Ликвидация политической партии, союза осуществляется:
1) по решению высшего органа политической партии, союза;
2) по решению Верховного Суда Республики Беларусь в случаях:
— совершения политической партией, союзом действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя либо пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;
— нарушения политической партией, союзом законодательства и (или) их учредительных документов в течение одного года после вынесения письменного предупреждения;
— если при государственной регистрации политической партии, союза со стороны их учредителей были допущены нарушения Закона и (или) иных актов законодательства, носящие неустранимый характер;
— если численность политической партии не соответствует требованиям Закона;
— неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии, союза, в срок, установленный решением Верховного Суда Республики Беларусь;
— за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, предусмотренных законодательными актами;
— за получение политической партией, ее организационной структурой, союзом иностранной безвозмездной помощи.
Заявление о ликвидации политической партии, союза подается в Верховный Суд Республики Беларусь Министерством юстиции или Прокуратурой Республики Беларусь.
В настоящее время в Республике Беларусь действует 17 политических партий (по состоянию на 1 декабря 2006 г.), среди которых Либерально-демократическая партия, Аграрная партия, Республиканская партия, Партия БНФ, Коммунистическая партия Беларуси, Белорусская партия женщин «Надежда», Белорусская социал-демократическая партия и др.
|
34. Государство - элемент политической системы.
35. Государство и церковь.
36. Государство и личность.
37. Гражданство РБ: понятие и принципы.
В Республике Беларусь отношения по поводу гражданства регулируются Конституцией (ст.10); Законом от 1 августа 2002 г. №136-З «О гражданстве Республики Беларусь»; Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. №209 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. №755.
Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека (ст.1 Закона «О гражданстве Республики Беларусь»).
Основными принципами гражданства Республики Беларусь являются:
1) принцип единого гражданства, исходя из того, что Республика Беларусь является унитарным государством;
2) каждый имеет право на гражданство, независимо от каких бы то ни было условий (ст.3 Закона «О гражданстве Республики Беларусь»);
3) принцип равного гражданства означает, что все граждане в равной мере пользуются своими правами независимо от оснований и времени его приобретения (исключение — кандидатом в Президенты Республики Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь по рождению);
4) принцип свободного гражданства выражается в том, что гражданство Республики Беларусь не может быть представлено против воли лица, а также существует относительно простая процедура приобретения гражданства и его изменения;
|
5) принцип неотъемлемости гражданства выражается в сохранении за гражданами, проживающими за пределами Республики Беларусь, белорусского гражданства, а также означает недопустимость лишения гражданства;
6) принцип защиты и покровительства граждан за пределами Республики Беларусь;
7) отрицание автоматического изменения гражданства при заключении или прекращении брака с лицом, не принадлежащим к гражданству Республики Беларусь, либо в случае изменения гражданства одним из супругов (ст.7 Закона «О гражданстве Республики Беларусь»);
8) принцип непризнания двойного гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами.
В соответствии со ст.8 Закона «О гражданстве Республики Беларусь» гражданами Республики Беларусь являются:
— лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу Закона «О гражданстве Республики Беларусь»;
— лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с Законом «О гражданстве Республики Беларусь».
38. Условия и порядок приобретения и прекращения гражданства.
Гражданство Республики Беларусь приобретается:
1) по рождению;
2) в результате приема в гражданство Республики Беларусь;
3) в порядке регистрации;
4) по иным основаниям, предусмотренным Законом «О гражданстве Республики Беларусь» (ст.12 Закона).
Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
— родители (единственный родитель) ребенка состоят в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;
|
— один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка;
— один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является иностранным гражданином, − по совместному заявлению родителей независимо от места рождения ребенка. При отсутствии такого заявления ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства;
— родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;
— родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.
Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.
Второе основание приобретения гражданства — прием в гражданство Республики Беларусь.
В гражданство Республики Беларусь на основании письменного заявления может быть принято любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, если оно:
— берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;
— знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;
— постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних семи лет;
— имеет законный источник средств существования;
— не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства (отказе от гражданства) этого государства, за исключением случаев, когда выход (отказ) невозможен либо его нельзя обоснованно требовать.
Семилетний срок проживания может быть сокращен либо не применяться вовсе для:
— белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники и прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь;
— лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющей государственный интерес для Республики Беларусь;
— лиц, имевших гражданство Республики Беларусь или право на гражданство Республики Беларусь, родители (усыновители) которых выбрали для них иное гражданство;
— лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь.
Приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации, т.е. в упрощенном порядке, могут:
— лица, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, при условии, что они родились либо постоянно проживали на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 г., а также супруги таких лиц, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, и их потомки;
— дети − по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя, являющегося иностранным гражданином, неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;
— дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, − по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства.
Заявление о приобретении гражданства Республик Беларусь отклоняется, если заявившее об этом лицо:
— осуждено за совершение преступления против мира, безопасности человечества, военного преступления, преступления против государства;
— имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь;
— является подозреваемым или обвиняемым и в отношении его осуществляется уголовное преследование в Республике Беларусь, а также в иностранном государстве за преступления, признаваемые таковыми законодательством Республики Беларусь, − до вынесения приговора или иного итогового решения по делу;
— осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы, − до истечения срока наказания;
— депортировалось из Республики Беларусь — до истечения срока, позволяющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь повторно обращаться с просьбой о въезде в Республику Беларусь;
— представило ложные сведения или подложные документы;
— состоит на воинской службе, службе в полиции, органах безопасности, юстиции или иных государственных органах иностранного государства.
Гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие:
1) выхода из гражданства Республики Беларусь;
2) утраты гражданства Республики Беларусь.
Выход из гражданства Республики Беларусь — добровольное прекращение лицом отношений гражданства.
Утрата гражданства Республики Беларусь — прекращение отношений гражданства, не связанное с волеизъявлением лица. Гражданство Республики Беларусь утрачивается вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства.
Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусь:
— является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
— имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательств перед Республикой Беларусь, |ее юридическими и физическими лицами;
— не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.
Государственными органами, принимающими участие в решении вопросов гражданства Республики Беларусь, являются:
— Президент Республики Беларусь;
— органы внутренних дел;
— органы дипломатической службы Республики Беларусь за рубежом.
Президент Республики Беларусь:
— определяет порядок приобретения гражданства Республики Беларусь и его прекращения;
— издает указы о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь;
— издает распоряжения в случаях отклонения заявлений о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь.
Органы внутренних дел Республики Беларусь:
— принимают от лиц, постоянно проживающих в Республике Беларусь, заявления по вопросам гражданства, проверяют факты и документы, представленные в обоснование таких заявлений;
— направляют материалы по заявлениям о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь на рассмотрение Президенту Республики Беларусь;
— определяют принадлежность лиц, находящихся на территории Республики Беларусь, к гражданству Республики Беларусь;
— решают вопросы приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации лицами, постоянно проживающими в Республике Беларусь.
Органы дипломатической службы Республики Беларусь осуществляют аналогичные функции в отношении лиц, находящихся за границей.
Заявления по вопросам гражданства Республики Беларусь подаются заявителем лично в письменной форме в органы внутренних дел Республики Беларусь по месту постоянного жительства заявителя, а лицами, постоянно проживающими за границей, − в соответствующий орган дипломатической службы Республики Беларусь. Заявления по вопросам гражданства детей и недееспособных лиц подаются их родителями или другими законными представителями. При невозможности личного обращения заявителя заявление и прилагаемые к нему документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте.
Срок рассмотрения заявлений не должен превышать:
— о приеме в гражданство Республики Беларусь — 1 года;
— о приобретении гражданства в порядке регистрации — 2 месяцев;
— о выходе из гражданства Республики Беларусь — 6 месяцев.
Повторные заявления лица о приеме в гражданство Республики Беларусь или выходе из гражданства Республики Беларусь принимаются не ранее, чем через год после принятия предшествующего решения. В случае возникновения существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть рассмотрено и ранее.
39. Гражданство детей по законодательству Республики Беларусь.
Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
— родители (единственный родитель) ребенка состоят в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;
— один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка;
— один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является иностранным гражданином, − по совместному заявлению родителей независимо от места рождения ребенка. При отсутствии такого заявления ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства;
— родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;
— родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.
Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.
40. Теоретические основы и характеристика понятий: конституционные права, свободы, обязанности, долг, единство прав и обязанностей, равноправие и равенство.
41. Классификация основных прав и свобод.
Конституционные (основные) права и свободы составляют сердцевину конституционно-правового статуса личности. В Конституции применяются термины «права» и «свободы». Право − мера возможного поведения субъекта правоотношений. Существенных различий в содержании этих терминов нет. Считается, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, призван ограждать личность от вмешательства государства в ее внутренний мир (свобода совести, свобода мысли и слова), а «право» предполагает участие личности в делах общества и государства (право избирать и быть избранным, право на забастовку).
Особенности конституционных (основных) прав и свобод заключаются в следующем:
— имеют повышенную значимость для общества;
— составляют ядро других прав, получают свое развитие в правах, установленных другими отраслями права;
— обеспечиваются повышенной правовой охраной.
Конституционные (основные) права и свободы классифицируются следующим образом.
1. Традиционно права и свободы делят на две группы:
— естественные права человека — они принадлежат человеку от рождения и не могут быть дарованы или отчуждены государством (право на жизнь, свобода совести, неприкосновенность личности и др.);
— позитивные права гражданина — они предоставляются государством и могут быть им ограничены (право избирать и быть избранным, право на труд и др.).
2. По времени возникновения выделяют три поколения прав:
— к правам первого поколения относят права, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций. Это личные (гражданские) и политические права. Эти права выражали так называемую «негативную свободу»: они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни;
— к правам второго поколения относят социально-экономические и культурные права (так называемые «позитивные права»);
— к правам третьего поколения (стали формироваться после Второй мировой войны) относят коллективные права.
3. По содержанию права и свободы человека делятся на:
— личные (гражданские) права и свободы — они принадлежат всем лицам, независимо от гражданства:
право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность и достоинств личности, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища;
— политические права − относятся только к гражданам государства:
право на управление делами общества и государства, право избирать и быть избранными в государственные органы, право на свободу объединений, свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования;
— экономические, социальные и культурные права:
право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствием с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда, право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством, общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достойное существование, право трудящихся на отдых, право собственности, право на жилище.
Следует отметить, что личные (гражданские) права относятся к негативным правам, не требующим вмешательства со стороны государства, а экономические, социальные и культурные — к позитивным, реализация которых возможно только с помощью государства.
4. В зависимости от субъекта прав и свобод они делятся на:
— права и свободы человека;
— права и свободы гражданина.
5. По способу реализации права и свободы делятся на:
— индивидуальные права;
— коллективные права.
Права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции, прежде всего, в разделе II «Личность, общество, государство».
42. Конституционно – правовая регламентация и содержание права на жизнь.
43. Свобода, неприкосновенности и достоинство личности.
Согласно ст. 25 Конституции государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.
Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.
Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.
44. Право на личную жизнь.
Согласно ст. 28 Конституции, каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.
Указанная статья закрепляет неприкосновенность личной (частной) жизни, под которой в юридической литературе понимают физическую и духовную область, контролируемую самим человеком. Это право состоит из отдельных элементов (правомочий). Оно включает право гражданина на личную и семейную тайну, свободу общения, свободу располагать собой, включает недопустимость прослушивания и записи его переговоров, просмотр корреспонденции, право на тайну голосования, право на защиту личности и др.
Частной жизнью распоряжается сам индивидуум. Человек свободен в выборе круга общения в неформальной обстановке. К сфере частной жизни относят брак(развод), деторождение, распоряжение собственностью, семейным бюджетом и т.д. Именно поэтому право на личную жизнь предполагает недопустимость прослушивания его переговоров, слежки за ним, нарушения его права на конфиденциальность. Право на неприкосновенность личной жизни принадлежит человеку от рождения, оно не даруется государством.
По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.
45. Свобода передвижения и выбора места жительства.
Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30 Конституции).
Без свободы передвижения не может быть свободы личности. В данном случае речь идет о свободе граждан Беларуси; иностранцы и лица без гражданства ограничены в праве на иммиграцию в Беларусь.
Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья (ст. 48 Конституции).
Провозглашенное в ч. 2 ст. 21 Конституции право на достойный уровень жизни включает в себя и право на жилье (жилище).
46. Право на определение отношения к религии. Свобода совести.
Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (ст. 31 Конституции).
Каждый человек имеет право принимать религию или убеждения по своему выбору; иметь религию или убеждения; исповедовать религию или убеждения как единолично, так и сообща, публичным или частным порядком; отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды; обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с убеждениями.
Согласно ст. 16 Конституции, религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Помимо Конституции отношения в области свободы вероисповеданий регулируются принятым 17 декабря 1992 г. и изложенным в редакции от 31 октября 2002 г. Законом Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях».
47. Свобода мнений и убеждений.
Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются (ст. 33 Конституции).
В названной статье закрепляется как свобода слова, так и свобода печати, которая в свою очередь является средством выражения свободы слова.
Свободой слова нельзя злоупотреблять, она не может быть использована во вред правам и свободам других лиц. Поэтому Конституция, международно-правовые документы допускают ее ограничение.
Одним из способов в реализации свободы мнений, убеждений и их свободного выражения является использование СМИ, участие в собраниях и др общественных мероприятиях, направление обращений в гос органы и т.д.
Согласно Закону о печати и др СМИ гражданам гарантируется свобода печати и др СМИ.
48. Право на национальную принадлежность, пользование родным языком.
В соответствии со ст. 50 Конституции каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.
Под национальностью принято понимать принадлежность лица к какой-либо нации или народности.
Право сохранять свою национальную принадлежность имеют как граждане Республики Беларусь, так и иностранцы, лица без гражданства.
В развитие конституционных норм приняты законодательные и иные нормативные акты. Среди них Закон Республики Беларусь 1993 г. «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» в редакции Закона от 5 января 2004 г., который создает правовую основу в сфере межнациональных отношений, гарантирует свободное развитие национальных меньшинств в Республике Беларусь, основывается на принципах международного права в области прав человека и национальных меньшинств.
На территории Республики Беларусь проживает 130 национальностей. На 16 февраля 1999 г., по данным проведенной переписи, белорусы составляли 81,2 % от всего населения, русские — 11,4, поляки — 3,9, украинцы — 2,4, евреи — 0,3, все другие — 0,8 %. Таким образом, можно говорить о том, что Беларусь — по-лиэтничное государство.
В Конституции в качестве государственных закреплены два языка — белорусский и русский (ст. 17).
Закон Республики Беларусь «О языках в Республике Беларусь» закрепляет положение о свободном развитии и употреблении всех национальных языков, которыми пользуется население республики (ст. 21), провозглашается защита языков (ст. 6), право на воспитание и получение образования на национальном языке (ст. 21).
49. Право на судебную защиту. Право на юридическую помощь.
Согласно ч. 1 ст. 60 Конституции, каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
Исходя из того, что в Конституции оговорена возможность защиты прав и свобод в определенные законом сроки, может быть установлен срок, в течение которого суд обязан принять к рассмотрению дело по существу.
Право на юридическую помощь является одним из основных элементов правового статуса любого человека. Это право гарантируется не только Конституцией, но и рядом международных документов.
Профессионально юридическую помощь призвана осуществлять адвокатура. В соответствии с Законом об адвокатуре адвокатом Республики Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет или не имеющий такого стажа, но прошедший стажировку сроком от шести месяцев до одного года в адвокатуре, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию на право занятия адвокатской деятельностью. Адвокаты и стажеры не могут состоять на службе в государственных, общественных и иных организациях, за исключением лиц, занимающихся научной или педагогической деятельностью.
50. Право на защиту международных организаций.
Согласно ст. 61 Конституции, каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Под исчерпанностью всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты следует понимать использование гражданином всех легальных (предусмотренных законом) возможностей для защиты своих прав и свобод внутри государства. К этим средствам следует относить рассмотрение споров в судах либо в административных органах.