Субъекты права государственной собственности — Российская Федерация в целом (ей принадлежит федеральная собственность) либо субъект РФ (ему принадлежит собственность субъекта РФ или региональная собственность).
Особенность осуществления права государственной собственности: ее субъекты сами в законодательном порядке устанавливают для себя правила поведения как собственника.
Конкретные государственные органы и должностные лица, выступающие от имени собственника, уполномочиваются им на это в зависимости от тех отношений, в которых они призваны участвовать.
Наиболее широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности наделено Правительство РФ. Оно вправе делегировать свои полномочия федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ.
Основную организационную работу по управлению имуществом, относящимся к федеральной собственности, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом).
Продажу федерального госимущества проводит Российский фонд федерального имущества.
Основными государственными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами госсобственности субъектов РФ, можно считать губернаторов, правительства, комитеты по управлению имуществом и фонды имущества субъектов РФ.
Объекты права государственной собственности. Круг объектов федеральной собственности неограничен. В ней может находиться любое имущество. Круг объектов региональной собственности несколько уже. В ее состав не могут входить объекты исключительной федеральной собственности: энергетические системы, объекты ядерной энергетики, железнодорожный транспорт, связь, военное имущество и т.п.
|
Порядок разграничения объектов федеральной и региональной собственности устанавливается специальным законом. До его принятия действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 3020-1.Так, в приложениях №. 1 и 2 к постановлению № 3020-1 закреплены перечни объектов исключительной федеральной собственности и объектов, которые могут быть переданы в региональную собственность. Предусмотрено ведение соответствующих реестров до внесения в которые правоустанавливающим документом на объект является зарегистрированный перечень.
Природные ресурсы как объект государственной собственности, Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности (ст. 9 Конституции РФ).
На практике объектом частной и муниципальной собственности служит только земля, причем по узкому кругу оснований, предусмотренных земельным законодательством.
Недра, включая подземное пространство и содержащиеся в нем полезные ископаемые, являются объектом исключительной государственной собственности и соответственно ограничиваются в обороте — допускается только предоставление их в пользование. А вот добытые из недр ресурсы могут переходить как в муниципальную, так и в частную собственность юридических и физических лиц на основании лицензии на пользование недрами.
|
Лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности. Часть лесного фонда может быть передана в региональную собственность на основании федерального закона. Ограниченный оборот лесов также заключается в предоставлении их в пользование юридическим и физическим лицам. Кроме того, граждане вправе свободно пребывать в лесах на праве публичного сервитута. На водные объекты установлена государственная собственность. Муниципальная и частная собственность могут распространяться только на обособленные водные объекты.
Казна и государственная собственность. Все государственное имущество, независимо от принадлежности, подразделяется на две группы:
— имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями;
— средства соответствующего бюджета и иное имущество, составляющее государственную федеральную или региональную казну.
Российская Федерация или ее субъекты отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет их государственную казну, т.е. в него не входит имущество государственных предприятий и учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственную собственность.
Ответчиками по иску о взыскании с государства убытков должны признаваться Федерация или ее субъекты в лице соответствующего финансового или иного управленческого органа: федерального казначейства или регионального управления финансов. В случае удовлетворения иска взыскание производится из соответствующего бюджета, а при их недостаточности — за счет иного имущества, составляющего казну.
|
Муниципальная собственность. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований (ст. 49 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Ответственность муниципального образования по его долгам аналогична ответственности государства.
Право собственника объектов муниципального имущества осуществляют выборные органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ и уставами муниципальных образований — непосредственно население (ст. 125 Г К РФ).
Осуществление права государственной и муниципальной собственности. Для обеспечения управления ресурсами, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, их охраны и использования в целях поддержания производства на необходимом уровне и выполнения социализаторских функций, осуществления учета и контроля за надлежащим состоянием указанных ресурсов требуется поиск оптимальных организационно-правовых форм осуществления государственной и муниципальной собственности.
В составе государственной и муниципальной собственности необходимо различать, с одной стороны, имущество, относящееся к имуществу казны и не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами, а с другой — имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений. В соответствии с этим выделяют осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами.