Задание № 1. Из различных источников (Педагогическая энциклопедия, Педагогический словарь, учебник по дошкольной педагогике) выпишите определения понятия «Обучение»:
Обучение целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.
Обучение – это: 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; 4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение). Процесс обучения (или учебный процесс) включает большое количество разнообразных связей и отношений, множество факторов различного порядка и различной природы. Отсюда и множество определений данного понятия.
Обуче́ние (в педагогике ) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем (преподавателем) до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
|
Деятельность обучения считается завершенной, а цель её — достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения. Это достигается в процессе взаимодействия учителя и ученика, и требует от обеих сторон процесса обучения приложения усилий и действий, способствующих успешному достижению поставленных целей. Необходимо также совпадение поставленных целей, а в случае их несовпадения, приведение целей во взаимное соответствие всеми участниками процесса обучения в процессе общения. Учитель должен прилагать усилия и организовывать учебный материал по форме и содержанию для улучшения понимания учеником знаний, которые он воспринимает в процессе обучения. Уровень понимания учеником воспринятой информации зависит от затрачиваемых учеником усилий по овладению материала, а также от уже имеющегося уровня знаний, который был воспринят и понят учеником ранее.
Сравните выписанные определения. Какое из них, на Ваш взгляд, является наиболее полным, четким и ясным? Почему?
Обуче́ние (в педагогике ) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
|
Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем (преподавателем) до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения. Я считаю наиболее полным потому что в этом определение изложена вся суть определения обучения.
Выделите общие ключевые позиции определений понятия «Обучение» и сформулируйте собственное определение
Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия воспитателя и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями
Задание № 2. Обучение дошкольников имеет свою специфику. Какие особенности процесса обучения дошкольников Вы можете выделить? Свой ответ обоснуйте.
- учебно-познавательная деятельность детей тесно связана с игрой;
– обучение дошкольников осуществляется в разных формах (на экскурсиях, в
играх, в разных видах деятельности, в повседневной жизни, при проведении
режимных процессов и т.д.), а не только на занятиях, как в школе;
– в процессе обучения в ДОУ дети не изучают основы наук, а получают
систематизированные представления об окружающем мире и получают
навыки обучения (слушать воспитателя, отвечать на вопросы, задавать их,
действовать по инструкции, в старшем дошкольном возрасте – ставить или
принимать учебно-познавательную задачу, планировать ее достижение,
|
оценивать свои результаты, сравнивать их с другими);
– обучение во всех формах и видах деятельности происходит при ведущей
роли взрослого, который целенаправленно передает детям социальный опыт;
– в дошкольном возрасте дети испытывают затруднения при отделении
главного от второстепенного;
– необходимость обеспечения в процессе обучения непосредственного
восприятия детьми изучаемых свойств предметов и явлений окружающего
мира;
– особенно важны при обучении дошкольников такие факторы, как интерес к
обучению, одобрение и доброжелательность взрослых, высокая
эмоциональная насыщенность процесса, положительный эмоциональный
климат;
– непроизвольность внимания, его неустойчивость, высокая эмоциональная
восприимчивость дошкольников, небольшой объем памяти, быстрая
утомляемость определяют специфику форм, методов и средств обучения
детей, продолжительность регламентированных занятий;
– уровень развития психических процессов определяет ряд особенностей
построения учебных заданий на занятиях с детьми:
– в младшем возрасте учебно-познавательные задания даются педагогом
ступенями (пошагово) по мере их выполнения детьми;
– преобладание возбуждения над торможением указывает на необходимость
построения кратких, четких инструкций к заданиям, использования
преобладающего числа простых предложений.
Задание № 3. Подумайте и обоснуйте цель обучения детей дошкольного возраста.
__ Цель обучения- детей дошкольного возраста
Обучение – профессиональная деятельность педагога, направленная на передачу
учащимся знаний, умений и навыков. Главной целью обучения является передача
знаний, умений и навыков. Но в зависимости от образовательной работы могут
быть цели общего развития ребёнка без притязаний на программный характер
(выполнена в условиях игры, труда, индивидуального общения и т.д.).
Но на ряду с общими целями существуют и цели более конкретные направляющие
образовательную работу в определенное русло. Нужно улучшить, например, речевое
развитие ребёнка расширить ориентировку в окружающем, развить ребёнка в
музыкальном
отношении.
осуществлены, детей необходимо обучать, через постановление цели на решение
конкретной проблемы.
Задание № 4. Какие задачи обучения дошкольников вы бы выделили? Дополните своими ответами схему.
Задание № 4. Какие формы обучения дошкольников вы бы выделили? Дополните своими ответами схему.
индивидуальные |
коллективные |
Формы обучения дошкольников |
самостоятельная работа |
групповые |
Задание №5. Составьте схему, отражающую наиболее значимые средства обучения детей дошкольного возраста.
Задание №6. Составьте схему, отражающую наиболее значимые методы обучения детей дошкольного возраста.
Выберите один из методов обучения дошкольников и приведите пример, иллюстрирующий его использование.
Наблюдение - умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.