Значение избирательной системы и избирательного права заключается в том, что формирование представительных (выборных) органов, участие в этом процессе граждан осуществляются на легальной, юридической основе, по единым в рамках страны принципам и правилам, учитывающим требования важнейших международных документов, направленным на обеспечение свободных, демократических выборов.
В результате единой демократической процедуры формируются (избираются) государственные органы (Парламент, Президент, местные Советы депутатов). Именно благодаря народному волеизъявлению (ст. 3 Конституции) выборные представительные органы получают легальную основу для осуществления своих полномочий. Эти органы государства становятся легитимными.
В отличие от процедуры назначения должностных лиц выборы в максимальной степени (наряду с референдумом) позволяют народу (избирателям) реализовать свое право на управление делами государства.
Легитимные выборные органы формируют, в свою очередь, другие легитимные властные структуры (Правительство, суды и др.).
79. Принципы избирательного права.
Основными принципами избирательного права Республики Беларусь являются принципы всеобщности, равенства, свободного, прямого и тайного голосования.
Принцип всеобщности означает, что все граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет имеют право участвовать в выборах. В выборах или референдуме не могут участвовать граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участие лица, в отношении которых в порядке, установленным уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержание под стражей (ст.4 Избирательного кодекса Республики Беларусь).
|
В то же время пассивное избирательное право, т.е. право быть избранным, в Республике Беларусь ограничивается возрастным цензом, цензом гражданства и цензом оседлости.
Возрастной ценз — достижение определенного возраста, после которого гражданин приобретает избирательные права. Для пассивного избирательного права, как правило, требуется наличие более высокого возрастного ценза. Так, минимальный возраст кандидата для избрания Президентом Республики Беларусь составляет 35 лет, депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь — 21 год, членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь – 30 лет, депутатом местного Совета депутатов — при достижении 18-летнего возраста.
Ценз гражданства — участие в выборах лишь граждан Республики Беларусь. Вместе с тем Президентом Республики Беларусь может быть избран только гражданин Республики Беларусь по рождению. Такое ограничение не распространяется на кандидатов в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Ценз оседлости — признание за гражданином избирательных прав при условии, если он проживал в стране и на соответствующей территории определенное время.
В соответствии со статьей 58 Избирательного кодекса Республики Беларусь, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право в порядке, предусмотренном Избирательным кодексом, участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов в соответствии с международным договором Республики Беларусь и Российской Федерации.
|
Принцип равенства означает, что каждый избиратель или участник референдума имеет только один голос и кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях. Равенство возможностей в предвыборной борьбе обеспечивается созданием условий, при которых различие материальных и иных возможностей не может предоставлять кому-либо из кандидатов преимущества. Зарегистрированным кандидатам, участвующим в выборах, предоставляются равные доли финансовых средств для проведения предвыборной кампании, а также равные возможности ее ведения.
Гарантиями обеспечения равного избирательного права являются следующие:
— каждый избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей;
— каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается;
— бюллетень для голосования выдается избирателю под роспись членом участковой комиссии после предъявления паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;
— закон предъявляет одинаковые требования к порядку выдвижения и регистрации кандидатов, ведения ими предвыборной агитации;
— кандидат избирается от равного числа избирателей.
Соблюдение этого принципа во многом зависит от принципов образования избирательных округов. В соответствии с Избирательным кодексом в Республике Беларусь избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой. При этом неравенство в численности избирателей округов не должно превышать 10 % (ч.6 ст.15 Избирательного кодекса Республики Беларусь).
|
Принцип свободного голосования означает, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Данный принцип имеет несколько аспектов: с одной стороны, это право, а не обязанность любого гражданина участвовать или не участвовать в выборах, с другой — это запрет оказывать любое давление на волю избирателей. Избирательный кодекс Республики Беларусь детально регламентирует недопустимые меры воздействия на волю избирателей: раздача подарков, денежных средств избирателям и т.д. (ч.2 ст.47 Избирательного кодекса Республики Беларусь).
Принцип прямого голосования означает, что в Республике Беларусь выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, местных Советов депутатов являются прямыми. Президент нашей страны избирается непосредственно всеми гражданами, обладающими избирательным правом. Граждане Республики Беларусь участвуют в референдуме на основе своего прямого волеизъявления. Такой принцип позволяет реализовать право граждан быть избранными и избирать без каких-либо промежуточных звеньев. Кроме прямых выборов в Республике Беларусь используются также косвенные выборы при выборах членов Совета Республики, которые избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня в каждой области и в городе Минске.
Принцип тайного голосования обеспечивает действительную свободу волеизъявления избирателя, свободу выбора без внешнего наблюдения и контроля. Согласно статье 52 Избирательного кодекса каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Процедурой голосования предусматривается, что избиратель под роспись после предъявления паспорта или заменяющего его удостоверения личности получает бюллетень и в специально отведенном месте для голосования без постороннего вмешательства заполняет его. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично. Гарантией осуществления данного принципа является также то, что никто не имеет право вскрывать опущенные в избирательный ящик бюллетени до окончания времени голосования.
80. Избирательные комиссии.
Подготовку и проведение выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, референдума обеспечивают Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов, а также соответственно избирательные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты представителей, избирательные комиссии по выборам депутатов местных Советов депутатов, комиссии по референдуму.
Центральная комиссия возглавляет систему действующих в период подготовки и проведения выборов и республиканских референдумов избирательных комиссий и комиссий по референдуму.
ЦК организует в пределах своих полномочий проведение выборов, республиканских референдумов, решает вопросы, связанные с организацией отзыва депутата Пп и СР. Подготовку и проведение выборов Президента обеспечивают:
1 территориальные комиссии - областные, Минская городская, районные, городские(в городах областного подчинения), районные в городах.
2 участковые комиссии
Подготовку и проведение депутатов Пп обеспечивают:
1 окружные избират комиссии
2 участковые избират комиссии
Избирательным кодексом определены сроки и порядок образования избирательных комиссий.
81. Избирательный процесс и его стадии.
Избирательный процесс можно определить как деятельность государственных органов, граждан, групп граждан, других субъектов избирательного права при проведении выборов и установлении их результатов. Эта деятельность, ее этапы (стадии) нормативно регулируются.
Выделяют следующие стадии избирательного процесса:
1. Назначение выборов.
Конституцией и законодательством определены полномочия Президента и Палаты представителей при назначении выборов.
Выборы нового состава палат Парламента назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента (ст. 91 Конституции).
Палата представителей назначает выборы Президента Республики Беларусь и определяет организационные мероприятия по обеспечению их проведения. В соответствии со ст. 81 Конституции выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее пяти месяцев и проводятся не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Выборы в местные Советы депутатов назначаются с учетом четырехлетнего срока их полномочий (если речь не идет о внеочередных выборах) и необходимости одновременного проведения всей избирательной кампании во все местные Советы депутатов.
2. Составление списка избирателей.
Городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты, а в городах с районным делением — районные администрации, районные исполнительные комитеты в городах и поселках городского типа, где не образованы городские и поселковые исполнительные комитеты, обеспечивают учет избирателей, участников референдума и передают участковым комиссиям списки граждан Республики Беларусь, проживающих на территории соответствующих участков для голосования и имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, подписанные председателями соответствующих исполнительных комитетов, а в городах с районным делением — главами районных администраций. Избирательным кодексом предусмотрен особый порядок составления списков граждан-военнослужащих, находящихся в воинских частях, граждан Республики Беларусь, проживающих за рубежом, а также некоторых других категорий.
Фамилии граждан в списке указываются в порядке, удобном для проведения голосования.
Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, представляются для всеобщего ознакомления за 15 дней до выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, а на участках для голосования, образованных в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, — за два дня до выборов, референдума, голосования об отзыве депутата. Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных о гражданине.
3. Образование избирательных комиссий.
Подготовку и проведение выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, референдума обеспечивают Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов, а также соответственно избирательные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты представителей, избирательные комиссии по выборам депутатов местных Советов депутатов, комиссии по референдуму.
Центральная комиссия возглавляет систему действующих в период подготовки и проведения выборов и республиканских референдумов избирательных комиссий и комиссий по референдуму.
4. Образование избирательных округов.
Избирательный округ — это, по существу, избирательная территориальная единица. Избирательные округа могут быть одномандатными или многомандатными.
Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь.
Для проведения выборов депутатов Палаты представителей на территории Республики Беларусь образуется 110 избирательных округов.
Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов создаются избирательные округа:
• по выборам в областной Совет депутатов — от 40 до 60 избирательных округов;
• выборам в Минский городской Совет депутатов — от 40 до 60 избирательных округов;
• выборам в районный Совет депутатов — от 25 до 40 избирательных округов;
• выборам в городской Совет депутатов (города областного подчинения) — от 25 до 40 избирательных округов;
• выборам в городской Совет депутатов (города районного подчинения) — от 15 до 25 избирательных округов;
• выборам в поселковый, сельский Советы депутатов — от 11 до 15 избирательных округов.
Избирательные округа образуются с примерно равной численностью избирателей.
Списки избирательных округов с указанием их наименований, номеров, границ, числа избирателей и мест нахождения избирательных комиссий публикуются: по выборам депутатов Палаты представителей — Центральной комиссией не позднее чем на пятый день после назначения выборов в Палату представителей, по выборам депутатов местных Советов депутатов — территориальными избирательными комиссиями не позднее чем за 80 дней до выборов в местные Советы депутатов.
5. Образование избирательных участков.
Для проведения голосования и подсчета голосов по результатам выборов, по референдуму, отзыву депутата территория районов, городов, районов в городах делится на участки для голосования.
Участки для голосования образуются с числом не менее 20 и не более 3000 избирателей, участников референдума.
Участки для голосования создаются не позднее чем за два месяца до выборов и не позднее чем за 25 дней до референдума.
6. Выдвижение и регистрация кандидатов.
Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей.
Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.
Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее чем за шесть месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.
Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.
Регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь по общему правилу начинается за 35 дней и заканчивается за 25 дней до выборов, а кандидатов в депутаты начинается за 40 дней и заканчивается за 30 дней до выборов.
Если в целом по Республике Беларусь более 15 % от общего количества проверенных подписей избирателей в подписных листах по выдвижению кандидата в Президенты Республики Беларусь признаны недостоверными, Центральная комиссия отказывает в регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь. Аналогичные нормы действуют и в отношении кандидатов в депутаты Палаты представителей, в депутаты местного Совета депутатов.
К регистрации представляется любое количество кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты.
Кандидат в депутаты может баллотироваться только по одному избирательному округу.
Отказ Центральной комиссии зарегистрировать лицо, выдвинутое кандидатом в Президенты Республики Беларусь, может быть обжалован в Верховный Суд Республики Беларусь в трехдневный срок. Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает жалобу в трехдневный срок, его решение является окончательным.
Отказ в регистрации кандидата в депутаты Палаты представителей может быть обжалован в трехдневный срок в Центральную комиссию. Решение Центральной комиссии может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь в трехдневный срок. Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает жалобу в трехдневный срок, его решение является окончательным.
Отказ в регистрации кандидата в депутаты местного Совета депутатов может быть обжалован в трехдневный срок в вышестоящую избирательную комиссию. Решение вышестоящей территориальной избирательной комиссии в тот же срок может быть обжаловано соответственно в районный (городской), областной суд, который рассматривает жалобу в трехдневный срок. Решение суда является окончательным.
Центральная комиссия, окружная, территориальная избирательная комиссия не позднее чем на четвертый день после регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты передает в средства массовой информации для опубликования сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, профессии, должности (занятия), места работы и места жительства, партийности каждого кандидата в Президенты Республики Беларусь, в депутаты или информирует об этом избирателей другим способом.
7. Предвыборная агитация.
Гражданам Республики Беларусь, политическим партиям, другим общественным объединениям, трудовым коллективам, доверенным лицам кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, инициативным группам, проводящим агитацию за избрание кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, предоставляется право свободного и всестороннего обсуждения предвыборных программ кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их политических, деловых и личных качеств, право проведения агитации за или против кандидата на собраниях, митингах, в средствах массовой информации, а также во время встреч с избирателями.
Избиратели, инициативные группы, доверенные лица депутата имеют право свободно и всесторонне обсуждать вопросы, связанные с отзывом депутата, его деловые и личные качества, вести агитацию за или против отзыва депутата на собраниях, митингах, в средствах массовой информации, а также во время встреч с избирателями.
Иностранные граждане не вправе принимать участие в агитации.
С момента регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты соответствующей комиссией политические партии, трудовые коллективы, граждане, выдвинувшие кандидатов, кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты имеют право на изготовление предвыборных плакатов, призывов, заявлений, надписей, листков, фотоматериалов (далее — плакаты).
При проведении выборов Президента Республики Беларусь, депутатов соответствующая комиссия изготавливает общие плакаты с биографическими данными кандидатов в Президенты Республики Беларусь или кандидатов в депутаты, баллотирующихся в одном избирательном округе, для размещения на участках для голосования и в других установленных местах. Расходы на эти цели осуществляются за счет средств, выделенных из республиканского бюджета на подготовку и проведение выборов.
На всех участках для голосования не позднее 14 дней до выборов оформляются стенды с информационными материалами о кандидатах.
Агитация (в том числе призывы к бойкотированию выборов, референдума) в день голосования не допускается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, сохраняются на прежних местах.
Порядок и количество выступлений кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей по государственному телевидению, а также по радиовещанию устанавливаются Центральной комиссией. Выступления кандидатов обеспечиваются на равных основаниях.
Кандидат в депутаты областного, Минского городского, районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов имеет право на одно бесплатное выступление по местному государственному радиовещанию. Областные, Минский городской органы радиовещания не позднее 30 дней до выборов представляют в областные, Минскую городскую территориальные избирательные комиссии лимит времени для выступлений кандидатов в депутаты по местному радиовещанию. Комиссии определяют время для выступлений кандидатов. Выступления кандидатов в депутаты обеспечиваются на равных основаниях.
Отчеты о заседаниях Центральной комиссии и ее решения систематически публикуются в республиканской печати, а отчеты и решения избирательных комиссий, комиссий по референдуму — в местной печати.
В течение последних 10 дней до выборов, референдума не допускается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, референдумом, прогнозом их результатов.
Подкуп избирателей запрещен.
8. Голосование.
При выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, проведении референдума, голосования об отзыве депутата голосование проводится с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые комиссии оповещают избирателей, участников референдума не позднее чем за 10 дней до выборов, референдума, голосования об отзыве депутата.
На участках для голосования, образованных в воинских частях, санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, участковые комиссии могут объявить голосование законченным и ранее 20 часов, если проголосовали все избиратели, участники референдума, включенные в список.
Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней и установлены ящики для голосования.
Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других лиц не допускается.
Заполненный бюллетень избиратель, участник референдума опускает в ящик для голосования.
Избиратель, участник референдума, не имеющий возможности в день выборов, референдума находиться по месту своего жительства, вправе не ранее чем за пять дней до выборов, референдума в условиях, исключающих контроль за его волеизъявлением, заполнить в помещении участковой комиссии бюллетень и опустить его в опечатанный отдельный ящик для голосования избирателей, участников референдума, которые будут отсутствовать в день проведения выборов, референдума по месту их жительства. Официального подтверждения причин невозможности избирателя, участника референдума прийти в помещение для голосования в день выборов, референдума не требуется.
Досрочное голосование осуществляется с 10 до 14 часов и с 16 до 19 часов в присутствии не менее двух членов участковой комиссии.
Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не смогут прийти в день выборов, референдума в помещение для голосования.
Голосование по месту нахождения избирателей, участников референдума проводится с соблюдением требований Избирательного кодекса.
9. Подсчет голосов и установление результатов выборов.
Непосредственный подсчет голосов осуществляется членами участковых комиссий, далее подсчет голосов ведется вышестоящими комиссиями.
Считается, что выборы Президента Республики Беларусь состоялись, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.
Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.
Если ни один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок по решению Центральной комиссии проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей.
Выборы во втором туре голосования считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, включенных в список граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты Республики Беларусь, получивший во втором туре голосования более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
В случае, если один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь, включенный в бюллетень для баллотирования во втором туре голосования, снял свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат в Президенты Республики Беларусь также считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран, а также в случае выбытия всех кандидатов в Президенты Республики Беларусь или признания выборов Президента Республики Беларусь несостоявшимися или недействительными либо второй тур голосования не позволил определить избранного Президента Республики Беларусь, Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов с повторным выдвижением кандидатов в Президенты Республики Беларусь. При этом она может принять решение о проведении выборов территориальными и участковыми комиссиями в новом составе.
Повторные выборы проводятся в течение трех месяцев после основных выборов. Голосование организуется на тех же участках для голосования по спискам, составленным для проведения основных выборов и уточненным накануне повторных выборов.
Что касается выборов депутатов, то избранным в первом туре повторных выборов считается кандидат в депутаты Палаты представителей, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если выборы были признаны состоявшимися.
Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей округа, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.
Результаты выборов по каждому избирательному округу устанавливаются на заседании территориальной, окружной избирательной комиссии и заносятся в протокол.
Сообщение о результатах выборов по избирательному округу публикуется в печати соответствующей окружной избирательной комиссией не позднее чем на пятый день после выборов.
Если ни один из кандидатов в депутаты Палаты представителей не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок по решению окружной избирательной комиссии проводится в избирательном округе второй тур голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее количество голосов избирателей.
Выборы во втором туре голосования признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25 % избирателей округа, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в депутаты, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
В случае, если один из кандидатов в депутаты местного Совета депутатов, включенный в бюллетень для баллотирования во втором туре голосования, снял свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
За нарушение законодательства о выборах (референдумах) предусмотрены различные виды юридической ответственности, в том числе административная и уголовная.
82. Выдвижение кандидатов в депутаты и предвыборная агитация. Гарантии деятельности кандидатов в депутаты.
Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей.
Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.
Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее, чем за шесть месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.
Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.
Регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь по общему правилу начинается за 35 дней и заканчивается за 25 дней до выборов, а кандидатов в депутаты начинается за 40 дней и заканчивается за 30 дней до выборов.
Если в целом по Республике Беларусь более 15 % от общего количества проверенных подписей избирателей в подписных листах по выдвижению кандидата в Президенты Республики Беларусь признаны недостоверными, Центральная комиссия отказывает в регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь. Аналогичные нормы действуют и в отношении кандидатов в депутаты Палаты представителей, в депутаты местного Совета депутатов.
К регистрации представляется любое количество кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты.
Кандидат в депутаты может баллотироваться только по одному избирательному округу.
Отказ Центральной комиссии зарегистрировать лицо, выдвинутое кандидатом в Президенты Республики Беларусь, может быть обжалован в Верховный Суд Республики Беларусь в трехдневный срок. Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает жалобу в трехдневный срок, его решение является окончательным.