Непосредственное участие Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований осуществляется путем вступления в оборот соответственно органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующих не как юридические лица, а как законные их представители, от их имени и в пределах компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в гражданском обороте могут выступать как исполнительные, так и представительные органы, а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований.
В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени названных публичных образований по их специальному поручению могут выступать лица — государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.
Опосредованное участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в гражданском обороте осуществляется путем вступления в него созданных ими юридических лиц, действующих от своего имени и приобретающих себе права и обязанности для достижения целей, установленных для них государством в учредительных документах.
Несмотря на формальную самостоятельность таких юридических лиц как субъектов гражданского права, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, оставаясь собственником их имущества, вправе контролировать их деятельность как через согласование определенных категорий сделок с имуществом, так и через назначение определенных лиц в органы и управления.
Участие Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования как собственника в гражданском обороте осуществляется через уполномоченные на то государственные и муниципальные органы, посредством которых они приобретают, осуществляют и прекращают право собственности на свое имущество:
|
— государственные и муниципальные органы по управлению имуществом во главе с Росимуществом (передают имущество соответственно государственным и муниципальным унитарным предприятиям и контролируют его использование, вносят имущество в уставные капиталы хозяйственных обществ, сдают его в аренду и т.п.);
— государственные и муниципальные фонды имущества во главе с Российским фондом федерального имущества (в основном получают доходы от сделок с имуществом).
Допускается участие Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований в любых сделках, кроме тех, которые на них не рассчитаны: они не могут быть потребителем, предпринимателем, наследодателем и т.п. Существуют сделки, стороной которых, как правило, являются указанные образования: приватизация государственного и муниципального имущества; финансирование и кредитование капитального строительства предприятий; краткосрочная финансовая поддержка для перестройки производства; выдача гарантий по обязательствам госзаказчиков продукции для федеральных нужд; сделки по использованию природных ресурсов, в том числе соглашения о разделе продукции; эмиссия и обращение государственных ценных бумаг.
Государство и муниципальные образования являются субъектами ответственности. Следует различать договорную и внедоговорную гражданско-правовую ответственность государства.
|
В отношениях по исполнению сделок публичными субъектами действует принцип имущественной ответственности «каждого за себя»: Российская Федерация, ее субъекты, муниципалитеты не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам поданных ими юридических лиц. Исключения из этого правила:
— субсидиарная ответственность Федерации по долгам федерального казенного предприятия;
— субсидиарная ответственность публичных субъектов по долгам созданных ими учреждений;
— ответственность публичных субъектов по выданным им гарантиям.
Внедоговорная ответственность публичных образований. Вред, причиненный лицу в результате незаконных действий государственных и муниципальных органов, в том числе издания акта, не соответствующего законодательству, подлежит возмещению.
Вред, причиненный гражданину в результате незаконных осуждения, привлечения к уголовной ответственности, заключения под стражу, подписки о невыезде, ареста или исправительных работ, подлежит возмещению из соответствующей казны независимо от вины должностных лиц правоохранительных органов, а в других ситуациях — по общим правилам о деликтной ответственности.
Ответчиком в суде при предъявлении иска о возмещении такого вреда являются казначейство Российской Федерации и соответствующие финансовые органы на местах.
■
■