образы из арсенала «Красных бригад» - «грязные политиканы» и т.д.

В конце листовки мы указали свой почтовый ящик в надежде, что на него напишут те, кто захочет присоединиться к нашей группе. Но мы получали письма с ругательствами. Какой-то умник на конверте в графе «кому» написал: «Придуркам из Революционных пролетарских ячеек» и прислал листовку обратно с нравоучительной пометкой: «В борьбе нужны аргументы, а не брань! Пора бы вашим «бывшим» из КПСС разобраться, что несет людям капитализм и что ваша ррреволюционность!». Интересно, какие песни пел это умник через год, когда Егор Гайдар принес ему долгожданный капитализм?

Пришла обратно листовка и с таким комментарием: «А что вы предлагаете! Анархию в стране? И так (сейчас) разворовали страну, набивают карманы всякие проходимцы от политики, мафия торговая, у которой склады всякого добра народного. Если ничего не предлагаете, значит, вы тоже такие». Подчерк и стиль выдавал, что автор этого послания – пожилая женщина. А вот размашистый пролетарский ответ: «Ни (так написано – «ни») надо нас агитировать, мы сами знаем, за кем нам идти, а Ельцина и Собчака мы уважаем».

А теперь внимание: 6 марта 1991 года на Ленинградском металлическом заводе мы распространили 7 тысяч экземпляров этой листовки, 13 марта на Кировском заводе – полторы тысячи, и 16 марта в районе станции метро «Купчино», где, как мы полагали, жили в основном рабочие, - 3, 5 тысячи. И вот отклик – три письма с ругательствами. Может быть, мы писали листовки не так, как нужно… Да не «может быть», а точно – писать нужно было иначе, проще, другим языком. Но неужели люди не понимали, судя по тому, на какой бумаге напечатаны листовки (для рисования!), какого качества печать, что до них пытаются достучаться искренние ребята, совсем еще юноши, энтузиасты. Чтобы напечатать эти листовки, мы тратили свои стипендии…

19-летний Игорь Рыбачук, высокий голубоглазый блондин, украинец - родом из Ивано-Франковска, по вечерам он читал Маркса и Ленина на украинском, рассеянный, большой любитель поговорить; 20-летний Саня Гажев – он никогда не обижался, когда мы вышучивали его «ручники»; 22-летний Леша Бер, серьезный человек, если он за что-то брался, можно было не беспокоиться – сделает; еврейский юноша Янек Травинский, 16-летний школьник-идеалист с черным пухом на верхней губе и на щеках, с большими черными глазами; 21-летний Гоша Моторов, он играл в циника, но на самом деле – очень ранимый парень, жил с бабушкой, получал пенсию по инвалидности – государство выплачивало ему компенсацию за оторванные в армии пальцы.

Я был самым старым, самым матерым, самым тертым, мне было 23 года. После каждой акции я часами сидел ванной, чтобы унять зуд – нейродермит. И вместе мы были - Революционными пролетарскими ячейками. Смешно? Посмейтесь. А потом вспомните, кем были вы! Да, мы хотели изменить мир, да, мы верили, что рабочий класс поднимется, взорвется студенчество. Наивно? Может быть. Но во что верили вы?

«Придуркам из Революционных пролетарских ячеек»! Да сам ты придурок! Наверняка какой-нибудь интеллигентишка, начитался статей Отто Лациса или Пияшевой какой-нибудь… Что тебе принес капитализм? Я-то ничего - с трудом, но выжил, даже добился чего-то, кандидат исторических наук, журналист и все такое… А ты, умник? Что стало с тобой? Давай я угадаю. Вначале Ельцин был твоим кумиром, ты голосовал за него, переживал за демократию во время путча, потом – разочарование, обобрали, проектный институт закрыли, ты голосовал за барашка Явлинского – за «единственного в России честного политика», но затем и он разочаровал, нерешительный, такой же, как ты.… И вот пришел он, небольшого роста, лысоватый, с корочками ленинградского университета, теперь ты за него… Да? Или по старой памяти слушаешь «Эхо Москвы»? Да пошел ты… устал я за тебя думать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: