Тема 1. Воспитание детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения




Задание № 1. Из различных источников (Педагогическая энциклопедия, Педагогический словарь, учебник по дошкольной педагогике) выпишите определения понятия «Воспитание»:

 

Воспитание - целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом.

Воспитание (одна из основных категорий в педагогике) - целенаправленное формирование личности на основе формирования.

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных ЗНУ, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни.

Сравните выписанные определения. Какое из них, на Ваш взгляд, является наиболее полным, четким и ясным? Почему?

 

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных ЗНУ, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни. Я считаю наиболее полным потому что в этом определение изложена вся суть определения воспитания.

 

Выделите общие ключевые позиции определений понятия «Воспитание» и сформулируйте собственное определение

Воспитание — это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

Задание № 2. Подумайте и обоснуйте цель воспитания детей дошкольного возраста.

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание — от мельчайших актов до широкомасштаб­ных государственных программ — всегда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания от­носится к числу наиболее важных в педагогике. Вопросы — к чему должны стремиться школы и воспитатели в своей практи­ческой деятельности, каких результатов добиваться можно назвать ключевыми

 

Задание № 3. Какие задачи воспитания дошкольников вы бы выделили? Дополните своими ответами схему.

Духовно – нравственное воспитание

 

Интеллектуальное (умственное) воспитание.
Правовое воспитание

Задачи воспитания дошкольников

 


  Физическое воспитание  
Патриотическое воспитание  

 

 


Трудовое воспитание
  Эстетическое воспитание
Экологическое воспитание

 

 

Задание №4. Какие условия, на ваш взгляд, обуславливают успешность процесса воспитания детей дошкольного возраста? Свой ответ обоснуйте

. Успех воспитательного влияния зависит от умения педагога пробудить коммуникативную активность детей в общении, от развитой педагогической рефлексии воспитателя, способности строить отношение с ребенком по модели субъект-субъектного взаимодействия, на основе педагогической диагностики особенностей его развития, поведения и деятельности. Дети раннего и дошкольного возраста особенно нуждаются в материнском отношении и эмоциональной поддержке воспитателя. Каждый ребенок развивается в своем темпе. Задача воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста, отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком, его продвижение в развитии; определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий; ориентировать педагогическую оценку на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя следующим образом:

он открыт педагогическому взаимодействию, проявляет доверие и заинтересованность к воспитателю;охотно принимает цели и задачи, поставленные воспитателем; проявляет активность, самостоятельность, сотрудничество в совместной деятельности и общении с воспитателем;

охотно делится своими мыслями, выражает свое мнение, желания, готовность к со-деятельности и разнообразному общению с воспитателем.

Такое поведение дошкольника свидетельствует педагогу о том, что воспитание как процесс установления взаимодействия педагога и ребенка для решения определенных задач, осуществляется правильно.

Задание №5. Составьте схему, отражающую наиболее значимые средства воспитания детей дошкольного возраста.

Средства обучения — это специально созданные человеком объекты и естественные природные предметы, которые используются педагогом в образовательном процессе в качестве инструментов его деятельности, а также в качестве носителей определенной учебной информации с целью достижения поставленных целей воспитания, обучения и развития детей.

Выделяют следующие средства обучения детей дошкольного возраста:

 

 


Печатные средства – представляют собой разнообразные учебные пособия, книги, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, атласы и т.д.
Аудиовизуальные обучающие средства – включают в себя разнообразные обучающие слайд-фильмы, видеофильмы, слайды и т.д.
Электронные образовательные ресурсы – представлены образовательными мультимедийными учебниками, энциклопедиями, презентациями и т.п.

 

 

Наглядные плоскостные средства обучения – это различные обучающие карты, плакаты, иллюстрации и т.п.

 

Демонстрационные обучающие средства – представляют собой муляжи, гербарии, модели предметов, информационные стенды и т.п.
Разнообразные учебные приборы, такие как барометр, компас, пробирки, термометр, колбы и т.д.
Средства обучения, представленные спортивным инвентарем и тренажерами (спортивные снаряды, гимнастическое оборудование, спортивные мячи и снаряды, и т.п.

 

 

 

Задание №6. Заполните таблицу, отражающую основные принципы воспитания дошкольников.

 

Принципы воспитания Характеристика принципа
1. Принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса Организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.
2. Принцип гуманизации воспитания воспитания, образования и обучения позволит, несмотря на имеющиеся социальные противоречия и трудности, отсутствие ясных нравственных идеалов, формировать у учащихся высокие духовные ценности, связанные с патриотизмом и гражданственностью, привлекать их к активной социально значимой деятельности.
3. Принцип педагогического оптимизма Принцип педагогического оптимизма, обусловлен, с одной стороны, уровнем современного научного и практического знания о потенциальных возможностях лиц с особыми образовательными потребностями и, с другой стороны, представлениями о со временных педагогических возможностей абелитами реабилитации детей и взрослых с нарушениями в развитии. Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его особенностей ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс.
4. Принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе Принципы воспитания можно считать своего рода законами педагогической деятельности каждого воспитателя Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на ребенка через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса. Осуществляет единство и взаимосвязь основных направлений развития личностной базовой культуры с учетом целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия.
5. Принцип создания перспектив движения к новым целям В воспитательном процессе необходимо ориентировать детей на новые дела и свершения. Не должно быть застоя и однообразия в организации образа жизни дошкольников. Дети должны видеть и ощущать свое движение вперед. Перспектива движения к новым целям (поступление в школу, участие в проекте, в подготовке спектакля) мобилизует активность детей. Задача педагога — помочь дошкольникам осознать свои достижения, ощутить свое взросление, растущую самостоятельность и нацелить на решение новых задач. В детском саду необходимо создать возможность субъективной самореализации детей посредством активного освоения нового личностного опыта в обогащенном образовательном пространстве.
6. Принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, полоролевых особенностей детей Полоролевое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания, так как способствует освоению ребенком норм поведения, развитию моральных ценностей и приобретению качеств настоящих мужчины и женщины. Оно направлено на формирование целостной личности, способной понимать своеобразие полов и умеющей выстраивать эффективные взаимоотношения с учетом гендерных особенностей. Поэтому грамотное полоролевоевое воспитание необходимо для развития гармоничной личности с общественно-полезными установками и нравственными идеалами.
7. Принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников Установление личного контакта педагога с родителем является важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций. Важно ежедневно информировать родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ даст положительные результаты: изменится характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них станут активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудникам ДОУ необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитатель нообразовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

 

Задание №7. Составьте схему, отражающую наиболее значимые методы воспитания детей дошкольного возраста.

 

 

Выберите один из методов воспитания дошкольников и приведите пример, иллюстрирующий его использование.

Просьба:

Объяснение:

Этическая беседа:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: