Образование и прекращение юридических лиц




В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права тра­диционно выделяет следующие способы образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-точный. При этом имеют значение два момента: юридически значимая инициатива в образовании юридического лица и проверка закон­ности его образования. Инициатива создания юридических лиц может принадлежать как собственникам, так и учредителям (участникам), а проверка законности его образования принадле­жит государственным органам.

Распорядительный порядок предусматривает образование юри­дического лица на основании административного акта (распоря­жения) компетентного государственного органа. Распорядитель­ный способ образования юридического лица характерен для государственно-монопольной формы управления экономикой и ранее был наиболее распространенным способом образования юридических лиц в нашей стране. В настоящее время он продол­жает действовать, и в таком порядке, например, могут создаваться учреждения в системе МВД России и некоторые другие организационно-правовые формы юридических лиц. При распо­рядительном способе юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государ­ственной регистрации организации не требуется. Однако такой способ образования юридических лиц не предусмотрен действую­щим законодательством (см. ст. 51 ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Разрешительный способ характеризуется тем, что юридическое лицо создается по инициативе граждан, желающих объединиться в составе этого юридического лица. Для того чтобы было создано юридическое лицо, необходимо не только наличие волеизъявле­ния его учредителей, но и санкция на его образование соответ­ствующего компетентного органа. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (абз. 2 п. 1 ст. 51 ГК РФ), но в принципе сохраняет разреши­тельный порядок создания некоторых видов юридических лиц. Так, например, для создания объединений коммерческих органи­заций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительное со­гласие федерального антимонопольного органа — ФАС России.

Нормативно-явочный способ является общим способом созда­ния юридических лиц и характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе нормативного акта, предусматривающе­го создание юридических лиц.

Нормативно-явочным способом создается большинство юри­дических лиц: коммерческие и некоммерческие организации. Нормативно-явочный порядок не исключает необходимости по­лучения специальной лицензии для определенных видов деятель­ности, но и в этом случае орган, выдающий лицензию, проверяет только соответствие заявителя требованиям закона в отношении данного вида деятельности и не может отказать в ее выдаче, ссы­лаясь на то, что считает нецелесообразным осуществление данной деятельности данным лицом.

На основании вышесказанного можно сделать вывод: норма­тивно-явочный способ создания в большей степени соответствует потребностям развития экономики нашей страны.

Создание юридического лица подразумевает исполнение двух основных стадий: учреждение юридического лица и его государ­ственную регистрацию.

Стадия учреждения состоит из совокупности действий учре­дителей по созданию юридического лица. На данном этапе реша­ются следующие задачи:

— определение круга учредителей;

— выбор организационно-правовой формы;

— формирование уставного капитала;

— выработка учредительных документов юридического лица.

Определение круга учредителей. По общему правилу учредите­лем юридического лица выступает собственник, который само­стоятельно распоряжается своим имуществом. Вместе с тем учреждение любого юридического лица есть не что иное, как сдел­ка (ст. 153 ГК РФ). Следовательно, действия граждан и юридиче­ских лиц по учреждению юридического лица — это волевой акт и для его совершения необходимо наличие дееспособности, которая по-разному определяется для граждан (ст. 21, 26—28 ГК РФ; и юридических лиц (ст. 49 ГК РФ) и может быть ограничена уча­стием только отдельных категорий граждан (государственных служащих, служащих бирж) и юридических лиц.

Выбор организационно-правовой формы. При выборе органи­зационно-правовой формы учредителям необходимо определить ту форму, которая бы одновременно отвечала задумкам и мате­риально-финансовым возможностям лиц, создающих организа­цию; не препятствовала бы развертыванию, расширению наме­чаемой деятельности и не вынуждала по этой причине прибегать к изменению устава.

Формирование уставного капитала (имущественной базы).

В качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяй­ственного товарищества, общества, производственного коопера­тива может вноситься любое имущество: деньги, ценные бумаги, другие вещи, имущественные и иные права (п. 6 ст. 66 ГК РФ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производ­ственных кооперативах»). С момента передачи учредителем иму­щества соответствующая коммерческая организация приобретает право собственности на переданный ей вклад (п. 3 ст. 213 ГК РФ).

Уставный капитал унитарных предприятий формируется за счет соответствующего государственного (муниципального) бюджета путем выделения и закрепления за соответствующим предприятием определенного имущества. Так как подобные ор­ганизации не имеют права собственности на передаваемое им имущество, а реализуют в отношении его либо правомочия пра­ва оперативного управления, либо права хозяйственного веде­ния, режим владения, пользования и распоряжения имуществом унитарного предприятия устанавливается собственником в со­ответствии с законом (ст. 295, 296 ГК РФ) и целевым назначени­ем организации.

В отношении некоторых юридических лиц закон определяет минимальный размер уставного капитала. Так, уставный капитал открытого акционерного общества не может быть меньше 1000-кратной, а закрытого общества — 100-кратной суммы МРОТ, уста­новленного федеральным законом на дату регистрации организа­ции (ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

В зависимости от организационно-правовой формы к момен­ту регистрации уставный (складочный) капитал юридического лица должен быть оплачен учредителями полностью (для унитар­ных предприятий — ст. 114 ГК РФ) или частично (не менее 50%).

Имущество некоммерческих организаций формируется за счет регулярных и единовременных поступлений от его учредителей (участников) и иных не запрещенных законом источников (ст. 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерче­ских организациях»). При этом имущественные гражданские пра­воотношения между учредителями (участниками) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и со­юзов) и созданными ими организациями из самого факта учреди­тельства и участия в образовании имущества юридического лица не возникают (п. 3 ст. 48 ГК РФ).

Выработка учредительных документов юридического лица. Учредители разрабатывают учредительные документы, которыми являются учредительный договор, либо учредительный договор и устав, либо только устав.

Для создания полного товарищества и товарищества на вере достаточно одного документа — учредительного договора, который заключается в простой письменной форме путем составления единого документа.

Учредительными документами некоммерческих организаций (например, ассоциации, союза, некоммерческих партнерств) яв­ляются устав и учредительный договор.

Акционерные общества, общества с ограниченной ответствен­ностью и общества с дополнительной ответственностью, произ­водственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, а также некоторые некоммерческие организации основным учредительным документом имеют устав.

► Учредительный договор — это консенсуальная, многосторонняя, возмездная сделка, совершаемая будущими учредителями юриди­ческого лица и регулирующая отношения между ними по поводу создания и деятельности организации. В ней стороны обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной дея­тельности по его созданию, условия передачи ему своего иму­щества и участие в его деятельности, а также условия и порядок распределения между ними прибыли и убытков, управления дея­тельностью организации, выхода учредителей (участников) из ее состава и другие условия, которые стороны сочтут существенными (абз. 2 п. 2 ст. 52 ГК РФ).

Большинство юридических лиц действует на основании уста­ва, который является локальным нормативным актом. Процедура принятия устава юридическими лицами различных организа­ционно-правовых форм не имеет существенных особенностей. Как правило, он утверждается учредителями иа общем или учре­дительном собрании. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица.

Стадия государственной регистрации юридических лиц. Юриди­ческие лица считаются созданными со дня их государственной регистрации.

► Государственная регистрация — это властный акт федерального органа исполнительной власти государства, подтверждающий за­конность создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, путем внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Статья 51 ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо под­лежит государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственной регистрации юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в ка­честве индивидуальных предпринимателей», в соответствии с ко­торым на Федеральную налоговую службу возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти по государственной регистрации юридических лиц.

Процедура регистрации отдельных категорий юридических лиц, к которым относятся торгово-промышленные палаты, обще­ственные объединения и религиозные организации, определяется постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 442 «О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и фе­дерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц». Аналогичный порядок предусмотрен для кредитных учреждений, государственную регистрацию которых осуществляет Банк Рос­сии или его территориальные органы.

Прекращение юридического лица подразделяется граждан­ским законодательством на реорганизацию и ликвидацию.

► Реорганизация — прекращение юридического лица без прекра­щения его деятельности. Реорганизация связана с правопреем­ством, с переходом имущественных прав и обязанностей реоргани­зуемого юридического лица к новым или новому юридическому лицу.

► Ликвидация — это прекращение юридического лица и его дея­тельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопре­емства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Реорганизация — это не только прекращение юридического лица (слияние, разделение, преобразование) с переходом прав и обязанностей, но также и создание новых юридических лиц (вы­деление, разделение, слияние, преобразование).

При слиянии права и обязанности каждого из юридических лиц переходят к вновь создаваемому юридическому лицу в соот­ветствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридиче­скому лицу, к последнему переходят права и обязанности при­соединенного юридического лица в соответствии с передаточ­ным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или не­скольких юридических лиц к каждом из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответ­ствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юриди­ческое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Гражданский кодекс устанавливает различные основания для открытия ликвидационного процесса юридических лиц. В зави­симости от того, от кого исходит инициатива, классифицируют ликвидацию юридических лиц па добровольную и принудительную.

Добровольной является ликвидация, если она производится по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (абз. 1 п. 2 ст. 61 ГК РФ).

Принудительная ликвидация юридических лиц осуществляет­ся по решению суда в случае допущенных при его создании гру­бых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего раз­решения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с наруше­нием Конституции РФ, либо с иными неоднократными или гру­быми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объе­динением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям (абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ).

Одним из оснований ликвидации некоторых категорий юри­дических лиц является их несостоятельность (банкротство), по­нимаемая как неспособность организации удовлетворить требова­ния ее кредиторов.

Статья 2 и п. 2 ст. 3 Федерального закона «О несостоятельно­сти (банкротстве)» уточняют понятие несостоятельности, опреде­ляя ее как признанную арбитражным судом неспособность долж­ника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, ког­да они должны были быть исполнены. При этом дело о банкротстве по общему правилу может быть возбуждено арбитражным судом лишь при условии, что требования к должнику — юридиче­скому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб.

Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, но решению суда может быть признано несостоятельным (бан­кротом). Государственная корпорация может быть признана несо­стоятельной (банкротом), если это допускается федеральным за­коном, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено за­коном, предусматривающим создание и деятельность такого фон­да (ст. 65 ГК РФ).

При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры, в большинстве своем на­правленные на восстановление (реабилитацию) платежеспособ­ности юридического лица.

Наблюдение — вводится в целях обеспечения сохранности иму­щества должника и проведения анализа финансового состояния должника; влечет за собой ограничение прав органов управления юридического лица, появление наряду с ними нового субъекта права — временного управляющего, который обеспечивает со­хранность имущества, проводит анализ финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и прово­дит первое собрание; оканчивается с принятием арбитражным су­дом соответствующего решения.

Финансовое оздоровление (судебная санация) вводится арби­тражным судом в целях восстановления платежеспособности должника на срок не более двух лет; арбитражный суд утверждает административного управляющего, который осуществляет кон­троль за выполнением ими плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, дает согласие на соверше­ние органами управления должника ряда сделок, ведет реестр тре­бований кредиторов, созывает общие собрания кредиторов; опре­деляет срок финансового оздоровления, а также график погашения задолженности, в соответствии с которым должник производит расчеты с кредиторами.

Внешнее управление — вводится на срок не более чем 18 меся­цев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев, в целях восстановления его платежеспособности; влечет за собой передачу полномочий органов управления юридического лица внешнему управляющему; введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязатель­ным платежам. По результатам отчета внешнего управляющего арбитражный суд принимает соответствующее решение.

Конкурсное производство — применяется к должнику, признан­ному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требова­ний кредиторов; открывается на срок до шести месяцев, который может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев; влечет за собой передачу полномочий ор­ганов управления юридического лица конкурсному управляюще­му, прекращение финансовых санкций по всем видам задолжен­ности юридического лица, формирование конкурсной массы, удовлетворение требований кредитора в порядке, установленном законом, ликвидацию юридического лица с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Мировое соглашение — заключается на любой стадии рассмо­трения арбитражным судом дела о банкротстве между юридиче­ским лицом — должником, его конкурсными кредиторами и упол­номоченными органами в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должни­ком и кредиторами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: