Смешение красок путём наложения.




ВВЕДЕНИЕ: НАЧАЛА КРИСТАЛЛОГРАФИИ.

ЧТО ТАКОЕ КРИСТАЛЛ.

 

 
 


 

Всё Мироздание Кристаллу подобно.

Рис.1

Заветный твой кристалл

хранит огонь Небесный.

Пушкин А.С.

 

Прежде изучения основ живописи кристаллическими и земляными красками, необходимо понять, что собою представляет кристалл, постигнуть его сущность.

Кристалл само по себе есть слово греческое, означающее лёд, и, как кажется, прилагалось ко всем блестящим и твёрдым минералам, вследствие общего поверья, что они состояли из необычайных заморозков под влиянием особенного холода.

В минералогии существуют понятия: кристалл и кристаллическое вещество. Кристаллическое вещество – это твердое тело с закономерным внутренним строением. Кристалл – это одна из форм проявления кристаллического вещества.

При благоприятных условиях роста всякое кристаллическое вещество принимает форму кристалла. Облик кристаллов бывает характерным именно для данного минерала.

Минерал зачастую определяется по форме его кристаллов. Особые элементы огранения кристалла – его плоские грани, ребра и вершины. Важное свойство кристаллов, отличающее их от аморфных тел – способность к самоограничению: в процессе свободного роста кристаллы всегда стремятся принять присущую им правильную форму, характерную именно для кристаллов данного вещества.

 

Свойства кристалла, его структуру и влияние на человека изучаются с древнейших времён, однако немногие познали сущность кристалла, Божественный о нём замысел. Выберем из множества теорий и гипотез лишь одну, которая приоткроет нам величественную тайну Мироздания.

Итак,

 

КРИСТАЛЛ И МИР.

ТЕОРИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ ПЛАТОНА. Всё Мироздание Платон уподоблял кристаллу. Он открыл, что «всё пространство наполнено правильными треугольниками двух типов – равносторонними и прямоугольно-равнобедренными/рис.1/. Это два рода «наиболее совершенных»

Рис.1
треугольников. Они, группируясь, образуют правильные многогранники.

4 правильных треугольника являются гранями тетраэдра /рис.2а/.

А: 3+1 Б: 4+4 огонь воздух
8 таких треугольников образуют октаэдр /рис.2б/,

а 20 правильных треугольников дают икосаэдр /рис.2в/.

В: 5+10+5 вода
Пара прямоугольно-равнобедренных треугольника образуют квадрат,

Рис.2
а 6 квадратов являются гранями куба/рис.3/.

Четырём полученным многогранникам отвечают четыре начала: огонь, воздух, вода, земля ».

3+3 Рис.3 Земля  
Элементарным частицам огня Платон приписывает форму тетраэдров,

воздуха – октаэдров,

воды – икосаэдров,

земли – кубов.

 

Ученик Платона, Аристотель /IVдо РХ/ геометрические формы четырёх стихий заменил четырьмя противоположностями простых тел материи /Ср. Василий Великий. Шестоднев, беседа 4/: 1. сухое-горячее – огонь,

2. горячее-влажное – воздух,

3. влажное-холодное – вода,

4. холодное-сухое земля.

 

Далее читаем: «Вещества, образованные как водой, так и землёй, в результате потери тепла и влажности, образуют камни – минералы ».

Эта теория была доказана и развита много веков спустя великими учёными-естествоиспытателями Кеплером, Стеноном, Линнеем, Ломоносовым, Фёдоровым…

Так, в результате наблюдений и экспериментов, почти через 2000 лет после Платона Кеплер /1571-1630/ пришёл к т.н. теории «шаровых упаковок »/рис.4/.

Суть этой теории в том, что всё многообразие кристаллов состоит из элементарных форм, которые обусловлены «упаковками» перво-элементарных совершенных форм – шаров. Группируясь, они образуют триады и тетриады.

Рис.4    
Эти фигуры, в свою очередь, являются родоначальниками треугольника и квадрата, о которых говорилось выше, а также и ромба /рис.4/.

 

§ Примечание. Основой почти для всех сложных фигур являются две простейшие геометрические фигуры – круг и треугольник. Они составляют как бы первооснову для всего многообразия форм. И именно эти две фигуры – круг и треугольник – являются знаками или символами Божества – Творца миров. Это ли не является сущностью Богоподобия Божьего Творения?!

Известно, что в христианской символике существуют знаковые символы: крест, треугольник и круг.

 

Треугольник является символом Троицы – Бога,

а круг – символом вечного Бытия Божия.

Рис.5
Ромб, полученный из 4-рёх сложенных прямоугольных треугольников, можно принять как символ Креста /рис.5/.

 

Из таких-то простейших фигур состоит всё множество разнообразнейших форм, существующих в мире, в том числе и кристаллов!

Говоря о кристаллах, отметим одно открытие, сделанное в XVII веке Н.Стеноном. Он нашёл, что большинство минералов не существовало от начала Мира:

«Изменение положения слоёв послужило причиной образования всякого рода разноцветных камней и открыло вместилище для весьма многих минералов».

А в следующем, XVIII веке, «король ботаники» Карл Линней поведал о тайне рождения благородных камней:

«Земли оседают и выжимают из себя кварц, шпат, слюду. Женские земли затем оплодотворяются мужскими солями, и отсюда рождаются благородные камни».

Поистине, эти благородные камни словно первенцы, царские дети. Подобно тому как в животном мире лев – «царь зверей», так и в мире камней можно сказать, что кристалл – «царь камней». Кристаллы рождаются и растут подобно живым существам. И у последних наблюдается «кристаллоподобие ». Стоит только понаблюдать над растительным и животным миром. Так, если вернуться к теории Кеплера о гармоническом устройстве мира, то мы найдём там упоминание о закономерной красоте форм растительного и животного происхождения. Кстати, учёный свою теорию большей частью построил, наблюдая за… снежинками – этими совершенными, обычными для нас, кристалликами. Он в восхищении восклицает:

«Почему только что выпавшие снежинки, прежде чем сбиться в хлопья, всегда являются 6-угольными с пушистыми, как пёрышки, 6-ю лучами?! Это новогодний подарок, достойный астронома, потому что этот подарок ниспослан с неба и несёт в себе подобие звёзд!»

И ещё: «Кто виновник ромбической фигуры в ячейке пчёл и в зёрнышках гранатового яблока?!»

В XIX в. французский учёный Гаюи как бы продолжает высказывания своих предшественников:

«С какой бы точки зрения ни рассматривать природу, всегда нас поражает обилие и разнообразие её творений. Украшая и оживляя поверхность земного шара постоянным чередованием живых существ, она в то же время в своих подземных расселинах тайно подвергает обработке неорганические вещества, и, как бы играя, порождает бесконечное разнообразие геометрических форм. Известно, что когда молекулы минеральных веществ находятся во взвешенном состоянии в жидкости, они обнаруживают тенденцию к взаимному сближению. Сближаясь и соединяясь, они формируют в совокупности многогранники, которым и дали название кристалл… Даже мельчайшие молекулы материи подвержены в силу высшей мудрости постоянно действующим законам, порождающим определённую гармонию и порядок».

И первым детищем этих законов является кристалл, которым мы «живописуем» в иконе Богом созданный мир, но уже преображённый.

Иконописание кристаллами есть мистическое действо, которое можно уподобить в некотором смысле действу сотворения мира… Икона пишется светом.

КРИСТАЛЛ И ЦВЕТ.

«В минералах скрыты тайны цвета».

Третьяков.

«Образ в искусстве».

Понятие красоты и в природе, и в живописи связано с явлением в с вете ц вета. В живописи существует первоначальная формообразующая энергия – энергия света. А с вет рождает ц вет. И таинство сие возможно в живописи благодаря природному, а, вернее, божественному драгоценному кладу, скрываемому в сокровищнице земли – великому разнообразию кристаллов-самоцветов.

«Камни называются самоцветами, ибо они сами источают сияние. Окрашенный свет, созданный не рукою художника, а самим Творцом, обладает кристальной чистотой и яркостью».*

В минералах скрыты тайны цвета, поэтому при изучении возможностей живописи следует помнить о драгоценных дарах природы. А окрашенный свет, созданный не рукою художника, а самой природой, обладает особой чистотой и яркостью.

Увидеть и насладиться созерцанием цветов нерукотворенного спектра, который скрывают в себе кристаллы, можно с помощью опыта с призмой. Она должна быть изготовлена из оптического стекла, а остальное оборудование /источник света и ставня с отверстием, да экран для проекции лучей/ не составят трудности. Опыт по разложению светового луча проводится в затемненном помещении.

Рис.7.

 

Как уже говорилось в разделе по теории цвета, кристалл не содержит цвет, а только имеет способность отражать лучи с разной длиной волны. И цвет камня обусловлен тем участком спектра, к которому относятся эти лучи.

 

 

*11

Богатство и насыщенность цвета кристалла обусловлены его структурой, прозрачностью, количеством граней и некоторыми другими моментами, характеризующими светоносную способность минерала. Так, в результате проникновения луча света вглубь кристалла он как бы преобразуется, теряя некоторую свою часть и в то же время обогащаясь кристаллической оптикой.

Можно сказать, что окраска кристаллов являет собой таинство проникновения света и рождения цвета.

Следует обратить внимание на то, что спектр имеет постоянную цветовую последовательность, и крайние цвета у спектра всегда красный и фиолетовый, переходящие в пурпур. Это можно наблюдать в природном явлении спектра – радуге; также и в предзакатном небе или ранним утром, на заре – когда небесная сфера полна прозрачной радугой, которая распространяется от горизонта до заоблачных высот. Тогда весь небосвод подобен радуге – у линии земли он имеет красные тона, а кверху переходя к сине-фиолетовому краю спектра. И вся бескрайняя бездна воздушного океана представляет собой ни что иное как необъятный божественный кристалл, страннолепно переливающийся.

Также и другие природные явления-украсы – диво арктического неба – северное сияние, и радужное искрение снежинок и капли утренней росы – все они являются сотаинниками созерцателя мира как божественного кристалла, хранящего ц ветоносный символ завета Бога с человеком.

 

ОПТИКА КРАСОЧНОГО СЛОЯ.

ЦВЕТ И КРАСКА.

Материальным средством для выражения цветового богатства служит краска. Слово «краска» часто используется как синоним слову «цвет», но для художника это совершенно разные понятия: краска – всего лишь материал, а цвет имеет волновую структуру.

В процессе творческого акта художник-иконописец как бы изменяет физико-оптические свойства краски, нанося её различными способами на левкас – прозрачным тонким слоем или густым мазком, пастозно, или же штрихом, то смешивая, то сопоставляя одну краску с другой. В результате краска превращается в цвет – действительный язык художника

О природе цвета подробно сказано в разделе «Теория цвета». О природе краски мы расскажем подробно в этом разделе.

Краска обладает собственными физико-оптическими свойствами, и, вследствие этого, она обладает своим характером и возможностями. И чем глубже художник понимает характер и возможности краски, тем выше его мастерство, тем больше вероятность воплощения поставленной им творческой задачи.

Что же представляет собой краска?

Большинство красок состоит из смеси твёрдого красящего вещества /пигмента/ и прозрачного связующего /эмульсии, масла, воды и т.д./. см. рис.7

 

эмульсия
Условное

обозначение:

       
 
   
минерал
 

 


Рис. 7

 

Пигмент представляет собой прозрачные и непрозрачные частицы вещества, поглощающие и отражающие падающий на них свет, что и определяет его цвет. Кроме того, цвет красочного слоя зависит от концентрации частиц в связующем. По мере увеличения концентрации частиц увеличивается и насыщенность цвета. Краски в зависимости от прозрачности делятся на две группы:

 

1. Корпусные, т.е. кроющие.

2. Прозрачные или лессировочные.

3. Поникающие вглубь грунта /фреска/.

 

 

1. Корпусные краски, т.е. кроющие – краски, которые покрывают поверхность совершенно непрозрачным слоем. В этом случае цвет основы почти не участвует в построении цвета.

 

Условное обозначение:

Красочный слой,

Залевкашенная доска,

Рис. 8 Световой поток.

 

Рис. 9

 
 


2. Прозрачные или лессировочные. Это краски, через слои которых проходит насквозь световой поток, отражается от поверхности основы и вторично проходит сквозь красочный слой.

В этом случае цветовое впечатление будет обусловлено также и цветом основы. И оптика красочного слоя будет богаче, чем в предыдущем примере.

 

3. Наряду с корпусным и лессировочным нанесением красок можно выделить и третий случай – когда красящее вещество проникает вглубь окрашенной поверхности. Это преимущественно касается техники фрески.

 
 
Рис. 10


Условное обозначение:

Красочный слой,

Загрунтовая стена.

 

 

СМЕШЕНИЕ КРАСОК.

 

Основа мастерства художника - умение составлять, смешивать краски, чтобы получить нужный цветовой тон. Типы смешения красок:

1. Механическое сложение /смешивание красок/.

2. Оптическое, которое бывает двух видов:

а/ путём наложения красочных слоёв друг на друга – техника лессировки;

б/ путём сочетания красочных пятен различного цвета – техника мозаики.

Если сравнить принципы смешения красок и цветов, то можно отметить, что они отличаются друг от друга. Так, при смешении цветных лучей полученный цвет будет светлее каждого из смешиваемых цветов, а при смешении красок – часто наоборот. Например, если смешать три основных цветных луча /красный, жёлтый, синий/, то получится белый цвет, а при смешении соответствующих красок – получится условно серый цвет.

 

Смешение красок путём наложения.

Физический смысл этого способа состоит в том, что световой поток, проходя сквозь верхний красочный слой, достигает нижележащего, отражается от него и обратно проходит через верхний слой краски. Понятно, что наложение возможно лишь при условии прозрачности верхнего слоя. Этот способ лежит в основе лессировки и позволяет достигать разнообразных колористических эффектов. Существует несколько способов наложения.

 

1. Нанесение красочного слоя на белый грунт или на белую основу. Так как при достаточно тонком слое всякая краска, в том числе и кроющая, становится прозрачной, то варьирование толщины красочного слоя позволяет получать цветовые тона, различные по светлоте.

2. Нанесение прозрачного слоя краски на цветную основу. В этом случае световой луч, падающий на поверхность красочного слоя, проходя сквозь его толщу, отражается от цветного грунта, поглощается избирательно в зависимости от цвета грунта, и обратный путь луч проделывает уже в новом качестве.

3. Лаковое покрытие /в т.ч. олифа/. Практически оно не изменяет или не должно изменять цветового тона, но заметно повышает насыщенность минеральной темперы.

 

ПАЛИТРА.

 

Взирая на многообразие оттенков цветового строя средневековых икон можно предположить, что палитра их также разнообразна по своему составу. Однако исследования икон раннего периода показали, что это далеко не так.

Рассматривая состав красочного слоя с помощью многократно увеличивающей лупы, установлено, что палитра икон составляла не более 10–15 минералов, из которых два непременно белый и чёрный.

Исследование Лелековой иконостаса Успенского Собора Кирилло-Белозерского монастыря показало, что палитра содержит небольшое количество красочных пигментов /см.табл.1/.

Табл. 1

  Образ   Состав палитры
красные синие жёлтые зелёные ахроматические
  1.киноварь 2.Охра красная 3.гематит 4.Красно-коричневая земля 5.Красная органика 6.Ультрамарин 7.азурит 8.реальгар ауриапигмент 9.охра 10.умбра натуральная 11.глауконит холодный 12.Малахит 13.белила свинцовые 14.сажа
Спас в силах +         + +   +   + + + +
Одигитрия + +       + +   + +     + +
Богоматерь-деисус +   +     + + + + +   + + +
Иоанн Предтеча +     +   + +   +   + + + +
Архангелы +     +   + +   +   + + + +
Великомученики +           +   +   + + + +
Пророки +       + + +   +   +   + +

 

Итак, в палитре цветового строя иконостаса использовано всего лишь 14 минералов, из них 12 цветных и 2 чёрно-белых /белила, чернь/. Основа палитры состоит из пяти красок – трёх цветных /киновари, ультрамарина и охры/ и двух чёрно-белых краски. Как видно, тремя цветными минералами представлены три основных цвета: красный, синий, жёлтый.

 

 

Другой исследователь древних икон – Овчинников - достиг более точных результатов, рассматривая состав колеров в бинокулярную лупу при 100-кратном увеличении с сильным подсветом. Исследование иконы 15 века «Сошествие во ад» Псковской школы показало следующие результаты /см. табл.2/.

Табл. 2

  цвет колера     Состав палитры
красные синие жёлтые зелёные ахроматические
1.киноварь 2.гематит 3.азурит 4.аурипигмент 5.охра 6.реальгар 7.Умбра жжёная 8.Марс коричневый 9.сиена 10.ярь 11.глауконит 12.белила 13.чернь
1. красный + +   +   +           +  
2. жёлтый       + + +           + +
3.сине-зелёный     + +   + +     + + + +
4.зелёный       +   +       + + +  
5.коричневый + +   +   +   +         +
6.белый +   + +   +           + +
7.чёрный           +             +
8.личное +     +   + +   + + + + +

 

Можно выявить некоторую закономерность в составе колеров: почти во всех без исключения замесах присутствуют 4 минерала: аурипигмент, реальгар, белила и чернь. Снова видна закономерность – трёх-составная структура замесов:

Жёлтый - аурипигмент,

Красный - реальгар,

Синий - смесь чёрного с белым.

 

 

Другая икона Псковской школы рубежа 15-16 веков Трёх мучениц - Параскевы, Варвары и Ульяны /табл.3/.

Табл. 3

  КОЛЕР   ПАЛИТРА / СОСТАВ ЗАМЕСА
красные краски синие жёлтые зелёные ахромтические
1.киноварь 2.гематит 3.азурит 4.аурипигмент 5.реальгар 6. сиена 7 умбра 8.ярь 9. глауконит 10. белила 11.чернь
1. красные +     + + +       + +
2. жёлтый + +   + + +          
3.сине-зелёный +     + +     +      
4.зелёный     + + +   +   + +  
5.коричневый + +   +   +       + +
6.белый +   + +           + +
7.чёрный +       +           +
8.личное +     + + +       + +

 

Как видно из примера, в рассматриваемой иконе наблюдается та же самая закономерность троичности замесов, которая выявлена и в других примерах.

Повторим её: в состав замесов входят три цвета –

красный /киноварь, реальгар/,

жёлтый /аурипигмент/,

синий /синие пигменты или белила с чернью/.

 

Задание 1. Попытаться повторить означенные выше замесы, копируя цвет с репродукции иконы.

Задание 2. Выбрать три пары минералов, и на их основе построить колорит выбранной иконы. Эту задачу можно усложнять – то есть уменьшать количество минералов, или же упрощать – то есть увеличивать количество минералов.

Техника исполнения – яично-минеральная темпера на левкасе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: