Практическое задание (письменно)




Семинарские занятия по курсу

«основы теории коммуникации»

Специальность «Связи с общественностью» ПНИПУ

Тема 1. методы исследования коммуникации

Вопросы для обсуждения:

1. Основы исследования.

Общенаучные и специальные методы. Синтез методов различных наук в изучении коммуникативных процессов (социология, лингвистика, психология семиотика). Основные этапы процедуры эмпирического исследования.

Коммуникатор и методы его изучения.

Методы исследования социальных аспектов коммуникации: выборочный (анкетный) опрос, метод экспертных оценок, метод наблюдения, факторный анализ, латентно-структурный анализ. Методы исследования психологических и межличностных аспектов коммуникации: тестирование, социометрический метод, корреляционный анализ.

Методы исследования личности: метод опроса (например, вопросник Эйзенка, опросный лист Кудличка, шестнадцатифакторный вопросник Каттела и др.), проекционные методы (фрустрационные образы, рисованные тесты, ТАТ — тематико-апперципционные тесты и др.). Психология потребителя: беседа, наблюдение, естественный эксперимент, методы оценки вторичных данных о потребителе.

Анализ содержания массовой коммуникации.

Содержание информации и методика его анализа. Развитие индустрии информации как предпосылка появления метода анализа содержания. Методы исследования содержания и понимания в коммуникации. Контент-анализ. Мотивационный анализ. Семиотический анализ. Прагматический анализ. Структурный анализ. Когнитивное картирование и оперативное кодирование. Нарративный анализ. Ролевой анализ. Дискурс-анализ.

4. Социологические исследования аудитории СМК.

Виды социологических исследований аудитории: количественные и качественные. Виды опросов аудитории. Особенности изучения радио-, интернет- и телеаудитории. Единицы анализа количества аудитории: рейтинг и доля.

Использование методов общей социологии в социологии коммуникаций (анкетирование, включенное наблюдение, корреляционный анализ и т.п.). Особенности адаптации данных методов к массовой коммуникации как предмету исследования.

Методы социологических исследований массовой коммуникации. Качественные методы в социологии коммуникаций. Глубинное интервью и фокус-группы и их место в социологии коммуникаций. Работа с экспертами.

Основная литература

1. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001. Гл. 4. URL: https://www.nir.ru/socio/articles/poch.htm URL: https://lib.uni-dubna.ru/search/files/com_pochepcov_theory_of_com/com_pochepcov_theory_of_com2.htm

2. Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. СПб.: Питер. 2003. Часть III.

3. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.. 1997 или 2004. с. 273-301. URL: https://www.socd.univ.kiev.ua/LIB/PUB/K/KONETSKAYA/sk.pdf URL: https://sbiblio.com/BIBLIO/archive/koneckaja_sociologija/05.aspx

4. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2003. С. 107-131. URL: https://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=369728

5. Балабанов А. Лекции по медиапланированию. URL: https://www.media-planning.ru/ru/mediaplanning/theory_and_practice/index.htm

6. Фомичева И.Д. Социология Интернет-СМИ, – М., Издательство факультета журналистики МГУ, 2005. Глава 4. URL: https://www.journ.msu.ru/study/handouts/texts/soc_int.pdf

7. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. Уч. пособие. М., 2002. URL: https://bib.convdocs.org/v11099/?cc=1

Дополнительная литература

(литература для аннотирования)

1. Федотова Л.Н. Анализ содержания ¾ социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М.: Научный мир, 2001. URL: https://socioline.ru/pages/l-n-fedotova-analiz-soderzhaniya-sotsiologicheskij-metod-izucheniya-sredstv-massovoj-kommunika

2. Ноэль-Нойман Э. Массовые опросы. М., 1978.

3. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.,К.,2000.

4. Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы. Теория и методика психотехнологического анализа рекламы, М., 2000

5. Федотова Л.Н. Реклама в опросах общественного мнения. М.,1994.

6. Ромат Е. Рекламные исследования URL: https://www.inventech.ru/lib/reklama/reklama-0033/

7. Исследования СМИ: методология, подходы, методы: Материалы лекций для аспирантов факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Фомичева И. Д., сост. М., 2011. URL: https://journmsu.ru/upload/iblock/0c9/0c970e2f436c848e79836712fa065380.pdf URL: https://www.journ.msu.ru/upload/iblock/0c9/0c970e2f436c848e79836712fa065380.pdf

8. Колесниченко А.В. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АУДИТОРИИ ПРЕССЫ. Москва, 2009. URL: https://evartist.narod.ru/text27/001.htm

9. Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. Учебное пособие.– М.: Аспект Пресс, 2004.

10. Фомичева И.Д. Социология СМИ М., 2007. URL: https://cwer.ws/node/298948/

Практическое задание (письменно)

1. Составьте анкету, содержащую различные варианты (типы) вопросов о медиа-потреблении (чтении журналов или газет, прослушивании радио или просмотре ТВ), опросите свою группу или родственников (не менее 10 человек). Сравните качество полученной информации по каждому вопросу. Оформите письменный отчет.

2. Установите источники получения информации относительно рейтингов российских и зарубежных СМК. Оформите письменный отчет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: