Для заочной полной формы обучения (5 лет)




№ п.п. Наименование темы Кол-во академических часов
Всего Вид занятия
Л С/Пр.з. С.р.
1. Предмет и методология теории отраслевых рынков. Фирма в теории отраслевых рынков.     -  
2. Сущность, виды, границы отраслевых рынков.        
3. Структура отраслевого рынка.     -  
4. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка.     -  
5. Конкуренция и монополия в развитии отраслевых рынков.     -  
6. Дифференциация продукта.        
7. Информация как фактор воздействия на рыночную активность        
8. Поведение доминирующей фирмы на рынке.        
  Итого в 7 семестре        
9. Стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке.   - -  
10. Ценовая дискриминация.   - -  
11. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения на отраслевых рынках.   -    
12. Структуры рынка, патенты и технологические инновации.   -    
13. Естественная монополия.   -    
14. Государственная отраслевая политика.   -    
  Итого в 8 семестре        
Контроль (Экзамен)        
Общий объем трудоемкости (учебной нагрузки) в часах        

Для заочной формы обучения после среднего специального образования (3,5 года)

№ п.п. Наименование темы Кол-во академических часов
Всего Вид занятия
Л С/Пр.з. С.р.
1. Предмет и методология теории отраслевых рынков. Фирма в теории отраслевых рынков.     -  
2. Сущность, виды, границы отраслевых рынков.        
3. Структура отраслевого рынка.     -  
4. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка.     -  
5. Конкуренция и монополия в развитии отраслевых рынков.        
6. Дифференциация продукта.        
7. Информация как фактор воздействия на рыночную активность        
8. Поведение доминирующей фирмы на рынке.        
  Итого в 7 семестре        
9. Стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке.   -    
10. Ценовая дискриминация.   -    
11. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения на отраслевых рынках.   -    
12. Структуры рынка, патенты и технологические инновации.   -    
13. Естественная монополия.   -    
14. Государственная отраслевая политика.   -    
  Итого в 8 семестре        
Контроль (Экзамен)        
Общий объем трудоемкости (учебной нагрузки) в часах        

Для заочной формы обучения после высшего образования (3 года)

№ п.п. Наименование темы Кол-во академических часов
Всего Вид занятия
Л С/Пр.з. С.р.
1. Предмет и методология теории отраслевых рынков. Фирма в теории отраслевых рынков.     -  
2. Сущность, виды, границы отраслевых рынков.        
3. Структура отраслевого рынка.     -  
4. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка.     -  
5. Конкуренция и монополия в развитии отраслевых рынков.        
6. Дифференциация продукта.        
7. Информация как фактор воздействия на рыночную активность        
8. Поведение доминирующей фирмы на рынке.        
  Итого в 7 семестре        
9. Стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке.   -    
10. Ценовая дискриминация.   -    
11. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения на отраслевых рынках.   -    
12. Структуры рынка, патенты и технологические инновации.   -    
13. Естественная монополия.   -    
14. Государственная отраслевая политика.   -    
  Итого в 8 семестре        
Контроль (Экзамен)        
Общий объем трудоемкости (учебной нагрузки) в часах        

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (темы)
Раздел 1. Теоретические основы отраслевых рынков.
1. Предмет и методология теории отраслевых рынков. Фирма в теории отраслевых рынков. Отраслевой рынок. Понятие, задачи исследования. Историческое развитие теории отраслевых рынков. Микроэкономическая теория и теория цен в теории отраслевых рынков. Современные направления в теории отраслевых рынков. Гарвардская и чикагская школы. Методологические отличия. Базовая парадигма гарвардской школы «Структура – поведение – результативность». Теория квазиконкурентных рынков. Потенциальная конкуренция как принципиально новый подход в позитивном и нормативном анализе рыночных структур. Фирма как агент рынка и ее влияние на отраслевую деятельность. Поведение фирмы в рыночной среде. Пассивное и активное поведение фирмы. Стратегическое взаимодействие фирм на рынке. Теория игр и развитие представлений о структуре рынков. Современная теория фирмы. Объяснение особенностей поведения фирм на отраслевых рынках.
2. Сущность, виды, границы отраслевых рынков. Понятие и характерные признаки отраслевого рынка. Виды отраслевых рынков: открытые и замкнутые рынки, стихийные и организованные, глобальные и местные рынки. Пионерные, растущие, зрелые, затухающие рынки. Идентификация отраслевого рынка. Критерии идентификации. Границы отраслевого рынка: продуктовые, временные, локальные. Методы определения границ отраслевого рынка.
3. Структура отраслевого рынка. Структура отраслевого рынка. Факторы, определяющие структуру отраслевого рынка. Концентрация рынка. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках. Система требований к индексам концентрации. Кривые концентрации. Коэффициенты концентрации. Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей. Индекс энтропии. Индекс Ханна и Кея. Классификация отраслей по уровню концентрации.
4. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка. Определение барьеров входа на рынок и выхода с рынка. Виды нестратегических барьеров. Виды стратегических барьеров. Статистические показатели оценки уровня барьеров входа-выхода. Эффективность политики создания отраслевых барьеров. Классификация отраслевых рынков по высоте и эффективности барьеров. Сравнительный анализ возможных барьеров входа фирм на рынок. Роль рынка капитала в создании барьеров входа на товарный рынок. Качество товара и реклама как стратегические барьеры входа на рынок. Барьеры входа и теория квазиконкурентных рынков. Условия квазиконкурентности. Барьеры входа - выхода в Российской экономике.
Раздел 2. Особенности функционирования отраслевых рынков.
5. Конкуренция и монополия в развитии отраслевых рынков. Проблема конкуренции в теории отраслевых рынков. Развитие представлений о конкуренции и ее роли. Квазиконкурентные рынки. Квазимонопольные рынки. Эффективность конкурентных рынков. Работающая конкуренция. Критерии работающей конкуренции. Классификация критериев работающей конкуренции: структурные, поведенческие, функциональные. Проблема монополизма в организации и регулировании отраслевых рынков. Потери общества от монопольной власти. Показатели монопольной власти. Коэффициент Бейна. Индекс Лернера. Коэффициент Тобина. Индекс Папандреу. Сравнительная эффективность производства в условиях свободной конкуренции и монополии. Формы проявления монополизма в российской экономике.
6. Дифференциация продукта. Определение и условия квазимонопольного поведения фирмы на рынке. Дифференциация товара как фактор квазимонопольного поведения фирмы. Виды дифференциации продукта. Модели пространственной дифференциации Хоттелинга и Салона. Модель Ланкастера. Модели вертикальной дифференциации продукции. Реклама как фактор дифференциации товара. Факторы разнообразия товаров на российских рынках.
7. Информация как фактор воздействия на рыночную активность. Асимметричная информация. Виды асимметрии информации на рынке. Модель Акерлофа. Несовершенство информации о ценах. Асимметрия информации на рынке кредитов. Причины несовершенства информационной базы общества и фирмы. Способы устранения и способы усиления асимметрии ценовой информации. Проблема негативного отбора и недобросовестного поведения фирмы на рынке. Реше­ние проблемы негативного отбора: сигналы о качестве товаров.
Раздел 3. Деятельность предприятий на рынке и их возможности.
8. Поведение доминирующей фирмы на рынке. Определение доминирующей фирмы на рынке. Причины возникновения доминирующей фирмы. Модель рынка доминирующей фирмы и фирм-аутсайдеров при сопоставимости их предельных издержек. Модель ценового лидерства. Условия возникновения "ценового зонтика". Модель доминирующей фирмы с барьерами входа. Доминирующая фирма и свободный вход. Сопоставление эффективности и потерь благосостояния рынков монополии и доминирующей фирмы. Лимитирующее ценообразование в условиях недальновидной и дальновидной стратегий доминирующей фирмы. Модель "самоубийственного" ценообразования. Неценовое поведение в условиях рынка с доминирующей фирмой. Дифференциация товара как фактор стратегического поведения доминирующей фирмы. Эффективность и неэффективность доминирования. Доминирующая фирма в российской экономике.
9. Стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке. Классические модели олигополии. Классификация некооперативных стратегий поведения. Парадокс Бертрана. Модель Бертрана с дифференцированным продуктом. Модели Эджворта, Курно, Штакельберга. Лидерство по Штакельбергу, как источник информации о рынке. Кооперативные модели поведения олигополистов. Понятие картельного соглашения. Причины возникновения картелей. Стимулы к нарушению картельного соглашения. Факторы, облегчающие сохранение картеля. Методы, предотвращающие нарушение картельного соглашения и социальные издержки картелизации.
10. Ценовая дискриминация. Понятие ценовой дискриминации. Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации. Типы ценовой дискриминации: совершенная ценовая дискриминация, ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки, ценовая дискриминация по группам потребителей. Экспорт как метод ценовой дискриминации третьего типа. Практика ценовой дискриминации: связанные продажи, определение комбинаций объема покупки – цены, сезонное ценообразование, скидки как метод ценовой дискриминации в российской торговле и промышленности, межвременная дискриминация. Воздействие ценовой дискриминации на экономическое благосостояние. Воздействие на распределение доходов, на экономическую эффективность, на конкуренцию. Антитрестовская политика в отношении ценовой дискриминации.
11. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения на отраслевых рынках. Понятие вертикальной интеграции и вертикальных ограничений. Стимулы к вертикальной интеграции. Вертикальная интеграция как источник монопольной власти. Вертикальные взаимодействия в обществе (на примере разных отраслей). Виды вертикальной интеграции. Формы вертикальных ограничений на рынках: нелинейные цены, поддержание максимальной/минимальной цены, количественное фиксирование объема товара, система «исключительной территории», ограничение числа дистрибьюторов, совместное финансирование усилий по продвижению товара, связанные продажи. Оценка последствий вертикальной интеграции для экономики: изменение эффективности функционирования, технологические изменения, вертикальный внешний эффект, горизонтальный внешний эффект. Особенности вертикальных отношений в России. Альтернативные формы расчетов как фактор вертикальной интеграции. Зарубежный опыт государственной политики по отношению к вертикальной интеграции. Квазиинтеграция.
Раздел 4. Основные механизмы развития отраслевых рынков.
12. Структуры рынка, патенты и технологические инновации. Патенты, их виды и патентная защита. Длительность и охват патентной защиты: проблема компромисса. Технологические инновации. Условия стимулирования инновационной деятельности фирмы. Результаты лицензиро­вания. Определение оптимального срока инноваций. Взаимосвязи между структурой рынка и инновациями. Структура рынка и спрос на инновации. Подход Й. Шумпетера к монополии и спросу на инновации. Величина расходов на инновации продавца на конкурентом рынке и монополиста при отсутствии угрозы входа. Расходы на инновации укоренившегося продавца и потенциального новичка. Государственная политика в отношении соглашений об инновациях.
13. Естественная монополия. Естественная монополия:понятие, необходимые и достаточные условия наличия естественной монополии. Модель однопродуктовой и многопродуктовой естественной монополии. Регулирование отраслей естественной монополии. Цели и предпосылки регулирования естественных монополий. Тарифное регулирование. Использование ценовой дискриминации в регулировании. Проблемы ценообразования по Рамсею. Цены пиковой и непиковой нагрузки: управление распределением потребителей между сегментами рынка. От регулирования тарифов к регулированию предельного изменения индекса корзины тарифов. Неэффективность тарифного регулирования естественных монополий. Издержки регулирования. Воздействие регулирования на стимулы и издержки регулируемых компаний. Регулирование нормы доходности и эффект Аверча-Джонсона. Дерегулирование: проблема выделения естественно-монопольного компонента. Модели развития конкуренции на рынках естественной монополии. Вертикальное обособление и проблема доступа. Теория и практика эффективного составного ценообразования. Естественная монополия в России и странах с рыночной экономикой.
14. Государственная отраслевая политика. Политика государства по созданию эффективной структуры отраслевых рынков: сущность, цели, задачи. Типы отраслевой политики по используемым методам (пассивная, активная), по выдвинутым целям (защитная, наступательная) и их сочетание. Основные направления государственной отраслевой политики. Антимонопольная политика. Внешнеторговая политика. Мировой опыт регулирования рыночных структур и проведения антимонопольной и конкурентной политики государства. Меры воздействия антимонопольных органов на рынках с различным уровнем концентрации. Государственное регулирование конкурентных отношений и отраслевая политика в России.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: