Выездная налоговая проверка: условия и процедура проведения, порядок оформления результатов




Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ) проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки установлены Приказом ФНС России от 7 ноября 2018 года № ММВ-7-2/628@. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. Указанное решение вручается руководителю проверяемого лица для ознакомления.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

· вышестоящим налоговым органом ‑ в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

· налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) ‑ в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ). Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

В соответствии со статьей 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

 

Составление акта

Выездная проверка   Камеральная проверка при выявлении нарушений
в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

 

Вручение акта

 

В течение пяти дней с даты этого акта он должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

 

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В соответствии со статьей 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока для представления налогоплательщиком возражений по акту, который составляет один месяц с даты получения акта. Указанный срок (10 дней) может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля, результаты которых фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки. К указанным дополнениям к акту проверяемое лицо также может представить возражения в течение 15 дней со дня их получения.

По результатам рассмотрения всех материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в предыдущем абзаце, принимается одно из решений:

· о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

· об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ.

 

Ситуация: Порядок вступления в силу:
в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе
решение нижестоящего налогового органа отменено и принято новое решение решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия
вышестоящий налоговый орган оставил апелляционную жалобу без рассмотрения со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.

 

В соответствии со статьей 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке вступившее в силу соответствующее решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение в течение 20 дней со дня вступления решения в силу

Последовательность событий показана на схеме:

 

 


3.3. Налогообложение сделок между взаимозависимыми лицами: общие положения, понятие и примеры взаимозависимых лиц в налоговом законодательстве Российской Федерации

Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц, такие лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее ‑ взаимозависимые лица).

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, либо в соответствии с заключенным между ними соглашением, либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.

Критерии признания лиц взаимозависимыми установлены статьей 105.1 НК РФ.

 

Критерии Условия
Закрытый перечень (п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Доля прямого участия одной организации (или физического лица) в другой организации более 25%.
Доля участия одного и того же лица в каждой из организаций более 25%.
Единоличный исполнительный орган или 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров назначены одним и тем же лицом либо составляют одни и те же физические лица.
Организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа и организации, в которых данные полномочия осуществляет одно и то же лицо.
Физические лица в случае подчинения одного лица другому лицу по должностному положению.
Организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов.
Физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.
Иные основания, признания лиц взаимозависимыми, не предусмотренные в п. 2 ст. 105.1 НК РФ По решению суда (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).
Право самостоятельно признать себя взаимозависимыми (п. 6 ст. 105.1 НК РФ).

 

С 1 января 2019 года Федеральным закон от 3 августа 2018 года № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» изменены критерии отнесения сделок к контролируемым.

Самым существенным изменением является исключение из состава контролируемых сделок между российскими налогоплательщиками (в том числе признаваемыми взаимозависимым) независимо от суммы сделок за отчетный год.

Сопоставление редакций статьи 105.14 НК РФ до и после 2019 года представлено в таблице:

 

До 1 января 2019 года С 1 января 2019 года
Контролируемые сделки с взаимозависимыми лицами
Сделки на территории России при условии превышения суммы дохода по сделкам за календарный год 1 млрд. руб. (ст. 105.14, п. 2, подп. 1) Не признаются контролируемыми независимо от суммы (кроме указанных ниже сделок)
С 1 января 2019 года при условии превышения суммы дохода за календарный год 1 млрд. руб. признаются контролируемыми следующие внутрироссийские сделки:
Если стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных п. 2 ‑ 4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка; (ст. 105.14, п. 2, подп. 1)
Если одна из сторон сделки является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, при превышении суммы дохода по сделкам 60 млн. руб. (ст. 105.14, п. 2, подп. 2) Если одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах (ст. 105.14, п. 2, подп. 2)
Если одна из сторон является плательщиком ЕНВД или ЕСХН при превышении суммы дохода по сделкам за календарный год 100 млн. руб. (ст. 105.14, п. 2, подп. 3) Если одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН (ст. 105.14, п. 2, подп. 3)
Если хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам (ст. 105.14, п. 2, подп. 4) Если одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций (ст. 105.14, п. 2, подп. 4)  

 

Если хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны (ст. 105.14, п. 2, подп. 5) Подпункт 5 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ утратил силу
Если одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ (ст. 105.14, п. 2, подп. 6) Если одна из сторон сделки является налогоплательщиком, деятельностью которого связана с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья (ст. 105.14, п. 2, подп. 6)
Если хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0% и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации (ст. 105.14, п. 2, подп. 7) Подпункт 7 пункта 2 статьи105.14 НК РФ утратил силу
Если хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет (ст. 105.14, п. 2, подп. 9) Если хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет (ст. 105.14, п. 2, подп. 9)
Внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами независимо от суммы дохода от сделок за календарный год (ст. 105.14, п. 1, абз. 1) Внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами– при условии превышения суммы дохода за календарный год 60 млн. руб. (ст. 105.14, п. 3, абз. 1)
Сделки, приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами
Сделки с участием посредников, которые не выполняют никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом, и не принимают на себя никаких рисков (ст. 105.14, п. 1, подп. 1) Сделки с участием посредников, которые не выполняют никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом, и не принимают на себя никаких рисков при превышении суммы дохода по сделкам за календарный год 60 млн. руб. (ст. 105.14, п. 1, подп. 1и п. 3. абз. 3)
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли при превышении суммы дохода по сделкам за календарный год 60 млн. руб. Перечень таких товаров установлен Минторгом России: -нефть и товары, выработанные из нефти-черные металлы; -цветные металлы; -минеральные удобрения; -драгоценные металлы и драгоценные камни (ст. 105.14, п. 1, подп. 2 и п. 5) Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли при превышении суммы дохода по сделкам за календарный год 60 млн. руб. Перечень таких товаров установлен Минторгом России: -нефть и товары, выработанные из нефти-черные металлы; -цветные металлы; -минеральные удобрения; -драгоценные металлы и драгоценные камни (ст. 105.14, п. 1, подп. 2 и п. 5)
Сделки с резидентами офшоров при превышении суммы дохода по сделкам за календарный год 60 млн. руб. (ст. 105.14, п. 1, подп. 3) Сделки с резидентами офшоров при превышении суммы дохода по сделкам за календарный год 60 млн. руб. (ст. 105.14, п. 1, подп. 3)

 

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 рассматриваемого закона положения статьи 105.14 НК РФ с учетом изменений применяются в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2019 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

С 1 января 2017 года пункт 4 статьи 105.14 НК РФ дополнен подпунктами 6 и 7, согласно которым не признаются контролируемыми:

· сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

· сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Проверку начисления налогов в сделках с взаимозависимыми лицами осуществляет ФНС России в рамках самостоятельного вида мероприятия налогового контроля. Основаниями для проведения такой проверки являются уведомления налогоплательщиков о контролируемых сделках или извещение территориального налогового органа, проводившего выездную или камеральную проверку налогоплательщика и выявившего контролируемую сделку.

Для определения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, контролируемые сделки сопоставляются со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица (п. 1 ст. 105.5 НК РФ).

При анализе сопоставимости коммерческих и финансовых условий сделок учитываются:

· количество товаров, объем выполняемых работ (оказываемых услуг);

· сроки исполнения обязательств по сделке;

· условия платежей, применяемые в соответствующих сделках;

· курс иностранной валюты, примененной в сделке, по отношению к рублю;

· иные условия распределения прав и обязанностей между сторонами сделки (на основании функционального анализа).

При определении сопоставимости коммерческих и финансовых условий сделок учитываются характеристики рынков товаров (работ, услуг), на которых совершаются анализируемые сделки.

В оценке возможных факторов, влияющих на сопоставимость условий сделок, имеют значение источники информации, которые следует использовать при контроле цен и налогов по сделкам с участием взаимозависимых лиц (ст. 105.6 НК РФ).

При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами ФНС России может использовать методы, предусмотренные статьей 105.7 Кодекса[4]:

· метод сопоставимых рыночных цен;

· метод цены последующей реализации;

· затратный метод;

· метод сопоставимой рентабельности;

· метод распределения прибыли.

Допускается использование комбинации двух и более методов, предусмотренных пунктом 1 статьи 105.7 Кодекса.

Организационные вопросы проведения проверок полноты исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами предусмотрены в статье 105.17 НК РФ.

На основании статьи 105.19 Кодекса крупнейшим налогоплательщикам предоставлено право обратиться в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. Стороны соглашения заранее договариваются о том, как будут определяться цены для целей налогообложения в контролируемых сделках. В дальнейшем, если налогоплательщик в ценообразовании будет придерживаться условий соглашения, ФНС России не вправе доначислять налоги, взыскивать пени, штрафы по контролируемым сделкам, если цены в них (методы их определения) утверждены в соглашении о ценообразовании (п. 2 ст. 105.23 НК РФ).

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.

Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные в настоящем пункте уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Форма уведомления и формат представления уведомления в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 7 мая 2018 года № ММВ-7-13/249@.

 

Общие правила привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации: понятие налогового правонарушения, срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, сроки давности и порядок взыскания штрафа за налоговое правонарушение

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 Кодекса.

Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с 16-летнего возраста.

Статьей 108 Кодекса определены общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

· никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом;

· никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;

· основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу;

 

· привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации;

· привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора, страховых взносов) и пени;

· лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьей 109 Кодекса установлено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

· отсутствие события налогового правонарушения;

· отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

· совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

· истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Статьей 112 НК РФ определены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения и установлен размер снижения (увеличения) налоговых санкций (штрафа).

 

 

Обстоятельства:
смягчающие ответственность отягчающие ответственность
Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
Тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.  
Иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа*.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций**.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса [5] При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

 

* О порядке определения срока 12 месяцев см. постановление Президиума ВАС РФ от 9 декабря 2008 года № 9141/08.

** Налоговая санкция (штраф) является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 Кодекса.

 

Статьей 113 Кодекса определен срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 Кодекса.

В отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 Кодекса, исчисление срока давности осуществляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Срок давности взыскания штрафов установлен статьей 115 Кодекса.

Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены пунктом 3 статьи 46 и пунктом 1 статьи 47 Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 48 Кодекса[6].

Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 ‑ 3 пункта 2 статьи 45 Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Обратите внимание! Налоговый орган до обращения в суд использует иные процедуры взыскания штрафов, аналогичные взысканию недоимки и пеней ‑ бесспорное взыскание (выставление требования, принятие решения о бесспорном взыскании и направление поручения в банк) и только после истечения установленных сроков на бесспорное взыскание ‑ обращение в суд.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: