В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-точный. При этом имеют значение два момента: юридически значимая инициатива в образовании юридического лица и проверка законности его образования. Инициатива создания юридических лиц может принадлежать как собственникам, так и учредителям (участникам), а проверка законности его образования принадлежит государственным органам.
Распорядительный порядок предусматривает образование юридического лица на основании административного акта (распоряжения) компетентного государственного органа. Распорядительный способ образования юридического лица характерен для государственно-монопольной формы управления экономикой и ранее был наиболее распространенным способом образования юридических лиц в нашей стране. В настоящее время он продолжает действовать, и в таком порядке, например, могут создаваться учреждения в системе МВД России и некоторые другие организационно-правовые формы юридических лиц. При распорядительном способе юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Однако такой способ образования юридических лиц не предусмотрен действующим законодательством (см. ст. 51 ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Разрешительный способ характеризуется тем, что юридическое лицо создается по инициативе граждан, желающих объединиться в составе этого юридического лица. Для того чтобы было создано юридическое лицо, необходимо не только наличие волеизъявления его учредителей, но и санкция на его образование соответствующего компетентного органа. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (абз. 2 п. 1 ст. 51 ГК РФ), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц. Так, например, для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительное согласие федерального антимонопольного органа — ФАС России.
|
Нормативно-явочный способ является общим способом создания юридических лиц и характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе нормативного акта, предусматривающего создание юридических лиц.
Нормативно-явочным способом создается большинство юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации. Нормативно-явочный порядок не исключает необходимости получения специальной лицензии для определенных видов деятельности, но и в этом случае орган, выдающий лицензию, проверяет только соответствие заявителя требованиям закона в отношении данного вида деятельности и не может отказать в ее выдаче, ссылаясь на то, что считает нецелесообразным осуществление данной деятельности данным лицом.
На основании вышесказанного можно сделать вывод: нормативно-явочный способ создания в большей степени соответствует потребностям развития экономики нашей страны.
|
Создание юридического лица подразумевает исполнение двух основных стадий: учреждение юридического лица и его государственную регистрацию.
Стадия учреждения состоит из совокупности действий учредителей по созданию юридического лица. На данном этапе решаются следующие задачи:
— определение круга учредителей;
— выбор организационно-правовой формы;
— формирование уставного капитала;
— выработка учредительных документов юридического лица.
Определение круга учредителей. По общему правилу учредителем юридического лица выступает собственник, который самостоятельно распоряжается своим имуществом. Вместе с тем учреждение любого юридического лица есть не что иное, как сделка (ст. 153 ГК РФ). Следовательно, действия граждан и юридических лиц по учреждению юридического лица — это волевой акт и для его совершения необходимо наличие дееспособности, которая по-разному определяется для граждан (ст. 21, 26—28 ГК РФ; и юридических лиц (ст. 49 ГК РФ) и может быть ограничена участием только отдельных категорий граждан (государственных служащих, служащих бирж) и юридических лиц.
Выбор организационно-правовой формы. При выборе организационно-правовой формы учредителям необходимо определить ту форму, которая бы одновременно отвечала задумкам и материально-финансовым возможностям лиц, создающих организацию; не препятствовала бы развертыванию, расширению намечаемой деятельности и не вынуждала по этой причине прибегать к изменению устава.
Формирование уставного капитала (имущественной базы).
В качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества, общества, производственного кооператива может вноситься любое имущество: деньги, ценные бумаги, другие вещи, имущественные и иные права (п. 6 ст. 66 ГК РФ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»). С момента передачи учредителем имущества соответствующая коммерческая организация приобретает право собственности на переданный ей вклад (п. 3 ст. 213 ГК РФ).
|
Уставный капитал унитарных предприятий формируется за счет соответствующего государственного (муниципального) бюджета путем выделения и закрепления за соответствующим предприятием определенного имущества. Так как подобные организации не имеют права собственности на передаваемое им имущество, а реализуют в отношении его либо правомочия права оперативного управления, либо права хозяйственного ведения, режим владения, пользования и распоряжения имуществом унитарного предприятия устанавливается собственником в соответствии с законом (ст. 295, 296 ГК РФ) и целевым назначением организации.
В отношении некоторых юридических лиц закон определяет минимальный размер уставного капитала. Так, уставный капитал открытого акционерного общества не может быть меньше 1000-кратной, а закрытого общества — 100-кратной суммы МРОТ, установленного федеральным законом на дату регистрации организации (ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
В зависимости от организационно-правовой формы к моменту регистрации уставный (складочный) капитал юридического лица должен быть оплачен учредителями полностью (для унитарных предприятий — ст. 114 ГК РФ) или частично (не менее 50%).
Имущество некоммерческих организаций формируется за счет регулярных и единовременных поступлений от его учредителей (участников) и иных не запрещенных законом источников (ст. 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). При этом имущественные гражданские правоотношения между учредителями (участниками) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и созданными ими организациями из самого факта учредительства и участия в образовании имущества юридического лица не возникают (п. 3 ст. 48 ГК РФ).
