Классификация государственных органов. 1 глава





Глава государства

Особое место в системе государственной власти занимает Президент Республики Беларусь, который является Главой государства. Он обеспечивает, в частности, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (статья 79 Конституции). В настоящее время Президентом Республики Беларусь является Александр Григорьевич Лукашенко.

Президент Республики Беларусь избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщность выборов Президента Республики Беларусь — один из важнейших принципов избирательной системы: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, которые достигли 18 лет. Другим важнейшим принципом является свободный характер выборов: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. При этом подготовка и проведение выборов осуществляются открыто и гласно.

Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовало больше половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в выборах.

В Конституции и действующем законодательстве Республики Беларусь предусматривается порядок вступления Президента в должность. Основным моментом инаугурации является принесение вновь избранным Президентом Присяги.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Согласно статье 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов, посредничество между органами государственной власти.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом. Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом ответственность.

Законодательная власть

Органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Наряду с Парламентом законодательную деятельность осуществляет и Президент Республики Беларусь, который согласно Конституции имеет право издавать особый вид нормативных актов — декреты, занимающие тот же уровень, что и законы (статья 101 Конституции).

Парламентом Республики Беларусь является Национальное собрание — представительный и законодательный орган (статья 90 Конституции). Национальное собрание имеет две палаты — Палату представителей и Совет Республики.

Каждая из палат Парламента обладает самостоятельными полномочиями.

Срок полномочий белорусского Парламента — 4 года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

Количественный состав Парламента Республики Беларусь — 174 депутата.

Основная функция любого Парламента — законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной).

Принятие законов — дело обеих палат, однако согласно белорусскому законодательству любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, а затем — в Совете Республики. Каждая из палат имеет и многие другие полномочия, которые являются, как правило, исключительно ее полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты.

Исполнительная власть

Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — является центральным органом государственного управления.

Органы исполнительной власти по масштабу деятельности можно классифицировать на республиканские и местные.

К республиканским органам исполнительной власти можно отнести министерства, государственные комитеты Республики Беларусь. К местным органам исполнительной власти относят исполнительные комитеты, местные администрации.

Правительство Республики Беларусь — коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти, является основным институтом управления государственными делами.

В Республике Беларусь Правительство имеет название — Совет Министров. Работой Правительства руководит Премьер-министр.

В экономической сфере Правительство обеспечивает проведение единой экономической политики; регулирует деятельность всех отраслей экономики, принимает меры по их развитию; разрабатывает прогнозы, концепции, государственные программы экономического и социального развития Республики Беларусь, другие программы и обеспечивает их реализацию; разрабатывает основные направления развития экономики в целом, ее отдельных отраслей, принимает меры по ускорению научно-технического прогресса; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации и др.

В области бюджета и финансов Правительство обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики; ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Национальное собрание проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; предоставляет в установленном порядке правительственные гарантии, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой государственной политики цен и тарифов и др.

Правительство призвано осуществлять широкий спектр мероприятий в социально-культурной сфере. Оно обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения; создает условия для поддержания установленного законодательством Республики Беларусь уровня социального обеспечения; принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты; принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования, обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных и производственных потребностей и др.

Правительство определяет государственную политику в области охраны и улучшения окружающей среды, в области гидрометеорологической деятельности, осуществляет меры по охране и научно обоснованному использованию природных ресурсов и др.

В области обеспечения законности и правопорядка Правительство принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

В области обеспечения национальной безопасности и обороны Правительство принимает меры по защите национальной безопасности и обороноспособности, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь.

Правительство осуществляет ряд других полномочий, в частности, в кадровой сфере, руководит деятельностью республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, активно взаимодействует по ряду вопросов прежде всего в законодательной сфере, в исполнении законов, с Национальным собранием, а также местными Советами депутатов.

Судебная власть

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам и осуществляется Конституционным Судом, а также общими, хозяйственными и другими судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону. При этом какое-либо вмешательство в деятельность судей недопустимо и влечет ответственность по закону.

Судебная власть — разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.

Судебная власть является одной из трех ветвей власти, которые определены в статье 6 Конституции Республики Беларусь.

Перед судебными органами стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граждан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан.

Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосудие), составляет систему судебной власти, которая строится на принципах территориальности и специализации.

В судебную систему Республики Беларусь входят Конституционный Суд, общие суды (во главе — Верховный Суд), хозяйственные суды (во главе — Высший Хозяйственный Суд).

Судоустройство определяется законодательством.

 

29. Политическая система (понятие, элементы, пути дальнейшего совершенствования).

Политическая система — это система взаимодействия государственных и общественных формирований по поводу осуществления политической власти.

К субъектам политической системы можно отнести:

— государство;

— политические партии;

— иные общественные объединения;

— их союзы и ассоциации;

— трудовые коллективы;

— средства массовой информации.

Конституционные основы политической системы составляют основополагающие начала, принципы организации и функционирования политической власти в стране.

Государство - основной элемент политической системы общества. Государство выполняет свою роль в политической системе посредством функций − основных направлений деятельности государства. В юридической литературе выделяют следующие основные функции, присущие современному государству:

− политическая функция;

− экономическая функция;

− социальная функция;

− идеологическая функция.

Современную политическую систему Республики Беларусь можно определить как трансформирующуюся систему, где наряду с новыми компонентами сохраняется ряд элементов предшествовавшей советской политической системы. Политическая система республики имеет ряд отличительных признаков:

• определенный перевес в распределении властных полномочий в сторону исполнительных органов государственной власти;

• недостаточная развитость и адаптированность системы местного самоуправления к новым условиям социально-экономического развития;

отсутствие авторитетных политических партий и движений общенационального масштаба;

• слабость конструктивного компонента в деятельности политической оппозиции;

• фрагментарность политической культуры в условиях

радикального изменения системы ценностей.

Политика– участие в делах гос-ва, это направление гос деятельности.

Политическая система представляет собой комплекс госорганов, полит партий, др, общ, объед, институтов прямой демократии по средствам которых народ осущ власть, и учувствует в управлении делами гос-ва.

Элементы ПС:

Правовое гос-во

Орг гос-ва как основа полит сист.

Полит партии и ООбъед, — ораг. формы участия в осущ. власти.

Трудовые коллект.

Народ – как исполнитель власти основной и ед.

Принципы ПС:

Демократия (плюрал, парлам. паво, местное самоупр.)

Полит плюрал. (многопартийн. разлчн полит структуры)

Соревновательность политич процессе.

Недопустимость испол насильственности при достиж власти

Народ как источник власти

Ролевая автономия звеньев системы

Партиципация (участие народа в решении вопросов снизу до верху)

Верховенство права

30. Понятие экономической системы и ее конституционные основы.

Экономическая система представляет собой совокупность экономических отношений, исторически обусловленных характером собственности, существующей в государстве. К ним относятся отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Исходной базой экономических отношений является собственность. Право собственности представляет собой возможность владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом. Часть 1 ст.13 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что собственность может быть государственной и частной. Субъектами права государственной собственности выступает Республика Беларусь (республиканская собственность) и административно-территориальные единицы (коммунальная собственность). Субъектами права частной собственности могут выступать физические и негосударственные юридические лица.

Конституция Республики Беларусь закрепляет юридическое равенство всех форм собственности, которое включает их равную защиту.

В соответствии с ч.6 ст.13 Конституции Республик Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства, земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. В развитие данного конституционного положения был принят Закон от 5 мая 1998 г. №156-3 «Об объектах, находящихся только в собственности государства».

Важной особенностью является закрепление на конституционном уровне идеи социальной функции собственности: «осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц» (ч.6 ст.44 Конституции Республики Беларусь).

Конституция Республики Беларусь закрепляет возможность перевода имущества из частной собственности в государственную, т.е. национализации. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременной и полной компенсацией стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда» (ч.5 ст.44 Конституции Республики Беларусь).

Следующим элементом экономической системы является труд. Гражданам Республики Беларусь гарантировано право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ч.1 ст.41 Конституции Республики Беларусь).

Конституция устанавливает свободу труда, запрещая принудительный труд, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении (ч.4 ст.41 Конституции Республики Беларусь). Гарантируется справедливая доля вознаграждения за труд. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности (ч.2 ст.42 Конституции Республики Беларусь).

Важным элементом экономической системы являются финансы. Конституция Республики Беларусь содержит раздел седьмой «Финансово-кредитная система Республики Беларусь». В него включены основополагающие положения о республиканских и местных бюджетах, о банковской системе Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь закрепляет также принципы экономической деятельности. Один из важнейших конституционных принципов современной Беларуси в сфере экономики − свобода экономической деятельности (ч.4 ст.13 Конституции). Он связан с разнообразием форм собственности, свободой предпринимательства, свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, свободой труда, свободой обращения товаров и услуг (свободой торговли) и другими факторами, названными в разных частях Конституции. Вместе с тем, провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, но и предполагает детальное и систематическое государственное регулирование экономических отношений.

Основной Закон исходит из принципа социально ориентированной рыночной экономики, хотя он и не нашел в ней отчетливого словесного выражения. Об этом свидетельствует ч.5 ст.13 Конституции, которая закрепляет следующую норму: «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и экономической деятельности в социальных целях». Этими требованиями предопределяется сущность политики государства в сфере образования, социального обеспечения, привлечения к труду, занятости, налогообложения и т.д. Названный принцип предполагает сочетание саморегулирования общества с государственным регулированием. Вместе с тем, государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (ч.5 ст.13 Конституции Республики Беларусь). Все вышесказанное подтверждает положение о том, что тип современной белорусской экономики − "смешанная экономика", т.е. социально ориентированная рыночная экономика.

31. Характеристика форм собственности.

Собственность – это общественные отношения, складывающиеся в процессе присвоения материальных и духовных (интеллектуальных) благ. При этом воля собственника при прочих равных условиях признается доминирующей над волей не собственников при осуществлении владения, пользования и распоряжения присвоенными благами. Объем соответствующих правомочий собственника признается максимально возможным (предельным) - ограниченным только законодательством и договорами. Право собственности зачастую называют «священным» и почти всегда «неотъемлемым» в качестве незыблемой основы прав и свобод личности. Поэтому почти во всех государствах оно регулируется конституциями, а также гражданскими кодексами, многочисленными законами и подзаконными актами.

В Конституции Республики Беларусь собственности посвящены: статья 13, первая часть которой закрепляет две формы собственности: 1) государственную и 2) частную. Остальные части той же статьи, а также статьи 44, 51, 107, 121, 129 определяют общие принципы осуществления государственной и частной собственности.

В частности в экономической литературе можно найти:

1) исторические типы (формы) собственности: первобытнообщинная - рабовладельческая - феодальная - капиталистическая - социалистическая - постиндустриальная (или плюралистическая). Где каждый тип указывает, какой именно социально-экономической формации (историческому этапу развития человечества) присуща та или иная система отношений собственности. Иногда историю делят по-другому, выделяя в ней азиатский, античный, германский и современный типы собственности;

2) иную - «классическую классификацию» двух основных форм собственности: «общая» («общественная») и «частная». Где государственная собственность рассматривается как частный случай общей собственности наряду с «коллективной собственностью». А «собственность юридических лиц» при этом относят то к «коллективной», то к «частной» собственности. Бесспорной же частной собственностью признается только индивидуальная собственность граждан. Иногда называют целых три основных формы собственности: государственная (общественная), принадлежащая всему государству (обществу) – коллективная, принадлежащая части общества (коллективу) – частная (индивидуальная), принадлежащая личностям;

3) смешанную форму собственности, объединяющую две основные (государственную и частную, или общественную и частную) формы, когда одно и то же имущество принадлежит одновременно частникам и госструктурам;

4) деление коллективной (общественной) собственности на разновидности: «кооперативную», «корпоративную», «акционерную», «партийную», «общественных организаций» и т.п. – в зависимости от того, какому коллективу (обществу) принадлежит та или иная собственность;

5) межгосударственную собственность. Где в качестве сособственников или единого собственника выступают несколько государств одновременно, в том числе объединенных в международную организацию, конфедерацию или иной межгосударственный союз;

6) деление собственности на виды по основным отраслям экономики: производственная – торговая – управленческая – потребительская – и др.;

7) «переходную форму» собственности, характерную для периодов коренных трансформаций общественных отношений в связи с приватизацией государственной собственности и (или) национализацией частной собственности, а также с иными экономическими реформами (перестройками);

8) динамические типы отношений собственности: прогрессирующие (динамично-развивающиеся) – стабильные – застойные – деградирующие;

9) типы собственности по структуре (содержанию) всей системы экономических отношений: одно- (моно-) укладные – двуукладные – много- (поли-) укладные; либо рыночные – плановые (административные) – смешанные (рыночно-административные) типы структур отношений собственности;

10) деление частной собственности на трудовую (основанную на личном труде и (или) труде семьи) и предпринимательскую (нетрудовую, основанную на эксплуатации чужого труда).

32. Общественные объединения - элемент политической системы.

Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому право на свободу объединений (ст.36). Правовое положение общественных объединений в Республике Беларусь определяется Законом от 4 октября 1994 г. № 3254-ХІІ «Об общественных объединениях» в редакции Закона от 19 июля 2005 г.

Общественным объединением является добровольное объединение граждан, объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских: социальных, культурных и иных прав. Союзом (ассоциацией) общественных объединений является добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.

Общественные объединения, союзы являются некоммерческими организациями. Все общественные объединения могут создаваться для реализации целей, которые не противоречат Конституции Республики Беларусь. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

На территории Республики Беларусь создаются и действуют общественные объединения:

международные — их деятельность распространяете на территорию Республики Беларусь (одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь — АТЕ) и территорию одного или нескольких иностранных государств;

республиканские — их деятельность распространяете на всю территорию Республики Беларусь;

местные — их деятельность распространяется на территорию одной или нескольких АТЕ Республики Беларусь,

Общественные объединения создаются по инициативе граждан, достигших возраста 18 лет. Граждане, достигшие 16 лет, могут создавать молодежные и детские общественные объединения. Членами общественных объединений' могут быть граждане, достигшие 16 лет. Вместе с тем, в случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, его членами могут быть граждане, не достигшие 16 лет, при условии, что они имеют соответствующее письменное согласие своих законных представителей.

Молодежным признается общественное объединение граждан в возрасте до 31 года (не менее 2/3 от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы, и уставная деятельность которого направлена на обеспечение их социального становления и всестороннего развития.

Детским признается общественное объединение граждан в возрасте до 18 лет (не менее 2/3 от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы, и уставная деятельность которого направлена на обеспечение их социального становления и всестороннего развития.

Для создания и деятельности в Республике Беларусь общественного объединения необходимо:

− для международного общественного объединения − не менее 10 учредителей (членов) от Республики Беларусь и не менее чем по 3 учредителя (члена) от одного или нескольких иностранных государств, а также наличие на территории этих государств организационных структур этого общественного объединения;

− для республиканского общественного объединения − не менее, чем по 10 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска;

− для местного общественного объединения − не менее десяти учредителей (членов) от большинства АТЕ территории, на которую будет распространяться деятельность этого общественного объединения.

В качестве учредителей союза имеют право выступать общественные объединения, принявшие решение создать союз.

Государственная регистрация международных и республиканских общественных объединений, союзов осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь, местных общественных объединений, союзов − управлениями юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета.

На сегодняшний день в Республике Беларусь насчитывается более 2200 общественных объединений.

 

33. Политические партии - элемент политической системы.

Важную роль в политической системе страны игра ют политические партии. Правовое положение политических партий в Республике Беларусь регулируется Законом от 5 октября 1994 г. № 3266-ХІІ «О политических партиях» в редакции Закона от 19 июля 2005 г.

Политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. Союзом (ассоциацией) политических партий является добровольное объединение политических партий, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов. Политические партии, союзы являются некоммерческими организациями. Идеология политических партий не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

В качестве учредителей политической партии имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет и обладающие избирательным правом. Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска. Для создания и деятельности союза необходимо не менее двух политических партий, выступающих в качестве его учредителей (членов).

Политическая партия строится исключительно по территориальному принципу и должна иметь Минскую городскую и областные организационные структуры в большинстве областей Республики Беларусь, создаваемые в порядке, установленном законодательством и уставом политической партии, в шестимесячный срок со дня государственной регистрации политической партии.

Учредители политической партии созывают учредительный съезд, на котором принимают решение о создании политической партии, утверждают ее название и устав, принимают программу и избирают органы политической партии. Учредители союза созывают учредительный съезд, или конференцию, или иное учредительное собрание, на котором принимают решение о создании союза, утверждают его название и устав, избирают органы союза и заключают учредительный договор.

В названии политической партии, ее организационных структур, союза не допускается использование:

— слов «Республика Беларусь», «Беларусь», «национальный» и «народный», если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

— официальных названий (как полных, так и сокращенных) иностранных государств либо ранее существовавших государств;

— имени гражданина − при отсутствии заявления такого гражданина (в случае его смерти − заявления его наследников) о даче согласия на использование в названии политической партии, союза имени этого гражданина;

— указания на превосходство какой-либо расы, национальности, религии или социальной группы.

Политические партии имеют фиксированное членство. Членами политических партий могут быть только дееспособные граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Гражданин Республики Беларусь может быть членом только одной политической партии. Членами союза являются политические партии, входящие в этот союз.

Не могут быть членами политических партий:

— судьи;

— прокурорские работники;

— сотрудники органов внутренних дел;

— сотрудники Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

— сотрудники органов безопасности;

— военнослужащие.

Приостанавливают членство в политических партиях на весь срок своих полномочий Президент Республики Беларусь, члены Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.

Государственная регистрация политической партии осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь.

Политические партии преследуют цели борьбы за власть или участия в ней. Они достигают своих целей и задач посредством разработки и пропаганды политических программ, обращений и заявлений; проведения съездов, конференций и иных собраний; участия в выборах; активизации участия граждан в управлении государственными и общественными делами, в формировании представительных органов и др.





Читайте также:
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.05 с.