"Друг для друга" ¨¹
Игра помогает увидеть в каждом человеке его уникальность и незаменимость.
Ведущий говорит: "Люди рождены друг для друга. Это сегодня уже аксиома, то есть утверждение, которое не требует доказательств. Каждый из вас должен подумать над тем, где и чем может быть полезен вам каждый член группы. Например, вы написали имя "Игорь" и напротив него сделали запись: "С ним можно начать бизнес, пойти в туристический поход и поговорить о футболе". Напротив имени "Наташа" вы написали: "С ней можно создать хорошую семью, воспитать двоих детей, поговорить о театре и поэзии, и конечно, о кулинарных рецептах". Таким образом, вам нужно проанализировать список всех членов группы".
После составления анкет все члены группы их поочередно зачитывают и обсуждают.
"Все равно ты молодец, потому что…" ¨¹
Упражнение дает возможность участникам испытать на себе такой способ реагирования, при котором самоуважение партнера не снижается и в затруднительном для него положении.
Упражнение выполняется парами. Первый участник пары начинает со слов: "Меня не любят за то, что…". Второй, выслушав, должен отреагировать, начиная словами: "Все равно ты молодец, потому что…". Затем участники меняются ролями.
"Загляни в будущее" ¨¹
Игроки делятся на микрогруппы по желанию. Каждая микрогруппа получает задание: "Разыграть сценку из будущего". Каждый участник должен играть себя таким, каким он станет через 5 лет.
Примерные темы для инсценировки: "Час рабочего времени", "Семейный обед", "На родительском собрании", "К нам пришли гости".
Условия:
· Режиссеры, актеры и зрители – сами дети.
|
· Необходимо продумать, где происходит действие: место, обстановка, внешний вид участников.
· Перед показом сценки участвующие в ней словесно описывают условие № 2 для зрителей.
Игра помогает выявить уровень осознания каждым ребенком своих личностных особенностей и их влияние на его развитие и жизненный путь.
"Окажи внимание другому" ¨
Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. В ответ ребенок говорит: "Спасибо, я тоже думаю, что я …" (повторяет сказанное ему), а затем он подкрепляет эту мысль еще одной похвалой в свой адрес: "А еще я думаю, что я…". Внимание детей в разговоре может быть обращено на личностные качества, внешность, умения, манеру поведения и многое другое. Все произносимые качества должны проговариваться внятно, в медленном темпе.
В игре дети учатся выражать свое положительное отношение к другим людям, оказывать и принимать знаки внимания. Это способствует повышению самооценки ребенка.
"Это здорово!" 8¨¹
Участники группы стоят в кругу. Ведущий говорит: "Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любом своем качестве, умении или таланте (например, "я обожаю танцевать", "я умею прыгать через лужи")". В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить "Это здорово! " и одновременно поднять вверх большой палец. В круг участники выходят по очереди.
Игра способствует повышению самооценки и получению поддержки от группы.
|
"А, кроме того..." ¨
Порою каждому хочется на что-нибудь пожаловаться или поворчать. Иногда плохо потому, что понедельник, иногда потому, что идет дождь, иногда потому, что отменили физкультуру и так далее. Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Вы можете тут же начать жаловаться на жизнь что есть сил. Говорите друг другу фразы, начиная всегда с одних и тех же слов: "А, кроме того..." (2 – 3 мин).
В процессе игры происходит снятие отрицательных эмоций, недовольства, апатии, плохого настроения.
"Маска настроения" ¨¹
Игроки встают в шеренгу, в затылок друг к другу. Ведущий "надевает" "маску настроения" и передает ее последнему игроку в шеренге. "Маска" передается от игрока к игроку и, когда ее получает игрок, стоящий впереди, ведущий просит его показать "маску" всем игрокам. Игроки сравнивают "маску" с образцом "маски", полученной в конце игры, и обсуждают, изменилась ли она.
Материал к заданию: плакат с изображением масок настроения
1 – Удивление 2 – Обида 3 – Восторг
4 – Спокойствие 5 – Грусть 6 – Радость
"Фрукты" ¨¹
Игра помогает снять психологический барьер, поднять настроение в группе.
Группа игроков встает в круг. Каждый выбирает себе название фрукта на первую букву своего имени. Предлагается обмен фразами: "Яблоко любит апельсин", после этого "апельсин" должен назвать новую пару. Если этого не происходит, а ведущий успевает коснуться апельсина, то они меняются местами.
"Дрозд" 8
Дети распределяются по парам.
Игра сопровождается текстом:
|
Я – дрозд, ты – дрозд,
У меня – нос, у тебя – нос
(каждый указывает сначала на свой нос, затем на нос партнера).
У меня – гладкие, у тебя – гладкие
(указывают на щеки),
У меня – сладкие, у тебя – сладкие
(указывают на губы).
Я твой друг и ты мой друг,
Мы любим друг друга!
Все обнимаются. Затем пары меняются.
"Игра в зверей" ¨¹
Игра обладает большими коррекционными возможностями. Способствует формированию уверенности в себе, преодолению комплексов, затруднений в общении, активизации творческих способностей участников. Может быть использована в качестве компенсирующего средства для снятия таких негативных явлений, как гиподинамия, доминирование словесных форм общения.
Группа садится в круг. Каждый участник выбирает зверя, которого он будет имитировать. Обговариваются жесты и звуки, которые присущи тому или иному зверю. Проводится первоначальная тренировка с демонстрацией каждым участником жеста и голоса выбранного им животного, при этом участники должны их запомнить. На следующем этапе проводится собственно игра, суть которой заключается в том, чтобы продемонстрировать жестами и голосом "своего" зверя, а затем жестами и голосом зверя какого-либо другого игрока. Темп игры необходимо ускорять. Тот, кто собьется, выбывает из игры. Игра длится до тех пор, пока не останется один победитель. После окончания игры проводится групповое обсуждение и обмен впечатлениями.