В данном пункте требуется произвести расчет расхода электроэнергии на движение поезда для следующих значений скорости V п: 40; 50; 60; 70; 80 км/ч.
При движении поезда по перегону из контактной сети потребляется электроэнергия, которая расходуется на увеличение кинетической энергии поезда, преодоление основного и дополнительного сопротивления движению, собственные нужды. Кроме этого происходят потери энергии в ТЭД, тяговой передаче, пусковых сопротивлениях. В том случае, если электровоз оборудован системой рекуперативного торможения – часть кинетической энергии преобразуется в электрическую и возвращается в контактную сеть.
А = Ак + А w р + А w п + Апп + Асн – Ар, | (44) |
где Ак – расход электроэнергии на приобретение поездом кинетической энергии, кВт×ч;
А w р – расход электроэнергии на преодоление сопротивления движению при разгоне, кВт×ч;
А w п – расход электроэнергии на преодоление сопротивления движению при движении с постоянной скоростью, кВт×ч;
Апп – потери электроэнергии при пуске, кВт×ч;
Асн – расход электроэнергии на собственные нужды, кВт×ч;
Ар – возврат электроэнергии при рекуперации, кВт×ч.
. | (45) |
Вычисление затрат электроэнергии на преодоление сопротивления движению на участке разгона производится как сумма затрат электроэнергии:
А w р = А w рп + А w ров + А w ра, | (46) |
где А w рп – расход электроэнергии на преодоление сопротивления движению при пуске, кВт×ч;
А w ров – расход электроэнергии на преодоление сопротивления движению при разгоне до выхода на максимальную ступень ослабления возбуждения, кВт×ч;
А w ра – расход электроэнергии на преодоление сопротивления движению при разгоне на автоматической характеристике, кВт×ч.
|
Расчет каждой составляющей производится по формуле
, | (47) |
где w ор i – усредненное основное удельное сопротивление движению поезда на соответствующем участке разгона, Н/кН. Принимается из табл.4;
S р i – путь, пройденный поездом, на соответствующем участке разгона, м.
, | (48) |
где аi – усредненное ускорение на соответствующем участкеразгона, м/с2. Принимается из табл.4;
ti – время прохождения соответствующего участка разгона, мин.
, | (49) |
где D Vi – изменение скорости на соответствующем участкеразгона, км/ч.
Правила выбора величины D V сведены в табл.5.
Таблица 5
Режим | D Vi | |||
V п < V р | V п < V ов | V п ³ V ов | ||
Пуск | Vп | Vр | Vр | |
Разгон до выхода на максимальную ступень ослабления возбуждения | V п – V р | V ов – V р | ||
Разгон на автоматической характеристике | V п – V ов | |||
V п < V р min | V п ³ V р min | |||
Рекуперативное торможение | V п – V р min | |||
Дотормаживание | V р min – V п | V р min | ||
Затраты электроэнергии на участке движения с постоянной скоростью вычисляются по формуле
, | (50) |
где w оу – основное удельное сопротивление движению поезда на участке движения с постоянной скоростью, Н/кН. Рассчитывается по формуле (42) для каждого значения скорости Vп;
S у – путь, пройденный поездом на участке движения с постоянной скоростью, м.
S у = S пер – S рп – S ров – S ра – S рт – S дт, | (51) |
где S пер – длина рассчитываемого перегона, м;
S рп – путь пуска, м;
S ров – путь разгона до выхода на максимальную ступень ослабления возбуждения, м;
S ра – путь разгона на автоматической характеристике, м;
|
S рт – путь рекуперативного торможения, м;
S дт – путь дотормаживания, м.
. | (52) |
Величины S рп, S ров, S ра вычислены при расчете А w p. Величины S рт и S дт вычисляются аналогичным образом.
Потери электроэнергии при пуске вычисляются как доля от расхода электроэнергии при разгоне до скорости выхода на безреостатную позицию параллельного соединения ТЭД:
, | (53) |
где w оп – усредненное основное удельное сопротивление движению поезда на пути пуска, Н/кН. Принимается из табл.4;
k п – коэффициент пусковых потерь. Для электровоза ВЛ11М при нечетном числе секций k п = 0,5; при четном числе секций .
В случае, если V п < V р в формулу для Апп подставляется величина V = V п; величина S рп вычисляется по формуле (48). В случае, если V п ³ V р в формулу для Апп подставляется величина V = V р; величина S рп принимается из расчетов А w pп.
, | (53) |
где I сн – расчетный ток, потребляемый на собственные нужды электровоза при номинальном напряжении в контактной сети, А. Принимается по приложению 1;
Т х – расчетное время хода по перегону, мин.
Расчетное время хода поезда по перегону определяется как суммарное время прохождения отдельных участков кривой движения:
Т х = t п + t ов + t а + t у + t рт + t дт, | (54) |
где t п – время пуска, мин;
t ов – время разгона до выхода на максимальную ступень ослабления возбуждения, мин;
t а – время разгона на автоматической характеристике, мин;
t у – время движения с постоянной скорости, мин;
t рт – время рекуперативного торможения, мин;
t дт – время дотормаживания, мин.
Величины t п, t ов, t а вычислены при расчете А w p. Величины t рт и t дт вычисляются аналогичным образом. При этом приращение скорости на участках рекуперативного торможения и дотормаживания принимается по табл.5.
|
Величина t у вычисляется по формуле
. | (55) |
При рекуперативном торможении количество электроэнергии, возвращаемое в контактную сеть равно разности кинетической энергии поезда в начале и конце рекуперативного торможения за вычетом расхода электроэнергии на преодоление сопротивления движению на пути рекуперативного торможения:
, | (56) |
где w орт – усредненное основное удельное сопротивление движению поезда на пути рекуперативного торможения, Н/кН. Принимается из табл.4.
Результаты расчетов по данному пункту следует оформить в виде табл.6.
Величина Ат, приведенная в табл.6 является расходом электроэнергии на движение поезда по перегону без учета рекуперации:
Ат = Ак + А w р + А w п + Апп + Асн. | (57) |
8. Расчет удельного расхода электроэнергии.
Удельным расходом электроэнергии на железнодорожном транспорте называется расход электроэнергии на выполнении единицы перевозочного процесса. В грузовом движении это величина электроэнергии, затраченной на единицу выполненной работы. Размерность удельного расхода электроэнергии .
Удельный расход электроэнергии определяется выражением:
. | (58) |
Для оценки эффективности применения рекуперативного торможения на участке может быть использована величина удельного расхода электроэнергии без учета рекуперации:
. | (59) |
Результаты расчета заносятся в табл.6. По результатам расчета необходимо построить зависимости а = ¦(Т х), абр = ¦(Т х).
Таблица 6
V п, км/ч | |||||
t п, мин | |||||
t ов, мин | |||||
t а, мин | |||||
t у, мин | |||||
t рт, мин | |||||
t дт, мин | |||||
Т х, мин | |||||
S рп, м | |||||
S ров, м | |||||
S ра, м | |||||
S у, м | |||||
S рт, м | |||||
S дт, м | |||||
Ак, кВт×ч | |||||
Апп, кВт×ч | |||||
Асн, кВт×ч | |||||
А w рп, кВт×ч | |||||
А w ров, кВт×ч | |||||
А w ра, кВт×ч | |||||
А w р, кВт×ч | |||||
А w п, кВт×ч | |||||
Ат, кВт×ч | |||||
Ар, кВт×ч | |||||
А, кВт×ч | |||||
абр, Вт×ч/т×км | |||||
а, Вт×ч/т×км |
Рекомендуемая литература
1. Правила тяговых расчетов для поездной работы. – М.: Транспорт, 1985. 287 с.
2. Осипов С.И. и др. Основы локомотивной тяги. – М.: Транспорт, 1979. 440 с.
3. Гребенюк П.Г., Долганов А.Н., Скворцива А.И. Тяговые расчеты. Справочник. М.: Транспорт, 1987, 272 с.
Приложение 1
Паспортные параметры электровоза ВЛ11М, необходимые для расчетов
Наименование параметра | Величина | |
Расчетная масса двухсекционного электровоза, т | ||
Тип тягового двигателя | ТЛ2К1 | |
Номинальное напряжение ТЭД, В | ||
Номинальный ток ТЭД, А | ||
Номинальная частота вращения якоря ТЭД, об/мин | ||
Сопротивление обмотки якоря, Ом | 0,035 | |
Сопротивление обмотки главных полюсов, Ом | 0,03 | |
Сопротивление обмотки дополнительных полюсов, Ом | 0,01 | |
Сопротивление компенсационной обмотки, Ом | 0,005 | |
КПД ТЭД | 0,931 | |
КПД тяговой передачи | 0,985 | |
Передаточное число редуктора | 3,826 | |
Диаметр движущего колеса, мм | ||
Сопротивление обмотки индуктивного шунта, Ом | 0,05 | |
Сопротивление стабилизирующего резистора, Ом | 0,1 | |
Расчетная длина двухсекционного электровоза, м | ||
Максимальный ток возбуждения ТЭД в режиме рекуперации, А | ||
Расчетный ток, потребляемый на собственные нужды, А | ||
Ступени ослабления возбуждения ТЭД | b1 | 0,75 |
b2 | 0,55 | |
b3 | 0,43 | |
b4 | 0,36 |
Приложение 2
Вариант профиля | |||||||||||
Номер элемента | S эл, м | i эл, ‰ | |||||||||
–2 | –1 | –3 | |||||||||
–2 | |||||||||||
10* | –2 | –3* | –6* | 4* | –2 | 6* | –2 | ||||
0* | –10 | –5 | –2 | 0* | |||||||
–2* | 0* | ||||||||||
–1** | –1 | –2 | –2 | ||||||||
–12 | –2 | –5 | –2 | ||||||||
–2 | –2 | –7 | |||||||||
–15 | –12 | 1* | –4 | ||||||||
–2 | –2 | –1 | –2 | ||||||||
–10 | –2** | –5 | 8** | 5** | –10 | ||||||
5** | 0** | ||||||||||
–3 | –1** | –1 | 1** | –10 | 4** | –2 | –1** | ||||
–2 | –1 | ||||||||||
–2 | –1 | –3 | |||||||||
Данные по кривым | |||||||||||
* | S кр, м | ||||||||||
R кр, м | |||||||||||
** | S кр, м | ||||||||||
R кр, м |