1) Индивидуальный подход, предполагающий всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
2) Поддержка инициативной, самостоятельной активности ребенка (индивидуализации), способствующей успешности коррекционного образования и обеспечивающей условия для самостоятельной активности;
3) Социальное взаимодействие, обеспечивающее создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия;
4) Вариативность в организации процессов обучения и воспитания, предполагающая наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы, как по общей, так и специальной педагогике;
5) Партнерское взаимодействие с семьей, направленное на установление доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, для наиболее эффективной поддержки ребенка.
Планируемые результаты освоения Программы
Результаты освоения программы дополнительных занятий обучающихся надомного представлены в виде ориентиров, которые соответствуют требованиям ФГОС.
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
|
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
|
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать, ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Организация занятий
Форма обучения: групповые занятия
Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы –6-7 человек
Режим занятий: один раз в месяц
Продолжительность занятий: 30 минут. Каждая группа занимается по два занятия (по двум направлениям)
Содержание программы
«Мир вокруг нас»
Главнаяцель занятий – знакомство с миром в целостном его представлении (целостной картиной мира).
Задача заключается в формировании у детей познавательной активности, умении сравнивать, различать, устанавливать простые связи, упорядочивать свои представления об окружающем.
Занятия носят комплексный характер - включает в себя исследовательско – творческую, познавательную и практическую деятельность детей.
В процессе практической деятельности педагоги помогают детям проявить фантазию, побуждают их к любознательности, проводят эксперименты, изучают интересные темы: «Снежинки и сосульки», «Волшебные карандаши», «Далекий Север», «Хлеб всему голова», «Светофорыч» и другие.
«Непоседы»
Цель: развитие двигательно-моторной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами танцевально-игровой ритмики, преодоление нарушений в развитии детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.
|
Задачи: развитие и коррекция основных видов движений в сочетании со словом, серии движений, музыкально-ритмических движений. Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствования психомоторики. Развитие способности ориентироваться в пространстве. Развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
Содержанием работы на занятиях является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать, играть.
Условно занятия делятся на три части (вводная часть, основная часть, заключительная часть включает в себя релаксационные упражнения). В структуру занятий включаются следующие разделы: танцы, пластика, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижная игра, игры-путешествия.
Занятие проводится в спортивном зале под музыкальное сопровождение.
«Веселые нотки»
Цель: научить слушать музыку, вызвать интерес к пению, хоровому пению
Задачи:
- Заинтересовать детей хоровому пению, как самому доступному виду искусства.
- Посредством занятий приобщить учащихся к искусству, познанию мира прекрасного.
- Продолжить развитие музыкального слуха, совершенствовать музыкальные способности.
- Создать обстановку творческой активности, дружбы и товарищества.
- Отработать слуховые и певческие навыки, навыки хорового исполнительства.
- Развивать эмоциональность и артистизм ребёнка.
- Способствовать формированию культурной среды учащихся, используя коллективные посещения концертных залов, театров.
- Развивать у детей самостоятельность, активность, «чувство локтя», взаимовыручки.
На занятиях дети распеваются, выполняют речевые игры и упражнения, инсценируют детские песни, «путешествуют» в мир музыкальных инструментов, играют на музыкальных инструментах (маракас, бубен, трещотка, барабан, треугольник и другие), выполняют ритмический рисунок к песням, отгадывают загадки, рисуют настроение музыки и другое, слушают небольшие музыкальные произведения.
«Очумелые ручки»
Цель: Развитие творческих способностей детей, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи: развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие; учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов; учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников; воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Детям предлагаются доступные художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. Содержание занятий представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение детьми необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. Ребята делают для себя игрушки (клюшки, мечи, самолетики), для мамы кухонные лопаточки, швабры для мытья окон, кормушки.
Дети обучаются в кабинете трудового обучения по столярному делу, где они знакомятся с инструментами, станками, их назначениями. Чувство товарищества и коллективизма, которые формируются в процессе трудового обучения детей, учит их совместной работе, распределению обязанностей, а также согласованным действиям.
Календарно- тематическое планирование
Месяц | Направления | Название тем |
Сентябрь | Мир вокруг нас | Школа нас встречает… |
Непоседы | Лесная сказка | |
Очумелые ручки | Работа по дереву. Самолетики. | |
Веселые нотки | Русские народные песни. | |
Октябрь | Мир вокруг нас | Запасы осени |
Непоседы | Путешествие в танцевальную страну | |
Очумелые ручки | Работа по дереву. Разделочная доска. | |
Веселые нотки | Музыкальные инструменты | |
Ноябрь | Мир вокруг нас | Обитатели водоемов. |
Непоседы | В царстве Нептуна. | |
Очумелые ручки | Работа по дереву. Рамка. | |
Веселые нотки | Осенний вальс | |
Декабрь | Мир вокруг нас | В мире сказок. |
Непоседы | Путешествие в танцевальную страну | |
Очумелые ручки | Работа по дереву. Клюшка. | |
Веселые нотки | Движения под музыку. | |
Январь | Мир вокруг нас | Снежные края. Мороз - удивительный художник. |
Непоседы | Танцевальная зарядка | |
Очумелые ручки | Работа по дереву. Лопатка для уборки снега. | |
Веселые нотки | Зимние посиделки. | |
Февраль | Мир вокруг нас | Лаборатория добрых дел. |
Непоседы | Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок). | |
Очумелые ручки | Работа по дереву. Бумеранг. | |
Веселые нотки | Песни о дружбе | |
Март | Мир вокруг нас | Небесные тела (игра - путешествие) |
Непоседы | Путешествие в танцевальную страну | |
Очумелые ручки | Работа по дереву. Кухонная лопаточка. | |
Веселые нотки | Голосовые игры. | |
Апрель | Мир вокруг нас | Песочные фантазии. |
Непоседы | Пантомимический танец-этюд | |
Очумелые ручки | Работа по дереву. Брелок «Кубик» | |
Веселые нотки | Музыкальные портреты | |
Май | Мир вокруг нас | В мире животных. |
Непоседы | Заводные человечки | |
Очумелые ручки | Работа по дереву. Ящик для рассады. | |
Веселые нотки | Путешествие по музыкальной лесенке |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья /Л.И. Акатов. – М.: Владос, 2003. – 368с.
2. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва 2000 год
3. Бгажнокова, И.М., Бойков, Д.И., Баряева, Л.Б.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта/И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков, Л.Б. Баряева. –М.: Просвещение,2007. – 265с
4. Беляева,Т.С. Коррекционная работа на уроках труда в начальных классах школы для детей с ДЦП // Дефектология № 6, 1988.- с.13-17
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991. - 275с.
6. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1987. – 568с.
7. Данкевич, Е.В. Лепим из соленого теста/ Е.В. Данкевич - С.-Петербург: Кристалл, 2000. – 165с.
8. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. –М.: Просвещение, 2013.- 42с.
9. Косинова, Е.М. Пальчиковая гимнастика/Е.М.Косинова.- М.: Издательство «Эксмо»,2003г, - 135с.
10. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / И.Ю. Левченко О.Г. Приходько. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192с.
11. Малер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей/А.Р. Малер. М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 80 с.
12. Самоукова С. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 338–342.
13. Попов В. О развитии певческого голоса младших школьников. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /сост. О.А. Апраксина. – М.; Просвещение 2000.
14. Рузина,М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых/М.С.Рузина. – СПб.: Кристалл, 2000 – 165с.
15. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - СПб.: Лань, 1996. – 32с.