Выработка учредительных документов юридического лица. Учредители разрабатывают учредительные документы, которыми являются учредительный договор, либо учредительный договор и устав, либо только устав.
Для создания полного товарищества и товарищества на вере достаточно одного документа — учредительного договора, который заключается в простой письменной форме путем составления единого документа.
Учредительными документами некоммерческих организаций (например, ассоциации, союза, некоммерческих партнерств) являются устав и учредительный договор.
Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, а также некоторые некоммерческие организации основным учредительным документом имеют устав.
► Учредительный договор — это консенсуальная, многосторонняя, возмездная сделка, совершаемая будущими учредителями юридического лица и регулирующая отношения между ними по поводу создания и деятельности организации. В ней стороны обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участие в его деятельности, а также условия и порядок распределения между ними прибыли и убытков, управления деятельностью организации, выхода учредителей (участников) из ее состава и другие условия, которые стороны сочтут существенными (абз. 2 п. 2 ст. 52 ГК РФ).
Большинство юридических лиц действует на основании устава, который является локальным нормативным актом. Процедура принятия устава юридическими лицами различных организационно-правовых форм не имеет существенных особенностей. Как правило, он утверждается учредителями иа общем или учредительном собрании. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица.
Стадия государственной регистрации юридических лиц. Юридические лица считаются созданными со дня их государственной регистрации.
► Государственная регистрация — это властный акт федерального органа исполнительной власти государства, подтверждающий законность создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, путем внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Статья 51 ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», в соответствии с которым на Федеральную налоговую службу возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти по государственной регистрации юридических лиц.
Процедура регистрации отдельных категорий юридических лиц, к которым относятся торгово-промышленные палаты, общественные объединения и религиозные организации, определяется постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 442 «О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц». Аналогичный порядок предусмотрен для кредитных учреждений, государственную регистрацию которых осуществляет Банк России или его территориальные органы.
Прекращение юридического лица подразделяется гражданским законодательством на реорганизацию и ликвидацию.
► Реорганизация — прекращение юридического лица без прекращения его деятельности. Реорганизация связана с правопреемством, с переходом имущественных прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к новым или новому юридическому лицу.
► Ликвидация — это прекращение юридического лица и его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).
Реорганизация — это не только прекращение юридического лица (слияние, разделение, преобразование) с переходом прав и обязанностей, но также и создание новых юридических лиц (выделение, разделение, слияние, преобразование).
При слиянии права и обязанности каждого из юридических лиц переходят к вновь создаваемому юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу, к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждом из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Гражданский кодекс устанавливает различные основания для открытия ликвидационного процесса юридических лиц. В зависимости от того, от кого исходит инициатива, классифицируют ликвидацию юридических лиц па добровольную и принудительную.
Добровольной является ликвидация, если она производится по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (абз. 1 п. 2 ст. 61 ГК РФ).
Принудительная ликвидация юридических лиц осуществляется по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям (абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ).
Одним из оснований ликвидации некоторых категорий юридических лиц является их несостоятельность (банкротство), понимаемая как неспособность организации удовлетворить требования ее кредиторов.
Статья 2 и п. 2 ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» уточняют понятие несостоятельности, определяя ее как признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. При этом дело о банкротстве по общему правилу может быть возбуждено арбитражным судом лишь при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб.
Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, но решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (ст. 65 ГК РФ).
При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры, в большинстве своем направленные на восстановление (реабилитацию) платежеспособности юридического лица.
Наблюдение — вводится в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника; влечет за собой ограничение прав органов управления юридического лица, появление наряду с ними нового субъекта права — временного управляющего, который обеспечивает сохранность имущества, проводит анализ финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проводит первое собрание; оканчивается с принятием арбитражным судом соответствующего решения.
Финансовое оздоровление (судебная санация) вводится арбитражным судом в целях восстановления платежеспособности должника на срок не более двух лет; арбитражный суд утверждает административного управляющего, который осуществляет контроль за выполнением ими плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, дает согласие на совершение органами управления должника ряда сделок, ведет реестр требований кредиторов, созывает общие собрания кредиторов; определяет срок финансового оздоровления, а также график погашения задолженности, в соответствии с которым должник производит расчеты с кредиторами.
Внешнее управление — вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев, в целях восстановления его платежеспособности; влечет за собой передачу полномочий органов управления юридического лица внешнему управляющему; введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам. По результатам отчета внешнего управляющего арбитражный суд принимает соответствующее решение.
Конкурсное производство — применяется к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов; открывается на срок до шести месяцев, который может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев; влечет за собой передачу полномочий органов управления юридического лица конкурсному управляющему, прекращение финансовых санкций по всем видам задолженности юридического лица, формирование конкурсной массы, удовлетворение требований кредитора в порядке, установленном законом, ликвидацию юридического лица с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
Мировое соглашение — заключается на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве между юридическим лицом — должником, его конкурсными кредиторами и уполномоченными органами в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.