Содержание | Методы |
1.Общие сведения о классе · Состав класса по возрасту · Состав класса по полу (девушек юношей) · Неполные семьи (количество человек) · Обучающиеся с ослабленным здоровьем. | o Изучение документации: классного журнала, личных дел, медицинской карты; o беседа с классным руководителем. |
2.Характеристика деятельности класса: · Какие виды деятельности предпочитают в классе: познание, труд, общение и т. д. · Могут ли обучающиеся самостоятельно ставить цели своей деятельности. · Мотивы участия обучающихся в деятельности класса: подражание другим, потребность в эмоционально близких контактах, потребность в самоутверждении, самореализации, стремление выделиться, получение поощрения и т. д. | o Наблюдение; o анкетирование; o интервьюирование; o беседа; o социометрия; o референтометрия; o тесты-опросники. |
3.Роль классного руководителя в формировании классного коллектива. · Влияние классного руководителя, учителей-предметников на класс, его характеристика. · Отношение класса к учителям; авторитет учителей. · Оптимальный стиль педагогического руководства для данного класса. Осуществление индивидуального подхода к обучающимся | o Наблюдение |
4.Структура класса, характеристика взаимоотношений: · Количество микрогрупп (если они есть). · Какие основания для объединения в дружеские микрогруппы. · Характер отношения между микрогруппами. · Краткая характеристика наиболее авторитетных групп (характер взаимоотношений, преобладание ценностей, нормы поведения). · Краткая характеристика лидеров класса. Входят ли они в официальный актив. · Количество и краткая характеристика «отверженных» в классе. · Какие нормы и ценности главенствуют в классе. · Каковы традиции класса. · Какие конфликты наиболее часто встречаются в классе, их причины, способы решений. · Какой тон, настрой преобладает в классе. | o Наблюдение; o анкетирование; o интервьюирование; o беседа; o социометрия; o тесты-опросники; |
5.Место класса в школе: · Осознает ли класс себя единым целым · В каких официальных общешкольных и внешкольных объединениях участвуют обучающиеся класса (кружки, секции, студии и т. п.). · Какие дела предпочитает класс: общешкольные или классные. Какие из этих дел, по вашему мнению, более важны для развития класса. · Каков характер взаимоотношений класса с параллельными классами, с младшими, со старшими. | o Наблюдение; o анкетирование; o интервьюирование; o беседа. |
6.Общие выводы: · Уровень развития коллектива, характер общего «эмоционального климата» в нем. · Характер дисциплинированности. · Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути их ликвидации. Перспективы развития коллектива. |
- Приложение 6
|
Психолого-педагогическая характеристика школьника
1. Анкетные данные
· Фамилия, имя.
· Число, месяц, год рождения.
· Класс.
· Общее физическое развитие.
· Состояние здоровья.
2. Условия жизни в семье
· Состав семьи.
· Занятие родителей.
· Духовная атмосфера, характер взаимоотношений в семье и степень воспитательного воздействия в ней на обучающегося.
|
3. Учебная деятельность
· Общее умственное и интеллектуальное развитие:
ü общая и эрудиция и кругозор;
ü речь, ее образность и эмоциональность; словарный запас, умение грамотно и лаконично выражать свои мысли в устной и письменной форме;
ü степень развития произвольного внимания, характеристика его отдельных свойств (объема, устойчивости распределения, переключения и др.);
ü тип восприятия (аналитическо-синтетический, описательно-объяснительный, объективно-субъективный), осмысленность и быстрота восприятия учебного материала;
ü уровень и характер развития преднамеренной памяти, основные ее процессы: запоминание, сохранение, восприятие, индивидуальные особенности памяти;
ü развитие мышления (различает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выходы, быстро ли находит пути решения);
ü развитие воображения (умеет ли создать образ предмета, явления по его внешнему описанию: способен ли производить отбор необходимого материала для построения образа в соответствии с собственным замыслом, умеет ли мечтать и кем представляет себя в будущем).
· Интерес к знаниям и отношения к учению(степень заинтересованности в учебе, преобладающие оценки, к каким предметам проявляет больший интерес, темп овладения новыми знаниями, умениями, навыками);
ü ярко выраженные специальные способности (художественные, литературные, музыкальные, технические, математические, спортивные, организаторские и в чем они проявляются);
|
ü эмоциональная активность (восприимчивость, чуткость, импульсивность);
ü основная мотивация учебной деятельности.
· Умение учится (собранность, способность самостоятельно добыть знания по основным и дополнительным источникам, правильно организовать свое время, составлять планы, конспекты и др.).
4. Трудовая деятельность
· Отношение к труду (уважает ли труд, любит ли трудится и каковы мотивы его трудовой деятельности, что привлекает в процессе его труда - сам характер работы, ее результаты или овладение навыками работы):
ü имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает;
ü организованность и дисциплинированность в труде;
ü обладает ли способностью к длительным трудовым усилиям;
ü какие виды труда предпочитает.
5. Общественная деятельность и активность
· Отношение к общественной жизни класса или школы (дорожит ею и принимает активное участие, равнодушен и пассивен относится отрицательно).
· Какие общественные поручения имеет и как их выполняет.
6. Дисциплинированность
· Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержано или проявляет излишнюю подвижность).
· Выполняет требования взрослых (охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие, наиболее типичные нарушения дисциплины).
7. Взаимоотношения с коллективом и отношения к школе
· Положение в коллективе (пользуется ли авторитетом, чем определяется это положение).
· Отношение к одноклассникам (дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чем основывается эта дружба, как часто бывают конфликты с ребятами, их характер и причины).
· Доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять, почему.
· Что особенно ценит в своей школе, дорожит ли ее честью.
· Отношение к учителям.
8. Особенности характера и темперамента
· Черты и направленности личности по отношению к окружающим учебе, труду, самому себе.
· Ярко выраженные положительные и отрицательные качества характера (чуткость, доброта, черствость, добросовестность скромность, порядочность и т.д.).
· Выраженные особенности темперамента в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, активности.
· Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное) устойчивость настроения, чем вызывается его смена.
9. Общие психолого-педагогические выводы:
· Основные достоинства и недостатки формирующейся личности обучающегося, причины (внутренние и внешние), имеющихся недостатков: условия семейного воспитания, болезни, отсутствие способностей, навыков.
· Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителями, пути дальнейшей воспитательной работы с обучающимися.