Приступая к изучению материала, содержащего сведения о преступлении, изначально выявленного и задокументированного в рамках административно-юрисдикционной деятельности, следователь (дознаватель), в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ, обязан провести по нему проверку. Специфика данной проверки заключается в анализе представленного материала на соответствие соблюдения процедур применения мер обеспечения административного производства и сбора доказательств, нормам регламентированным КоАП РФ.
Административный кодекс содержит ряд норм, позволяющих провести мероприятия направленные на собирание доказательств о правонарушении связанном с незаконным оборотом наркотиков.
Так, глава 26 КоАП РФ называется «Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств», регламентирует:
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении (ст. 26.1.КоАП РФ);
Доказательства (ст. 26.2.КоАП РФ);
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ);
Экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ);
Взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);
Вещественные доказательства (ст. 26.6 КоАП РФ);
Документы (ст. 26.7 КоАП РФ);
Показания специальных технических средств (ст. 26.8 КоАП РФ);
Поручения и запросы по делу об административном правонарушении (ст. 26.9 КоАП РФ);
Истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ);
Оценка доказательств (ст. 26.11 КоАП РФ).
При выявлении признаков правонарушения действующее законодательство возлагает обязанность на уполномоченных должностных лиц правоохранительных органов пресечь правонарушение и применить меры обеспечения производства, которые позволяют в установленной законом форме задокументировать, сохранить и представить доказательства, подтверждающие, либо опровергающие сомнения и подозрения должностных лиц на совершение правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков.
|
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, представлены в главе 27 КоАП РФ, в которой регламентированы:
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ)
Доставление (ст. 27.2 КоАП РФ)
Административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ)
Протокол об административном задержании (ст. 27.4 КоАП РФ)
Сроки административного задержания (ст. 27.5 КоАП РФ)
Место и порядок содержания задержанных лиц (ст. 27.6 КоАП РФ)
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ)
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ)
Досмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ)
Изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ)
Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей (ст. 27.11 КоАП РФ)
Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ)
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения(ст. 27.12.1 КоАП РФ)
Задержание транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ)
Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации (ст. 27.13.1 КоАП РФ)
Арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ)
|
Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации (ст. 27.14.1 КоАП РФ)
Привод (ст. 27.15 КоАП РФ)
Временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ)
Срок временного запрета деятельности (ст. 27.17 КоАП РФ)
Залог за арестованное судно (ст. 27.18 КоАП РФ)
Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации (ст. 27.19 КоАП РФ)
Следует помнить, что изъятие предметов и вещей не только пресекает правонарушение, но и создает условия обеспечения производства по делу об административном правонарушении. До вынесения решения по делу должностные лица (указанные в ст. 28.3 КоАП), реализующие установленные законом полномочия по применению превентивных мер, в целях обеспечения производства по делу об административном правонарушении, вправе изымать у нарушителя вещи и документы, налагать арест на имущество, задерживать транспортное средство и т.д. (перечисленные в ст. 27.1 КоАП) именно потому, что все подобные меры не являются санкцией за совершенное правонарушение, не связаны с лишением имущества.
Вместе с этим, применение мер ограничивающих права граждан на основании действующих законов, обязывает сотрудников государственных органов разъяснить гражданину, на основании каких законов он ограничен в его права. Однако это не ограничивает право гражданина реализовать свои конституционные права, вытекающие из положений части 2 ст. 46 Конституции РФ, и обжаловать действия должностных лиц.
|
Выявленные сотрудниками ОВД факты, задокументированные путем применения мер обеспечения производства, подлежат незамедлительному докладу руководителю органа дознания и регистрации. Проверка по таким материалам проводится в рамках действующего КоАП РФ.
При установлении подозрений на наличие признаков противоправного деяния, документирование их в рамках КоАП РФ, доказывание виновности возлагается на государственных должностных лиц правоохранительного органа, это значит, что лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (презумпция невиновности ст. 1.5 КоАП РФ).
Только наличие доказательств, собранных уполномоченным участником процесса в пределах соблюдения требований главы 26 КоАП РФ, позволяет при их оценке сделать вывод о наличии административного или уголовно-наказуемого деяния.
Следует помнить, что в административном законодательстве, изъятие из оборота вещей и предметов, в том числе и с остатками наркотических средств, производится с обязательным участием понятых, незаинтересованных в проведении таких мероприятий, с разъяснением им прав участника проведения процессуального действия (ст. 25.7 КоАП). Соблюдение процедуры изъятия является основополагающим моментом в придании изымаемым предметам и вещам допустимости и относимости, предъявляемых законом к доказательствам.
Отсутствие правовых оснований к личному досмотру, досмотру вещей и транспортного средства или отобранию образцов, может явиться основанием к признанию таких доказательств, полученными с нарушением закона, а, следовательно, не имеющими юридической силы и доказательственного значения (ч. 3 ст. 26.2 КоАП). Например, при выявлении и изъятии наркотиков при досмотре автомобиля (ст.27.9КоАП), поводом к досмотру транспортного средства могут служить нарушения Правил дорожного движения, допущенные водителем, установленные сотрудниками ГИБДД, или выявленные нарушения правил допуска транспортного средства к эксплуатации в рамках реализации полномочий в сфере административной деятельности по регистрации и техническому осмотру.
Перед проведением личного досмотра, досмотра вещей и транспортных средств (при наличии оснований полагать, что совершается административное правонарушение) лицу – правонарушителю, должно быть предложено добровольно выдать запрещенные в гражданском обороте предметы. И хотя нормы КоАП РФ не содержат указаний на этому поводу, такая обязанность сотрудников правоохранительных органов вытекает из текста примечания к ст. 6.8 КоАП РФ, в которой говорится: «Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение».
Изъятые вещества (или предметы), указывающие на наличие наркотических или психотропных веществ или их следов, описываются в протоколе (изъятия, или иных видов досмотра) с указанием характерных особенностей цвета, запаха. Они подлежат упаковке, позволяющей исключить возможность их повреждения и обеспечения сохранения следов, на ней делается поясняющая запись о дате и месте их изъятия и установочных данных лица, у которого произведено их изъятие и данные должностного лица. Таким образом, предметам и вещам придается относимость, которая связывает изъятые предметы и вещи с конкретным лицом или делом.
Изымаемые предметы и вещи подлежат опечатыванию и скреплению подписью должностного лица, производящего их изъятие, установочными данными и подписями понятых и лица, у которого они изымаются. Таким образом, предметам и вещам придается допустимость.
Такая процедура позволяет в полной мере выполнить предписания закона, необходимые для доказывания принадлежности данного вещества конкретному лицу. Процедура исключает возможность подмены изъятого вещества или предметов, содержащих на себе его следы.
Изъятые из оборота наркосодержащие и психотропные вещества после доставления в органы внутренних дел или госнаркоконтроля подлежат незамедлительному направлению в экспертное подразделение или сдаче в камеру хранения с приобщением к материалам проверки постановления или квитанции о приеме их в камеру хранения. (п.7 Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ №840 от 9.11.1999 г.)
Дальнейшая процедура собирания и представления доказательств по делу проводится в порядке главы 26 КоАП.
При необходимости доказывания принадлежности вещества конкретному лицу, производится отбор образцов, проб и смывов с рук, по которым назначаются экспертные исследования. Порядок и процедура оформления таких процессуальных документов соответствует требованиям, предъявляемым к изъятию предметов и вещей и проведению личного обыска.
В момент изъятия или после завершения оформления мер обеспечения производства по делу, от граждан, задержанных на месте, а также свидетелей могут отбираться объяснения (ст. 26.3 КоАП), целью которых является закрепление выявленных фактов или получение новых доказательств по делу.
Должностным лицом, производящим административное производство, могут даваться поручения и направляться запросы в другие органы (например, в поликлиники с целью установления факта употребления лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства). Такие поручения являются обязательными и должны быть исполнены в течение 5 дней (ст. 26.9 КоАП РФ). Их неисполнение влечет административную ответственность в порядке ст. 17.7 КоАП РФ.
Особенностью доказывания наличия или отсутствия правонарушений, связанных с изготовлением, перевозкой, хранением наркотических средств или психотропных веществ, а также их аналогов (ст. 6.8 КоАП), является обязательное назначение и производство экспертизы (ст. 26.4 КоАП).
Определение о назначении экспертизы выносится в порядке статьи 26.4 КоАП, с обязательным объявлением его лицу, подозреваемому в совершении правонарушения.
На разрешение эксперта ставятся вопросы, которые позволят определить химический состав изъятого вещества или его аналога, а так же установить его вес. В определении о назначении экспертизы должно содержаться разрешение лица, назначившего экспертизу, на видоизменение и использование вещества в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований (ст. 10 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»[38]).
Определение подлежит объявлению эксперту под роспись, с предупреждением его об ответственности за заведомо ложные выводы.
Если результатами экспертизы вещество будет признано наркотическим или психотропным, а его вес – относится к значительному, крупному размеру, или особо крупному, административное производство прекращается в связи с установлением признаков преступления, а следовательно, отсутствием административного правонарушения. Прекращение административного производства оформляется постановлением в порядке статьи 24.5 КоАП РФ и правилам пункта 3 абзаца 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ.
Прекращение дела об административном производстве по вышеуказанным основаниям, обязывает сотрудника правоохранительных органов подготовить рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ).
Именно рапорт сотрудника органа дознания, подтвержденный материалами административного производства указывающими на признаки преступления, является поводом для начала уголовно-процессуальной деятельности, и основанием для регистрации материалов и дальнейшего рассмотрения их в порядке статей 144, 145 УПК РФ.
В последнее время широкое распространение получило выявление фактов изготовления наркотических веществ из семян мака и иных веществ и препаратов, находящихся в свободной реализации в торговой сети. Однако выявление таких сотрудниками ОВД затруднено, ввиду наличия прав граждан на неприкосновенность жилища, закрепленных в статье 25 Конституции РФ, которыми искусно пользуются изготовители, потребители и сбытчики наркотиков.
Проживание с такими гражданами по соседству приносит беспокойство не только многочисленными посетителями, шумными разборками, нарушающими общественный порядок, но и ядовитыми вредными запахами ацетона.
Отсутствие полномочий беспрепятственного вхождения в жилище создало благоприятные условия для организации притонов в жилых помещениях для потребления наркотических и сильнодействующих веществ и распространения наркотиков.
Лица, допускающие изготовление и потребление наркотиков, толкуют статью 25 Конституции РФ в своих интересах и ставят вопрос о недопустимости проникновения в жилище представителей государственных органов без разрешения собственника. В то время, как конституционная норма указывает на недопустимость проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц или в порядке, установленном действующим законодательством, или на основании судебного решения.
Регламентации процедуры «разрешения лиц, проживающих в жилище, войти в него», действующее законодательство не дает. На практике вхождение в жилище сотрудники полиции оформляют письменным согласием лица, проживающего в домовладении.
Посещение жилища и согласие на вхождение в него должно иметь правовое обоснование. Неправомерное вхождение в жилище может повлечь за собой не только признание полученных доказательств недопустимыми, но и постановку вопроса о незаконном проникновении в жилище против воли проживающих в нем лиц уголовно-наказуемым деянием (ст. 139 УК РФ).
Одним из наиболее распространенных поводов посещения граждан представителями ОВД по месту жительства являются обращения граждан в государственные органы с жалобами. В целях защиты нарушенных прав статья 33 Конституции РФ предоставляет каждому гражданину право обратиться в государственные органы и должностным лицам и требовать пресечения нарушений их прав.
Таким образом, Конституция РФ гарантирует не только право неприкосновенности жилища, но и право каждого гражданина на пресечение и предупреждение нарушенных прав. Действующие законы возлагают на государственные органы обязанность проверить такие обращения граждан и принять меры к восстановлению нарушенных прав граждан.
Порядок и процедура рассмотрения заявлений и сообщений граждан регламентирована Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[39]. Закон регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданами РФ закрепленных Конституцией РФ прав на обращение в государственные органы (ст. 1). Именно данный закон устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан и распространяет свое действие на все обращения граждан, за исключением заявлений, указывающих на признаки преступлений. Как показывает анализ заявлений и обращений, на момент поступления заявления или обращения гражданина, в значительной их части не содержатся сведения, указывающие на признаки преступления или правонарушения, и изложенные в обращении сведения не дают оснований сделать вывод о наличии административного или, тем более, уголовно-наказуемого деяния. В то же время, они содержат сведения о нарушении правил общежития многочисленными посетителями, шумными разборками и зловонными запахами. Таким образом, у гражданина возникает право обращения в государственные органы, а у государственных органов – обязанность, проверить такие обращения, в том числе и путем посещения граждан по месту жительства и проведения опросов жителей и нарушителей.
Таким образом, рассмотрение предложений и жалоб осуществляется в сфере административной деятельности полиции. В ходе проведения проверки по обращению сотрудники ОВД имеют право проверить изложенные обстоятельств не только путем истребования необходимых документов, но и путем посещения по месту жительства, в том числе и вхождение в жилище, с согласия проживающих в нем лиц, получения показаний граждан.
При указанных обстоятельствах и во избежание эксцессов, согласие проживающих на вхождение в жилище целесообразно оформлять собственноручными письменными подтверждениями лиц, проживающих в жилище, что исключит в дальнейшем необходимость доказывания правомерности вхождения в него представителей органов исполнительной власти.
В числе других обоснований правомерности посещения граждан по месту жительства могут быть совместные мероприятия сотрудников контролирующих органов в сферах энергонадзора (ст. 23.30 КоАП РФ), органов государственной жилищной инспекции (ст. 23.55 КоАП РФ), органов строительного надзора (ст. 23.56 КоАП РФ), органов защиты растений (ст. 23.16 КоАП РФ), карантинного надзора (ст. 23.15 КоАП РФ), госпожнадзора (ст. 23.34 КоАП РФ) и др.
Взаимодействие с контролирующими органами целесообразно оформлять планами совместных мероприятий или письменным обращением контролирующих органов в ОВД об оказании помощи и содействия при проведении контрольных мероприятий и поддержания общественного порядка при их осуществлении.
При проведении таких мероприятий, посещениях жилища, офисных помещений сотрудники полиции могут стать непосредственными очевидцами нарушений действующего законодательства, в том числе изготовления и потребления наркотических средств из семян мака, гашиша и др. и в таком случае они обязаны пресечь правонарушение и применить меры обеспечения производства (ст.27.1 КоАП РФ).
Обнаружение такого факта еще не доказывает наличие незаконного изготовления или хранения наркотических веществ и требует специальных познаний, которыми обладают экспертные подразделения. Получить такие доказательства возможно только путем изъятия приготовленного вещества и орудий его производства, на которых остались его следы, и проведения экспертизы. Процедура собирания и представления доказательств по таким фактам проводится на общих основаниях в порядке, регламентированном главой 26 КоАП РФ.
Наряду с назначением экспертизы (ст. 26.4 КоАП), определяющей химический состав изъятого вещества криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий (КЭИВИ), может быть назначена экспертиза на предмет наличия наркотического опьянения лиц, задержанных на месте. В рамках административного производства могут быть отобраны образцы, пробы и смывы (ст. 26.5 КоАП) и проведена экспертиза по установлению химического состава обнаруженных веществ.
В отношении владельцев земельных участков допускающих не только факты непринятия мер по уничтожению карантинных растений, но и культивирования наркосодержащих растений, предусмотрена административная ответственность ст. 10.5 КоАП РФ. Ответственность за такие действия несут владельцы личных подсобных хозяйств, фермеры, а так же должностные лица сельскохозяйственных коммерческих организаций, на которых возложены должностные обязанности по уничтожению дикорастущих растений, и юридические лица, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования, после вынесения им официального предостережения об уничтожении дикорастущих растений.
Отличия дикорастущих растений от их культивирования их устанавливаются путем визуального осмотра земельного участка, на котором выращиваются запрещенные к возделыванию наркосодержащие растения. Однако в отличие от дикорастущих, культивированные растения произрастают рядами, либо такие кусты оставлены между рядами полезных растений, почва вокруг них взрыхлена, удалены сорняки, наркотические растения подвязаны и политы, могут быть замаскированы среди полезных растений и т.д.
В протоколе осмотра территории фиксируется количество произрастающих растений, их размер. Изымаемые растения упаковываются, опечатываются с поясняющими записями о месте и времени их изъятия, скрепляются подписями должностных лиц и понятых участвующих в осмотре. В процессе фиксации может применяться фото- и видеосъемка, что отражается в протоколах.
Заключение эксперта о принадлежности культивируемого растения к категории наркосодержащих (опийный мак, конопля), а количество превышающее крупный размер, дает правовые основания к прекращению административного производства с вынесением постановления (п.3 абз.2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП) и подготовке рапорта о выявлении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ). Рапорт подлежит регистрации в КУСП дежурной части и докладу руководителя органа дознания. Дальнейшее рассмотрение сообщений осуществляется в порядке, регламентированном УПК РФ.
При этом следует иметь в виду, что УПК РФ не допускает получения и представления доказательств в рамках уголовно-процессуальной деятельности на основании норм КРФоАП, как и КРФоАП не допускает применения норм УПК РФ в рамках административно-юрисдикционной деятельности.
Недопустимо после применением мер обеспечения производства предусмотренных ст. 27.1 КРФоАП не принятия решения о прекращении административного производства, переходить к сбору и представлению доказательств на основании норм УПК РФ, также как недопустимо после оформления протокола осмотра места происшествия оформленного на основании статей 164, 166, 177 УПК РФ, без принятия процессуального решения в рамках уголовно-процессуальной деятельности, переходить к сбору доказательств в рамках КРФоАП. Например, оформив протокол осмотра по правилам ст. 164, 177 УПК РФ нельзя назначать экспертизу по правилам статьи 26.4 КРФоАП.