Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Важно!
С учетом изменений, внесенных в статью 88 НК РФ Законом № 302‑ФЗ, камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации. Если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Новый порядок распространяется на налоговые декларации за 3 квартал 2018 года.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.
|
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Кодекса.
Если камеральной проверкой нарушения не установлены, акт не составляется.
Если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
С 1 января 2014 года расширены права налоговых органов при проведении камеральных проверок:
· законодательно закреплена практика действий налоговых органов в части истребования у налогоплательщика в ходе камеральной проверки пояснений при предоставлении налоговой декларации, в которой заявлен убыток;
· при представлении уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога к уплате по сравнению с ранее представленной декларацией, налоговый орган также вправе требовать у налогоплательщика необходимые пояснения.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган к уточненной налоговой декларации (расчету), в которой уменьшена сумма налога или заявлен убыток, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
|
Согласно пункту 8.3 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет, в которой уменьшена сумма налога, или увеличена сумма полученного убытка, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
Пунктом 8.6. статьи 88 НК РФ предусмотрено, что при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган вправе истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.
Камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам, в котором заявлены расходы на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, проводится с учетом положений, установленных главой 34 Кодекса.
С 1 января 2018 года пункт 8 статьи 88 НК РФ дополнен двумя подпунктами, согласно которым расширен перечень случаев, когда налоговые органы могут запрашивать при камеральных проверках пояснения и подтверждающие документы:
|
· на основании подпункта 8.7 пункта 8 статьи 88 НК РФ ‑ документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов сумм НДС, возвращенных предприятиями розничной торговли иностранным гражданам при вывозе приобретенных товаров за рубеж;
· на основании подпункта 8.8 пункта 8 статьи 88 НК РФ первичные и иные документы, подтверждающие правомерность применения инвестиционного налогового вычета, предусмотренного статьей 286.1 главы 25 Кодекса. Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном указанной статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.
При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 Налогового кодекса, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.
Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы (п. 11 ст. 88 НК РФ).