Конъюнктура рынка (КР) – соотношение между спросом и предложением товаров.
Спрос – платежеспособная потребность.
Виды спроса:
- микроспрос (спрос отдельной семьи, предприятия)
- макроспрос (спрос соцгруппы, отрасли)
- совокупный спрос (спрос всего общества в целом).
Объём спроса зависит от цены
С ростом цены объём спроса падает по след. причинам:
а) одни покупатели отказываются от данного продукта;
б) другие покупатели начинают приобретать его в меньших количествах.
Соотношение между изменением цены и объёма продаваемой продукции может осуществляться по-разному в зав-ти от специфики товара. В связи с этим выделяют такое понятие, как эластичность. Е=| ΔК: ΔЦ |,
Е – степень эластичности товара,
ΔК – изменение кол-ва товара,
ΔЦ – изменение цены товара.
Виды товара с точки зрения эластичности спроса:
- Товары с нормальной (единичной) эластичностью (Е=1);
- Товары неэластичного спроса Е<1; (наиболее необходимые – продовольствие, коммунальные услуги, лекарства; товары с уст. привычкой к потреблению – кофе)
- Товары эластичного спроса Е>1 (наим. необх. – предметы роскоши)
Кроме цены на объём спроса влияют и другие факторы. Неценовыми факторами изменения спроса являются: изменение потребительских вкусов (мода, реклама и т.д.), изменение доходов (вызывает 2 эффекта: а) эффект дохода, когда с повышением доходов увеличивается приобретение данного товара б) эффект замещения – с ростом доходов начинают приобр-ся более дорогие товары), сезонность потребления товара (лыжи, плащи), ожидание изменения цен.
Неценовые факторы изменения спроса вызывают следующие смещения в графике спроса
Предложение – совокупность благ, которые находятся на рынке.
|
Связь между ценой и объемом предложения графически можно изобразить след. образом:
С ростом цены объем предложения увеличивается и более выгодными становится производство данного товара.
Неценовые факторы изменения предложения:
а) рост производительности труда
б) изменение цен на ресурсы (средства производства). С ростом стоимости средств производства увеличивается цена товара, уменьшается спрос, сокращается предложение
в) изменение величины налогов, субсидий (- это государственная помощь предприятиям) Налоги включаются в цену товара, далее по б) пункту.
г) стихийные бедствия
Названные неценовые факторы приводят к след. смещениям в графике предложения
Равновесная цена. взаимодействие между спросом и предложением
Равновесная цена – устанавливается, когда объем спроса и предложения совпадают.
Если рыночная цена выше равновесной, то будет избыток товара. Если рыночная цена ниже равновесной, то будет недостаток товара.
Взаимодействие между спросом и предложением, здесь возможны следующие случаи:
Спрос увеличивается
Увелич. спрос, повышается цена, увеличив. предложение, цена снижается
Спрос уменьшается
Уменьш. спрос, снижается цена, предложение сокращается, цена повышается