Уровень требований и критерии оценок




Экзамен проводится в устной форме в виде ответов на вопросы экзаменационных билетов.

При этом оценка знаний слушателей осуществляется в баллах в комплексной форме с учетом:

·оценки за работу на семинарских занятиях в семестре;

·оценки за выполнение контрольных заданий, написание эссе, решения задач или участия в дискуссии на семинарских занятиях и др.

·оценки итоговых знаний в ходе экзамена.

Для студентов заочной формы обучения особое значение имеет самостоятельная проработка материала курса по базовым учебникам и учебным пособиям, рекомендованным кафедрой и отраженным в списке учебно-методического обеспечения курса.

Студентам заочной формы обучения предстоит выполнить комплексное аналитико-проблемное домашнее задание, систематизирующее полученные знания.

Особое внимание следует обратить на то, что выполнение заданий требует обращения не только к учебникам, но и к информации, содержащейся в периодической литературе, а также на сайтах Интернета.

По окончании курса сдается экзамен. Методика проведения экзамена и образцы экзаменационных заданий приведены в разделе «Итоговый контроль» данных учебно-методических материалов.

Для эффективного достижения поставленных целей обучения технология изучения материала курса предполагает интенсивную работу на лекциях, семинарских и практических занятиях, а также с различными источниками (учебники, учебные пособия, курсы и конспекты лекций, монографии, статьи и другие публикации в периодической литературе, статистические материалы, данные конкретных организаций, интернет-источники и другие информационные ресурсы). Объем и структура такой работы дифференцируется в зависимости от формы обучения.

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценка знаний студентов по всем формам контроля усвоения материала дисциплины оценивается следующим образом:

Виды контроля знаний студентов Количество баллов
Контрольная работа   Тестирование   Доклады на семинарах   Текущий рейтинг в форме тестирования   Текущий рейтинг (организационный элемент)   Зачет (экзамен)   Максимальное количество баллов, которое может набрать студент   4(в том числе проходной – 3) 5(в том числе проходной – 3) 3 (в том числе проходной – 2) 5 (в том числе проходной – 4) 10 (в том числе проходной –4) 23 (в том числе проходной – 14) 50 (в том числе проходной – 30)

 

Контрольная работа выполняется в виде домашнего задания и представляется на кафедру. Варианты контрольных работ соответствуют последней цифре номера зачетной книжки. На титульном листе указываются:

· Ф.И.О. студента;

· Номер варианта контрольной работы и номер зачетной книжки;

· Курс и номер группы.

Страницы работы должны быть пронумерованы и иметь поля для замечаний рецензента. В конце работы необходимо привести список использованной литературы и нормативных документов (с указанием автора, названия источника, издательства, места и года издания). Работа должна быть заверена подписью студента и поставлена дата выполнения работы.

Каждый вариант контрольной работы включает в себя решение практических задач.

При решении задач следует производить расчеты с указанием соответствующих формул либо показать четкую технологию (порядок, последовательность) решения.

Условия задачи необходимо отразить в работе.

Тестирование – выполняется в учебной аудитории в процессе проведения семинарских (практических) занятий (промежуточные тесты).

Доклады на семинарах представляются по тематике, заранее определенной преподавателем и выбранной студентом самостоятельно.

Текущий рейтинг в форме тестирования также выполняется в учебной аудитории в процессе проведения семинарских (практических) занятий.

Текущий рейтинг (организационный элемент) предназначен для оценки отношения студента к учебе на протяжении всего семестра. При этом учитывается активность студента на занятиях, выступление на семинарах, посещаемость, четкость представления работ. При текущем рейтинге определяются баллы за посещаемость каждой лекции и семинаров (практических занятий), за каждое выступление либо добавление к выступающему студенту.

Результаты самостоятельной работы студента оцениваются по контрольной работе. Объем письменной домашней работы должен составлять 3-5 стандартных страницы формата А 4, шрифт 12, отступ 1,25, интервал 1.

Вопросы итогового контроля (Экзамена)

1. Определение предмета курса «Теория отраслевых рынков».

2. Два подхода к анализу организации отраслевых рынков.

3. Современные направления исследований в теории отраслевых рынков.

4. Фирма: понятие и признаки. Основные концепции фирмы.

5. Цели деятельности фирмы и стратегии выживания фирмы.

6. Структура рынка: понятие, факторы, критерии классификации.

7. Структура отрасли: рыночная концентрация и централизация.

8. Понятие концентрации и показатели измерения.

9. Проблема конкуренции в теории отраслевых рынков.

10. Проблема монополизма в организации и регулировании отраслевых рынков.

10. Определение барьеров входа-выхода на рынок.

11. Виды нестратегических барьеров.

12. Виды стратегических барьеров.

13.Барьеры входа и теория квазиконкурентных рынков.

14.Понятие и виды дифференциации продукта.

15. Модель пространственной дифференциации Хоттелинга.

16. Вертикальная дифференциация продукта. Модель Саттона.

17. Неполная и ассиметричная информация как фактор монопольной власти.

18. Страхование: объединение риска; распределение риска; диверсификация.

19. Модель "рынка лимонов" Акерлофа.

20. Проблемы "риска недобросовестности контрагента" и "негативного отбора".

21. Решение "проблемы лимонов": сигналы о качестве.

22. Поведение доминирующей фирмы на рынке.

23. Классификация некооперативных стратегий поведения крупных фирм.

24. Кооперативные модели поведения олигополистов.

25.Понятия и виды ценовой дискриминации.

26. Понятие и типы вертикальной интеграции.

27. Стимулы к вертикальной интеграции.

28. Виды вертикальной интеграции и вертикальных контрактов (ограничений).

29. Зарубежный опыт государственной политики по отношению к вертикальной интеграции.

30. Последствия вертикальной интеграции для экономики. Особенности вертикальных отношений в России.

31. Естественная монополия: понятие, условия наличия и регулирование отраслей естественной монополии.

32. Взаимосвязи между структурой рынка и технологическими инновациями.

33. Государственная отраслевая политика: понятие, типы и принципы построения.

34.Мировой опыт регулирования рыночных структур и проведения антимонопольной и конкурентной политики государства.

35. Государственное регулирование конкурентных отношений и отраслевая политика в России

Практикум по дисциплине

1. Если Вы являетесь президентом компании, какой теоретический подход к анализу фирмы Вы бы предпочли? Почему? А если бы Вы были единственным собственником этой компании? Ее работником?

2. Вас попросили определить величины трансакционных издержек и издержек по контролю для нефтяной компании. Какие вопросы Вы зададите (и кому?), чтобы получить информацию, необходимую для принятия решения? Каким, по Вашим прогнозам, могут (или должны) оказаться значения этих величин? Что бы Вы предложили, чтобы снизить эти издержки?

3. Фирма управляется работниками, максимизирующими чистую выручку на одного занятого. Производственная функция фирмы в краткосрочном периоде описывается уравнением Q(L) = 40L - L², где L – число работников фирмы (объем используемого труда). Постоянные затраты фирмы составляют 10. Постройте функцию предложения фирмы при условии, что она действует на рынке совершенной конкуренции.

4. В таблице приведены данные о мощности энергетических компаний. Рассчитайте показатели концентрации на рынке, считая, что мощность компаний используется на 80%. Как изменится концентрация, если использование производственной мощности крупными производителями повысится, а мелких понизится?

Таблица

Энергетическая компания Мощность, млн. КВт.
Компания 1 Компания 2 Компания 3 Компания 4 Компания 5 Компания 6 Компания 7 57,439 12,914 1,136 8,113 1,827 0,16 0,59

 

5. На рынке действуют четыре фирмы, каждая из которых контролирует 25% рыночных продаж в условиях взаимодействия по Курно. Пакеты акций всех фирм можно продать втрое дороже номинала. Акционерный капитал каждой фирмы составляет по номиналу 100 млн. долл., сумма прибыли – 23%. Нормальная прибыль для отрасли составляет 8% на акционерный капитал. Известно, что эластичность рыночного спроса составляет (-2). Определите возможные показатели монопольной власти. Интерпретируйте полученные результаты.

6. Антимонопольный комитет страны установил, что фирма, являющаяся монополистом на данном рынке, производит 25 тыс. шт. товара в неделю. При этом его цена завышена на 10% по сравнению с ценой, которая сложилась бы на конкурентном рынке, а объем выпуска занижен на 29%. Каковы чистые потери благосостояния от монополии на данном рынке, если предельные издержки составляют 100 тыс. руб.?

7. Спрос на рынке, контролируемом монополистом, описывается уравнением Pd = 1200 – Qd, где Pd – цена, Qd – объем спроса. Общие издержки фирмы – монополиста описываются уравнением TC(Q) = Q². Какой потолок цен должно установить государство, чтобы максимизировать благосостояние общества?

8. Общие издержки зависят от выпуска как TC = 10Q, где Q – 6 тыс. шт. При этом постоянные издержки составляют 25 тыс. руб. Предельная выручка монополиста зависит от объема продаж как MR = 50 – Q. По какой цене монополия продаст товар? Определите показатель монопольной власти фирмы.

9. Фирма производит специфический продукт. Издержки его производства зависят от выпуска продукции как TC = 2g + 0,2g². В момент производства фирма не знает, найдет ли ее товар сбыт. С вероятностью p она может продать любое его количество по цене, равной 5, с вероятностью (1-p) – не сможет продать ничего. Произведенный продукт не подлежит хранению. Крупная фирма предлагает заключить долгосрочный договор на поставку 8 единиц продукта на условиях оплаты по цене «средние издержки + 5%». В каком случае долгосрочный контракт предпочтительнее производства на свободный рынок?

10. Рыночный спрос на конечную продукцию описывается уравнением Qd= 100 – P. Технология производства конечной продукции предполагает фиксированные пропорции использования двух типов промежуточной продукции (A и C): для выпуска единицы конечной продукции необходима одна единица промежуточного продукта А и одна единица промежуточного продукта С. Рынок промежуточного продукта С конкурентный, средние издержки производства продукта составляют 2. Средние и предельные издержки производства промежуточной продукции А также равны 2. Определите, как повлияет вертикальная интеграция на прибыль фирм на рынке и выигрыш потребителя на рынке конечной продукции, при условии:

а) и на рынке промежуточной продукции А, и на рынке конечной продукции действует по одному производителю – монополисту;

б) и на рынке промежуточной продукции А, и на рынке конечной продукции действуют по пять фирм – олигополистов, взаимодействующих по Курно. Сделайте выводы относительно предпочтительности вертикальной интеграции:

- с точки зрения фирм;

- с точки зрения потребителей;

- с точки зрения максимизации общественного благосостояния.

11. В городе М рынок кофе представляет собой дуополию. Оптовая цена 100 – граммовой баночки кофе (разных марок) в среднем составляет 200 руб. у фирмы А и 150 руб. у фирмы Б. Качество кофе, продаваемого разными фирмами, является приблизительно одинаковым. Каким образом фирма Б может использовать в стратегических целях информацию о сбоях в поставках кофе и отсутствии запасов у фирмы А? Предположим, что фирме Б удалось вытеснить с рынка фирму А. В каком случае фирма Б вынуждена будет все-таки проводить такую же политику ценовой дискриминации, как если бы фирма А все еще присутствовала на рынке?

12. На рынке действуют две одинаковые фирмы, средние издержки которых постоянны и равны 4. Рыночный спрос на товар равен Qd = 40 – P. Фирмы выбирают объем мощностей. После выбора на рынке фирмы конкурируют ценами (цены являются стратегическими переменными). Пусть фирмам доступны два варианта мощностей: 10 и 20. Найти равновесные ценовые стратегии фирм для каждого уровня мощности. Какую роль играет выбор мощности в качестве фактора предварительного соглашения фирм на рынке? Что может служить здесь фактором соглашения?

13. Издержки единицы товара для продавца постоянны и составляют 2. На рынке продавец сталкивается с покупателями двух типов. Функция спроса покупателя первого типа Q1 = 20 – P; функция спроса покупателя второго типа Q2 = 20 – 2P. Общее число покупателей составляет 1000, по 500 покупателей каждого типа. Определите объем продаж фирмы, сумму ее прибыли, величину выигрыша потребителей и общественного благосостояния:

а) если фирма осуществляет ценовую дискриминацию первого типа;

б) если фирма осуществляет ценовую дискриминацию второго типа, используя разные схемы двухчастного тарифа;

в) если фирма вообще не проводит ценовой дискриминации.

14. Фирма – монополист продает товар на мировом и внутреннем рынках. Цена мирового рынка 4 долл. за штуку. Спрос на внутреннем рынке на товар фирмы описывается формулой Qd = 10 – 2P. Определите цену, по которой фирма продает товар на внутреннем рынке.

15. Фирма продает товар на двух изолированных рынках. На одном рынке она действует как абсолютный монополист, на другом – в окружении фирм – аутсайдеров. На первом рынке рыночный спрос описывается формулой Qd = 60 – 12P, на втором – Qd = 100 – 2P. На втором число аутсайдеров постоянно и составляет 10. Долгосрочные предельные издержки аутсайдера описываются формулой MCi = 2 + gi, где gi – объем продаж аутсайдера. Долгосрочные предельные издержки фирмы – монополиста описываются формулой MC = 0,1 g. Определите объем продаж, сумму прибыли фирмы – монополиста и аутсайдеров:

а) если фирма осуществляет ценовую дискриминацию третьего типа;

б) если фирма не осуществляет ценовой дискриминации.

16. Товар Х производит фирма – естественная монополия, имеющая функцию издержек TC(g) = 50 + 10g, где g – выпуск продукции фирмой. Спрос на продукцию фирмы описывается уравнением Qd = 100 – P. Государство рассматривает три варианта политики по отношению к естественной монополии:

а) не регулировать деятельность естественной монополии;

б) установить «социально справедливую цену». Известно, что государственное регулирование цены естественной монополии повысит переменные издержки производства товара на 30%;

в) сформировать на основе одной фирмы пять самостоятельных производителей. Известно, что каждый из пяти производителей будет обладать функцией издержек, аналогичной функции издержек первоначального варианта компании. Однако конкуренция между ними понизит цену на товар Х до уровня средних издержек.

Сравните результаты выбора того или иного варианта и определите оптимальную политику государства, ставящего целью максимизировать общественное благосостояние.

17. Спрос на товар на внутреннем рынке описывается формулой Qd = 120 – 12P, а предложение отечественных производителей формулой Qs = 4P – 8. На отечественный рынок проникает зарубежная фирма, обладающая преимуществом в издержках (средние издержки производства товара постоянны и равны 3, транспортные издержки считаем равными нулю), и начинает играть доминирующую роль. Определите объем продаж фирмы – импортера, отечественных производителей и уровень благосостояния на внутреннем рынке, если:

а) государство проводит либеральную внешнеторговую политику;

б) государство вводит импортный тариф в размере 2 единиц;

в) государство вводит импортный тариф в размере 4 единиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: