II.ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.





ПРОГРАММЫ

К экзаменам по СОВРЕМЕННОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

I. ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ.

Теоретическая часть

Вступление

Понятие современного русского литературного языка. Письменная и устная формы литературного языка. Норма литературного языка как историческая категория. Изменчивость нормы. Варианты нормы.

Фонетика и фонология

Предмет фонетики и фонологии. Понятие звука и фонемы. Аспекты изучения звуковой речи. Основные положения Московской и Петербургской фонологических школ. Понятие фонетических (фонологических) средств русского языка для различия смысла. Разновидности этих средств. Понятие согласных и гласных фонем. Сопоставление их по различным основаниям (признакам). Состав согласных фонем русского языка. Принципы их классификации. Состав гласных фонем. Принципы их классификации. Понятие сильной и слабой позиции для гласных фонем русского языка. Понятие сильной и слабой позиции для согласных фонем русского языка, учитывая признак глухости/звонкости. Понятие сильной и слабой позиций для согласных фонем русского языка по признаку твердости/мягкости. Позиционные и комбинаторные оттенки фонем. Различие в качестве гласных фонем в зависимости от качества соседних согласных фонем. Фонетические закономерности гласных фонем современного русского языка. Фонетические закономерности согласных фонем современного русского языка (подробно об ассимиляции). Фонетические закономерности согласных фонем (кроме ассимиляции). Понятие чередования фонем. Фонетические чередования согласных фонем. Понятие чередования фонем. Фонетические чередования гласных фонем. Понятие исторических чередований фонем. Исторические чередования гласных фонем. Понятие исторических чередований фонем. Исторические чередования согласных фонем. Роль исторических и фонетических чередований в современном русском языке. Основные фонетические единицы языка и речи. Фонетические члены речи. Слог как единица членения речевого потока. Теории слога и слогоделения в современном русском языке. Ударение. Характер русского современного словесного ударения. Энклитики и проклитики. Второстепенное (побочное) ударение. Понятие фонетического слова. Ударение тактовое, фразовое; выделительное (логическое, эмоциональное). Вопрос об интонационных конструкциях современного русского языка.

Орфоэпия

Понятие орфоэпии. Культурно-исторические и социальные основы орфоэпии. Стили русского литературного произношения. Отклонение от орфоэпических норм и причины этих отклонений. Сознательное регулирование норм произношения. Специальные словари. Варианты произношения, допустимые в пределах литературной нормы. Взаимоотношение орфоэпии и орфографии. Произносительные (орфоэпические) нормы современного русского литературного языка в области гласных фонем. Произносительные (орфоэпические) нормы современного русского литературного языка в области согласных фонем. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка в области сочетаний звуков. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка в области отдельных

грамматических форм. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка, в области отдельных слов.

Графика

Понятие графики. Графика современного русского языка (основные сведения). Русский алфавит. Названия букв. Специфика букв русской графики (основные сведения). Основной принцип русской графики. Отступление от него. Основные и второстепенные значения букв в русском языке. Обозначение мягкости на письме средствами русской графики. Роль букв Ь и Ъ в современной русской графике.

Орфография

Основной принцип русской орфографии. Ограничения его. Орфография современного русского языка. Написания, определяемые и не определяемые произношением. Фонетический принцип русской орфографии. Вопрос об историческом принципе русской орфографии. Дифференцирующие написания в русском языке. Слитные и раздельные, дефисные написания. Специальные словари. Фонетические и морфологические основы переноса слов в русском языке. Реформы русской орфографии и графики.

Практические задания

носят творческий характер: на основе данного текста провести разные анализы (схемами анализов можно пользоваться!). Постараться выбрать наиболее интересные моменты для каждого анализа.

Практическое задание такого характера:

-Затранскрибировать текст.

-Дать образцы фонетического анализа, в том числе отметить фонетические закономерности, привести примеры фонетических и исторических чередований в словах.

-Отметить орфоэпические нормы.

-Дать образцы графического анализа.

-Дать образцы орфографического анализа.

Требования к экзамену

Словари

Необходимо знать орфоэпические, толковые, орфографические словари, словари трудностей. Уметь ими пользоваться.

Учебники, справочники

Знать те учебники и учебные пособия, которые вам рекомендовались, которыми вы пользовались в течение изучения материала; уметь привлекать знания и по введению в языкознание, и по истории языка.

Знать Правила русской орфографии и пунктуации, уметь интерпретировать правила с научной точки зрения.

Знать ту дополнительную литературу, которая вам рекомендовалась в отдельных темах (например, работы К.С. Горбачевича).

Знать имена лингвистов, которые занимались тем или иным вопросом, знать авторов учебников и авторов тех разделов учебников, которые вы привлекаете к подготовке к экзамену.

Для некоторых студентов

экзамен может проходить в форме беседы по избранным вопросам; могут быть даны заранее спецвопросы.

Оснащенность экзамена

-Словари.

-Сборники упражнений для поисков примеров.

-Школьные учебники, чтобы можно было отметить. как дается материал в школе.

-Различные схемы-таблицы, обобщающие материал (сделанные самими студентами).

-Схемы анализа.

-Программа курса.

-Тетради для практических и лабораторных занятий.

Примечание: Принесенным с собой пользоваться с разрешения преподавателя.

 

 

II.ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Теоретическая часть

Лексикология

Предмет лексикологии. Слово как лексическая единица языка. Признаки слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Моносемия и полисемия. Отношения между значениями в многозначном слове (лексико-семантические варианты слова). Прямое и переносное значение слова. Способы переноса значения слова. Основные типы лексических значений слов русского языка.

Омонимы. Типы омонимов. Разграничение омонимии и многозначности. Причина появления омонимов. Лексические синонимы. Типы синонимов. Соотношение синонимии с многозначностью. Лексические антонимы. Типы антонимов. Соотношение антонимии с многозначностью. Паронимия. Разновидность паронимии. Родо-видовые отношения в лексической системе. Проблема парадигматики (парадигматических отношений в лексике).

Лексика русского языка с учетом ее происхождения. Исконно русская лексика. Старославянизмы в русском языке как разновидность заимствованной лексики. Типы старославянизмов. Признаки старославянизмов. Сфера их употребления. Слова иноязычного происхождения в русском языке (о старославянизмах не говорить). Признаки заимствований. Сфера их употребления. Пути и способы заимствований слов. Процесс освоения заимствованных слов в русском языке.

Лексика современного русского языка с учетом степени ее употребления (Подробнее об активном словарном составе). Лексика современного русского языка с учетом степени ее употребления (Подробнее о пассивном словарном составе - только об архаизмах, типах архаизмов). Лексика современного русского языка с учетом степени ее употребления (Подробнее о пассивном словарном составе – только об историзмах). Лексика современного русского языка с учетом степени ее употребления (Подробнее о пассивном словарном составе – о неологизмах и их типах; соотношение неологизмов и новых слов).

Лексика современного русского языка с учетом сферы ее употребления. Разные сферы функционирования лексики (о диалектизмах подробно не говорить). Диалектизмы в современном русском литературном языке. Типы диалектизмов.

Стилистическое расслоение лексики. Экспрессивно – эмоциональная лексика.

Фразеология

Фразеология как специфический материал языка. Фразеологизмы, их основные признаки (общие сведения). Подход Б. А. Ларина к фразеологии. Типы фразеологизмов по Б. А. Ларину. Основные типы фразеологических единиц по В. В. Виноградову. Источники фразеологии, пути пополнения фразеологического фонда языка. Использование фразеологизмов в речи.

Лексикография

Проблемы лексикографии. Типы лингвистических (филологических) словарей. Специфика словарных статей в зависимости от типа словаря. Роль вступительных статей к словарю. Толковые словари как тип лексических словарей. Способы толкования значений в толковых словарях. Орфографические словари. Орфоэпические словари. Словообразовательные словари. Школьные словари, их типы и специфика.

Словообразование

Место словообразования в системе лингвистических дисциплин. Морфемика как специфическое явление языка. Что изучает морфемика как раздел словообразования. Морфема как единица морфологического уровня языка. Ее вычленение в составе слова. Понятие нулевых морфем. Морфологическая структура слова. Типы слов по структуре. Наложение морфем. Флексия, ее роль в формировании и словообразовании. Основа слова как структурная единица слова (как важное понятие морфемики). Корень как главная часть основы слова. Понятие связанного корня. Понятие аффиксов. Аффиксы в структуре основы (основные понятия). Разновидности аффиксов по продуктивности и регулярности. Понятие унификсов и радиксоидов. Производные и непроизводные основы в структуре слова. Проблемы многозначности и омонимии аффиксов. Синонимия и антонимия аффиксов. Проблема вариантности морфем. Суффикс, его роль в словообразовании и формообразовании. Префикс, его роль в словообразовании и формообразовании. Интерфикс, его роль в словообразовании. Понятие суффиксоидов и префиксоидов. Понятие конфикса.

Словообразование в отличие от морфемики (основные понятия). Синхронные и диахронные способы словообразования (основные понятия). Морфологические способы словообразования (основные понятия). Префиксальный способ словообразования. Суффиксальный способ словообразования. Префиксально-суффиксальный способ словообразования. Способ сложения основ и его разновидности (об аббревиации подробно не говорить). Аббревиация как один из способов сложения основ при словообразовании. Сложение слов как один из способов морфологического способа словообразования. Неморфологические способы словообразования (основные понятия). Лексико-семантический способ словообразования. Морфолого-синтаксический способ. Лексико-синтаксический способ словообразования.

Опрощение как один из процессов изменений в структуре слова. Переразложение как один из процессов исторических изменений в структуре слова. Разложение и другие процессы (кроме опрощения и переразложения) исторических изменений в струкуре слова.

Словообразовательная мотивация и словообразовательная база. Понятие деривационного шага.

Практические задания

1. а) На примере индивидуально подобранного вами текста провести лексический и фразеологический анализ. (Если в основном тексте не встретилось фразеологизмов, найти заранее текст с фразеологизмом.)

б) Прокомментировать любое задание из кафедральных разработок по лексикологии, фразеологии и лексикографии.

2. а) Провести морфемный и словообразовательный анализ данных слов. Учесть, что в примерах может быть и формообразование. Если в структуре слова есть исторические изменения, прокомментировать их.

б) Ответить на конкретный вопрос анализа из области морфемики или словообразования (вопрос предлагается преподавателем).

Требования к экзамену

О знании словарей

-Знать максимум словарей и пользоваться ими на экзамене; привлекать словари к ответу.

-Подготовить ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ по какому-то словарю (см. задание на занятиях).

-Знать словари, вышедшие из печати уже после окончания вами курса.





Читайте также:
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.017 с.