МИНЕРАЛЬНО - ТЕМПЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ.




ЭМУЛЬСИЯ.

 

Что такое эмульсия и какими качествами обладают эмульсионные краски?

«Если взболтать масло с водой, получится мутная жидкость, легко распадающаяся на составные части. Если же в эту мутню ввести клеющее вещество, то такое химическое соединение масла называется эмульсией.

Желток соединяет в себе 51,5% воды, 15% альбумина и витамина, 22% яичного масла и ~11,5% других веществ. Если его вынуть из белка и смешать механически с водой, мы получим естественную желтковую эмульсию. Но т.к. подобная эмульсия способна к быстому загниванию, в неё вводят кислое, слегка клеющее вещество, обеспечивающее её стойкость.»*

По другому источнику, состав желтка: 20-25% яичного масла, 15-16% альбумина и вителлина, 7-9% лецитина и ~50% воды.

Яичное масло относится к полувысыхающим маслам. Оно состоит, в основном, из олеиновой кислоты и небольшого количества пальмитиновой и стеариновой кислот. Оно имеет насыщенный жёлтый цвет, густую консистенцию, легко делается прогорклым. Высыхают очень медленно – в течение несколких месяцев. Высыхание, вернее, отвердение яичного масла, происходит в результате окисления и полимеризации. После отвердения масла краски, затёртые на желтке, не размываемы водой.

Содержащиеся в желтке альбумин и вителлин – это энергичные эмульгаторы масел, поэтому желток не расслаивается и обладает способностью дополнительно эмульгировать растительные масла в 1,5 раза больше собственного объёма. Это свойство используется для получения красок на жирных эмульсиях.

Лецитин – жирное гигроскопическое вещество, имеющее воскообразную консистенцию, которая замедляет высыхание (отвердение) яичных и других масел.

Прозрачная часть яйца – “ glarea ovi” – представляет собой белок, применявшийся в ранней средневековой живописи в качестве основного связующего вещества темперных красок. Применялись белковые краски для миниатюр и живописи на бумаге.

 

 

 
 


* Шнейдер, Фёдоров.

Приготовление эмульсии.

У Ираклия читаем: «Возьми желток, положи на ладонь, проколи его острием стило и, нажав пальцем, выпусти в сосуд. Добавь воды и сбивай палочкой или прутиком».

Для приготовления красок желток разбавляют водой или слабыми органическими кислотами в соотношении 1:1. С этой целью русские художники обычно использовали квас; итальянские – слабые растворы виноградного уксуса, сок фигового дерева или молодое вино, разбавленное водой; немецкие художники использовали разбавленное водой пиво.

В России в качестве консерванта в эмульсию иногда добавляли поваренную соль, а в ярь-медянку – немного мёда.

§ Для приготовления эмульсии лучше использовать родниковую воду.

§ Раньше существовал обычай молодые лики писать на эмульсии из городского яйца, а лики старцев – на деревенских яйцах, т.к. городские желтки более светлые, чем деревенские. К тому же деревенские имеют более насыщенный жёлтый цвет, близкий к оранжевому.

§ Ченино Ченини пишет, что если лазурит слабо насыщенный, то его лучше приготовлять на деревенском желтке, который обогатит цвет.

 

Желтковые эмульсионные краски обладают следующими качествами:

§ они богаты колоритом,

§ являются кроющими и в то же время становятся прозрачными под олифой или лаком,

§ светоустойчивы, т.е. прочны к воздействию света,

§ эластичны – при высыхании не сжимаются, а, следовательно, не дают трещин,

§ прочно соединяются с левкасом.

 

Недостатки:

§ быстро высыхают,

§ изменяют свой цвет при высыхании.

 

РАСКРЫТИЕ ЦВЕТА.

 

«Красочная часть иконописи разделяется между личниками и доличниками. Это – очень глубокомысленное деление – по принципу внутреннего и внешнего, «я» и «не я» - человеческого лица, как выражения внутренней жизни, и всего того, что не есть лицо, то есть что служит условием проявления и жизни человека – весь мир, как созданный для человека. Замечательная подробность: в понятие лика входят вторичные органы выразительности, маленькие лица нашего существа – руки и ноги. В этом делении всего содержания иконы на личное и доличное нельзя не видеть древнейшего, древнегреческого и святоотеческого понимания бытия, как состоящего из человека и природы; не сводимые друг на друга: это – первобытная райская гармония внутреннего и внешнего. Икона хранит равновесие обоих начал, но представляя первое место царю и жениху природы – лицу, а всей природе, как царству и невесте,- второе. Писание иконы – этой наглядной онтологии – повторяет основные ступени Божественного творчества, от ничто, абсолютного ничто, до Нового Иерусалима, святой твари». *

В процессе написания иконы иконописец как бы повторяет основные ступени Божественного творчества, начиная с фона, который символизирует нетварный Свет и заканчивая ликом святого. Итак, обозначим основные этапы написания иконы:

1) свет,

2) стихии,

3) преображенный растительный мир,

4) преображённый животный мир,

5) преображенный человек.

Поиски выразительности языка связываются с высшей ступенью мастерства. Это трудная задача, требующая «постановки глаза» и определенной художественной культуры. Вообще в искусстве, как и в жизни, крайне важно чувство меры. Оно дается сердцем и рассуждением. Таков общий христианский принцип духовной жизни, и он имеет прямое отношение к искусству. А самое слово «живопись» - слово, утверждающее жизнь. «Живописать», по словарю В. Даля, значит, изображать верно /истинно/ и живо, кистью или словами.

 

 

 
 


*(о. П. Флоренский. «Иконостас»).

Познакомимся теперь с основными этапами раскрытия цвета в иконе. Каждый из этих этапов может повторяться в течение работы несколько раз, – столько, сколько нужно художнику для решения поставленной задачи.

Этапы построения цвета в иконе следующие:

1. Проплазма /или подкладка, подложка/,

2. Основной цвет или санкирь в личном письме,

3. Опись,

4. Притинки,

5. Подрумяна /личное письмо/,

6. Высветление,

7. Лессировка.

Это можно свести в следующую таблицу:

 

  Фон Одежда и др. Личное
  Проплазма Проплазма Проплазма
  Основной цвет Основной цвет Санкирь
  - Опись /графика/ Опись /графика/
  - Притинки Притинки
  - - Подрумяна
  - Высветление Вохрение, движки
  Лессировка Лессировка Лессировка
             

 

Отметим, что эти этапы выполняются неодинаково для всех фрагментов иконы. Например, в работе над фоном используются только 1, 2 и 7 этапы раскрытия цвета /проплазма, основной цвет – множество слоёв, различные лессировки/. Для одежд используются все этапы, кроме подрумянки. И только в личном письме присутствуют все 7 этапов.

 

§ Под личным письмом подразумевается изображение открытых частей тела: лика, шеи, туловища, рук, ног, также и волос.

 

ПРОПЛАЗМА.

 

Проплазма – так называем мы первый слой, накладываемый на левкас. По-другому его можно назвать подкладка, подложка или прокладка. Это ещё не собственно цвет, а только его основа. Назначение проплазмы – повысить сочность цвета, или придать ему дополнительный оттенок.

С помощью проплазмы пишутся не только «сложные», но практически все цвета. Например, для красного цвета рекомендуются жёлтые и оранжевые кристаллические проплазмы. Такая проплазма, просвечивая сквозь основной красочный слой, придаёт ему дополнительный оттенок, делает цвет богаче, помогает достигнуть насыщенного красного цвета.

Для синего цвета хороши умбристые, коричнево–зелёные земляные подложки.

Для раскрытия жёлтых цветов используется широкий спектр подложек – от жёлто-зелёных до оранжево-красных. Именно они определяют оттенок основного цвета.

 

 

§ Следует помнить, что использование в проплазме кристаллических минералов повышают насыщенность основного цвета, а земляные – понижают.

§ Чем прозрачнее проплазма, тем большую роль играют слой основного цвета, и наоборот - чем плотнее слой проплазмы, тем большую роль она играет в построении основного цвета.

§ В личном письме цвет проплазмы не имеет большого значения, т.к. он преимущественно не просвечивает сквозь толстый слой санкиря. Но лучше всё-таки выбрать охристый цвет подкладки под санкирь, т.к. охра имитирует высветленный лик, также она нейтральна по тону и поэтому не мешает строить колорит иконы.

§ Не оставлять белые пятна при раскрытии колорита иконы! /конечно, кроме случаев с присутствием белого цвета в композиции образа/. Ошибочно, когда при раскрытии цвета иконы место личного письма оставляется незакрытым. Белый цвет – самый активный, т.к. содержит в себе все цвета, поэтому наличие белого пятна в композиции существенно изменяет весь колористический строй иконы.

 

 

ОСНОВНОЙ ЦВЕТ. САНКИРЬ.

 

Основной цвет может раскрываться различными способами, рассмотрим наиболее эффективный из них.

Предлагаемый принцип наложения основного цвета – «тёплый-холодный». Он заключается в том, что на красочный слой тёплого оттенка накладывается холодная лессировка, а она покрывается более тёплым замесом и т.д.

Например, если раскрываемый цвет холодный, то хороша тёплая проплазма, а если раскрывается тёплый цвет, то подложка может быть холоднее, чем основной тон. Например, при раскрытии красного цвета может быть жёлто-оранжевая подложка, а под синим слом – умбристые подложки.

В раскрытии основного цвета по этому принципу накладываются слои – лессировки. Например, красноватая – желтоватая, зеленоватая – охристая и т.д.

 

Фон.

Цвет фона должен «дышать», поэтому его красочный слой следует накладывать лёгкими движениями кисти – лессировками. Направление лессировочных слоёв – крест-на-крест /горизонталь – вертикаль и перекрёстно-диагональное/. Затем доработать фон лёгкими мазками – выровнять цвет.

Доску при лессировках лучше держать под небольшим наклоном. Если работа идёт заливкой, то положение доски – горизонтальное.

 

Одежды.

Если раскрывается цвет одежд, то работу над цветом следует начинать сразу с разработки формы. Для этого направление движений кисти должно идти по форме складок одежды. Затем хорошо объединить всё лёгкой лессировкой, варьируя оттенок, добиваясь ощущения ткани.

 

Лик.

Если раскрывается цвет личного письма, то за основной цвет мы будем принимать санкирь.

 

САНКИРЬ.

Подробные сведения о санкире можно почерпнуть в статье А.Н.Овчинникова «О санкире» в книге «Символика христианского искусства». Здесь же отметим некоторые важные моменты.

Санкирь – это «первоначальный заготовительный тон, которым покрывают лики и другие части тела. При последующей работе санкирь остаётся как теневой тон». Цвет санкиря может колебаться от оливково-зелёных тонов через умбристые до охристо-красноватых. Назначение санкиря – формирование объёмности лика, подчёркивание его светоносности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: