Основы конституционного строя РФ: понятие и структура.




Основы конституционного строя являются важнейшими характеристиками общества, государства во всех его главных проявлениях, и в первую очередь отношений государственной власти со своими гражданами, что в значительной степени определяет правовое положение человека и гражданина.
Именно из основ конституционного строя возникают самые важные общественные отношения между человеком и государством, между различными частями государства, его органами, между государством и общественными организациями. Так, Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепляет и регулирует эти отношения в первой главе, особо подчеркивая, что никакие другие положения Конституции (а тем более других нормативных актов) не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 16 Конституции РФ).

Исходя из этого, под основами конституционного строя следует понимать закрепленные конституционными нормами наиболее важные общественные отношения, возникающие:

    • из экономической и политической основ деятельности государства;
    • из принципов взаимоотношений государства и человека;
    • из структуры самого государства, формы государственного правления, основы государственного устройства и политического режима;
    • из принципов взаимоотношения государства с общественными и другими негосударственными организациями.

Такого полного и концентрированного закрепления важнейших принципов, на которых базируется организация государственной и общественной жизни, как это сделано в Конституции РФ, нет ни в одной из зарубежных конституций. Значение норм гл. 1 подчеркивается и тем фактом, что они не могут изменяться иначе, чем путем принятия новой Конституции (ст. 135 Конституции РФ).
Устанавливая экономические основы государственной власти, Конституция регулирует формы собственности, определяет статус каждой из этих форм, подчеркивая их равенство и право на защиту со стороны государства.

Закрепляя политические основы, Конституция регулирует общественные отношения, возникающие по поводу осуществления народовластия, роли и места государственной власти в обществе, правового положения специально создаваемых различных политических организаций, т.е. определяет механизм политической власти (политическую систему).

 

11. Республиканская форма правления или республика (от лат. res publica - общественное дело) - форма правления, при которой высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок, функционируют на основе разграничения сфер компетенции.

Конституция РФ (ст. 1), закрепляя республиканскую форму правления, не конкретизирует вид (модель) данной формы правления. Как известно из мировой практики, республиканская форма правления - республика подразделяется на: 1) парламентарную республику; 2) президентскую республику; 3) смешанную, парламентарно-президентскую республику.

Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, принадлежностью исполнительной власти правительству, ответственному перед формирующим его парламентом. Главная отличительная особенность парламентарной республики - это провозглашение принципа политической ответственности правительства перед парламентом.

Классическую парламентарную форму правления характеризует следующий способ формирования правительства: оно формируется партиями, обладающими большинством в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом. Однако эта ответственность является исключительно политической. При этом она может выражаться в различных юридических формах, самая жесткая из которых - вотум недоверия со стороны парламента либо отказ парламента в доверии правительству при условии, что оно само поставило вопрос о доверии. В этом случае возможны следующие два варианта: 1) либо правительство уходит в отставку; 2) либо предлагает президенту распустить парламент и назначить новые выборы. В парламентарной республике президент - номинальный глава государства. Его статус может быть выражен формулой: «царствует, но не правит» (сходство с монархом при конституционной монархии - налицо). Президент может при этом наделяться различным объемом полномочий. Однако принимаемые им решения приобретают юридическую силу при условии их контрассигнации, т.е. требуют скрепления подписью главы правительства или соответствующего министра. Специфичен порядок избрания президента. Его избирает парламент либо расширенная коллегия, в которую включаются и члены правительства. Так, в Италии означенная коллегия состоит из членов парламента и представителей от законодательных собраний областей.

Для президентской республики характерны следующие особенности: наделение президента полномочиями главы государства и главы исполнительной власти; избрание президента на всеобщих выборах, вследствие чего не только законодательная, но и исполнительная власть получает мандат от народа; отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику; правительство формируется президентом, он же назначает на высшие должности и смещает с должности в аппарате исполнительной власти. Поскольку президент, как и парламент, избирается народом, легитимность его полномочий не менее значительна, чем у парламента. Поэтому политической ответственности перед парламентом президент не несет. Отношения между парламентом и президентом основываются на принципах системы сдержек и противовесов. Президент осуществляет свои полномочия при поддержке парламента, особенно в таком центральном вопросе государственной власти, как бюджет. Основное преимущество президентской республики заключается в том, что вне зависимости от того, какие партии господствуют в исполнительной или законодательной власти, обе эти ветви власти вынуждены сотрудничать. А это обстоятельство придает режиму особую устойчивость.

Разновидностью республиканской формы правления является парламентарно-президентская, или смешанная, республика. При смешанной форме правления власть президента ослаблена (если он избирается народом), своими значительными полномочиями президент на практике не пользуется, «консервируя» их. Государственная система функционирует главным образом по парламентарному типу. К таким странам принято относить Австрию, Ирландию, Исландию, Португалию, Финляндию, Польшу, Болгарию, Украину, а также и Россию (за некоторыми изъятиями). К смешанной форме правления относится и Франция.

Специалисты по конституционному праву, политики относят Российскую Федерацию либо к президентской, либо к смешанной (президентско-парламентарной) республиканской форме правления. В действительности Российская Федерация характеризуется, скорее всего, квазипрезидентской или квазисмешанной формой правления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: