Формы участия публичных образований в гражданском обороте




Непосредственное участие Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований осуществляется путем всту­пления в оборот соответственно органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующих не как юриди­ческие лица, а как законные их представители, от их имени и в пределах компетенции, установленной актами, определяющи­ми статус этих органов.

От имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в гражданском обороте могут выступать как исполни­тельные, так и представительные органы, а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований.

В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени названных публичных образований по их специальному поручению могут выступать лица — государственные органы, орга­ны местного самоуправления, юридические и физические лица.

Опосредованное участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в гражданском обороте осуществляет­ся путем вступления в него созданных ими юридических лиц, дей­ствующих от своего имени и приобретающих себе права и обязан­ности для достижения целей, установленных для них государством в учредительных документах.

Несмотря на формальную самостоятельность таких юридиче­ских лиц как субъектов гражданского права, Российская Федера­ция, субъекты РФ, муниципальные образования, оставаясь собственником их имущества, вправе контролировать их деятельность как через согласование определенных категорий сделок с имуществом, так и через назначение определенных лиц в органы и управления.

Участие Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования как собственника в гражданском обороте осуществля­ется через уполномоченные на то государственные и муниципаль­ные органы, посредством которых они приобретают, осуществля­ют и прекращают право собственности на свое имущество:

— государственные и муниципальные органы по управлению имуществом во главе с Росимуществом (передают имущество со­ответственно государственным и муниципальным унитарным предприятиям и контролируют его использование, вносят иму­щество в уставные капиталы хозяйственных обществ, сдают его в аренду и т.п.);

— государственные и муниципальные фонды имущества во главе с Российским фондом федерального имущества (в основном получают доходы от сделок с имуществом).

Допускается участие Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований в любых сделках, кроме тех, кото­рые на них не рассчитаны: они не могут быть потребителем, пред­принимателем, наследодателем и т.п. Существуют сделки, сторо­ной которых, как правило, являются указанные образования: приватизация государственного и муниципального имущества; финансирование и кредитование капитального строительства предприятий; краткосрочная финансовая поддержка для пере­стройки производства; выдача гарантий по обязательствам госза­казчиков продукции для федеральных нужд; сделки по использо­ванию природных ресурсов, в том числе соглашения о разделе продукции; эмиссия и обращение государственных ценных бумаг.

Государство и муниципальные образования являются субъек­тами ответственности. Следует различать договорную и внедоговорную гражданско-правовую ответственность государства.

В отношениях по исполнению сделок публичными субъекта­ми действует принцип имущественной ответственности «каждого за себя»: Российская Федерация, ее субъекты, муниципалитеты не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам поданных ими юридических лиц. Исключения из этого правила:

— субсидиарная ответственность Федерации по долгам феде­рального казенного предприятия;

— субсидиарная ответственность публичных субъектов по долгам созданных ими учреждений;

— ответственность публичных субъектов по выданным им га­рантиям.

Внедоговорная ответственность публичных образований. Вред, причиненный лицу в результате незаконных действий государственных и муниципальных органов, в том числе издания акта, не соответствующего законодательству, подлежит возмещению.

Вред, причиненный гражданину в результате незаконных осуждения, привлечения к уголовной ответственности, заключе­ния под стражу, подписки о невыезде, ареста или исправительных работ, подлежит возмещению из соответствующей казны незави­симо от вины должностных лиц правоохранительных органов, а в других ситуациях — по общим правилам о деликтной ответ­ственности.

Ответчиком в суде при предъявлении иска о возмещении та­кого вреда являются казначейство Российской Федерации и соответствующие финансовые органы на местах.

 

 

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!