Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «коммуникативная личность». Личность, языковая личность и коммуникативная личность. Коммуникативное сознание. Параметры коммуникативной личности (мотивационный, когнитивный, функциональный).Составляющие эффективного коммуникатора.
2. Психологические основы коммуникации. Психологические свойства личности как основа коммуникации. Понятие «психотип». Типы коммуникабельности и восприятия личности. Эго-состояние в коммуникации. Стереотипы и предрассудки. Коммуникативные барьеры (логический, стилистический, семантический (смысловой), фонетический и пр.). Ситуационные барьеры (фактор среды и обстоятельств). Психофизиологические барьеры. Социокультурные барьеры.
3. Межличностная коммуникация. Мотивы, потребности и функции межличностной коммуникации. Пирамида А.Маслоу. Свойства межличностной коммуникации. Формы межличностной коммуникации. Условия эффективного общения.
4. Групповая коммуникация. Основные признаки группы. Основные типы групп. Виды групповой коммуникации и коммуникативного взаимодействия в группе. Групповые роли. Групповое коммуникативное поведение.
5. Массовая коммуникация. Типология, функции и признаки массовой коммуникации. Основные модели массовых коммуникаций. Психологическая и коммуникативная специфика массовых коммуникаций. Моделирование аудитории в массовых и групповых коммуникациях. Основные подходы к типологии аудитории. Специфика воздействия на разные типы аудитории.
Основная литература
1.Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. Теория коммуникации. Учебник. М.: ЮРАЙТ, 2012. Гл. 6. URL: https://www.biblioclub.ru/book/95786/
2.Основы теории коммуникации / ред. М. А. Василик. М., 2005. Гл. 9. URL: https://vtv.ucoz.org/_ld/0/32_.--__.doc
3.Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.. 1997, 2004. С.112-125. URL: https://www.socd.univ.kiev.ua/LIB/PUB/K/KONETSKAYA/sk.pdf URL: https://sbiblio.com/BIBLIO/archive/koneckaja_sociologija/05.aspx
4.Бориснёв С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. Гл.7. URL: https://bib.convdocs.org/v37993/?cc=1
5.Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2004. Гл.2. П.2.2.1. URL: https://iub.at.ua/_ld/0/61_.__.pdf URL: https://www.smolsoc.ru/images/referat/a848.pdf
Дополнительная литература
(литература для аннотированяи)
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. СПб., 1992. URL: https://lib.ru/PSIHO/BERN/games.txt URL: https://www.modernlib.ru/books/bern_erik/igri_v_kotorie_igrayut_lyudi_kniga_1/read
2. Вацлавику П. Аксиомы человеческих взаимоотношений. URL: https://www.elitarium.ru/2007/01/04/aksiomy_chelovecheskikh_vzaimootnoshenijj.html
3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П.
Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов.
/Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 161-192. URL: https://gendocs.ru/v25897/грушевицкая_т.г.,_попков_в.д.,_садохин_а.п._основы_межкультурной_коммуникации
4. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. Лекция 6. URL: https://kachkine.narod.ru/CommTheory/Contents/Contents.htm
5. Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. Т.V. Вып.1-2 (15-16). 2003. С. 120-139. URL: https://cens.ivanovo.ac.ru/publications/riabova-stereotipy.htm
6. Седов К.Ф. Теоретическая модель психолингвоперсонологии // Вопросы психолингвистики. №7, 2008. С. 12-24. URL: https://www.iling-ran.ru/library/voprosy/7.pdf URL: https://www.studmed.ru/docs/document31878?view=1&page=2
7. Стереотипы и предрассудки. URL: https://becmology.ru/blog/warrior/stereotype01.htm#m2
Практическое задание (письменно)
1. Путем рефлексии определите свойства эффективной межличностной коммуникации и их наличие или потенциальную возможность в вашем общении с другими. Оформите письменный отчет.
Свойства эффективной межличностной коммуникации
Свойства | Характеристика | Свойственно для меня |
Децентрация | Способность отойти от своего Я и приблизиться к Я другого | Да Нет Скорее да Скорее нет Категорически нет |
и т.д.…. |
Пройдите психологический тест И.Д. Ладанова, В.А. Уразаевой на выявление вашей мотивационной ориентации в межличностных коммуникациях URL: https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-dmomk.htm Сравните результаты, полученные путем рефлексии и путем тестирования. Сделайте вывод о степени адекватности вашей самооценки. Помните, что полученные вами данные не являются безусловными, а лишь отражают некоторую тенденцию. Оформите письменный отчет (в отчет включите только результаты сравнения и выводы).
2. Определите уровень коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений по Тесту Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха). URL: https://testoteka.narod.ru/mlo/1/10.html URL: https://www.psy-files.ru/mat/relations/105-test_kommunikativnykh_umenijj_mikhelsona.html Проанализируйте результаты: какие умения у Вас сформированы, какой тип поведения преобладает? Сделайте выводы об уровне вашей коммуникативной компетентности. Помните, что полученные вами данные не являются безусловными, а лишь отражают некоторую тенденцию. Оформите письменный отчет (в отчет включите только результаты сравнения и выводы).
3. Путем рефлексии определите эго-состояние в вашей коммуникативной практике. Данные занесите в таблицу.
Эго-состояние и коммуникативная ситуация
Эго-состояние | Коммуникативная ситуация, сфера коммуникации | Целесообразность / нецелесообразность, допустимость / недопустимость и пр. |
Естественный ребенок | Семейная коммуникация (с родителями) | Допустимо |
Естественный ребенок | Групповая коммуникация в университете | Нецелесообразно |
И т.д. |
Определите ведущее эго-состояние путем психологического тестирования «Диагностика ведущего эго-состояния» https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00042.htm Оформите письменный отчет (в отчет включите только результаты сравнения и выводы).
4. Определите стереотипы и предрассудки, характерные для вашей коммуникативной практики.
Стереотипы и предрассудки
Виды стереотипов | Содержание (в чем проявляются) | Целесообразность / нецелесообразность, допустимость / недопустимость и пр. |
Гендерные | Все блондинки глупые Все женщины бестолковые Все мужчины должны быть умными Все мужчины должны быть сильными И т.д. | Нецелесообразно Нецелесообразно Нецелесообразно Нецелесообразно |
Возрастные | ||
Этнические, этнокультурные | ||
Политические | ||
Стереотипы общения | ||
Стереотипы реагирования | ||
Стереотипы восприятия и оценки | ||
Стереотипы поведения | ||
И т.д. |