Конкуренция – форма экономического соперничества между предприятиями. Конкуренция может осуществляться как внутри отрасли, так и между ними. Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предприятиями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции. Внутриотраслевая конкуренция может быть совершенной и монополистической.
Совершенная конкуренция внутри отрасли может быть в след. случаях: когда на рынке существует большое количество предприятий и ни одно из них не занимает на нём доминирующего положения=>каждое из предприятий не может повлиять на рыночную цену; когда предприятия производят однородную продукцию и потребителю безразлично, у кого конкретно покупать; когда отсутствуют серьёзные препятствия (законодательные, технологические, финансовые и т.д.) для свободного входа и выхода из отрасли.
У предприятий одной отрасли производящей однородную продукцию могут быть различия в технической оснащенности производства, квал-ии работников, уровне орг-ии труда и т.д. В результате неодинаковым будет у них индивидуальные стоимости продукции.
Предположим, что в определенной отрасли все предприятия условно можно разделить на 3 группы с разной индивидуальной стоимостью товара.
Группы предприятий | Индивид стоимость | общественная стоимость | результат |
10 р | 12 р | +2 | |
12 р | 12 р | ||
14 р | 12 р | -2 |
Реализация товаров происходит на основе действия закона стоимости.
Формулировка закона стоимости: обмен товаров на рынке осуществляется по общественной стоимости, в основе которой лежат общественно необходимые затраты труда или средние затраты труда.
В результате, те предприятия, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых, получают дополнительную экономическую прибыль. В то же время предприятия, у которых затраты труда выше общественно необходимых, остаются без прибыли или даже в убытке. Закон стоимости стимулирует рост производительности труда, снижение затрат. Внутри отрасли может наблюдаться и монополистическая конкуренция. Она связана с дифференциацией продукта.
Дифференциация продукта – когда продукты первого потребительского назначения различаются между собой по след. признакам:
– по качественным характеристикам;
– по дизайну упаковки;
– по условиям продажи, сервисному обслуживанию.
– популярности марки и т.д.
В результате этого на продукцию первого потребительского назначения могут устанавливаться в определённых пределах довольно разные цены.
25. ценообразование в условиях межотраслевой конкуренции |
МК – конкуренция между предприятиями различных отраслей за более выгодное использование экономических ресурсов. Результатом межотраслевой конкуренции является образование средней прибыли и цены пр-ва. При этом в разных отраслях существует неодинаковый уровень механизации и автоматизации производства. В результате возникает разная структура себестоимости продукции, приводящая к неодинаковой величине прибыли в данных отраслях.
Отрасли | C+V | прибыль m | C+V+m | Цена производства | средняя прибыль |
Радиотехническая | 90с+ 10V | ||||
Автомобильная | 80c+ 20V | ||||
Мебельная | 60c+ 40V | ||||
Пищевая | 50c+ 50V |
Экономические ресурсы из низкоприбыльных отраслей начинают переливаться в высокоприбыльные отрасли. Формы осуществления «перелива»:
а) путём строительства предприятий в новой отрасли;
б) путём создания совместного производства с предприятием другой отрасли;
в) путём приобретения акций корпораций, действующих в других отраслях.
В результате в тех отраслях, куда «произошёл прилив средств» производство товаров растёт, растёт также предложение, цены на продукцию падают. В отраслях, из которых произошёл отток средств, производство и предложение падает, цены на продукцию растут. В результате этого все отрасли начинают получать примерно одинаковую среднюю прибыль.
В итоге, все отрасли продают свою продукцию по цене производства.
Цена производства = себестоимость + средняя прибыль = C+V+mср
При изменении цен в результате изменения спроса и т.д. начинаются адекватные переливы средств между отраслями.
26. Особенности ценообразования в с\х. земельная рента |
Главным средством производства в СХ является земля. Существует монополия на землю как на объект хоз-ва. Если каким-нибудь участком земли владеет СХ предприятие, то другие СХ пр-ия этим уч-ком земли пользоваться не могут. В силу ограниченности лучших земель и наличие монополии на землю как на объект хоз-вования, СХ производство приходится вести на более худших участках земли.
В силу этого цены на СХ продукцию устанавливаются не по средствам, а по наиб. затратам труда. Т.к. цены на продукцию уст-ся по наиб. затратам, то в СХ образ-ся земельная рента.
Земельная рента – доход, получаемый с земли и не связанный с предпринимательской деятельностью. Различают дифференциальную ЗРI и дифференциальную ЗРII.
ДЗРI возникает из-за различий по плодородию и местоположению к рынку сбыта. Механизм её образования (по плодородию):
Участок земли | С+V | m | Стоимость всей продукции | Количество продукции | Индивидуальная стоимость 1 т | Общественная стоимость 1 тонны | Рента с 1 т | Рента со всей продукции | доход |
3 т | |||||||||
4 т | |||||||||
5 т |
Разные местоположения участков к рынку сбыта вызывает неодинаковые затраты на транспортировку продукции.
ДЗРII возникает из-за разной эффективности затрат на одинаковый участок земли.
Предположим, участки земли одинаковы по плодородию и местоположению и рынку сбыта. Но на них предприятия функционируют разное количество лет. Те, кто работает дольше, смогли провести необходимые агротехнические мероприятия. Новые предприятия этого ещё не успели сделать. В рез-те у предприятий получится разная урожайность и неодинаковой станет индивидуальная стоимость продукции.
ДЗРII = ДЗРI только вместо «участок земли» - «возраст предприятия»
Земельную ренту могут присваивать следующие лица:
1) сельхозпредприятие, если оно является собственником земли;
2) землевладелец в виде арендной платы, если он сдаёт землю в аренду;
3) гос-во через налоговую систему
Кроме с/х рента образуется в добывающих отраслях промышленности из-за разной глубины залегания полезных ископаемых.
27. процесс образования монополий. виды монополий |
С монополизацией экономики человечество столкнулось в конце 19 века. К середине 19 века стали возникать акционерные общества. Они могли в значительных размерах мобилизовать капитал. Благодаря этому стало возможным развития капиталоемких отраслей производства (химич., нефтяная, автомобильная и т.д.) В этих отраслях эффективным являлось только крупное производство. Количество крупных предприятий ограничено. Это и привело к возникновению монополий.
Монополия – это объединение предприятий с целью восстановления господства на рынке и получение монопольно высокой прибыли.
Процесс образования монополий был вызван следующими факторами:
Крупным предприятиям вести между собой конкурентную борьбу было затруднительно, ибо она сопровождается большими потерями.
Т.к. производство сосредотачивалось на несколько крупных предприятиях, то им легче прийти к соглашению между собой, чем к большому множеству мелких предприятий.
Предприятия может считаться монополией, если выполняется следующие условия:
Предприятия имеет возможность в известных пределах диктовать цены рынку.
Оно концентр. в своих руках значительную долю производства в отрасли:
Если более 90%, то будет чистая монополия.
Если 60%-90%, то будет доминирующая фирма.
Если менее 60%, то в отрасли существует конкурентная среда.
Виды монополий:
Ринг, корнер, пул – здесь предприятия договаривались об установлении единых цен. (такие монополистические объединения были недолговечны и быстро распадались)
Картель – здесь предприятия договаривались о следующем:
Об установлении единых цен на продукцию.
Разграничение между собой рынка сбыта.
Определение для каждого предприятия объемы производства (квоты).
(в картеле предприятия сохраняют производственную и торговую самостоятельность)
Синдикат – здесь предприятия реализуют свою продукцию через общую торговую сеть. (в синдикате предприятия сохраняли производственную, но теряют торговую самостоятельность)
Трест – здесь предприятия сливаются в единое предприятие. (в тресте предприятия теряют производственную и торговую самостоятельность)