Частные принципы для детей с ОВЗ




 

1) Индивидуальный подход, предполагающий всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);

2) Поддержка инициативной, самостоятельной активности ребенка (индивидуализации), способствующей успешности коррекционного образования и обеспечивающей условия для самостоятельной активности;

3) Социальное взаимодействие, обеспечивающее создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия;

4) Вариативность в организации процессов обучения и воспитания, предполагающая наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы, как по общей, так и специальной педагогике;

5) Партнерское взаимодействие с семьей, направленное на установление доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, для наиболее эффективной поддержки ребенка.

 


Планируемые результаты освоения Программы

Результаты освоения программы дополнительных занятий обучающихся надомного представлены в виде ориентиров, которые соответствуют требованиям ФГОС.

Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать, ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 


Организация занятий

Форма обучения: групповые занятия

Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы –6-7 человек

Режим занятий: один раз в месяц

Продолжительность занятий: 30 минут. Каждая группа занимается по два занятия (по двум направлениям)

 

 


Содержание программы

«Мир вокруг нас»

Главнаяцель занятий знакомство с миром в целостном его представлении (целостной картиной мира).

Задача заключается в формировании у детей познавательной активности, умении сравнивать, различать, устанавливать простые связи, упорядочивать свои представления об окружающем.

Занятия носят комплексный характер - включает в себя исследовательско – творческую, познавательную и практическую деятельность детей.

В процессе практической деятельности педагоги помогают детям проявить фантазию, побуждают их к любознательности, проводят эксперименты, изучают интересные темы: «Снежинки и сосульки», «Волшебные карандаши», «Далекий Север», «Хлеб всему голова», «Светофорыч» и другие.

 

«Непоседы»

 

Цель: развитие двигательно-моторной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами танцевально-игровой ритмики, преодоление нарушений в развитии детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи: развитие и коррекция основных видов движений в сочетании со словом, серии движений, музыкально-ритмических движений. Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствования психомоторики. Развитие способности ориентироваться в пространстве. Развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.

Содержанием работы на занятиях является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать, играть.

Условно занятия делятся на три части (вводная часть, основная часть, заключительная часть включает в себя релаксационные упражнения). В структуру занятий включаются следующие разделы: танцы, пластика, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижная игра, игры-путешествия.

Занятие проводится в спортивном зале под музыкальное сопровождение.

 

«Веселые нотки»

Цель: научить слушать музыку, вызвать интерес к пению, хоровому пению

Задачи:

- Заинтересовать детей хоровому пению, как самому доступному виду искусства.

- Посредством занятий приобщить учащихся к искусству, познанию мира прекрасного.

- Продолжить развитие музыкального слуха, совершенствовать музыкальные способности.

- Создать обстановку творческой активности, дружбы и товарищества.

- Отработать слуховые и певческие навыки, навыки хорового исполнительства.

- Развивать эмоциональность и артистизм ребёнка.

- Способствовать формированию культурной среды учащихся, используя коллективные посещения концертных залов, театров.

- Развивать у детей самостоятельность, активность, «чувство локтя», взаимовыручки.

На занятиях дети распеваются, выполняют речевые игры и упражнения, инсценируют детские песни, «путешествуют» в мир музыкальных инструментов, играют на музыкальных инструментах (маракас, бубен, трещотка, барабан, треугольник и другие), выполняют ритмический рисунок к песням, отгадывают загадки, рисуют настроение музыки и другое, слушают небольшие музыкальные произведения.

«Очумелые ручки»

Цель: Развитие творческих способностей детей, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи: развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие; учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов; учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников; воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Детям предлагаются доступные художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. Содержание занятий представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение детьми необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. Ребята делают для себя игрушки (клюшки, мечи, самолетики), для мамы кухонные лопаточки, швабры для мытья окон, кормушки.

Дети обучаются в кабинете трудового обучения по столярному делу, где они знакомятся с инструментами, станками, их назначениями. Чувство товарищества и коллективизма, которые формируются в процессе трудового обучения детей, учит их совместной работе, распределению обязанностей, а также согласованным действиям.

 


 

Календарно- тематическое планирование

Месяц Направления Название тем
Сентябрь Мир вокруг нас Школа нас встречает…
Непоседы Лесная сказка
Очумелые ручки Работа по дереву. Самолетики.
Веселые нотки Русские народные песни.
Октябрь Мир вокруг нас Запасы осени
Непоседы Путешествие в танцевальную страну
Очумелые ручки Работа по дереву. Разделочная доска.
Веселые нотки Музыкальные инструменты
Ноябрь Мир вокруг нас Обитатели водоемов.
Непоседы В царстве Нептуна.
Очумелые ручки Работа по дереву. Рамка.
Веселые нотки Осенний вальс
Декабрь Мир вокруг нас В мире сказок.
Непоседы Путешествие в танцевальную страну
Очумелые ручки Работа по дереву. Клюшка.
Веселые нотки Движения под музыку.
Январь Мир вокруг нас Снежные края. Мороз - удивительный художник.
Непоседы Танцевальная зарядка
Очумелые ручки Работа по дереву. Лопатка для уборки снега.
Веселые нотки Зимние посиделки.
Февраль Мир вокруг нас Лаборатория добрых дел.
Непоседы Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок).
Очумелые ручки Работа по дереву. Бумеранг.
Веселые нотки Песни о дружбе
Март Мир вокруг нас Небесные тела (игра - путешествие)
Непоседы Путешествие в танцевальную страну
Очумелые ручки Работа по дереву. Кухонная лопаточка.
Веселые нотки Голосовые игры.
Апрель Мир вокруг нас Песочные фантазии.
Непоседы Пантомимический танец-этюд
Очумелые ручки Работа по дереву. Брелок «Кубик»
Веселые нотки Музыкальные портреты
Май Мир вокруг нас В мире животных.
Непоседы Заводные человечки
Очумелые ручки Работа по дереву. Ящик для рассады.
Веселые нотки Путешествие по музыкальной лесенке

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья /Л.И. Акатов. – М.: Владос, 2003. – 368с.

2. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва 2000 год

3. Бгажнокова, И.М., Бойков, Д.И., Баряева, Л.Б.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта/И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков, Л.Б. Баряева. –М.: Просвещение,2007. – 265с

4. Беляева,Т.С. Коррекционная работа на уроках труда в начальных классах школы для детей с ДЦП // Дефектология № 6, 1988.- с.13-17

5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991. - 275с.

6. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1987. – 568с.

7. Данкевич, Е.В. Лепим из соленого теста/ Е.В. Данкевич - С.-Петербург: Кристалл, 2000. – 165с.

8. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. –М.: Просвещение, 2013.- 42с.

9. Косинова, Е.М. Пальчиковая гимнастика/Е.М.Косинова.- М.: Издательство «Эксмо»,2003г, - 135с.

10. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / И.Ю. Левченко О.Г. Приходько. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192с.

11. Малер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей/А.Р. Малер. М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 80 с.

12. Самоукова С. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 338–342.

13. Попов В. О развитии певческого голоса младших школьников. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /сост. О.А. Апраксина. – М.; Просвещение 2000.

14. Рузина,М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых/М.С.Рузина. – СПб.: Кристалл, 2000 – 165с.

15. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - СПб.: Лань, 1996. – 32с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: