Ценообразование в условиях внутриотраслевой конкуренции





Конкуренция – форма экономического соперничества между предприятиями. Конкуренция может осуществляться как внутри отрасли, так и между ними. Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предприятиями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции. Внутриотраслевая конкуренция может быть совершенной и монополистической.

Совершенная конкуренция внутри отрасли может быть в след. случаях: когда на рынке существует большое количество предприятий и ни одно из них не занимает на нём доминирующего положения=>каждое из предприятий не может повлиять на рыночную цену; когда предприятия производят однородную продукцию и потребителю безразлично, у кого конкретно покупать; когда отсутствуют серьёзные препятствия (законодательные, технологические, финансовые и т.д.) для свободного входа и выхода из отрасли.

У предприятий одной отрасли производящей однородную продукцию могут быть различия в технической оснащенности производства, квал-ии работников, уровне орг-ии труда и т.д. В результате неодинаковым будет у них индивидуальные стоимости продукции.

Предположим, что в определенной отрасли все предприятия условно можно разделить на 3 группы с разной индивидуальной стоимостью товара.

Группы предприятий Индивид стоимость общественная стоимость результат
10 р 12 р +2
12 р 12 р
14 р 12 р -2

Реализация товаров происходит на основе действия закона стоимости.

Формулировка закона стоимости: обмен товаров на рынке осуществляется по общественной стоимости, в основе которой лежат общественно необходимые затраты труда или средние затраты труда.

В результате, те предприятия, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых, получают дополнительную экономическую прибыль. В то же время предприятия, у которых затраты труда выше общественно необходимых, остаются без прибыли или даже в убытке. Закон стоимости стимулирует рост производительности труда, снижение затрат. Внутри отрасли может наблюдаться и монополистическая конкуренция. Она связана с дифференциацией продукта.

Дифференциация продукта – когда продукты первого потребительского назначения различаются между собой по след. признакам:

– по качественным характеристикам;

– по дизайну упаковки;

– по условиям продажи, сервисному обслуживанию.

– популярности марки и т.д.

В результате этого на продукцию первого потребительского назначения могут устанавливаться в определённых пределах довольно разные цены.


 

25. ценообразование в условиях межотраслевой конкуренции

МК – конкуренция между предприятиями различных отраслей за более выгодное использование экономических ресурсов. Результатом межотраслевой конкуренции является образование средней прибыли и цены пр-ва. При этом в разных отраслях существует неодинаковый уровень механизации и автоматизации производства. В результате возникает разная структура себестоимости продукции, приводящая к неодинаковой величине прибыли в данных отраслях.

Отрасли C+V прибыль m C+V+m Цена производства средняя прибыль
Радиотехническая 90с+ 10V
Автомобильная 80c+ 20V
Мебельная 60c+ 40V
Пищевая 50c+ 50V

 

Экономические ресурсы из низкоприбыльных отраслей начинают переливаться в высокоприбыльные отрасли. Формы осуществления «перелива»:

а) путём строительства предприятий в новой отрасли;

б) путём создания совместного производства с предприятием другой отрасли;

в) путём приобретения акций корпораций, действующих в других отраслях.

В результате в тех отраслях, куда «произошёл прилив средств» производство товаров растёт, растёт также предложение, цены на продукцию падают. В отраслях, из которых произошёл отток средств, производство и предложение падает, цены на продукцию растут. В результате этого все отрасли начинают получать примерно одинаковую среднюю прибыль.

В итоге, все отрасли продают свою продукцию по цене производства.

Цена производства = себестоимость + средняя прибыль = C+V+mср

При изменении цен в результате изменения спроса и т.д. начинаются адекватные переливы средств между отраслями.


 

26. Особенности ценообразования в с\х. земельная рента

Главным средством производства в СХ является земля. Существует монополия на землю как на объект хоз-ва. Если каким-нибудь участком земли владеет СХ предприятие, то другие СХ пр-ия этим уч-ком земли пользоваться не могут. В силу ограниченности лучших земель и наличие монополии на землю как на объект хоз-вования, СХ производство приходится вести на более худших участках земли.

В силу этого цены на СХ продукцию устанавливаются не по средствам, а по наиб. затратам труда. Т.к. цены на продукцию уст-ся по наиб. затратам, то в СХ образ-ся земельная рента.

Земельная рента – доход, получаемый с земли и не связанный с предпринимательской деятельностью. Различают дифференциальную ЗРI и дифференциальную ЗРII.

ДЗРI возникает из-за различий по плодородию и местоположению к рынку сбыта. Механизм её образования (по плодородию):

Участок земли С+V m Стоимость всей продукции Количество продукции Индивидуальная стоимость 1 т Общественная стоимость 1 тонны Рента с 1 т Рента со всей продукции доход
3 т
4 т
5 т

Разные местоположения участков к рынку сбыта вызывает неодинаковые затраты на транспортировку продукции.

ДЗРII возникает из-за разной эффективности затрат на одинаковый участок земли.

Предположим, участки земли одинаковы по плодородию и местоположению и рынку сбыта. Но на них предприятия функционируют разное количество лет. Те, кто работает дольше, смогли провести необходимые агротехнические мероприятия. Новые предприятия этого ещё не успели сделать. В рез-те у предприятий получится разная урожайность и неодинаковой станет индивидуальная стоимость продукции.

ДЗРII = ДЗРI только вместо «участок земли» - «возраст предприятия»

Земельную ренту могут присваивать следующие лица:

1) сельхозпредприятие, если оно является собственником земли;

2) землевладелец в виде арендной платы, если он сдаёт землю в аренду;

3) гос-во через налоговую систему

Кроме с/х рента образуется в добывающих отраслях промышленности из-за разной глубины залегания полезных ископаемых.

27. процесс образования монополий. виды монополий

С монополизацией экономики человечество столкнулось в конце 19 века. К середине 19 века стали возникать акционерные общества. Они могли в значительных размерах мобилизовать капитал. Благодаря этому стало возможным развития капиталоемких отраслей производства ( химич., нефтяная, автомобильная и т.д.) В этих отраслях эффективным являлось только крупное производство. Количество крупных предприятий ограничено. Это и привело к возникновению монополий.

Монополия – это объединение предприятий с целью восстановления господства на рынке и получение монопольно высокой прибыли.

Процесс образования монополий был вызван следующими факторами:

Крупным предприятиям вести между собой конкурентную борьбу было затруднительно, ибо она сопровождается большими потерями.

Т.к. производство сосредотачивалось на несколько крупных предприятиях, то им легче прийти к соглашению между собой, чем к большому множеству мелких предприятий.

Предприятия может считаться монополией, если выполняется следующие условия:

Предприятия имеет возможность в известных пределах диктовать цены рынку.

Оно концентр. в своих руках значительную долю производства в отрасли:

Если более 90%, то будет чистая монополия.

Если 60%-90%, то будет доминирующая фирма.

Если менее 60%, то в отрасли существует конкурентная среда.

Виды монополий:

Ринг, корнер, пул – здесь предприятия договаривались об установлении единых цен. (такие монополистические объединения были недолговечны и быстро распадались)

Картель –здесь предприятия договаривались о следующем:

Об установлении единых цен на продукцию.

Разграничение между собой рынка сбыта.

Определение для каждого предприятия объемы производства (квоты).

(в картеле предприятия сохраняют производственную и торговую самостоятельность)

Синдикат – здесь предприятия реализуют свою продукцию через общую торговую сеть. (в синдикате предприятия сохраняли производственную, но теряют торговую самостоятельность)

Трест – здесь предприятия сливаются в единое предприятие. (в тресте предприятия теряют производственную и торговую самостоятельность)


 





Читайте также:
Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы: Романтизм – направление сложившеесяв конце XVIII...
Основные понятия туризма: Это специалист в отрасли туризма, который занимается...
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.016 с.