Задание № 1. Из различных источников (Педагогическая энциклопедия, Педагогический словарь, учебник по дошкольной педагогике) выпишите определения понятия «Воспитание»:
Воспитание - целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом.
Воспитание (одна из основных категорий в педагогике) - целенаправленное формирование личности на основе формирования.
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных ЗНУ, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни.
Сравните выписанные определения. Какое из них, на Ваш взгляд, является наиболее полным, четким и ясным? Почему?
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных ЗНУ, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни. Я считаю наиболее полным потому что в этом определение изложена вся суть определения воспитания.
Выделите общие ключевые позиции определений понятия «Воспитание» и сформулируйте собственное определение
Воспитание — это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.
Задание № 2. Подумайте и обоснуйте цель воспитания детей дошкольного возраста.
Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание — от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ — всегда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике. Вопросы — к чему должны стремиться школы и воспитатели в своей практической деятельности, каких результатов добиваться можно назвать ключевыми
Задание № 3. Какие задачи воспитания дошкольников вы бы выделили? Дополните своими ответами схему.
Духовно – нравственное воспитание |
Интеллектуальное (умственное) воспитание. |
Правовое воспитание |
Задачи воспитания дошкольников |
Физическое воспитание |
Патриотическое воспитание |
Трудовое воспитание |
Эстетическое воспитание |
Экологическое воспитание |
Задание №4. Какие условия, на ваш взгляд, обуславливают успешность процесса воспитания детей дошкольного возраста? Свой ответ обоснуйте
. Успех воспитательного влияния зависит от умения педагога пробудить коммуникативную активность детей в общении, от развитой педагогической рефлексии воспитателя, способности строить отношение с ребенком по модели субъект-субъектного взаимодействия, на основе педагогической диагностики особенностей его развития, поведения и деятельности. Дети раннего и дошкольного возраста особенно нуждаются в материнском отношении и эмоциональной поддержке воспитателя. Каждый ребенок развивается в своем темпе. Задача воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста, отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком, его продвижение в развитии; определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий; ориентировать педагогическую оценку на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя следующим образом:
он открыт педагогическому взаимодействию, проявляет доверие и заинтересованность к воспитателю;охотно принимает цели и задачи, поставленные воспитателем; проявляет активность, самостоятельность, сотрудничество в совместной деятельности и общении с воспитателем;
охотно делится своими мыслями, выражает свое мнение, желания, готовность к со-деятельности и разнообразному общению с воспитателем.
Такое поведение дошкольника свидетельствует педагогу о том, что воспитание как процесс установления взаимодействия педагога и ребенка для решения определенных задач, осуществляется правильно.
Задание №5. Составьте схему, отражающую наиболее значимые средства воспитания детей дошкольного возраста.
Средства обучения — это специально созданные человеком объекты и естественные природные предметы, которые используются педагогом в образовательном процессе в качестве инструментов его деятельности, а также в качестве носителей определенной учебной информации с целью достижения поставленных целей воспитания, обучения и развития детей.
Выделяют следующие средства обучения детей дошкольного возраста: |
Печатные средства – представляют собой разнообразные учебные пособия, книги, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, атласы и т.д. |
Аудиовизуальные обучающие средства – включают в себя разнообразные обучающие слайд-фильмы, видеофильмы, слайды и т.д. |
Электронные образовательные ресурсы – представлены образовательными мультимедийными учебниками, энциклопедиями, презентациями и т.п. |
Наглядные плоскостные средства обучения – это различные обучающие карты, плакаты, иллюстрации и т.п. |
Демонстрационные обучающие средства – представляют собой муляжи, гербарии, модели предметов, информационные стенды и т.п. |
Разнообразные учебные приборы, такие как барометр, компас, пробирки, термометр, колбы и т.д. |
Средства обучения, представленные спортивным инвентарем и тренажерами (спортивные снаряды, гимнастическое оборудование, спортивные мячи и снаряды, и т.п. |
Задание №6. Заполните таблицу, отражающую основные принципы воспитания дошкольников.
Принципы воспитания | Характеристика принципа |
1. Принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса | Организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса. |
2. Принцип гуманизации воспитания | воспитания, образования и обучения позволит, несмотря на имеющиеся социальные противоречия и трудности, отсутствие ясных нравственных идеалов, формировать у учащихся высокие духовные ценности, связанные с патриотизмом и гражданственностью, привлекать их к активной социально значимой деятельности. |
3. Принцип педагогического оптимизма | Принцип педагогического оптимизма, обусловлен, с одной стороны, уровнем современного научного и практического знания о потенциальных возможностях лиц с особыми образовательными потребностями и, с другой стороны, представлениями о со временных педагогических возможностей абелитами реабилитации детей и взрослых с нарушениями в развитии. Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его особенностей ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс. |
4. Принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе | Принципы воспитания можно считать своего рода законами педагогической деятельности каждого воспитателя Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на ребенка через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса. Осуществляет единство и взаимосвязь основных направлений развития личностной базовой культуры с учетом целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия. |
5. Принцип создания перспектив движения к новым целям | В воспитательном процессе необходимо ориентировать детей на новые дела и свершения. Не должно быть застоя и однообразия в организации образа жизни дошкольников. Дети должны видеть и ощущать свое движение вперед. Перспектива движения к новым целям (поступление в школу, участие в проекте, в подготовке спектакля) мобилизует активность детей. Задача педагога — помочь дошкольникам осознать свои достижения, ощутить свое взросление, растущую самостоятельность и нацелить на решение новых задач. В детском саду необходимо создать возможность субъективной самореализации детей посредством активного освоения нового личностного опыта в обогащенном образовательном пространстве. |
6. Принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, полоролевых особенностей детей | Полоролевое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания, так как способствует освоению ребенком норм поведения, развитию моральных ценностей и приобретению качеств настоящих мужчины и женщины. Оно направлено на формирование целостной личности, способной понимать своеобразие полов и умеющей выстраивать эффективные взаимоотношения с учетом гендерных особенностей. Поэтому грамотное полоролевоевое воспитание необходимо для развития гармоничной личности с общественно-полезными установками и нравственными идеалами. |
7. Принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников | Установление личного контакта педагога с родителем является важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций. Важно ежедневно информировать родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ даст положительные результаты: изменится характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них станут активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудникам ДОУ необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитатель нообразовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. |
Задание №7. Составьте схему, отражающую наиболее значимые методы воспитания детей дошкольного возраста.
Выберите один из методов воспитания дошкольников и приведите пример, иллюстрирующий его использование.
Просьба:
Объяснение:
Этическая беседа: