Методическое обеспечение образовательной программы




Для реализации программы необходимы: плакаты, журналы, природные материалы (дерево, листва, глина), бумага, клей, ножницы, костюмы для праздников, книги, компьютеры, видео и фото оборудование.

Техническое оснащение:

· проектор;

· экран;

· видео – диски;

· магнитофон;

· компьютер.

Дидактическое обеспечение программы: (используются наглядные пособия следующих видов: естественный или натуральный, объёмный, схематический или символический, картинный и картинно-динамический, звуковой, смешанный):

· методические разработки по темам программы;

· подборка информационной справочной литературы;

· сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга учащихся;

· наглядные пособия по темам;

· карты индивидуального пользования по темам;

· образцы творческих работ;

· инструктаж последовательного выполнения работы;

· учебники и журналы;

· видео и фотоматериалы.

Санитарно – гигиенические требования.

Для реализации программы необходимо иметь:

· светлое просторное помещение;

· у каждого ребенка должно быть место за партой и набор необходимых канцелярских принадлежностей;

· расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40см, при меньшем расстоянии может развиться близорукость;

· кабинет должен быть оборудован шкафами для хранения принадлежностей и незаконченных творческих работ, методической литературы и наглядных пособий для занятий;

· в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;

· в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Список использованной литературы

Использованная литература

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.

2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми. – М.: «Сфера», 2005.

3. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.

4. Колокола веков. /Сост. В.Я. Лазарев. М.: «Молодая гвардия», 1976.

5. Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Издательство «УкрНТЭК», 2002.

6. Краеведение: пособие для учителя. /Под ред. А.В. Даринского. М., 1987.

7. Прутченков А.С. "Свет мой, зеркальце, скажи...": Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: Новая школа, 1996.

8. Степкин В.П., Гергель В.Ы. Полная история Донецка. – Донецк: Апекс, 2008.

9. Щербина А.В. Иностранные капиталы в угольной и металлургической промышленности Донбасса и Приднепровья (1861-1914). – Донецк: ООО «Юго-Восток», 2006.

 

Литература для учителя

1. Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе: сборник мероприятий к празднованию Дня Победы / Авт.–сост. М. В. Видякин. – Волгоград, 2007.

2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.

3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми. – М.: «Сфера», 2005.

4. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. - 2-е изд., испр. И доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.

5. Дружинина А. Е. Толерантных отношений в образовательном пространстве // Воспитание школьников. – 2011. – №6.

6. Колокола веков. /Сост. В.Я. Лазарев. М.: «Молодая гвардия», 1976.

7. Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Издательство «УкрНТЭК», 2002.

8. Краеведение: пособие для учителя. /Под ред. А.В. Даринского. М., 1987.

9. Мохотаева Н. Н. Программа «Формирование нравственных ценностей» // Классный руководитель. –2012. – № 3.

10. Прутченков А.С. "Свет мой, зеркальце, скажи...": Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: Новая школа, 1996.

11. Степкин В.П., Гергель В.Ы. Полная история Донецка. – Донецк: Апекс, 2008.

12. Щербина А.В. Иностранные капиталы в угольной и металлургической промышленности Донбасса и Приднепровья (1861-1914). – Донецк: ООО «Юго-Восток», 2006.

Литература для учащихся:

1. Атлас «Люби и знай свой край». М., 1998.

2. Благинина Е. Огонек. Стихи. М.: «Детская литература», 1989.

3. Благинина Е. Бабушка-забота. Стихи. М.: «Детская литература», 1989.

4. Будкин, А. Законы лучше не нарушать, а знать // Мы. - 2009. - № 4.

5. Все о Донецке: спр.. - Донецк: Донбасс, 1983.

6. Все о Донецке: горожанам и гостям столицы Донбасса: спр. пособие. - Донецк: Донбасс, 2003.

7. Дашко В. Права детей // Позакласний час. - 2013. - № 9/10.

8. Мартышин В.С. Твоя родословная: духовно-нравственные основы семьи. - М.: Школьная Пресса, 2000.

9. Рогозин Ю. П. Секреты общения. - М.:Знание, 1991.

10. Федоров С. Символ несокрушимости Донбасса [ Саур - могила] // Донецкая республика. - 2015. - 12-19 февраля (№ 2).

11. Я познаю мир: детская энциклопедия. История./Под ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.


Приложение 1

Глоссарий

Воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося, как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Генеалогия – история рода, родословие.

Герб, -а, м. Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. Государственный герб ДНР.

Герб Донецкой Народной Республики представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. На груди орла — в червлёном щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении и чёрной мантии, с лазоревым мечом и серебряным с золотыми краями щитом с золотым крестом
Гимн - 1. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. Государственный гимн ДНР. Студенческий гимн 2. Вообще — хвалебная песня, музыкальное произведение.

Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Гражданственность – интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Диагностика – изучение процесса и результатов обучения и воспитания.

Духовность - понятие, обозначающее ценностную наполненность внутреннего мира человека: его помыслов, переживаний, душевных состояний, смыслов, поступков.

Интеллектуальное развитие – активное и своевременное раскрытие умственных способностей ребёнка, направленное на воспитание личностных качеств человека, способствующих достижению успеха.

Личность – субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Мораль – принятые в обществе представления о плохом и хорошем. Мораль – это правила, которые устанавливают, какое поведение является правильным, а какое неправильным. Слово «мораль» пришло к нам из французского языка от слова «moralie», которое, в свою очередь, произошло от латинского слова «moralis».

Образовательная среда является совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которой с индивидом происходит становление личности, её мировосприятия.

Патриотизм – в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа. Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Предок – древний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений.
Род - ряд поколений, происходящих от одного предка, а так же вообще
поколение.
Родословная – перечень поколений одного рода, устанавливающий
происхождение и степень родства.
Семья – группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми).

Сотрудничество – взаимодействие взрослых и детей, при котором удовлетворяются обоюдные интересы. При соблюдении примерного паритета.

Сотворчество – способ выражения результатов совместной деятельности и отдачи, ка сила и стимул для поиска гармонии жизни человека, как источник радости и вдохновения.

Содружество – межличностные отношения людей, построенное на общности интересов и потребностей, кодекс дружбы.

Флаг, -а, м. Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.
Флаг ДНР

Чёрный цвет символизирует плодородную землю Малороссии и уголь Донбасса.

Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря.

Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа.


Приложение 2

Гимн ДНР

Великий Донбасс: честь и гордость народа,

Богатые недра, леса и поля,

Наш край трудовой, наша жизнь и свобода, -

Навеки хранимая богом земля!

 

Славься республика, наша народная,

Славься любимый шахтёрский Донбасс!

Славься Держава, духом свободная,

Дружбой народов, связавшая нас!

 

Врагу не сломить нашу крепкую волю,

Мы духом и сердцем во веки сильны,

Единству и братству славянских народов,

Мы будем всегда беззаветно верны!

 

Славься республика, наша народная,

Славься любимый шахтёрский Донбасс!

Славься Держава, духом свободная,

Дружбой народов, связавшая нас!

 

Донецкая Русь сквозь года величала,

Победное знамя своё пронесёт,

Святая народная наша Держава

С надеждой и верой для мира цветёт!

 

Славься республика, наша народная,

Славься любимый шахтёрский Донбасс!

Славься Держава, духом свободная,

Дружбой народов связавшая нас.

Тема занятия «Игра – тренинг «Знакомство»

Цели занятия:
1. Знакомство учащихся между собой.
2. Сформирована мотивация к совместной деятельности.
3. Создан положительный настрой на последующие занятия.
4. Сформирован интерес к процессам самопознания и саморазвития.
Ход занятия.
1. "Снежный ком".
Цель игры: знакомство и запоминание имен всех участников игры.
Правила: участники по кругу называют свои имена следующим образом: 1-ый участник называет своё имя и придумывает на первую букву своего имени слово, характеризующее его (например, Лена - ласковая); 2-ой участник говорит имя и характеристику первого и называет свои - имя и характеристику; 3-ий называет имена и характеристики 1-го и 2-го и называет свои и т.д.
Рекомендации ведущему: необходимо четко объяснить условия выполнения упражнения, а также поучаствовать в игре самому.
Психологический комментарий: знакомство таким образом очень эффективно, однако необходимо обратить внимание на характеристики детей - не допускать самобичевания.
2. "Правила нашей группы".
После того как выбраны имена и состоялось первое знакомство, можно приступить к изучению основных правил социального психологического тренинга. В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными, наиболее типичными.
Рекомендации ведущему: рассказав правило, необходимо его коллективное обсуждение и только в случае стопроцентного принятия членами данной группы, оно принимается. Необходимо заострить внимание на том, что нарушать правила, принятые всей группой, нельзя. Также следует обговорить возможное наказание за несоблюдение данных правил. После того, как ведущий расскажет правила, члены группы могут предложить свои правила, которые также принимаются только в случае согласия с ними всех членов группы.
• Доверительный стиль общения.
Для того чтобы получить наибольшую отдачу, добиться доверия между членами группы, следует предложить принять единую форму обращения друг к другу на "ты". Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т.д.
• Общение по принципу "здесь и сейчас".
Во время тренинга необходимо говорить только о том, что волнует членов группы именно сейчас, обсуждать то, что происходит с ними в группе. Иначе, как проявление психологических защит, может проявляться стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми и др.
• Персонификация высказываний.
Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому фразы должны звучать именно от себя (например, "Я думаю, что..."), а также, не должно быть безадресности (например, не "Многие не поняли меня", а "Вася и Коля не поняли меня").
• Искренность в общении.
Во время работы группы необходимо говорить только правду. Если нет желания высказаться искренне, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.
• Конфиденциальность всего происходящего в группе.
Все, что происходит во время занятий, не разглашается. Это помогает быть искренним, способствует самораскрытию.
• Недопустимость непосредственных оценок человека.
При обсуждении происходящего, мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не говорим "Ты мне не нравишься!", а "Мне не нравится твоя манера поведения!".
• Уважение говорящего.
Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Не перебиваем, не комментируем, а вопросы можно задать лишь после того, как он закончит высказываться.
• Активное участие в происходящем.
Это норма поведения. Активно смотрим, слушаем. Не думаем только о собственном "Я". Только человек, активно участвующий в работе группы может взять что-то для себя.
• Правило "СТОП".
Если кто-то не может в данное время говорить о какой-то проблеме, не готов, то он может отказаться от этого, сказав "стоп". Только необходимо взять всю ответственность за это на себя: группа не сможет помочь этому человеку.

Психологический комментарий: обсуждение и принятие правил - очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания участниками принимаемых ими правил будет строиться работа группы на тренинге.
3. "Ассоциации".
Цель упражнения: получение информации о себе от членов группы.
Правила: один из участников - водящий - выходит за дверь. Группа загадывает одного из оставшихся участников, которого водящий должен угадать. Вернувшись, водящий задает вопросы членам группы и по их ответам пытается угадать человека. Вопросы задаются на ассоциации, возникающие у каждого члена группы в связи с загаданным человеком: С каким животным ассоциируется у тебя этот человек? С какой погодой? Растением? Цветом? И пр. Обычно задается 5 вопросов, и после этого водящий должен назвать того, кого загадали. Дается три попытки. В случае верного ответа загаданный становится водящим, в случае неверного - водящий выполняет это упражнение еще раз.
Рекомендации ведущему: необходимо строго следить за тем, чтобы ассоциации участников группы не обидели загаданного человека. Также следует побыть и в роли водящего, и в роли загаданного самому.
Дискуссия по упражнению: легко ли было угадывать? С чем это связано? Легко ли давать ассоциации на человека? Совпадали ли ассоциации у разных людей? Почему?

Психологический комментарий: данное упражнение позволяет участникам задуматься об особенностях других членов группы, сформировать свою отношение к ним, а также узнать о себе что-то новое. Появляется понимание того, что то, как мы воспринимаем себя не всегда совпадает с мнениями о нас других людей.
4. "Руки".
Цель упражнения: знакомство друг с другом с помощью тактильных ощущений.
Правила: учащиеся получают задание расставить друг друга по теплоте рук от самых теплых до самых холодных. Затем кто-то один проверяет и, в случае необходимости, исправляет ряд. Затем проверяет еще один участник группы и, тоже, исправляет по своему усмотрению.
Рекомендации ведущему: необходимо стимулировать активное участие всех членов группы. Как разновидность данного упражнения могут быть использованы следующие задания: построиться по цвету глаз, по росту и т.д.
Дискуссия по упражнению: легко ли было определять "свое" место в ряду? Почему каждый из нас имеет свое представление о последовательности участников в этом ряду?

Психологический комментарий: Данное упражнение несет в себе не только элемент снятия напряжения участников группы, но так же и диагностический момент - определяются неформальные роли данной группы. Поэтому психологу очень важно обратить внимание на то, чтобы каждый член группы чувствовал себя как можно более комфортно.
Подведение итогов занятия
Каждому участнику предоставляется возможность выразить свои чувства, которые он испытал во время занятия, пожелания ведущему, а также получить ответы на возникшие вопросы. Участники занятия сидят по кругу и по очереди продолжают предложенные фразы: "Я понял...", "Меня удивило...", "Я почувствовал...", "Думаю...", "Мне понравилось..." и т.д.

 

Тема занятия: Дорожите именем своим!

 

Цели занятия:
познакомить с историей возникновения имен, их многообразием; воспитывать интерес к истории своего имени,

именам своих близких, показать историю происхождения и значение имени для каждого человека, способствовать объединению детей на основе общего интереса и общей деятельности.

Ход занятия

1.Вступительная беседа.

Знаете ли вы, что история начинается уже с вашего имени?

Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло неслучайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

Как появились имена? Откуда к нам пришли наши имена? Об этом сегодня узнаем.

2.Презентация групповых проектов «Из истории происхождения имен».

 

3.Практическая работа.

«Ромашка» имен (дети рисуют ромашку и на каждом лепестке пишут варианты своего имени). Знакомство с понятием «тезки».

4.Поисковое задание.

Узнать историю своего имени.

5.Оформление в альбоме страничек «Тайна наших имен и фамилий».

Подведение итогов

 

Тема занятия Моя родословная. Генеалогическое дерево

Цели занятия:
систематизировать сведения, полученные в ходе поисковой работы о своих родственниках, подготовить школьников к составлению генеалогического дерева;

воспитывать любовь к своей семье и всем родным и близким, интерес к истории своего рода.

Ход занятия
1.Беседа.

Родословная- это перечень поколений, имеющих одного предка.

А наука, занимающаяся изучением родословных, называется генеалогия.

Вы собрали сведения о себе, своих братьях, сестрах, о родителях, о бабушках, о дедушках, о прадедушках и о прабабушках, и их родственниках. Обработав всю информацию, мы составим свое генеалогическое дерево, на ветвях которого мы разместим всех родственников по поколениям.

2.Практическое задание.

Посчитайте, сколько родственников вы нашли? Посмотрите, до какого колена вы дошли?

Составление своего генеалогического дерева.

3. Презентация работ.

4.Обсуждение.У кого самая богатая родословная?

Подведение итогов

 

Тема Моя дружная семья.

Цель занятия:

способствовать формированию понятия о семье, родственных отношениях в семье; развивать умение презентации своей семьи; воспитывать уважение к родным и близким; умение радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах.

Ход занятия:

1.Орг.момент:

Начинается занятие.

Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

Глубоко вздохните и выдохните.

Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них.

Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу, семье, родным и близким.

2. Асоциативный куст к слову «СЕМЬЯ».

3. Вступительное слово учителя.

4.Беседа- закрепление понятий: мать, отец – родители; мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка – родственники; группа совместно- проживающих родственников – семья.

Рекомендация: учащиеся к этому занятию должны иметь записки со

сведениями о своей семье (фамилии, имена, отчества, возраст, место работы

или учебы родителей, близких родственников).

5. Презентация мини-проектов «Моя дружная семья»

Учитель предлагает школьникам рассказать о составе своей семьи и

поделиться другими нужными сведениями.

6.Словарная работа: орфография и лексическое значение слова «семья».

«СЕМЬЯ- 7- я», «благодарить-дарить благо».

7.Беседа о взаимоотношениях в семье.

Учитель выясняет, как понимают дети, что значит любить родителей, близких родственников, в чем выражается их любовь. Далее учитель рассказывает на примере семей учащихся о том, как хорошо и много работают родители на производстве, как много делают дома, как помогают им по хозяйству бабушка или дедушка, что полезного делает дома тот, или иной ученик. А также о том, какими должны быть взаимоотношения в семье.

8. Притча «Три сына»:

Три женщины встретились у колодца со стариком. Все три имели сыновей. Одна из них начала разговор о своем сыне и очень хвалила его за то, что он прекрасно поет. Вторая, вступив в разговор, тоже начала хвалить своего сына за то, что он прекрасный танцор. Третья о своем сыне молчала. Но тут подошел мальчик и взял у нее тяжелые ведра. «А где же три сына? – спросил старик. – Я вижу только одного».

Школьники рассуждают о том, почему старик назвал сыном того мальчика, который поднес матери ведра с водой, а не того, кто хорошо пел, и не того, кто хорошо танцевал.

9. Моделирование реальных ситуаций:

1). «Мать и сын». Мать пришла с работы, села на стул и говорит, что очень устала, а надо еще за картошкой идти. Сын подходит к матери и говорит, что он сходит в магазин, спрашивает, что еще купить.

2). «Бабушка и внуки». Бабушка сидит и вяжет, уронила спицу, наклоняется кряхтит, ищет спицу. Рядом за столом делают уроки внук и внучка. Бабушка просит девочку помочь найти спицу. Она отвечает, что ей некогда, она уроки делает. Внук встает и подает бабушке спицу, та благодарит его.

3).«Помощница». Таня спрашивает Олю: «Ты почему гулять не выходила?» Оля отвечает: «Я маме помогала, а ты помогаешь?» «Нет, она не просит», - отвечает Таня.

Рекомендации: в ходе игр учитель руководит действиями детей, обращает внимание на реплики и поступки актеров. Каждая ситуация разбирается после разыгрывания, учащиеся с помощью учителя делают выводы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: