II. Комсомольская организация района в начале коллективизации




Комсомольская организация к октябрю 1930 года состояла из 276 комсомольцев. Часть комсомольских ячеек была организована в 30-е годы. По своему составу они были малочисленными, объединяя от 3-х до 12 комсомольцев. Обычно ячейки возникали в крупных населенных пунктах, в центрах сельских Советов: Мяксе, Усищеве, Суркове, Санникове, Аксенове, Погорелке, Ольхове, Щетинском, Муравьеве, Пустыни, Пронине, Павлокове, Батране, в детских трудовых колониях Леушино и “Приютные” Григорьевское. Комсомольские ячейки были активными проводниками ленинских идей в деревне не только среди молодежи, но и взрослого населения. Они возникали в результате работы партийных ячеек среди деревенской молодежи и находились под неослабным вниманием коммунистов. Комсомольцы у них находили большую поддержку и помощь во всех проводимых мероприятиях. Комсомольцы были в курсе всех развертывающихся событий, получали от партийных ячеек советы и наставления, приглашались на проводимые собрания коммунистов.

Характерно, что первые 20 колхозов были созданы в районе с активным участием комсомольцев, они вместе с коммунистами были первыми колхозниками. Эти колхозы выстояли в трудный период 1930 года. Комсомольские ячейки вели активную борьбу с кулачеством и колхозниками, искореняли безграмотность, организовывали чтение лекций и докладов, ставили концерты, вели многогранную агитационную работу. Каждый день комсомольской жизни ячейкам приносил и успехи и немало огорчений: не вся молодежь деревни относилась одинаково к делам комсомольцев. /Сынки и дочери зажиточных крестьян особенно сторонились комсомольцев, немало про них сложили всякого рода частушек, строили злые насмешки/. Были случаи подстрекательства к срыву проводимых ими мероприятий /субботников, красных обзоров, собраний/.

З.С. Медынская в своих воспоминаниях рассказала о многообразной работе комсомольской ячейки дер. Максаково в период 1928 – 1930 годов. Деятельность этой ячейки была характерна для всех ячеек района того периода. Коммунистов в деревне было четверо: Журавлёв Осип, Цветков Сергей Степанович, Серов Павел, Романов Тимофей Васильевич. Комсомольская ячейка состояла из 8 комсомольцев: Журавлёв Степан, Смирновы Анна и Елизавета, Михайлова Клава, Разин Василий, Котова Варвара, Цветков Александр, Алекторова Мария /дер. Еляхино/ и учительница З.С. Медынская. Все это были дети бедняков, вместе с коммунистами составляли подлинно боевой актив деревни, инициативную группу. Именно эта группа организовала колхоз, несмотря на противодействие зажиточной части и кулаков деревни. Большую часть в работе по созданию колхоза комсомольцы отводили борьбе с церковниками, которые проявили особую антиколхозную деятельность. Церковники объявили активистов деревни “антихристами”. С амвона Усищевской церкви лились потоки клеветы на колхозы, сыпались угрозы наказания божьего” в адрес комсомольцев и коммунистов, а верным же прихожанам обещалось вечное место в раю. При этой церкви был создан певчий хор из деревенских парней и девушек. В период спевок священник участников хора угощал конфетой, пряником или сладкой свирой, подобное “угощение” в те годы имело притягательную силу для безграмотной молодёжи Усищевской округи, было средством отрыва молодёжи из-под влияния комсомола. Кулаки не жалели “пожертвований” для храма божьего. Особенно старался староста Катышев из деревни Кустец. В церкви кулаки видели верного помощника в борьбе с колхозами, только она могла удержать крестьян от влияния “антихристов” и их колхозов. “Церковная двадцатка” – актив Усищевской церкви состоял из зажиточных крестьян: старосты Катышева, Серова Дмитрия, Комина Александра, Костылёва Дмитрия, дьякона Богоявленского и других. Церковным советом летом 1928г. было организованно отчаянное сопротивление представителям местных властей в изъятии церковных ценностей. Это изъятие не было произволом органов местной власти. Ещё в 1921 году специальным декретом Советской власти у церквей была изъята часть золотых ценностей /как роскошь культа/. Это было сделано для того, чтобы оказать помощь голодающему населению ряда областей страны, для закупки хлеба за границей.

Большинство церквей района, кроме Леушинского монастыря, продолжали сохранять золотые ценности, медные колокола. Одной меди в колоколах церквей района содержалось более 200 тонн. /Только один главный колокол Мяксинской церкви весил 360 пудов/. В этих ценностях нуждалось государство, новостройки новой пятилетки: тракторные заводы, электростанции. Церковники Усищевской церкви находились под влиянием контрреволюционного, антисоветского обращения патриарха Тихона. Это обращение оставило корни и находило поддержку у усищевских святошей.

/Патриарх русской церкви Тихон в 1921 году не пошёл навстречу народным нуждам, но обратился к верующим с призывом всеми средствами противодействовать советской власти. Обращение носило антинародный, антисоветский характер. Позднее, убедившись, что большинство верующих поддерживает Советскую власть и привлечённый за контрреволюционную деятельность, Тихон раскаялся в своей антисоветской деятельности/. /Примечание А.Ж./

При изъятии ценностей из Усищевской церкви местные власти учитывали такое обстоятельство, как согласие крестьян округи на закрытие этой церкви. Особенно активно выступили крестьяне дер. Усищево: Коротков Александр, Яруничевы Сергей и Прохор, братья Поздняковы Павел, Иван и Николай, Алекторов Василий.

Комсомольская ячейка “безбожников” под руководством учительницы З.С. Медынской провела большую разъяснительную работу. По инициативе комсомольцев в школе читались лекции, проводились беседы по населённым пунктам. /Не раз в Максаково и Усищево приезжал лектор–атеист тов. Попов из гор. Ленинграда/.

З.С. Медынская вспоминает, что лекции на атеистические темы занимали главное место в её пропагандистской работе. Перед “Рождеством” и “Пасхой”, особенно, всегда в Максакове читались лекции о происхождении и сущности этих праздников. Лекции проводились в школе, желающих послушать их собиралось много, не хватало мест для сидений, опоздавшие слушали стоя или сидя на полу. А комсомольцы – члены ячейки “безбожников” садились у стола, ближе к лектору, старались не пропустить ни одного слова лектора. Слова лектора они завтра понесут по домам и хатам, тем, кто не присутствовал на лекции. Ячейка “безбожников” занималась распространением газет и журналов, книг среди населения. Это приносило успех комсомольцам. На организуемые ими концерты накануне религиозных праздников молодёжи являлось много. Только часть девушек и парней сильно верующих родителей уходили в церковь. Но и эти “святые” не оставались без внимания безбожных самодеятельных артистов “деревенской эстрады” - острые их частушки отбивали желание посещать церковь молодёжью. Много стоило труда верующей матери заставить дочь пойти в церковь. А если это удавалось матери, так дочь уходила в церковь окольными путями, через огороды, таясь сверстников, стыдясь их.

Проведённая работа “безбожников” сыграла определённую роль в закрытии Усищевской церкви к лету 1928 года. Церковники во главе со старостой Катышевым и дьяконом Богоявленским принимали меры к возобновлению церкви и противодействию изъятия её ценностей. В один из летних дней 1928 года на всю Усищевскую округу разнёсся набат из церковных колоколов. На зов колокольного звона сбежались крестьяне всего прихода. Церковный совет настоял на насильственный привод на площадь председателя сельского совета тов. Алекторова Василия Александровича. Разъярённые церковники обезоружили тов. Алекторова, отобрав у него пистолет, и угрожая избиением, потребовали ключи от церкви. Только предусмотрительность председателя сельсовета спасла его и других инициаторов закрытия церкви от расправы: перед уводом его на церковную площадь он успел сообщить по телефону в Мяксу о самочинстве церковников. Вскоре в Усищеве появились милиционеры и “бунт” церковников был предотвращён. Но Катышев и Богоявленский не успокоились, подбили совет церкви направить “ходока” к М.И. Калинину.

Разрешение на открытие церкви было получено при условии проведения ремонта её. Церковники пошли на хитрость, в нарушении законов Советской власти: чтоб собрать деньги на ремонт церковного здания “обложили” налогом всех усищевских прихожан. Этот манёвр Катышева был разоблачён сельсоветом: был запрещён незаконный сбор денег. Ремонт церкви в установленные сроки правительством был не сделан. Церковь оставалось закрытой, а староста Катышев, как ненавистник колхозов и Советской власти был выслан из пределов области.

Дом старосты был передан сельсоветом школе. Несколько позднее на колокольне Усищевской церкви, видной за несколько километров, на месте креста была установлена Красная Звезда, а в помещении церкви открыт клуб. Эта звезда и теперь напоминает нам о той упорной борьбе, которую пришлось вести коммунистам и комсомольцам 30-х годов с врагами колхозного движения. Звезду на колокольне установил член инициативной группы с. Усищево тов. Сарафанов. Как ни пророчили ему “кары небесной” озлобленные церковники, однако установка звезды прошла без происшествий. Этот храбрец после ещё долго жил и работал в колхозе, и умер в колхозе в весьма преклонных годах.

Вся антирелигиозная деятельность комсомольской ячейки дер Максаково была не самоцелью, а подчинена была основному и главному вопросу того периода, над которым работала вся районная партийная организация – осуществлению коллективизации в деревне. Колхоз “Гражданин”, организованный в Максакове, был одним из первых организованных колхозов в районе 1929 году. Первыми членами колхоза были коммунисты и комсомольцы и их семьи. Несмотря на ряд трудностей, колхоз из года в год набирал силу, выстоял в 1930 году и стал впоследствии одним из экономически крепких хозяйств в районе. В тяжёлые годы Великой Отечественной войны урожай хлебов в колхозе собирался до 20 цн. с га. Из этого колхоза одним из первых осенью 1929, 1930 г.г. были направлены “красные обозы” с зерном, картофелем и льнопродукцией. Комсомольцы были активными помощниками в организации обозов, ударных субботников и воскресников в дни сева, заготовки кормов, уборки урожая. Они же сделали традицией проведение праздника Первой борозды. Такие праздники проводились во всех колхозах района. Этот день был днём демонстрации успехов и упрочения колхозного строя. Праздник начинался с смотра готовности колхоза к весеннему севу, проводился, обычно, в последних числах апреля месяца, в воскресенье. Лучшие пахари на десятках выхоленных лошадей, запряжённых в разукрашенную упряжь медными пластинками и самодельными цветами из бумаги и лоскутков разноцветной материи с плугами, севцы с лукошками, бороновальщики, возчики зерна с подводами и мешками семян выстраивались в колонну. Проводился митинг и под аплодисменты колонна двигалась по главной улице деревни к полю прокладывать Первую борозду.

З.С. Медынская в воспоминаниях много рассказывала о большой тяге молодёжи того времени к знаниям и стремлении к большой общественной работе. В Максакове была организованна школа для подготовки молодёжи к рабфаку. Занятия проводились три раза в неделю по вечерам в домах у комсомольцев и им “сочувствующих”, и при свете лампы – “коптилки”. В школе не было света, не было керосина, а взять кому-то из комсомольцев из дома единственную лампу не разрешали родители. Да и сами они, присев к столу, или лежа на печке, слушали с большим интересом рассказ молодой учительницы. Засиживались до поздней ночи. Знания комсомольцам пригодились в жизни. Цветков Александр вскоре был направлен на комсомольскую работу в районе. В настоящее время он находится на военной службе, проживает в г. Вологда. Разин Василий по комсомольской путёвке в 1930 году был откомандирован на строительство Горьковского автозавода, сейчас живёт и работает в совхозе, так же, по-прежнему энергичен, трудолюбив. Серов Степан стал юристом. Остальные комсомольцы сейчас пенсионеры, ушли на заслуженный отдых.

Много интересных дел было у Санниковской, Ольховской, Батранской, Мяксинской и других комсомольских ячеек. О деятельности первых комсомольцев с. Санниково свежи воспоминания у Г.А. Ульяновского. Г.А. Ульяновский в 1929 году прибыл в Мяксу по направлению Череповецкого окружкома и работал в аппарате Райкома ВЛКСМ председателем ДКО /Детская коммунистическая организация/, являясь вторым секретарём Райкома.

Тов. Ульяновскому часто приходилось встречаться с Санниковскими комсомольцами: Боровковым Анатолием – секретарём ячейки, Роговым Василием Ивановичем, Кротовым Львом, Серовым Александром. Большую помощь в работе ячейки оказывали коммунисты: Лапин Иван, Тихов Алексей, Серова А., Тетерин Алексей Иванович. Комсомольцы собирались часто в доме Тетерина А.И., вечерами молодёжь читала газеты, обсуждали вопросы деревенской жизни. Алексей Иванович особенно был внимателен к делам комсомольцев, давал советы, предостережения. Как и в Максакове, здесь такие дела комсомольцев не «по душе» были кулакам и сынкам зажиточных крестьян: по деревне распространялись слухи о колхозе. Собираясь вечерами в доме Тетерина А.И., нельзя было садиться против окон, так как не раз в окна летели камни с улицы.

В декабре 1929 года в Санникове организовался колхоз из 5 хозяйств, первыми колхозниками были комсомольцы. Не случайно название Санниковский колхоз получил «Комсомолец». К концу 1930 года это было одно из крупных коллективных хозяйств в районе. Колхоз успешно справился с сельхозработами. Комсомольцы проводили работу по оказанию помощи колхозам «Безбожник» и «Перемога» в Козьмодемьянске, сюда не раз санниковские комсомольцы приезжали «брать на буксир» отстающих соседей, ставили концерты, критиковали нерадивых колхозников, пьяниц, не принимавших участия в работе.

 

1931 год ознаменовался как год сплошной коллективизации района. Этот год был годом становления колхозов. Вскоре была организована Мяксинская МТС, на колхозных полях появились первые семь тракторов «Фардзан», сеялки, сушильные молотилки. Новинкой для крестьян были и плуги «Сакка». Многие сотни крестьян сели за книги, изучали на краткосрочных курсах организацию труда, технологию колхозного производства. Ширилось соц. соревнование, ударничество. Была укреплена районная партийная и комсомольская организация, руководство Советами. На руководящие посты в Советы были направлены А. Шманинин, в Кодино – Игнатьев, В Павлоково – Ульяновский, в Усищево – Молодцев, В Щетинское Воробьев А. и т.д. В Сурково руководителем парт. ячейки - Аверин, в Батран – Коршунов. Укреплены были и комсомольские ячейки при сельсоветах: в Батран направлен из Мяксы Горячев Н.А., в Пронино – Краснов и др., находясь на должностях избачей, библиотекарей, они выполняли обязанности секретарей ячеек. Ленинградская партийная организация для укрепления районной парт. организации направила 5 опытных и грамотных коммунистов с заводов города Ленинграда /Аверичев, Левченко, Ванюшин и др/.

Но, рассказывая о положении дел в районе в период 1931-1932 годов, необходимо остановиться подробнее на событиях весны и лета 1930 года. Если 1928-29 и начало 1930 годов характеризовались активизацией деятельности комсомольских ячеек, то с марта 1930 года был упадок в комсомольской работе. Допущенные ошибки в ходе коллективизации были причиной этому упадку, комсомольские ряды дрогнули: многие комсомольские ячейки не сумели сделать правильного вывода в сложившейся обстановке, отступили с позиций классовой борьбы.

«Кулак воспользовался этим отступлением, извращая смысл статьи Сталина, ложно истолковывая её на свой маневр, кулак повёл агитацию среди крестьян против колхозов». /А. Аксёнов. «Деревенский комсомол на опросе» стр. 6/.

Вместе с крестьянами в ряде деревень из колхозов дезертировали и комсомольцы, перестав агитировать за коллективизацию, они не посещали собраний, а присутствуя на них, прятались по углам, отмалчивались. Мяксинский комсомол не выполнил своих обязательств 1930 года по заготовке кормов /силосованию/, не сумел организовать молодёжь, комсомольцы не стали инициаторами в походе за силосом. А. Аксёнов приводит характерный пример работы молодёжи с. Пустынь на копке траншей под силос, когда один из зажиточных парней заявил:

«Ямы то мы роем, а что будем силосовать?

А вот что: сначала коллективизацию,

А потом индустриализацию, а затем и Вас

Комсомольцев и коммунистов!»

/А. Аксёнов. «Деревенский комсомол на опросе» стр. 8/.

Комсомольцы не дали отпора враждебным словам классового врага. В результате, с трудом, «своею собственной рукой» комсомольцы вырыли несколько траншей, но и они не были заложены силосной массой: их залило водой. Такое положение с заготовкой кормов было и в других колхозах. План заготовки силоса районом был выполнен на 17 %.

Но и этот заготовленный силос был нехорошего качества. В колхозах недооценивали этот вид корма, силосовали только «для плана», не знали технологии приготовления силоса. Силосовали в круглые, небольшие ямы крапиву, лебеду и другие сорняки, траву или болот. Это делалось подчас нечистыми руками скрытого врага, стремившегося скомпрометировать колхозы, надсмеяться над партийной линией в вопросах кормов в колхозах.

Животноводству грозила бескормица, хотя район по развитию его считался к 1929 году передовым в Ленинградской области, /занимал второе место/. Комсомольская организация находилась в трудном положении. Но выход был найден. Райком комсомола нашёл силы, заставившие активизироваться, в сентябре месяце 1930 года было решено провести опрос каждого комсомольца района.

 

IV. Комсомол на опросе

Проведению комсомольского опроса предшествовала большая подготовительная работа Райкома в комсомольских ячейках: создавались комиссии, уточнялись дни и место проведения собраний, проверялась деятельность ячеек, социальное положение комсомольцев, причины их выхода из колхоза и другие вопросы. Проведение опроса предусматривалось не превращать его в чистку комсомольских рядов, исключение из комсомола допускалось в исключительных случаях. Опрос должен был стать средством поднятия авторитета комсомольской организации в целом, средством влияния комсомола на внесоюзную молодёжь, рычагом подъёма социалистического соревнования и ударничества. Главными вопросами во время опроса были:

1. Почему комсомолец не выполняет решений партии и комсомола?

2. Почему комсомолец не в колхозе?

3. Почему комсомолец не ударник?

Комсомольцы заранее были ознакомлены с целями опроса, каждому к дню собрания в соответствии задач, стоящих перед ячейкой, были определены конкретные поручения на ближайшие месяцы. Аксёнов так описывает проведение опроса в Леушинской ячейке:

«Когда-то Леушинская ячейка работала хорошо, но это – «дела давно минувших дней». «Весной кабинет» - постоянное место комсомольских собраний. Здесь ребятам гораздо интереснее проводить время, чем где либо, - благо много винтовок. Ребята с большим увлечением их «разбирают по винтику». Сегодня «военным делом» заниматься пришлось недолго. Ребята знали о важности собрания и поэтому собрались на него в какие-нибудь 15 - 20 минут. Приступили к опросу. Значение его ребята уже хорошо поняли и поэтому приготовили свои соображения. Начинают отчитываться.

-«В комсомол вступил полгода тому назад, никаких нагрузок не нёс».

На этом опрашиваемый кончает. А потом идут вопросы, и выясняется следующее. Почему комсомолец – новичок не имел никаких нагрузок? Да лишь потому, что бюро ячейки не позаботилось дать ему нагрузку. Бюро считало своим долгом вручить комсомольцу – новичку комсомольский билет и этим ограничиться. Комсомолец считал, что посещение собраний явилось его прямой и единственной задачей… сначала он весьма аккуратно посещал их, но потом начал манкировать даже этой обязанностью. Не имея никакой нагрузки, он постоянно становился беспартийным с комсомольским билетом в кармане. Таких комсомольцев в Леушинской ячейке оказалось порядочно». /А. Аксёнов «Деревенский комсомол ….» стр. 22/.

Можно сделать вывод о причине низкой активности комсомольцев этой ячейки: из-за отсутствия поручений, работы с комсомольцами, они оказались фактически вне комсомола и не несли никакой ответственности за дела комсомола. Проведённое собрание взбудоражило комсомольцев: каждому было определено задание, указаны сроки их выполнения. Комсомольцы добросовестно отнеслись к их выполнению: за два дня ячейкой было сделано столько, сколько не делалось за два месяца. Росли ряды комсомольской организации, было подано 20 заявлений от молодёжи о приёме в комсомол, комсомольцы включились в распространение подписки на государственный заем, газет и журналов, организовали субботник по уборке картофеля.

Несколько иначе прошёл опрос в других ячейках. В Муравьёве ячейка, вообще, оказалась без руководства, т.к. секретарь её испугался работы в колхозе, уехал на заработки, на «лёгкие хлеба», заработать себе на «хорошие брючки», не сдав никому из членов бюро дела ячейки. Его примеру последовала половина комсомольцев деревни, «улетела» искать лучшей жизни. Ячейки не существовало, кроме шести комсомольцев, не несших никаких обязанностей. На вопрос представителя райкома, чем занимались эти оставшиеся комсомольцы, они ничего не могли сказать. Первое собрание удалось провести с большим трудом из-за плохой явки комсомольцев. У них нашлись причины для этого: одни ходили на охоту, у других были «неотложные дела». Выяснилось, что отдельные комсомольцы потеряли интерес к комсомолу, другие желали участвовать в работе ячейки, но не знали с чего начинать. Конкретной задачей ячейки являлось участие комсомольцев в завершении уборки урожая: на колхозных полях стоял не убранный хлеб, рабочей силы было недостаточно. На другой день проводилось ещё одно собрание, явившееся опросом комсомольцев. Это собрание прошло активно, на нём определялись конкретные поручения каждому комсомольцу. Все комсомольцы заверили вновь избранного секретаря ячейки о выполнении взятых обязательств, объявили себя ударниками, дали слово, что в их ячейке не будет больше летунов. Муравьёвские комсомольцы сдержали своё слово, все активно включились в работу по решению хозяйственных и политических задач в деревне. Муравьёво считалось одной из глухих и отдалённых деревень района, от больших дорог её отделяли болота и топи. Но райком дошел до самых глухих деревушек, поднимал комсомол и ставил их в колею колхозного строительства. Подобные собрания и такое же положение, как в Муравьёве, были в ряде комсомольских ячеек.

В ходе опроса в период осени 1930 года все комсомольцы были «поставлены на ноги», получили поручения, взяли «самообязательства». На хорошо поставленных собраниях комсомольцы в торжественной обстановке, в присутствии Райкома, парт. ячейки и председателя колхоза давали обещания:

«Я беру на себя самообязательство в ближайшие три – четыре месяца проделать следующую работу:

- организовать колхоз в своей деревне, сам вступлю в колхоз не позднее 1 декабря и вовлеку в организованный колхоз не менее 15 единоличных хозяйств;

- распространить займа не менее 300 рублей;

- организовать красный обоз со льном;

- вовлечь в комсомол не менее 5 человек из бедняцко–середняцкой, батрацкой и колхозной молодёжи;

- записаться на заочные курсы или в областную совпартшколу;

- распространить газет и журналов не менее 50 экземпляров;

- объявляю себя ударником, и без разрешения комсомольской ячейки не буду уезжать на работу за пределы своего колхоза или сельсовета». /А. Аксёнов. «Комсомол на опросе» стр. 26/.

Были обязательства более скромные, так как каждый комсомолец серьёзно взвешивал имеющиеся обязательства, обстановку в деревне, свою силу. Не мало комсомольцев обещали только вовлечь в колхоз свою семью, займа распространить всего лишь на 25 рублей, но в каждом обязательстве были пункты об активном участии в распространении газет, журналов в своей деревне, посещение полит. кружка, о личной подписке на газету «Комсомольская правда», об организации красных обозов.

Результаты опроса не замедлили сказаться: за месяц было создано дополнительно 20 инициативных групп по организации колхозов, распространению Государственного займа на тысячи рублей, организованны десятки обозов с хлебом, льном, картофелем.

Мяксинский район к 15 марта 1931 года был коллективизирован на 65% без всякого «нажима сверху», комсомольские ячейки явились хорошими помощниками проведения сплошной коллективизации и в последнее время.

Почему ты не в колхозе? – таков вопрос, поставленный во время опроса, заставил задуматься каждого комсомольца. Результат был таков, что к 15 марта почти все комсомольцы района были членами колхозов. Козохстская ячейка помогла организовать семь колхозов, Мяксинская – пять, ячейка колонии «Приютное» - четыре. Выдвинутый комсомольцами лозунг «Каждая ячейка организует колхоз, каждый комсомолец – член колхоза», первыми выполнили Санниковская и Пустынская ячейки. Все комсомольские ячейки выполнили свои обязательства по заготовкам сельхозпродукции, распространению займа и культурно–массовой работе. Не было ни одной ячейки, которая бы не организовала пяти и более красных обозов в Мяксу. Благодаря помощи комсомольцев Мяксинский район успешно выполнил план заготовки сельхозпродуктов в 1931 году. Комсомольские ячейки пользовались особым вниманием коммунистов, пользовались поддержкой с их стороны, с/советов.

Тов. Ульяновский, вспоминая 1931 год, рассказал, что работниками районных организаций приходилось «жить на местах» по 2 – 3 недели. Райком развернул широко соревнование комсомольских ячеек. Районная газета «Вперёд» в каждом номере отражала подробный материал о проведении опроса, разжигала пламя комсомольского соревнования.

Со страниц газет не сходили призывы, обращения: «Слушай, Ольхово! Пустынская ячейка вызывает Ольховскую ячейку по следующим мероприятиям: каждому комсомольцу до 1 января вступить в колхоз, организовать в деревне колхоз «К новой жизни», организовать два красных обоза с картошкой, поставить два спектакля в фонд всеобуча, организовать два субботника в помощь школе, полностью ликвидировать неграмотность в с/совете, обучить агрохимграмоте не менее 50 человек». Или ещё: «Говорит ячейка колонии «Приютное»: Вызываем на социалистическое соревнование Леушинскую ячейку:

- организовать к 1 февраля 1931 года три колхоза, всех комсомольцев вовлечь в колхоз, организовать три красных обоза с хлебом, один с картофелем, один со льном, распространить займа на 2500 руб. и завербовать в сберкассы 20 вкладчиков. Организовать птицеводческий кружок, вовлечь в формы полит. учёбы всех комсомольцев, распространить не менее 125 экземпляров газет и журналов». /А. Аксёнов. «Комсомол на опросе» стр. 32/.

Договора о соревновании имели все ячейки. Проверке их выполнения уделялось большое внимание, газета отражала ход выполнения договоров, вскрывала недостатки. Не у всех шло гладко. Были комсомольцы, которые не верили в силу колхозного движения и выполнимость заданий первой пятилетки. Колебания сильные обнаружились в Щетинской ячейке, но в целом районная комсомольская организация за полгода со дня опроса выросла больше, чем вдвое: к концу 1931 года в её составе было 1243 человека. Было создано вновь 93 ячейки. К этому периоду активизировала свою деятельность пионерская организация. За 1931 год число пионеров увеличилось в два с лишним раза, вместо 16 пионерских отрядов стало 55.

V. Заключение

Подводя итоги деятельности Мяксинской комсомольской организации периода начала коллективизации /1928 – 1932 г.г./ надо отметить, что её дела, жизнь были связаны с работой партийных организаций. Именно от них комсомольцы получали повседневную практическую помощь. Комсомольские ячейки были поставлены лицом к решению главного вопроса в деревне того периода – к организации и развитию колхозного строительства в районе, во всех малых и больших делах комсомольцев. Комсомольцы видели в коммунистах своих старших товарищей, верили в них. Комсомольцы действовали уверенно, чувствуя за собой поддержку, жили и работали интересной жизнью. Комсомольская организация 30-х годов дала хорошее закалённое пополнение для районной партийной организации. Этими комсомольцами гордятся в настоящее время коммунисты и все трудящиеся совхозов и колхозов Череповецкого района.

Глубокая преданность Родине и партии, убеждённость в марксистко-ленинском учении, честность и принципиальность, высокие нравственные качества и личная дисциплина – такова характеристика от народа большинству комсомольцев 30-х годов.

Немало их пало от ударов и пуль кулака или же преждевременно ушедших из жизни, не пощадивших своего здоровья во имя строительства новой жизни. Многие пали из них смертью храбрых в боях за Родину, другие стояли у руля крупных колхозов в годы Великой Отечественной войны.

И сейчас, в наши дни, нередко в Мяксе можно встретить человека убеленного сединой, который Вам расскажет о трудных и интересных днях колхозного движения в районе. Эти встречи обогатят Ваши знания, их советы будут полезны для жизни.

Имена Аксёновых, Полевиковых, Воробьёвых, Дьяконенковых, Медынских, Ульяновских и многих других сохраняются в истории Мяксы.

Список их пусть уточнят, дополнят пионеры и комсомольцы к 50-летнему юбилею Советской власти. Надо надеяться, что они много ещё узнают о делах комсомольцев 30-х годов. Нет сомнения и в том, что каждую весну будут расти и распускать свои яркие бутоны цветы на могиле Михаила Ивановича Полевикова, им пролитая кровь была отдана за счастье народа.

Сколько бы лет не прошло, каких бы успехов не было достигнуто нами в коммунистическом строительстве, но славные дела коммунистической партии, и дела комсомольцев 30-х годов останутся в памяти поколений советского народа!

 

Студент – заочник IV курса

исторического отделения Вологодского

педагогического института, секретарь

парткома совхоза «Мяксинский»

/А.П. Жданов/

Сентябрь – декабрь

1966 года, с. Мякса



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: