Организация учебно-методической работы




 

Примерные вопросы для самоанализа урока

 

1. Каков был замысел данного урока и почему?

2. Место данного урока в системе уроков (связь с предыдущими и последующими).

3. Структура, этапы, тип урока.

4. Как учтены индивидуальные особенности развития учащихся?

5. Какие коррекционные цели ставились, и как они были реализованы?

6. Как планировался ход урока? Почему?

7. Какие элементы содержания урока были акцентированы, почему?

8. Как планировалось осуществлять поэтапный контроль за ходом усвоения учащимися учебного материала?

9. Имелись ли в ходе урока отклонения от намеченного плана? Какие именно? Почему?

10. Удалось ли реализовать все поставленные задачи? В какой мере? Почему?

11. Какие выводы следует сделать на будущее?

 

Анализ урока на основе критериев результативности

 

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие: «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Примерная схема анализа урока

1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО.

2. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу.

3. Тема и основные цели урока. Образовательная, развивающая и воспитательная цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

4. Организация урока:

· тип урока;

· структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;

· виды учебной деятельности;

· сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке;

· плотность урока, рациональное использование времени.

5.Содержание урока:

· научная направленность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям учащихся;

· воспитательная направленность урока;

· правильность подбора учителем материала для уроков, для опроса, закрепления, объяснения, тренировки, для самостоятельной работы, практических и лабораторных работ и т.п;

· соответствие содержания урока требованиям программы;

· связь теории с практикой: раскрытие учителем практической значимости знаний, обучение учащихся применению своих знаний на практике, использование местного материала и его доступность;

· связь изучаемого материала с ранее пройденным, приемы повторения пройденного;

· межпредметные связи;

· использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности;

· качество знаний учащихся, их умений и навыков.

6. Методика проведения урока:

· оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;

· соответствие методов и приемов образовательным, воспитательным и развивающим целям урока;

· соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов и приемов;

· постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов;

· работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;

· соблюдение на уроке единых требований к учащимся.

7. Организация познавательной деятельности учащихся:

· роль, место и характер самостоятельной работы на уроке;

· место учебника и наглядных средств;

· место, форма, последовательность вопросов и заданий, приемы активизации учащихся;

· характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов.

8. Психологические основы урока:

· развитие и поддержание внимания;

· развитие памяти, мышления, воображения;

· ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности;

· наличие психологических пауз и разрядки;

· эмоциональная атмосфера урока.

9. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке.

10.Наличие, объем, характер домашних заданий и целесообразность поставленных в них дидактических задач.

11. Работа и поведение учащихся на уроке:

· активность класса, качество ответов учащихся;

· заинтересованность детей материалом урока; отношение к уроку;

· дисциплинированность и организованность учащихся;

· речь учащихся, характер задаваемых вопросов.

12. Поведение учителя на уроке:

· выдержка, собранность, доброжелательность в обращении с учащимися;

· умение распределять внимание на уроке. Прислушиваться к ответам учащихся;

· требовательность к учащимся, использование разнообразных приемов воздействия на учащихся;

· эмоциональность;

· речь учителя;

· внешний вид.

13. Выводы и предложения.

Схема психолого-педагогического анализа урока

 

1. Психологическая оценка урока в связи с его конкретными целями и задачами

· Тема, цель и задачи урока.

· Структура урока и ее психологическая целесообразность.

 

2. Психологическая оценка содержания урока

· Психологическое качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень его наглядности, конкретности, абстрактности и обобщенности).

· Активизация каких сторон познавательной деятельности обучающихся требует восприятие материала (образной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения)? Какие эмоции могут быть вызваны?

· Соответствие данного учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний.

· Как учитель делает сложный материал доступным восприятию обучающихся данного возраста, понятным и интересным (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью и т.д.)?

· Каково воспитательное воздействие данного материала (моральное, эстетическое и т.д.)? Насколько оптимально учитель реализует воспитательные возможности учебного материала?

 

3. Управление познавательной деятельностью

· Организация внимания:

· Пути организации внимания на всех этапах урока (обращение к учащимся с призывом быть внимательными, подчеркивание значимости деятельности, постановка конкретной задачи, использование принципа наглядности и обращение к непроизвольному вниманию и т.д.).

· Виды внимания, имевшие место на уроке, и форма их проявления у отдельных школьников.

· Способы организации переключения внимания обучающихся с одной деятельности на другую.

· В каких сложных видах деятельности, предложенных учителем, требовалось распределение внимания обучающихся, и как они с этим справлялись?

· Организация восприятия и ее характер:

· Что является объектом восприятия обучающихся (речь учителя, текст учебника, различные наглядные средства)? Качество материала восприятия.

· Использование наглядных средств и их функция на уроке.

· Осмысление восприятия материала.

· Активизация памяти и ее развитие:

· Обращение учителя к памяти школьников. С какой целью оно проводилось на различных этапах урока?

· Какие виды памяти имели место на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, непреднамеренная, преднамеренная, механическая, логическая)?

· Какие приемы лучшего запоминания материала использовал учитель на уроке (постановка цели запоминания, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение, эмоциональная нагрузка и т.д.)?

· Как проявились у отдельных обучающихся на уроке процессы памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание)?

· Активизация мыслительной деятельности обучающихся:

· Как учитель формировал научные понятия у школьников? Как при этом использовал наглядные средства?

· Какие связи между понятиями он установил и какие суждения выдвигал педагог?

· Каким путем (индуктивным или дедуктивным) вел он учащихся к усвоению тех или иных понятий и суждений?

· Насколько учитель вызвал потребность у учеников в усвоении данных понятий (раскрыл теоретическое значение, показал практическую преемственность, связал с жизнью и т.д.)?

· Уровни усвоения понятий, проявленных на уроке. Ошибки при определении понятий.

· Активизация самостоятельного творчества мышления школьников. Имела ли место проблемная направленность построения урока, проблемные ситуации и пути их создания? Уровень проблемности. Степень заинтересованности и активности обучающихся в поисках ответа.

· Какие конкретные мыслительные действия должен самостоятельно произвести обучающийся для того, чтобы найти решение поставленной проблемы? (Проанализировать один пример).

· В какой степени класс подготовлен к проблемному обучению (общий уровень развития, наличие необходимых знаний и умений, количество обучающихся, активно проявившихся в поисках ответа на вопрос)?

· Обучал ли учитель школьников уже готовым приемам рационального мышления, давал ли «предписания алгоритмического типа» и как он вводил их?

· Насколько внутренне стройно, логично, последовательно был построен урок?

· Логика рассуждений обучающихся, ошибки в рассуждениях.

· Активизировались ли на уроке представления памяти, репродуктивное и творческое воображение?

· Как осуществлял преподаватель учет индивидуальных особенностей обучающихся?

 

4. Организация учителем обратной связи

· На каких этапах урока (во время опроса, при подаче нового материала, при закреплении) учитель обращался к школьникам и с какой целью?

· Уровни усвоения знаний обучающихся, которые были выявлены на уроке.

· Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер? В чем это проявилось?

· Как воспринимали обучающиеся оценки полученные на уроке и комментарии к ним?

· Влиял ли характер ответов школьников на дальнейшие действия и слова учителя, т.е. как перестраивалась его деятельность в зависимости от обратной информации?

 

5. Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке

· Воспитательное воздействие личности учителя (его внешность, речь, характер общения с обучающимися). Отношение школьников к учителю, в чем оно проявилось? Эмоциональный климат урока.

· Требования учителя и их значение для формирования ценных волевых и моральных качеств личности обучающихся (требования к ответу, поведению, речи, дисциплине и т.д.). Отношение ребят к этим требованиям.

· Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке.

· Как преподаватель учит учится, владеть техникой учебной работы (слушать объяснение, делать запись, работать с книгой, контролировать самого себя и т.д.)?

 

6. Результаты урока

· Достигнуты ли цели урока? По каким психологическим показателям можно судить об этом (уровень усвоения, внимания, интерес, проявление эмоций)?

· Что дал урок для общего развития обучающихся? В чем конкретно это проявилось?

 

  • Приложение 5

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: