Задание № 1. Из различных источников (Педагогическая энциклопедия, Педагогический словарь, учебник по дошкольной педагогике) выпишите определения понятия «Готовность к школе»:
Готовность к школе — это совокупность морфологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.
Готовность к школе – это совокупность опр. Св-в и способов поведения (компетентностей) ребенка необходимых ему для восприятия переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения ребенка.
Сравните выписанные определения. Какое из них, на Ваш взгляд, является наиболее полным, четким и ясным? Почему?
Готовность к школе – это совокупность опр. Св-в и способов поведения (компетентностей) ребенка необходимых ему для восприятия переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения ребенка
Чтобы ребенок смог успешно справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которое тесно связано между собой.
К сожалению, понятие «компетентность», его смысл, зачастую ясно не
раскрывается. Однако это понятие имеет ключевое значение в современном
образовании и, в частности, в определении готовности к школе.
Выделите общие ключевые позиции определений понятия «готовность к школе» и сформулируйте собственное определение.
Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению -- прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Понятие готовности к школе определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: общее психологическое развитие и формирование навыков учебной деятельности. Готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка на протяжении всей его дошкольной жизни. В настоящее время распространенной остается точка зрения, что готовность к школе определяется комплексным показателем психической зрелости -- развитости отдельных психических функций, главным образом характеризующих развитие ребенка в интеллектуальном и эмоциональном плане.
Задание № 2. Выделите основные особенности содержания педагогической работы в подготовительной группе ДОУ.
В подготовительной группе детского сада осуществляется активная подготовка детей 7-го года жизни к обучению в школе. Главная задача педагогов ДОУ и родителей – способствовать совершенствованию знаний, умений, навыков, полученных детьми; формированию их психологической готовности к школе.
Гармоничное развитие и воспитание будущих школьников может быть обеспечено лишь при единстве воспитательное- образовательной и оздоровительной работы. В дошкольном учреждении осуществляется взаимозависимость физического и психического развития дошкольников, поэтому необходимо все гигиенические, оздоровительные и воспитатель но- образовательные мероприятия объединить в согласованную систему.
В связи с этим дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами (ФГОС, Приказ № 1155 от 17 октября 2013г., обязательными при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
При составлении примерного комплексно-тематического планирования содержания организованной образовательной деятельности были учтены и охвачены следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей в различных видах деятельности – образовательные области:
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных особенностей, опыта и творческого подхода педагога.
Образовательный процесс подразделен на темы, которые охватывают определенный временной промежуток. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Творческий подход, мастерство и желание педагогов позволяют реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у будущих первоклассников положительные эмоции от общения с миром знаний, обеспечивая всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребенка к жизни в современном обществе.
Задание № 3. Заполните таблицу «Виды готовности к школьному обучению»